Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 апреля 2024 г.

Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда

5 апреля 2024 года состоялся бесплатный вебинар по теме «Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента образования КИОУТ...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Основные направления совершенствования системы управления охраной труда в Нижегородской области

30 июля 2013 г.

Показаны концептуальные и практические подходы администрации Нижегородской области к управлению региональной системой охраны труда
 
Как показывает практика, наиболее аф­фективной формой реализации госу­дарственной политики в сфере сохранения жизни и здоровья работающего населе­ния является создание системы управления охраной труда (далее – СУОТ), служащей ин­струментом непрерывного совершенствования профилактики несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболеваний.

 

В Нижегородской области формирование региональной СУОТ началось с середины 1990-х гг. С тех пор региональная СУОТ по­стоянно совершенствуется с учетом право­вых и социально-экономических изменений, а также актуальных потребностей Нижего­родской области. Основу региональной СУ­ОТ составляет Трудовой кодекс Российской Федерации  (далее – ТК РФ), а также закон Нижегородской области от 03.02.2010 № 9-3 «Об охране труда в Нижегородской области» (далее – Закон № 9-3).
 
Организационная структура региональной СУОТ включает в себя три уровня: областной (го­сударственное управление охраной труда), муниципальный, уровень работодателя (предприятия).
 
Государственное управление охраной труда на областном уровне обеспечивает:
 
  • нормативное и правовое регулирование охраны труда;
  • целевое планирование;
  • взаимодействие субъектов управления;
  • осуществление государственной экспер­тизы условий труда;
  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ);
  • формирование системы обучения;
  • создание и поддержка системы информационных ресурсов по охране труда;
  • мониторинг состояния условий и охраны труда в Нижегородской области.
 
В соответствии с действующим законо­дательством государственное управление осуществляют:
 
  • территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
  • правительство Нижегородской области;
  • Министерство социальной политики Ни­жегородской области (далее – Министер­ство);
  • иные министерства и органы исполни­тельной власти Нижегородской обла­сти.
 
Реализация системных мероприятий по­зволила за последние пять лет снизить уро­вень производственного травматизма со смертельным исходом более чем на 40,6%, профессиональной заболеваемости – на 16%. Ежегодно повышается уровень охвата рабочих мест АРМ, который за этот же период вырос на 18% и составил 48% от общего чис­ла рабочих мест в регионе.
 
Вместе с тем остается достаточно высо­ким уровень общего производственного травматизма – 1,8 пострадавших на 1000 ра­ботающих. Кроме того, согласно данным государственной статистики каждый третий работник в Нижегородской области занят в неудовлетворительных условиях труда. Все это приводит к возникновению профессиональных заболеваний, потере трудоспособ­ности, преждевременной смертности. Также неудовлетворительные условия труда, не­счастные случаи и профессиональные забо­левания являются причиной серьезных эко­номических потерь.
 
Ситуация в этой сфере продолжает оста­ваться сложной в связи с высокой степенью износа основных фондов, отсутствием до­статочного финансирования мероприятий по охране труда и программ по реконструкции и техническому перевооружению предприятий, а также нехваткой экономических сти­мулов, побуждающих работодателей обеспе­чивать безопасные условия труда, проводить автоматизацию и модернизацию производ­ства и технологических процессов.
 
В этих условиях усилия по совершенствованию региональной СУОТ сосредо­точены на следующих направлениях:

 
  • актуализация системы государствен­ного и муниципального управления охраной труда;
  • создание современных и эффективных СУОТ на предприятиях;
  • непрерывное повышение компетент­ности работников и работодателей в области охраны труда;
  • обеспечение работников современны­ми средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ);
  • мониторинг состояния условий и ох­раны труда у работодателей;
  • обеспечение широкого доступа работ­ников и работодателей к информационным ресурсам в сфере охраны труда, пропаганда здорового и безопасного труда.
 
Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее.
 
