Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 августа 2019 г.

Обновленные центры занятости помогут преодолеть профессиональный спад и выстроить карьеру

В Минтруде подтвердили, что система действующих Центров занятости населения должна меняться, соответствовать времени. Важно выстраивать новые перспективы взаимоотношений с работодателями для привлечения на работу...

Публикации

23 августа 2019 г.

Роструд о применении трудового законодательства: ГИТ в Калужской области разъясняет

В соответствии с  п.1.3. постановления ВС РСФСР от 1 ноября 1990 г. № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин,...

Статистика

23 августа 2019 г.

Росстат: статистика производственного травматизма в Российской Федерации. Обобщенные данные

Производственная травма (трудовое увечье) – это следствие действия на организм различных внешних, опасных производственных факторов. Чаще производственная травма – это результат механического воздействия при наездах, падениях...

Специальная оценка условий труда

23 августа 2019 г.

Периодичность проведения специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда – процедура, безусловно, обязательная для каждого работодателя в России. И, хотя порядок СОУТ оформлен на официальном уровне, в нем есть довольно...

Административный регламент Тамбовской области

14 декабря 2012 г.

УПРАВЛЕНИЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

06 июля 2012 года                                    №71-П
 
 
Об  утверждении  административного регламента предоставления государственной услуги «государственная экспертиза условий труда»
(в редакции приказа Управления труда и занятости населения Тамбовской области от 25.10.2012 № 158-П)
 

В соответствии с постановлением администрации области от 27.01.2011 № 38 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти области» (с изменениями и дополнениями)

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить административный регламент предоставления государственной услуги «государственная экспертиза условий труда»  согласно приложению.

2. Заместителю начальника управления Е.А. Черняковой обеспечить:
исполнение административного регламента предоставления государственной услуги «государственная экспертиза условий труда»;   
опубликование настоящего приказа в газете «Тамбовская жизнь»;
размещение на официальном сайте управления труда и занятости населения области, в сети Интернет и информационной системе «Реестр государственных услуг (функций)».

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
           

Начальник управления                                                        М.С. Филимонов
 
 
 
                                                                  
УТВЕРЖДЕН
приказом управления труда
и занятости населения области
от 25.10.2012 № 158- П
 
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
предоставления государственной услуги
«государственная экспертиза условий труда»
 
1.   Общие положения
 
1.1. Настоящий административный регламент предоставления
государственной услуги «государственная экспертиза условий труда» (далее
– административный регламент) разработан в целях:
реализации трудового законодательства;
повышения качества предоставления государственной услуги «государственная экспертиза условий труда» (далее – государственная услуга);
создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при предоставлении государственной услуги;
определения сроков и последовательности действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги.

1.2. Государственная услуга осуществляется в целях оценки:
качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
соответствия проектов строительства, реконструкции (капитального ремонта), технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники и новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

1.3.  Административный регламент разработан в соответствии с принципами:
соблюдения прав человека и гражданина;
предоставления государственных гарантий в сфере условий труда;
обеспечения приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
прозрачности всех административных действий и процедур для граждан и организаций;
персональной ответственности за соблюдение требований настоящего административного регламента на каждой стадии исполнения государственной услуги.

1.4. Государственная услуга непосредственно осуществляется
государственными гражданскими служащими управления труда и занятости
населения области (далее – Управление), к компетенции которых отнесено предоставление государственной услуги (далее – экспертами), в течение всего служебного времени согласно Правилам внутреннего трудового (служебного) распорядка Управления - ежедневно, кроме субботы, воскресенья и нерабочих праздничных дней, с 8.30 до 17.30 (перерыв с 12.30 до 13.30), накануне нерабочих праздничных дней - с 8.30 до 16.30.
При предоставлении государственной услуги возможно взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами прокуратуры, федеральными судами и мировыми судьями, органами исполнительной власти области, региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями) и работодателями (их объединениями).
Информацию о времени приема документов, порядке и сроках предоставления государственной услуги, а также о месте нахождения Управления и графике (режиме) работы можно получить:
по контактным телефонам: 56-36-02;
на сайте Управления (http://zan.tambov.gov.ru/);
непосредственно в Управлении на информационном стенде и (или) при консультировании экспертами.

1.5. Заявителями государственной услуги являются:

1.5.1.   работник – физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем;

1.5.2.  работодатель – физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (организация), вступившая в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры;

1.5.3.   орган - орган (организация, учреждение) или должностное лицо,
наделенные учредительными и иными статусными документами правом
осуществлять заявление на получение государственной услуги.
От имени получателей государственной услуги обращаться за ее получением имеют право официальные представители юридических лиц (руководители, в установленных случаях-учредители) и физических лиц (уполномоченные ими лица на основании доверенностей, оформленных в порядке, установленном статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации).

1.6.  Порядок информирования о предоставлении государственной услуги.

