Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 апреля 2024 г.

Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда

5 апреля 2024 года состоялся бесплатный вебинар по теме «Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента образования КИОУТ...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Как правильно выбрать аттестующую организацию

10 декабря 2012 г.

О подводных камнях выбора компании-партнера для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда мы побеседовали с



генеральным директором Клинского института охраны и условий труда
Олегом КОСЫРЕВЫМ.
 
– Олег Александрович, как Вы считаете, достаточно ли сложился рынок услуг по проведению аттестации рабочих мест, для того чтобы предприятие-заказчик могло сделать осознанный выбор партнера и принять правильное решение о сотрудничестве?
– Исторически сложилось, что этот бизнес серьезно не контролировался и имел много допущений. Например, можно было приобрести пару приборов и аккредитовать лабораторию с минимальной областью аккредитации (на измерения двух параметров). Остальные измерения якобы проводить при помощи некоего субподрядчика, который зачастую был только на бумаге. В результате этого сейчас большинство аккредитующих организаций просто не имеет нормального технического и кадрового оснащения.

С введением нового Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с Приказом № 342н возник повышенный спрос на услуги аттестующих организаций. Это связано с тем, что до вступления в силу документа многие работодатели осуществляли аттестацию своими силами, при помощи собственных профильных и непрофильных подразделений.

Сейчас такая система организации процесса аттестации стала нелегитимной – все виды оценок и исследований должны проводиться независимой аттестующей организацией. Вот этим возникшим спросом и пытаются воспользоваться недобросовестные исполнители. К сожалению, как показала практика, существующая на данный момент система аккредитации Минздравсоцразвития РФ не дает гарантии, что аттестованная организация окажется компетентной.

– С какими проблемами, помимо низкого уровня компетентности некоторых организаций, столкнулись участники рынка оценки условий труда?
– Часть этих проблем создают предприятия-однодневки, которые рассчитывают заработать денег и уйти с рынка при первых же проверках. Их ценовая политика весьма агрессивна: на открытых тендерах они в несколько раз могут уронить заявленную стоимость. У заказчика не остается выбора, и он получает, по сути, «кота в мешке». Кстати, в реестре недобросовестных поставщиков на официальном сайте госзакупок уже появились и аттестующие организации.

Из этой проблемы вытекает другая. Определение заказчиком цены осуществляется, как правило, на основе анализа публично заключенных сделок. И здесь начинается цепная реакция: на тендерных площадках он видит сделки, заключенные по демпинговой цене и уже сам вынужден в виде начальной цены устанавливать серьезно заниженную стоимость, тем самым подогревая разыгравшийся демпинг.

Это приводит к тому, что ни одна серьезная аттестующая организация, работающая по всем правилам, не сможет получить такой заказ, поскольку цена оказывается ниже себестоимости работ. И остаются только фирмы-однодневки, которых такая цена устраивает.

– На что стоит обращать внимание компаниям, выбирающим аттестующую организацию?
Во-первых, самое простое, что можно сделать – это удостовериться в том, что независимая аттестующая организация включена в электронный Реестр аккредитованных. Особое внимание стоит обратить на столбец Реестра «Дата исключения из Реестра», чтобы убедиться, что организацию не исключили.
 
Второе, на что следует обратить внимание, это область аккредитации испытательной лаборатории, в которой указано, какие именно факторы производственной среды может исследовать лаборатория. Часто бывает, что лаборатория оценивает факторы, которых нет в области аккредитации – это грубейшее нарушение. В первую очередь, это относится к химическим веществам, которые встречаются достаточно редко (химические и фармацевтические предприятия), а также к биологическому фактору – поскольку большинство испытательных лабораторий не имеют в своем составе микробиологическую лабораторию, необходимую для его оценки.

В то же время присутствие биологического фактора характерно для многих видов экономической деятельности (пищевая промышленность, медицина, ЖКХ, сельское хозяйство и др.). 

Подтверждением факта аккредитации испытательной лаборатории является аттестат с областью аккредитации в виде обязательного приложения. В настоящее время существует  много добровольных систем сертификации и аккредитации. Однако наиболее авторитетной организацией здесь является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и, желательно, чтобы аттестат был выдан именно этим ведомством. Список испытательных лабораторий, подведомственных Росстандарту, можно найти на официальном сайте ведомства.

В-третьих, дополнительной гарантией качества предоставляемых услуг для работодателя является членство аттестующей компании в саморегулируемой организации (СРО). Члены СРО добровольно выполняют повышенные требования к качеству своих услуг, за их работой установлен дополнительный контроль, их ответственность перед клиентами застрахована.

В-четвертых, необходимо сопоставлять объемы предстоящей работы и официальную штатную численность аттестующей организации. Различного рода договоры подряда и трудовые договоры «по совместительству» свидетельствуют об отсутствии реальных кадровых ресурсов и работодатель, скорее всего, получит «рисованные» результаты. Специалисты должны иметь удостоверения о специальной подготовке. Здесь тоже много подводных камней, на сегодня нет установленной процедуры такой подготовки. Следует обращать внимание на организацию, проводившую обучение и выдавшую такие удостоверения.

И наконец, немаловажным фактором является цена. Если она сильно занижена – это сигнал о том, что услуги вряд ли будут оказаны качественно. СРО НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» разработало стандарт «Оказание услуг в области охраны труда. Определение трудозатрат и методика расчета стоимости оказания услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Общие требования». Его можно найти на официальном сайте данной организации www.trud-audit.ru.
Используя этот стандарт, работодатель может оценить реальные трудозатраты для проведения аттестации на имеющихся у него рабочих местах и сравнить эту стоимость с тем, что предлагает та или иная аттестующая организация.

– Каким Вы видите будущее рынка оценки условий труда?
– Я полагаю, что ситуация будет постепенно выравниваться. Бизнес будет укрупняться и технически оснащаться. Однако это не означает, что количество аттестующих организаций с «плохими» результатами проверок в ближайшее время уменьшится. Тем более, что такие проверки будут осуществляться уже не местными инспекциями, персонал которых был слабо подготовлен к их проведению, а независимой комиссией, формируемой Минтрудсоцзащиты РФ, согласно методическим рекомендациям, которые сейчас готовятся. Через какое-то время это должно привести к значительному отсеву тех компаний, которые не соответствуют стандартам. Конечно, при условии, что прекратится этот демпинговый беспредел, начавшийся после вступления в силу нового порядка проведения аттестации.


Данный материал подготовлен на основе интервью Олега Косырева 21 ноября 2011 года порталу Job.ru