Для координации работы и организации взаимодействия субъектов управления охраной труда образована областная межведомственная комиссия по охране труда, состав которой утвержден правительством Нижегородской области.
 
АКТУАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАР­СТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
 
Актуализация системы государственного и муниципального управления охраной труда осуществляется на основе:
 
  • взаимодействия субъектов управления охраной труда как на областном, так и муниципальном уровнях;
  • обеспечения реализации областной и муниципальных целевых программ по охране труда;
  • развития системы отраслевого управле­ния охраной труда;
  • расширения информационного и консуль­тационного обеспечения охраны труда.
 
Обеспечить эффективность региональной СУОТ можно только путем согласованных действий органов исполнительной власти и местного самоуправления, работодателей и их объединений,
профессиональных союзов и их объединений.
 
Организация взаимодействия и коорди­нация деятельности в региональной СУОТ осуществляется в первую очередь посред­ством работы областной межведомственной комиссии по охране труда (далее – Комиссия), созданной распоряжением правительства Нижегородской области от 02.09.2008. № 1498-р. Комиссию возглавляет заместитель губернатора, заместитель председателя пра­вительства Нижегородской области.

Основными направлениями деятельно­сти Комиссии являются:
 
  • рассмотрение вопросов и подготовка предложений по проблемам охраны труда;
  • обеспечение взаимодействия и координа­ции деятельности органов государственного надзора и контроля, органов исполнительной власти Нижегородской области и местного самоуправления, работодате­лей, профессиональных союзов и иных общественных организаций с целью реа­лизации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда.
 
Основой деятельности Комиссии являет­ся сотрудничество с объединениями работодателей и профсоюзов. Региональная СУОТ не может функционировать без эффективно­го социального диалога и полноценного уча­стия в процессах всех заинтересованных сторон. Сегодня в Нижегородской области действует 111 соглашений различных уров­ней, заключено более 6 тыс. коллективных договоров, содержащих мероприятия по ох­ране труда, что обеспечило охват 87% занятых в экономике и социальной сфере региона.
 
Одним из центральных элементов региональной СУОТ является перспективное планирова­ние, осуществляемое в форме областных целевых программ улучшения условий и охраны труда
 
Особенно актуальный вопрос – органи­зация социального партнерства в малом и среднем бизнесе Нижегородской области, где занято более 500 тыс. человек. Значительная часть из них не охвачена коллективно-договорной деятельностью, что, как показыва­ет практика, ведет к нарушению трудовых прав работников, включая право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопас­ности и гигиены.
 
Использование программно-целевого метода обеспечивает целенаправленное и устойчивое развитие процессов, связанных с профилактикой производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. С учетом этого постановлением Правительства Нижегородской области от 10.07.2012 № 422 утверждена пятая областная целевая программа «Улучшение условий и охраны труда в Нижегородской области на 2013 – 2015 годы». Аналогичные программы приняты и реализуются во всех муниципаль­ных образованиях.
 
В Законе № 9-З значительная роль отво­дится управлению охраной труда, осуществляемому министерствами и иными органа­ми исполнительной власти в соответствую­щих видах экономической деятельности. Для повышения эффективности этого управления Министерством подготовлены и утверждены Комиссией рекомендации по управлению охраной труда в закрепленных видах эконо­мической деятельности. На основе указанных рекомендаций разработаны отраслевые СУ­ОТ в сфере здравоохранения, образования и культуры, и эта работа продолжается.
 
Основу территориального управления в региональной СУОТ составляют органы мест­ного самоуправления. Фактически во всех муниципальных образованиях Нижегородской области имеются специалисты по труду, соз­даны и успешно действуют межведомственные комиссии по охране труда, ставшие объединя­ющим и координирующим органом по охране труда на соответствующих территориях. Ор­ганы местного самоуправления являются полноправными участниками процесса реали­зации государственной политики в сфере ох­раны труда в муниципальных образованиях.