1.6.1.   Информация о государственной услуги предоставляется:
непосредственно по адресу местонахождения Управления;
с использованием средств массовой информации, телефонной связи, электронного информирования;
посредством размещения в информационных системах общего пользования (в том числе в сети Интернет).

1.6.2. Местонахождения и график работы Управления:
ул. Зои Космодемьянской,6, г. Тамбов, 392020;
контактный телефон (телефон для справок): 8(4752) 56-36-02;
Интернет-адрес http://zan.tambov.ru
Адрес электронной почты: post@zan.tambov.gov.ru
uprzan68@mail.ru понедельник - пятница с 8ч 30мин по 17ч 30мин; перерыв: с 12ч 30мин до 13ч 30мин

1.6.3. Сведения о графике (режиме) работы Управления сообщаются по телефону для справок (консультаций) 56-36-02, а также размещаются на информационном сайте Управления и на информационном стенде внутри здания по адресу местонахождения Управления.

1.6.4. Справочный телефон структурного подразделения Управления, предоставляющего государственную услугу:
8(4752)56-36-02 -отдел охраны труда и государственной экспертизы условий труда Управления.

1.6.5. На информационном стенде в помещении, предназначенном для приема граждан, и в сети Интернет размещается следующая информация:
извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующих деятельность по предоставлению государственной услуги;
схема размещения государственных гражданских служащих, обеспечивающих предоставление государственной услуги по государственной экспертизе условий труда;
график приема граждан должностными лицами Управления;
порядок получения консультаций;
порядок обжалования решений, действий или бездействий должностных лиц, исполняющих государственную услугу.

1.6.6.   Информирование о ходе предоставления государственной услуги осуществляется специалистами Управления при личном контакте с заявителем, а также посредством телефонной связи.
Информация о сроке предоставления государственной услуги сообщается заявителю в устной форме при подаче документов.
 
2.   Стандарт предоставления государственной услуги
 
2.1. Наименование государственной услуги – государственная экспертиза условий труда.

2.2. Государственная услуга предоставляется управлением труда и занятости населения области.

2.3. Результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю (получение заявителем лично) или отправка почтой экспертного заключения либо письменный отказ в предоставлении государственной услуги.

2.4. Срок предоставления государственной услуги определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных на экспертизу материалов и документов, но не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации заявления.

2.4.1. Срок проведения экспертизы по запросу (постановлению, требованию, решению) судов, прокурорских работников, органа (организации), осуществляющего государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, определяется сроком, указанным в запросе этих органов с учетом сложности объекта, но не может быть менее 10 рабочих дней. Если срок исполнения экспертизы не указан, то он не превышает 30 календарных дней со дня регистрации заявления.

2.4.2.   В исключительных случаях (при потребности в дополнительных исследованиях, замерах, пробах и иных процедурах) срок проведения экспертизы может быть продлен начальником Управления, но не более чем на один месяц; заявитель письменно информируется о причинах продления срока проведения экспертизы.

2.5.  Предоставление государственной услуги осуществляется на основании:
Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в редакции от 23.04.2012);
Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в редакции от 03.12.2011);
постановления главы администрации области от 18.04.2012 № 23 «Об утверждении Положения об управлении труда и занятости населения Тамбовской области» (в редакции от 18.06.2012).

2.5.1. Экспертиза осуществляется на основании:
определений судебных органов;
постановлений и требований прокурорских работников;
обращений органов исполнительной власти, работодателей (объединений работодателей), работников, профессиональных союзов (их объединений), иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации;
обращений (требований) органа (организации), осуществляющего государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги «проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий».

2.6.  Для предоставления государственной услуги заявитель представляет в Управление следующие комплекты документов (в зависимости от вида экспертизы):

2.6.1.   В целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда:

2.6.1.1.заявление о проведении экспертизы оценки качества проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда;

2.6.1.2. материалы по аттестации всех рабочих мест по условиям труда в организации:
копия приказа организации (или выписка) о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
перечень рабочих мест, подлежащих аттестации;
карты аттестации рабочего места по условиям труда, с протоколами измерений и оценок;
сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам;
план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
сведения об аттестующей организации, с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организации (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательных лабораторий; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);
протоколы заседаний аттестационной комиссии;
заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии);
итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

2.6.2.     Для проведения экспертизы в целях оценки правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда:
заявление о проведении экспертизы правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
перечни профессий и должностей или локальные нормативные акты организации, в соответствии с которыми работникам предоставляются льготы и компенсации по условиям труда;
карты аттестации рабочих мест (с приложением);
копии трудовых договоров;
коллективный договор (при его наличии).

