Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 апреля 2024 г.

Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда

5 апреля 2024 года состоялся бесплатный вебинар по теме «Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента образования КИОУТ...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Международные стандарты в области охраны труда пришли в Россию

21 октября 2010 г.

Главным событием октября 2010 г. на ранке охраны труда - стала ратификация Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции № 187). Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 265-ФЗ от 4 октября 2010 года.

Конвенция об основах, содействующих безопасности и гигиене труда, сравнительно молода, она была принята 95-й сессией Генеральной конференции Международной организации труда в г. Женеве 15 июня 2006 года. Признавая глобальные масштабы производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве и необходимость принятия дальнейших мер с целью их сокращения, напоминая, что защита работников в случае общих и профессиональных заболеваний и травматизма на производстве является одной из важнейших задач. Само по себе это событие показало, насколько приоритетными являются вопросы безопасности и охраны труда для мирового сообщества.

Основной термин Конвенции, заключен в самом ее названии - «безопасность и гигиена труда». В Российском трудовом законодательстве применяется термин «охрана труда». Два этих термина по своей сути эквивалентны. Это четко прослеживается в статье 209 Трудового кодекса РФ, охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Согласно документу каждое государство-член Международной организации труда, ратифицирующее Конвенцию, создает необходимые органы управления, отвечающие за безопасность и гигиену труда, оказывает приоритетное внимание в национальных стратегиях к проблемам охраны труда. Основные положения Конвенции формируют принципы, которые должна учитывать национальная система охраны труда, какие задачи она должна решать, определяют, кто отвечает за ее реализацию и эффективную работу, а так же каким образом осуществляется контроль и принятие решений. Согласно документу каждое государство-член Международной организации труда, ратифицирующее Конвенцию, содействует созданию безопасной и здоровой производственной среды.

В России еще в 2008 г. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. № 170-р Минздравсоцразвития России принята и реализуется Программа действий по улучшению условий и охраны труда на период 2008-2010 годы. Основные положения Программы соответствуют требованиям Конвенции № 187. Ее главная цель заключена в защите здоровья работника и обеспечение охраны труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечения в управление этими рисками основных сторон социального партнерства – государства, работодателей и работников.

В течении последних трех лет в нашей стране идет последовательное , масштабное реформированное системы охраны труда и ратификация Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции № 187) вполне закономерна. Уже принято законодательство о страховании опасных производственных объектов, предусматривающее возможность экстренной приостановки работы предприятий, на которых нарушаются правила безопасности. "Определены базовые правовые инструменты, которые существенно повышают роль профсоюзных организаций на предприятиях, и дают вам возможность существенно улучшить ситуацию в сфере охраны труда. Россия, занимая одно из важнейших мест в мировом сообществе, стремиться соответствовать современным международным стандартам в области охраны труда.

Конвенция об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенция № 187):

I. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Статья 1

Применительно к настоящей Конвенции:

  1. термин национальная политика означает национальную политику в области безопасности и гигиены труда и производственной среды, разработанную в соответствии с принципами, заложенными в статье 4 Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда (155);
  2. термин национальная система безопасности и гигиены труда или национальная система означает инфраструктуру, предусматривающую основные рамки для проведения национальной политики и национальных программ в области безопасности и гигиены труда;
  3. термин национальная программа по безопасности и гигиене труда или национальная программа означает любую национальную программу, включающую задачи, которые предстоит решить в установленные сроки, приоритеты и средства действий, сформулированные в целях совершенствования безопасности и гигиены труда, а также средства оценки достигнутых результатов;
  4. термин национальная культура профилактики в области безопасности и гигиены труда означает культуру, в которой право на безопасную и здоровую производственную среду соблюдается на всех уровнях, когда правительства, работодатели и работники принимают активное участие в обеспечении безопасной и здоровой производственной среды посредством системы установленных прав, ответственности и обязанностей и когда принципам профилактики придается самый высокий приоритет.

II. ЦЕЛЬ

Статья 2

  1. Каждое государство-член, ратифицирующее настоящую Конвенцию, содействует постоянному совершенствованию безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве посредством разработки, на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников, национальной политики, национальной системы и национальной программы.
  2. Каждое государство-член предпринимает активные меры в целях постепенного создания безопасной и здоровой производственной среды посредством национальной системы и национальных программ в области безопасности и гигиены труда, принимая во внимание принципы, заложенные в актах Международной организации труда (МОТ), имеющие отношение к основам, содействующим безопасности и гигиене труда.
  3. Каждое государство-член, на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников, периодически рассматривает меры, которые можно было бы u1087 предпринять в целях ратификации соответствующих конвенций МОТ по вопросам безопасности и гигиены труда.

III. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Статья 3

  1. Каждое государство-член содействует безопасной и здоровой производственной среде посредством разработки национальной политики.
  2. Каждое государство-член на всех соответствующих уровнях содействует и стремится к достижению реализации права работников на безопасную и здоровую производственную среду.
  3. При разработке своей национальной политики каждое государство-член, с учетом своих национальных условий и практики, а также на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников, содействует основополагающим принципам, таким как: оценка профессиональных рисков или опасностей; борьба с профессиональными рисками или опасностями в месте их возникновения; развитие национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда, которая включает информацию, консультации и подготовку.

