Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

21 марта 2024 г.

Планируется уточнить порядок расчета ежемесячной страховой выплаты в случае смерти работника

В соответствии с Законопроектом планируется внесение изменений в пункт 8 статьи 12 «Размер ежемесячной страховой выплаты» Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Аттестация рабочих мест. Налоговые последствия.

13 ноября 2010 г.

Аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ст. 209 Трудового Кодекса РФ, далее – ТК РФ).

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда является обязанностью работодателя по обеспечению безопасных условий труда (ст. 212 ТК РФ).

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает: гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. В соответствии с указанным Положением аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже 1 раза в 5 лет с момента проведения последних измерений. Измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляют лабораторные подразделения организации. При отсутствии у организации необходимых для этого технических средств и нормативно-справочной базы привлекаются центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных измерений.

Оценка травмобезопасности рабочих мест проводится организациями самостоятельно или по их заявкам сторонними организациями, имеющими разрешение органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации на право проведения указанных работ.

Для организации аттестации рабочих мест по условиям труда издается соответствующий приказ, создается аттестационная комиссия организации, определяются сроки и график работ по аттестации.

Аттестационная комиссия составляет полный перечень рабочих мест организации; выявляет ее наиболее травмоопасные участки, работы и оборудование; составляет перечень опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса; присваивает коды производствам, цехам, участкам, рабочим местам; разрабатывает предложения по улучшению и оздоровлению условий труда и т.д.

По результатам аттестации заполняются соответствующие ведомости рабочих мест и оформляется протокол аттестации рабочих мест по условиям труда.

Ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда несет руководитель организации.

Чтобы проверить, соответствуют ли условия труда государственным нормативам, организация также вправе обратиться в Федеральную службу по труду и занятости или в органы исполнительной власти субъектов РФ, ведающими вопросами охраны труда (постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 года № 244). Полученное экспертное заключение должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В настоящее время, учитывая масштабность строительства новых производственных площадей, а также переоборудование старых недействующих заводов, товарных складов или других подобных зданий с последующей сдачей в аренду под офисы частным лицам, аттестация рабочих мест либо проведение государственной экспертизы является весьма важным гарантом по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

ТК РФ обязывает всех работодателей увеличивать вознаграждения своих сотрудников, если они работают во вредных и опасных условиях труда. Это подразумевает повышенный размер оклада по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда (ст. 147 ТК РФ) либо компенсации, если работник занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 219 ТК РФ).

Минимальные размеры повышения оплаты труда таким работникам и условия такого повышения, также как и размеры компенсаций и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Повышенные или дополнительные компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово – экономического положения работодателя.

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.

Если по результатам аттестации рабочих мест установлено, что уровни воздействия вредных производственных факторов не превышают установленных нормативов.

В соответствии со ст. 209 ТК РФ безопасными условиями труда признаются условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов и, следовательно, расходы организации по бесплатной выдаче молока работникам предприятия в таких условиях не относятся к компенсационным выплатам и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в общеустановленном порядке. При формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций указанные расходы не учитываются.

В соответствии с п. 1 ст. 39 и п. 1 ст. 146 НК РФ передача права собственности на товары одним лицом другому лицу на безвозмездной основе является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Если уровни воздействия вредных производственных факторов превышают установленные нормативы.

Статьей 222 ТК РФ установлено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.

Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Аналогичная норма в отношении единого социального налога предусмотрена в пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.

В соответствии с положениями ст. 255 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, выплачиваемые работодателем в размере, установленном коллективным договором, учитываются в составе расходов на оплату труда при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 3 апреля 2007 года № 03-04-06-02/57).