2.6.3.     Для проведения экспертизы в целях оценки соответствия проектов строительства, реконструкции (капитального ремонта), технического переоснащения производственных объектов и производства государственным нормативным требованиям охраны труда:
заявление о проведении экспертизы оценки соответствия проекта строительства, реконструкции (капитального ремонта), технического переоснащения производственных объектов, производства государственным нормативным требованиям охраны труда;
материалы проекта строительства, реконструкции (капитального ремонта), технического переоснащения производственных объектов, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, вместе с исходной и разрешительной документацией (разделы проекта: общая пояснительная записка; архитектурные решения; конструктивные и объемно- планировочные решения; технологические решения; организация и условия труда работников, управление производством и предприятием; инженерное оборудование, сети и системы инженерно-технического и технологического обеспечения; организация строительства, включая снос и демонтаж; обеспечение доступа инвалидов; сметная документация).

2.6.4.     Для проведения экспертизы в целях оценки соответствия проектов внедрения новой техники и новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда:
заявление о проведении экспертизы оценки соответствия проекта внедрения новой техники, новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
материалы проекта внедрения новой техники, новых технологий в объеме, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, вместе с исходной и разрешительной документацией (разделы проекта: пояснительная записка (техническое описание, назначение и область применения, устройство и принцип работы); ведомость технического проекта (технологическое описание); спецификация, паспорт изделия; инструкция (по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделий); требования безопасности и охраны природы; организация и условия труда работников).

2.6.5.   Для проведения экспертизы в целях оценки фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве, либо о характере и условиях труда  застрахованного, которые предшествовали наступлению страхового случая и профессиональному заболеванию (в зависимости от субъекта экспертизы):
заявление о проведении экспертизы фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному (страховому) случаю на производстве;
копия трудовой книжки работника;
копия трудового договора;
правила внутреннего трудового распорядка организации;
должностная инструкция (для руководителей, специалистов и служащих) или характеристика работ (для рабочих профессий);
карта аттестации рабочего места по условиям труда работника (с соответствующими приложениями);
копия акта расследования несчастного случая на производстве на каждого пострадавшего (форма Н-1) с приложениями;
сертификат соответствия, акты испытаний и (или) приемки, паспорт и иные документы, свидетельствующие о техническом состоянии машин, механизмов и оборудования, используемых работником при выполнении им должностных (профессиональных) обязанностей;
копии (выписки) ранее выданных работодателю предписаний государственных инспекторов труда и (или) должностных лиц соответствующих органов государственного надзора, а также представлений технических инспекторов труда профессиональных союзов об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда.

2.6.6. При проведении экспертизы непосредственно у заявителя им также предоставляются для исследования: штатное расписание; штатная расстановка; организационная структура организации; перечень рабочих мест; формы федерального статистического наблюдения (формы № 1-Т-условия труда и № 7-Т-травматизм) за предшествующие 5 лет; данные анализа состояния и причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; коллективный договор (при наличии); соглашение по охране труда; перечни профессий и должностей или локальные нормативные акты, в соответствии с которыми работникам предоставляются льготы и компенсации по условиям труда; списки лиц, подлежащих медицинским осмотрам, и их результаты; проектно-конструкторская и технологическая документация; документация по охране труда (инструкции, журналы учета инструктажей) и другие документы, позволяющие более объективно и полно оценить предмет экспертизы.

2.6.7. Для проведения повторной экспертизы представляется такой же комплект документов с устраненными замечаниями, указанными в предыдущем отрицательном экспертном заключении.

2.6.8. Если после проведения первичной (предыдущей) экспертизы в установленном порядке в законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты Тамбовской области были внесены изменения, которые влияют на результаты экспертизы, то экспертной оценке вновь подвергается ранее представленный комплект документов, а также дополнительные документы, состав которых исходит из внесенных изменений.

2.6.9. Заявление о проведении экспертизы (приложение № 1 к настоящему административному регламенту) заполняется получателем государственной услуги:
гражданином лично или его представителем при наличии подписи гражданина или уполномоченного им лица;
руководителем органа (организации, учреждения) или уполномоченным им лицом на официальном бланке либо на листе бумаги формата А4 с заверением подписи печатью.
В любом заявлении должны содержаться характеристики, понимаемые однозначно – заказчик (получатель) государственной услуги, его реквизиты, вид экспертизы, количество и вид представленных документов, при необходимости - порядок получения результатов услуги (лично, по почте или иным способом).
Заявление о предоставлении государственной услуги заполняется заявителем (получателем) государственной услуги разборчиво, черными или синими чернилами (пастой) вручную либо с использованием технических средств в машинописном виде, на русском языке. При заполнении не допускается использование сокращений слов и аббревиатур. На заявлении о предоставлении государственной услуги ставится личная подпись получателя государственной услуги и дата обращения.
Заявление оформляется в одном экземпляре.

2.6.10. Представляемый вместе с заявлением комплект документов (в зависимости от вида экспертизы), определенный настоящим административным регламентом, должен быть оформлен в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к соответствующему виду документации.

2.6.11. По своему желанию заявитель дополнительно может представить иные документы, которые, по его мнению, имеют значение при проведении экспертизы и влияющие на подготовку экспертного заключения.