IV. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Статья 4

  1. Каждое государство-член создает, поддерживает, постепенно развивает и периодически пересматривает национальную систему безопасности и гигиены труда на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников.
  2. Национальная система безопасности и гигиены труда включает, помимо прочего:
    1. законодательные и нормативные правовые акты, коллективные договоры, в соответствующих случаях, и любые другие соответствующие акты по безопасности и гигиене труда;
    2. орган или ведомство, либо органы или ведомства, отвечающие за вопросы безопасности и гигиены труда, созданные в соответствии с национальными законодательством и практикой;
    3. механизмы для обеспечения соблюдения национальных законодательных и нормативных правовых актов, включая системы инспекции;
    4. меры, направленные на обеспечение сотрудничества на уровне предприятия между его руководством, работниками и их представителями в качестве основного элемента мер профилактики на производстве.
  3. Национальная система безопасности и гигиены труда, в соответствующих случаях, включает:
    1. национальный трехсторонний консультативный орган или органы, занимающиеся вопросами безопасности и гигиены труда;
    2. информационные и консультативные услуги по вопросам безопасности и гигиены труда;
    3. профессиональную подготовку по вопросам безопасности и гигиены труда;
    4. службы гигиены труда в соответствии с национальным законодательством и практикой;
    5. научно-исследовательские работы в области безопасности и гигиены труда;
    6. механизм, позволяющий осуществлять сбор и анализ данных о случаях производственного травматизма и профессиональных заболеваний, принимая во внимание соответствующие акты МОТ;
    7. положения, предусматривающие сотрудничество с соответствующими системами страхования или социального обеспечения, охватывающими случаи производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
    8. вспомогательные механизмы, направленные на постепенное улучшение условий в области безопасности и гигиены труда на микро-предприятиях, а также на малых и средних предприятиях и в неформальной экономике.

V. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА>

Статья 5

  1. Каждое государство-член разрабатывает, проводит, следит за выполнением, оценивает и периодически пересматривает национальную программу по безопасности и гигиене труда на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников.
  2. Национальная программа:
    1. содействует развитию национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда;
    2. вносит вклад в защиту работников благодаря ликвидации или сведению к минимуму, насколько это практически возможно, производственных рисков и опасностей, в соответствии с национальным законодательством и практикой, в целях предупреждения производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве, а также содействия безопасности и гигиене труда на рабочем месте;
    3. разрабатывается и пересматривается на основе анализа национальной ситуации в сфере безопасности и гигиены труда, включая анализ национальной системы безопасности и гигиены труда;
    4. включает задачи, цели и показатели результативности;
    5. подкрепляется, насколько это возможно, другими дополнительными национальными программами и планами, содействующими постепенному обеспечению безопасной и здоровой производственной среды.
  3. Национальная программа предается широкой гласности и, по мере возможности, утверждается и запускается в действие высшими органами государственной власти.

VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 6

Настоящая Конвенция не пересматривает никакую иную международную трудовую конвенцию или рекомендацию.

Статья 7

Официальные грамоты о ратификации настоящей Конвенции направляются Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации.

Статья 8

  1. Настоящая Конвенция имеет обязательную силу только для тех государств-членов Международной организации труда, ратификационные грамоты которых зарегистрированы Генеральным директором Международного бюро труда.
  2. Она вступает в силу через 12 месяцев после даты регистрации Генеральным директором ратификационных грамот двух государств- членов.
  3. Впоследствии настоящая Конвенция вступает в силу для каждого государства-члена через 12 месяцев после даты регистрации его ратификационной грамоты.

Статья 9

  1. Государство-член, ратифицировавшее настоящую Конвенцию, по истечении десяти лет со дня ее первоначального вступления в силу может денонсировать ее на основе заявления, направленного Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации. Денонсация вступает в силу через один год после даты регистрации заявления о денонсации.
  2. Для каждого государства-члена, ратифицировавшего настоящую Конвенцию и в годичный срок по истечении указанных в предыдущем пункте десяти лет не воспользовавшегося предусмотренным в настоящей статье правом на денонсацию. Конвенция остается в силе на следующие десять лет, и впоследствии оно сможет денонсировать ее в течение первого года каждого последующего десятилетия в порядке, предусмотренном в настоящей статье.

Статья 10

  1. Генеральный директор Международного бюро труда извещает все государства-члены Международной организации труда о регистрации всех ратификационных грамот и заявлений о денонсации, направленных ему государствами-членами Организации.
  2. Извещая государства-члены Организации о регистрации полученной им второй ратификационной грамоты, Генеральный директор обращает их внимание на дату вступления в силу настоящей Конвенции.

Статья 11

Генеральный директор Международного бюро труда направляет Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для регистрации, в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций, исчерпывающие сведения о всех зарегистрированных им ратификационных грамотах и заявлениях о денонсации.

Статья 12

Каждый раз, когда Административный совет Международного бюро труда считает это необходимым, он представляет Генеральной конференции доклад о применении настоящей Конвенции и рассматривает целесообразность включения в повестку дня Конференции вопроса о ее пересмотре.

Статья 13

  1. Если Конференция примет новую конвенцию, пересматривающую настоящую Конвенцию, и если в новой конвенции не предусмотрено иное, то:
    1. ратификация каким-либо государством-членом новой, пересматривающей конвенции влечет за собой, в силу права, незамедлительную денонсацию настоящей Конвенции, независимо от положений статьи 9 выше и при условии, что новая, пересматривающая конвенция вступила в силу;
    2. со дня вступления в силу новой, пересматривающей конвенции настоящая Конвенция перестает быть открытой для ратификации государствами-членами.
  2. Настоящая Конвенция остается в любом случае в силе по форме и по содержанию для тех государств-членов, которые ратифицировали ее, но не ратифицировали пересматривающую конвенцию.