2.6.12. В процессе проведения экспертизы Управление вправе запрашивать у заявителя дополнительную информацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, если производственный контроль возложен на заявителя нормативными правовыми актами (данные лабораторных исследований (измерений) факторов производственной среды, выполняемые за счет средств заявителя аккредитованными в установленном порядке исследовательскими (измерительными) лабораториями или в соответствии с установленными методиками).

2.6.13.    В исключительных случаях при подаче заявления по решению Управления экспертиза (в зависимости от вида экспертизы) может проводиться непосредственно у заявителя.

2.7. Управление не вправе требовать от заявителя:
предоставление документов и информации или осуществлять действия, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
предоставление документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

2.7.1. Отказ в приеме документов не допускается.
Заявители имеют право на неоднократное обращение за предоставлением государственной услуги.

2.8.  Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
представление заявителем неполного комплекта документов, необходимых для исполнения государственной услуги и определенных пунктами 2.6.1 – 2.6.8 настоящего административного регламента;
представление заявителем комплекта документов, не соответствующих требованиям, определенным пунктами 2.6.9, 2.6.10 и 2.6.12 настоящего административного регламента;
отсутствие заявителя в перечне получателей государственной услуги, определенном пунктами 1.5.1 – 1.5.3 настоящего административного регламента;
отказ заявителя провести соответствующие лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, необходимые для оценки;
запрошенный вид экспертизы не входит в компетенцию и полномочия Управления.
При поступлении письменных обращений гражданина (работника) процедура предоставления государственной услуги не инициируется, когда отсутствует фамилия, имя, отчество и почтовый адрес заявителя, обратившегося в Управление.
Предоставление государственной услуги может быть приостановлено в случае отсутствия при проведении экспертизы работодателя (руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя) и невозможности доступа к документам.
При установлении оснований, препятствующих исполнению государственной услуги, Управление письменно уведомляет об этом заявителя.
Предоставление государственной услуги приостанавливается, если экспертом в ходе проведения мероприятий по экспертизе установлено, что вопросы, отнесенные к ее предмету, находятся (или приняты) на рассмотрении в суде.
Если в ходе мероприятия по предоставлению государственной услуги, проводимых по обращению заявителя, экспертом установлено, что по вопросам, отнесенным к предмету экспертизы, имеется вступившее в законную силу судебное решение, им выносится отказ в предоставлении государственной услуги.

2.9. Государственная услуга по проведению всех видов экспертиз предоставляется бесплатно.

2.10. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги не может превышать 20 минут.

2.11. Срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги составляет 1 рабочий день.

2.12. Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга:
прием заявителей осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях;
для удобства заявителей помещения для непосредственного взаимодействия специалистов и заявителей размещаются на нижнем этаже здания;
помещения включают места для ожидания, информирования и приема заявителей;
помещения должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
помещения оборудуются системой кондиционирования воздуха либо вентиляторами;
помещение предоставления услуги должно иметь туалет со свободным доступом к нему в рабочее время;
в период с октября по май в местах ожидания размещаются специальные напольные и (или) настенные вешалки для одежды;

2.12.1. Требования к местам для информирования:
места информирования, предназначенные для ознакомления заявителей с информационными материалами, оборудуются: информационными стендами; стульями и столами (стойками для письма) для возможности оформления документов;
информационные стенды, столы (стойки) для письма размещаются в местах, обеспечивающих свободный доступ к ним лицам, имеющим ограничения к передвижению, в том числе, инвалидам – колясочникам;

2.12.2. Требования к местам для ожидания:
места ожидания должны соответствовать комфортным условиям для заявителей и оптимальным условиям работы специалистов;
места ожидания в очереди на предоставление или получение документов должны быть оборудованы стульями (кресельными секциями) и (или), скамьями (банкетками). Количество мест ожидания определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании, но не может составлять менее 2 мест на каждого специалиста, ведущего прием документов;
места для заполнения документов оборудуются стульями, столами (стойками) и обеспечиваются образцами заполнения документов, бланками заявлений и ручками для письма;
место ожидания должно находиться в холле или ином специально приспособленном помещении площадью не менее 15 квадратных метров;
для создания комфортных условий ожидания на столах (стойках) для письма могут размещаться газеты, журналы, печатная продукция (брошюры, буклеты) по вопросам предоставления услуги.

2.12.3. Требования к местам приема заявителей:
в Управлении организуются помещения для приема заявителей;
количество одновременно работающих кабинетов должно обеспечивать выполнение требований к максимально допустимому времени ожидания в очереди;
рабочее место специалиста должно быть оборудовано персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных, печатающим и сканирующим устройствам;
специалисты, осуществляющие прием, обеспечиваются личными идентификационными карточками и (или) настольными табличками;
место для приема получателей государственной услуги должно быть снабжено стулом, иметь место для письма и размещения документов;
в целях обеспечения конфиденциальности сведений о заявителе, одним специалистом одновременно ведется прием только одного посетителя;
одновременное консультирование и (или) прием двух и более посетителей не допускается.

2.13.    Показатели доступности и качества государственных услуг:

2.13.1. Показателем доступности государственной услуги является:
размещение на портале государственных и муниципальных услуг
области, на официальном сайте Управления, на информационных стендах в Управлении:
информация о государственной услуге, порядке и сроках ее предоставления;
сведения о местонахождении, о графике (режиме) работы, контактных телефонах (телефонах для справок), адресах электронной почты Управления;
размещение бланка заявления и перечня документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
возможность направления запроса и получения информации о ходе предоставления государственной услуги в электронном виде.

2.13.2. Показателями качества государственной услуги является:
предоставление услуги в соответствии с требованиями административного регламента;
наличие различных каналов получения услуги (на стадии направления заявления и пакета документов и на стадии получения экспертного заключения);
соблюдение сроков предоставления услуги;
количество обоснованных жалоб.
2.14. Особенности предоставления государственной услуги в электронном виде.
Ознакомление заявителя с порядком предоставления государственной услуги осуществляется через информационную систему «Портал государственных и муниципальных услуг Тамбовской области (в том числе с формами и образцами документов) (http://zan.tambov.gov.ru/).
 
3. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения
 
3.1.    Последовательность действий по исполнению государственной услуги представлена блок-схемой в приложении № 2 к настоящему административному регламенту.

3.2.  Предоставление государственной услуги по проведению экспертизы включает в себя следующие административные процедуры:
прием и регистрация документов на проведение экспертизы; оценка заявленных материалов;
отказ    в    исполнении    государственной    услуги    по    основаниям, определенным настоящим административным регламентом; организация и проведение экспертизы; подготовка и утверждение экспертного заключения; подготовка решения или рекомендаций.

3.3.   Основанием для приема и регистрации документов на проведение экспертизы является личное обращение заявителя в Управление с письменным заявлением и пакетом документов, необходимых для проведения экспертизы, либо поступление в Управление письменного заявления и пакета документов по почте.
Специалист, ответственный за прием документов, проводит регистрацию заявления и пакета документов и направляет их в порядке делопроизводства начальнику Управления или его заместителю.
Срок выполнения административного действия составляет 1 рабочий день.

3.4. Основанием для оценки заявленных материалов, является письменное поручение начальника Управления или его заместителя о проведении экспертизы конкретному эксперту или группе экспертов.
Эксперт-исполнитель оценивает полноту представленного комплекта документов и соблюдение требований к ним, установленных пунктами 2.6.1 –2.6.10 и 2.6.12 настоящего административного регламента:
документы в установленных законодательством случаях нотариально удостоверены, скреплены печатями, имеют надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц;
тексты документов написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения;
фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства написаны полностью;
в документах нет подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных исправлений;
документы не исполнены карандашом;
документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание;
экземпляры копий документов соответствуют оригиналам (для нотариально не удостоверенных эксперт выполняет на копиях надпись об их соответствии подлинным экземплярам, заверяет своей подписью с указанием фамилии и инициалов).
По результатам оценки представленных документов эксперт принимает решение о предоставлении государственной услуги или об отказе.
Срок выполнения административного действия составляет 5 рабочих дней.

3.5.   При представлении на государственную экспертизу условий труда документации и материалов, не соответствующих установленным требованиям, управление труда и занятости населения области в срок не более 7 дней со дня регистрации документации и материалов уведомляет об этом заказчика. Если заказчик не устраняет указанные недостатки, управление труда и занятости населения области по истечении одного месяца со дня регистрации документации и материалов сообщает заказчику о невозможности проведения экспертизы и возвращает представленные документацию и материалы.

3.6. Основанием организации и проведения экспертизы является полнота и соответствие представленных документов предъявляемым требованиям исходя из существа запрашиваемой экспертизы.

3.7. При проведении экспертизы в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда эксперту необходимо:
проверить соответствие проведенной аттестации рабочих мест установленному порядку;
проанализировать правильность оценки условий труда и их отнесение к категории работ с опасными, вредными и тяжелыми условиями труда (сравнение карт аттестации рабочих мест с результатами замеров значений опасных и вредных факторов производственной среды);
провести анализ оценки рабочих мест на травмобезопасность;
проверить правильность оценки тяжести и напряженности трудового процесса;
проверить правильность оценки выданных работнику сертифицированных средств индивидуальной защиты;
проверить правильность и обоснованность предоставляемых работнику льгот и компенсаций по условиям труда;
проанализировать план мероприятий по улучшению условий и охраны труда с учетом фактического состояния условий труда на конкретном рабочем месте;
определить рабочие места для последующей переаттестации с учетом реализации плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
проверить правильность оформления документации при проведении аттестации рабочих мест.
Срок выполнения административного действия составляет 12 минут на каждую карту аттестации по условиям труда.

3.8. При проведении экспертизы проектов строительства, реконструкции (капитального ремонта), технического переоснащения производственных объектов и производства эксперт оценивает:
представленные документы (состав проектной документации) на их соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда;
рациональность размещения зданий, сооружений и основных транспортных магистралей для безопасности людских потоков;
организацию зон и мест отдыха;
температурно-влажностный режим помещений;
естественное и искусственное освещение;
соблюдение нормативных требований по обеспечению работников запроектированными объектами социально-бытового назначения и создание материальной базы социальной инфраструктуры, включающей цеховые, межцеховые и общезаводские объекты;
укрупненные нормативы площадей помещений:
санитарно-бытового и коммунального назначения;
здравоохранения;
общественного питания;
торгового и бытового обслуживания;
культурно-массового назначения;
производственного обучения;
прочих видов обслуживания;
наличие дополнительных помещений санитарно-бытового обеспечения и условий труда, учитывающих специфику трудовой деятельности социальных групп работающих (женщин, подростков, инвалидов);
правильность составления списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии, а также льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда;
статьи затрат в сметах на: льготы и компенсации работникам, занятым на тяжелых ручных работах, а также работающим во вредных и опасных условиях труда; сооружение объектов социально-бытового обеспечения работающих.
Срок выполнения административного действия составляет не более 28 календарных дней со дня получения экспертом поручения о проведении экспертизы, если иной срок не указан в заявлении (постановлении, требовании, решении) соответствующего органа (организации) либо в поручении.

3.9. При проведении экспертизы в целях оценки правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда оценивается правильность установления и предоставления:
сокращенной продолжительности рабочего времени (дня, смены, недели) на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день;
дополнительного оплачиваемого отпуска за особый характер работы;
повышенной оплаты труда за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
бесплатного получения молока или других равноценных пищевых продуктов на работах с вредными условиями труда либо их заменой компенсационной выплатой;
бесплатного лечебно-профилактического питания на работах с опасными условиями труда;
выдачи бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и (или) обезвреживающих средств на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
бесплатных медицинских осмотров (обследований) на тяжелых работах,  работах  с  вредными  и  (или)  опасными  условиями  труда,  в отдельных видах деятельности и производств, а также психиатрических освидетельствований в отдельных видах деятельности;
трудовой пенсии по возрасту (старости) на льготных условиях за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Эксперту для этого необходимо:
сравнить тождественность наименования профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих по данным первичного кадрового учета организации (работодателя) и записями в трудовых книжках с наименованиями профессий и (или) должностей, предусмотренными Едиными тарифно-квалификационными справочниками, Тарифно-квалификационными характеристиками и Квалификационными справочниками. При необходимости проверить соответствие фактически выполняемых работ (нормы, наряды, рапорты, должностные инструкции и т.п.) с составом и характером работ, предусмотренными по соответствующим профессиям и должностям Едиными тарифно-квалификационными справочниками, Тарифно-квалификационными характеристиками и Квалификационными справочниками;
проанализировать результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (карты аттестации) и проверить правильность отнесения условий труда к категории с вредными и (опасными) условиями труда, тяжелым работам, работам в особых температурных условиях и (или) связанных с загрязнением;
оценить фактическую занятость работников в особых условиях труда;
проанализировать локальные акты и документы организации (работодателя), устанавливающие (определяющие) льготы и компенсации работникам по условиям труда (приказы, положения, перечни и т.п.);
проверить согласованность перечней (списков) организации (работодателя) с соответствующими органами (организациями);
оценить правильность и полноту ведения документации и представляемой отчетности.
Срок выполнения административного действия составляет не более 14 рабочих дней со дня получения экспертом поручения о проведении экспертизы.

3.10. При проведении экспертизы в целях оценки соответствия проектов внедрения новой техники и новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда эксперту необходимо проверить:
соответствие принятых проектных решений по условиям труда заданию на проектирование, а также другим исходным данным, техническим условиям и требованиям, выданным заинтересованными организациями и органами государственного надзора;
наличие необходимых согласований проекта с заинтересованными организациями и органами государственного надзора;
соблюдение комплекса требований, норм и правил (правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических), направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда;
обоснованность применяемой технологии, оборудования, сырья и комплектующих с точки зрения их безопасности и обеспечения благоприятных условий труда;
наличие источников потенциальных опасностей, а также отступлений от действующих норм и правил значений показателей опасных и вредных факторов производственной среды (санитарно-гигиенических, физических, химических, биологических, психофизиологических);
наличие разработанных мероприятий по рациональным режимам труда и отдыха в целях оптимизации напряженности трудовой деятельности;
наличие и правильность отнесения рабочих мест к категориям с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда;
обеспечение защищенности работающих, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда, в том числе техническими средствами коллективной и индивидуальной защиты от воздействия вредных производственных факторов (микроклимат, шум, вибрация, световая среда, ультразвук, тепловое, ионизирующее и другое излучения и т.д.).
Срок выполнения административного действия составляет не более 28 календарных дней со дня получения экспертом поручения о проведении экспертизы.

3.11. При проведении экспертизы в целях оценки фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному (страховому) случаю на производстве, эксперту необходимо:
установить факторы и причины образования (формирования) неблагоприятных условий труда;
определить соответствие предметов труда, орудий труда, сырья и полуфабрикатов, продуктов труда, окружающей среды соответствующим нормам и нормативам;
проверить соблюдение исполнителями требований технологии ведения работ, правил по охране труда, промышленной санитарии, других нормативных документов;
сравнить тождественность наименования профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих по данным первичного кадрового учета организации (работодателя) и записям в трудовых книжках с наименованиями профессий и (или) должностей, предусмотренными Едиными тарифно-квалификационными справочниками, Тарифно-квалификационными характеристиками и Квалификационными справочниками;
выявить весь комплекс факторов производственной среды (физических, химических, биологических, психофизиологических), неблагоприятно влияющих на состояние здоровья работающих. С этой целью используются имеющиеся данные лабораторных исследований рабочих мест в текущем году (журналы, протоколы замеров, заключения участковых терапевтов и медико-социальной экспертизы о наличии случаев профессиональных заболеваний, другие данные о наличии вредных факторов);
проверить итоговые материалы аттестации рабочих мест по условиям труда на предмет правильности оценки фактического состояния условий труда;
сопоставить данные фактических значений вредных факторов производственной среды с установленными нормативными значениями (предельно допустимых концентраций и предельно допустимых уровней); в тех случаях, когда не имеется утвержденных стандартов по нормативам вредных факторов, могут использоваться данные научных исследований с соответствующей аргументацией принимаемых решений;
подготовить рекомендации по улучшению условий и охраны труда;
рассмотреть акт расследования несчастного случая на производстве (форма Н-1) на предмет обоснованности выводов расследования;
подготовить рекомендации по организации труда работника, если в результате несчастного случая на производстве им частично потеряна трудоспособность.
Срок выполнения административного действия составляет 20 рабочих дней со дня получения экспертом поручения о проведении экспертизы.

3.12. Основанием подготовки экспертного заключения является завершение экспертной оценки заявленных материалов.
Если эксперты - соисполнители не пришли к общему мнению, то каждый из них обязан изложить в письменной форме причины своего несогласия с мнением других для рассмотрения их заместителем начальника Управления, выполняющего услуги главного государственного эксперта по условиям труда области.
При выявлении в процессе проведения экспертизы нарушений государственных нормативных требований охраны труда заявителю выдается отрицательное экспертное заключение с указанием установленных нарушений или несоответствий.
Экспертное заключение (приложение № 3 к настоящему административному регламенту) подписывается экспертом (экспертами), проводившим экспертизу, согласовывается с заместителем начальника Управления и направляется начальнику Управления на утверждение.
Срок выполнения административного действия составляет 1 рабочий день.

3.13.Эксперт вправе инициативно выдать заявителю вместе с экспертным заключением письменные рекомендации по улучшению условий и охраны труда.

3.14. При проведении экспертиз по запросам (постановлениям, требованиям, определениям, решениям) судебных органов и органов прокуратуры оценке также могут подлежать документы и действия согласно поставленным перед экспертом вопросам.

3.15. При необходимости, в ходе осуществления всех видов экспертиз могут проводиться соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, а также могут привлекаться высококвалифицированные специалисты сторонних органов (организаций), письменные выводы которых учитываются при подготовке экспертных заключений.

3.16.    Эксперт имеет право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц независимо от того, являются ли они индивидуальными предпринимателями или нет);
с целью качественного и оперативного проведения экспертизы непосредственно у заявителя заблаговременно уведомить администрацию организации (работодателя) о виде, цели проведения экспертизы, характере документов, необходимых для ее проведения;
запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
направлять заявителю рекомендации по улучшению условий и охраны труда.

3.17. Конечным результатом предоставления государственной услуги является получение заявителем (либо отправка по почте) одного экземпляра экспертного заключения вместе с документацией и материалами (оригиналы), прошедшими экспертизу, а также обязательные для исполнения рекомендации (при их наличии).
Второй экземпляр экспертного заключения остается в Управлении и подлежит хранению в течение 5 лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.
 
4. Формы контроля за предоставлением государственной услуги
 
4.1 Текущий контроль за соблюдением последовательности действий и сроков, определенных административными процедурами по предоставлению государственной услуги, и принятием решений экспертами осуществляется начальником Управления или по его поручению другими должностными лицами Управления; контроль осуществляется в течение всего срока предоставления государственной услуги.

4.2. Специалист Управления, ответственный за консультирование и информирование юридических лиц, несет персональную ответственность за полноту, грамотность и доступность проведенного консультирования.

4.3. Специалист Управления, ответственный за прием документов, несет персональную ответственность за правильность выполнения процедур по приему документов.

4.4. Эксперт (эксперты), проводивший экспертизу и подготовку экспертного заключения, несет персональную ответственность за: нарушение требований настоящего административного регламента при выполнении административных процедур и (или) административных действий; обеспечение объективности и обоснованности выводов, изложенных в экспертном   заключении;   соблюдение   сроков   проведения   экспертизы; обеспечение сохранности документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы; конфиденциальность содержащихся в них сведений; правильность оформления экспертного заключения.

4.5. Персональная ответственность специалистов и должностных лиц Управления закрепляется в их должностных регламентах (инструкциях) в соответствии с требованиями законодательства.

4.6. Текущий контроль осуществляется путем проведения начальником Управления оперативных совещаний, на которых проверяется соблюдение и предоставление специалистами и должностными лицами планов, поручений и положений административного регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации.
Периодичность осуществления текущего контроля составляет один раз в неделю.

4.7. Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной услуги включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей при рассмотрении, принятии в пределах компетенции решений и подготовке ответов на обращения заявителей, содержащие жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц.
Проверки могут быть плановыми (осуществляться на основании квартальных планов работы Управления) и внеплановыми. При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с предоставлением государственной услуги, (комплексные проверки) или отдельные вопросы (тематические проверки). Проверка также может проводиться по конкретному обращению заявителя.
Проверки полноты и качества исполнения государственной услуги осуществляются на основании приказа Управления, в соответствии с которым формируется комиссия.
Результаты деятельности комиссии оформляются в виде справки, в которой отмечаются выявленные недостатки и предложения по их устранению. Справка подписывается председателем комиссии и представляется на рассмотрение начальнику Управления.
Если в ходе проверки выявлены действия (бездействие) государственных гражданских служащих, повлекшие нарушение прав граждан и юридических лиц, то проверка признается служебной и ее результаты могут служить основанием для применения начальником Управления мер дисциплинарного воздействия к виновным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
5. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц.
 
5.1. Заявители имеют право на обжалование действий или бездействия должностных лиц Управления в досудебном порядке.

5.2. Заявители имеют право обратиться в Управление с жалобой лично или направить по почте письменное обращение (жалобу).

5.3. Обращение, направленное в форме электронного документа, распечатывается и рассматривается в установленном порядке.

5.4. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования действия (бездействия) и решения должностного лица, принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления государственной услуги является:
1)  нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
2)  нарушение срока предоставления государственной услуги;
3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги, у заявителя;
5) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
6) затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

5.5.Ответ на жалобу не дается, если:
в письменном обращении не указана фамилия заявителя, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
текст жалобы не поддается прочтению;
в жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, о чем заявитель уведомляется, о недопустимости злоупотребления своим правом;
в письменном обращении содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, уполномоченное на то должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший обращение;
ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

5.6. Заявитель имеет право на получение исчерпывающей информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

5.7. Жалоба подается в Управление в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме. Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта Управления, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

5.8.Заявитель в жалобе в обязательном порядке указывает:
наименование исполнительного органа государственной власти, предоставляющего государственную услугу, в который направляется жалоба;
фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведение, о месте нахождения заявителя – юридического лица, а также номер контактного телефона, адрес электронной почты, почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
должность, фамилию, имя и отчество специалиста Управления (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого нарушает права и законные интересы заявителя;
суть нарушенных прав и законных интересов, противоправного решения, действия (бездействия);
сведения о способе информирования заявителя о принятых мерах по результатам рассмотрения его сообщения(почтовый адрес или адрес электронной почты);
личную подпись и дату.
В случае необходимости подтверждения своих доводов заявитель прилагает к жалобе документы и материалы либо их копии.
5.9. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является:
отказ в предоставлении государственной услуги; отказ   в   приеме   документов,   необходимых   для   предоставления государственной услуги.

5.10. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

5.10. Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлено обращение заявителя в досудебном (внесудебном) порядке:
при обжаловании действия (бездействия) должностных лиц и государственных гражданских служащих управления труда и занятости населения области – начальнику управления труда и занятости населения области.

5.11. Жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений – в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации;

5.12. Жалобы на решения, принятые руководителем управления труда и занятости населения области, представляющего государственную услугу, рассматриваются главой администрации Тамбовской области.
5.13. По результатам рассмотрения жалобы соответствующим должностным лицом принимается решение об удовлетворении требований заявителя, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в документах, допущенных в результате предоставления государственной услуги; отказ в удовлетворении жалобы.
Письменный ответ, содержащий мотивированный ответ о результате рассмотрения жалобы, направляются заявителю, не позднее дня, следующего за днем принятия решения, по желанию заявителя ответ может быть направлен в электронном виде.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги, а также действие (бездействие) должностного лица и принимаемые им решения при предоставлении государственной услуги могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
Источник: www.minjust.ru