 
СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ И ЭФФЕКТИВНЫХ СУОТ
 
Действующая СУОТ на предприятии является наиболее эффективным инструмен­том, направленным на сохранение жизни и здоровья его работников. Во многих организациях региона при активном участии сторон социального парт­нерства внедряются современные системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, реализуются мероприятия по улучшению и оздоровлению условий тру­да работников.
 
Развитие современных СУОТ требует усиле­ния роли профилактики в первую очередь на основе внедрения систем управления профессиональными рисками.
 
С опытом предприятий, успешно реали­зующих современые СУОТ и предлагаемых к распространению среди организаций Ни­жегородской области, можно ознакомиться в подразделе «Охрана труда в Нижегородской области» раздела «Общество» официального интернет-сайта правительства Нижегород­ской области
.
 
В ТК РФ закреплены понятия «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками». В настоящее время Минтрудом России разработано Поло­жение о системе управления профессиональ­ными рисками.
 
Успешная разработка и реализация тру­доохранных мероприятий во многом зависят от уровня компетентности персонала, и прежде всего специалистов по охране труда, являющихся своего рода генераторами со­временных систем управления охраной труда и профессиональными рисками.
 
Сегодня уже все понимают, что охрана труда является косвенным показателем со­стояния экономики. Вместе с тем решение основных проблем, связанных с кадровым обеспечением охраны труда на предприятии, во многом зависит от позиции работодателя, а не закона. Такое положение дел формирует соответствующее отношение к охране труда и в конечном итоге приводит к высокому уровню производственного травматизма, отсутствию профилактики профессиональ­ной заболеваемости, неудовлетворительным условиям труда работников, нарушению их трудовых прав.
 
Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н утвержден раздел «Ква­лификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в об­ласти охраны труда», «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специ­алистов и служащих». Данный приказ вступил в силу с 1 июля 2013 г.
 
ТК РФ содержит требование о создании службы охраны труда или введении должно­сти специалиста по охране труда при наличии у работодателя более 50 работников. По данным мониторинга, проведенного в Нижего­родской области, укомплектованность таки­ми специалистами составляет порядка 70%. Однако при этом на должность специалиста по охране труда нередко назначаются лица, не имеющие соответствующей подготовки или опыта работы в данной сфере.
 
Квалификациошгые характеристики спе­циалистов по охране труда, содержащиеся в соответствующем разделе нового Единого квалификационного справочника должно­стей руководителей, специалистов и служа­щих, призваны способствовать:
 
  • правильному подбору и расстановке кад­ров;
  • повышению их квалификации;
  • рациональному разделению труда;
  • созданию действенного механизма раз­граничения функций, полномочий и от­ветственности работников;
  • установлению единых подходов при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним ква­лификационных требований.
 
В соответствии с ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охра­ны труда осуществляется работодателем. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н  утвержден Типовой перечень ежегодно реализуемых работодате­лем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, предоставляющий реальную возмож­ность конкретизировать финансовые затраты на охрану труда и обеспечить их эффектив­ность на основе разработки с учетом специ­фики деятельности предприятия конкретной структуры расходов на охрану труда.
 
Контроль за целевым использованием этих средств в соответствии с новым Единым квали­фикационным справочником должностей ру­ководителей, специалистов и служащих должен осуществлять специалист по охране труда.
 
Основой современной системы управле­ния охраной труда и профессиональными рисками является АРМ
 
Вместе с тем уровень охвата рабочих мест АРМ в Нижегородской области остается недостаточным. К настоящему моменту аттесто­вано только около 48% от общего числа рабо­чих мест. К тому же качество АРМ не всегда соответствует установленным требованиям. При проведении экспертами Министер­ства государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества АРМ за 2011 – 2012 гг. в 17% случаев выявлены нарушения порядка ее осуществления, а в 48% – несоот­ветствие материалов АРМ государственным нормативным требованиям охраны труда.
 
ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Устойчивое функционирование регио­нальной СУОТ невозможно без обеспечения непрерывного процесса повышения компе­тентности работников и работодателей в области охраны труда. Для этих целей в ре­гионе имеется сеть из 37 аккредитованных организаций, предоставляющих услуги в сфере обучения по охране труда.
 
Отмечается ежегодный рост количества работников, прошедших такое обучение. Вместе с тем это вызывает и определенную озабоченность, так как рост числа обученных на фоне высокого уровня производственного травматизма свидетельствует о формальном подходе к проведению обучения. Исходя из этого, особые требования предъявляются к обучающим организациям, а также к работодателям, заключающих с ними договоры, которых, к сожалению, не всегда заботит высокое качество обучения.
 

Согласно данным государственной статисти­ки, до 10% всех несчастных случаев на про­изводстве прямо или косвенно связаны с на­рушениями требований к применению СИЗ
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ СОВРЕМЕННЫМИ СИЗ

Особое место в системе мер по предот­вращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний занимают СИЗ. Их отсутствие или неправильное при­менение очень часто служит причиной не­счастных случаев и профессиональных заболеваний.
 
В последние годы отмечается рост рынка средств защиты, что связано с темпами роста экономики, совершенствованием трудового законодательства, активной профессиональ­ной деятельностью самих участников данно­го рынка по продвижению современных и высокоэффективных средств защиты.
 
Министерство совместно с Ассоциацией средств индивидуальной защиты, Торгово- промышленной палатой Нижегородской об­ласти и Некоммерческим партнерством Центров Охраны Труда Поволжского феде­рального округа регулярно организует выставки спецодежды. Очередная выставка «Спецодежда и другие средства индивидуаль­ной защиты – 2012» состоялась в октябре прошлого года. В ней приняли участие предприятия-производители, разработчики и продавцы всех видов сертифицированных СИЗ из Нижнего Новгорода, Нижегородской области, Москвы, Пермского края, Тверской области и других регионов.
 
В рамках выставки прошел круглый стол на тему «Современные средства индивидуальной защиты для обеспечения работающих во вредных и опасных условиях труда» на кото­ром представители предприятий рассказыва­ли об опыте использования тех или иных видов спецодежды, а производители СИЗ информировали потребителей о новинках.
 
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА У РАБОТОДАТЕЛЕЙ
 
Важной частью региональной СУОТ яв­ляется мониторинг состояния условий и ох­раны труда у работодателей, осуществляю­щих деятельность на территории Нижегород­ской области. Положение о мониторинге состояния условий и охраны труда у работо­дателей, осуществляющих деятельность на территории Нижегородской области утверж­дено постановлением правительства Ниже­городской области от 27.08.2010 № 557.
 
Итоговые материалы с анализом эффектив­ности региональной СУОТ и меры по ее совершенствованию периодически рассматривают­ся Комиссией и размещаются на официальном сайте правительства Нижегородской области. Значимым направлением работы по реализации государственной политики в сфере охраны труда является обеспечение широкого доступа работни­ков и работодателей к информационным ресурсам в области охраны труда, пропаганда здорового и безопасного труда. Для этих целей на официальных сайтах Министерства и правительства Нижегород­ской области функционирует раздел «Охрана труда в Нижегородской области», количество посещений ко­торого за 2011 – 2012 гг. составило более 80 тыс. в год.
 
Мониторинг проводится по следующим направлениям:

 
  • состояние условий труда и обеспечение охраны труда на рабочих местах;
  • уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • проведение АРМ;
  • подтверждение соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • профессиональная подготовка специали­стов по охране труда в учреждениях среднего и высшего профессионального обра­зования и повышение их квалификации;
  • проведение обучения по охране труда работников организаций;
  • реализация мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за счет средств, выделяемых ФСС России на предупредительные меры по сокращению производственного трав­матизма и профессиональных заболева­ний работников.
 
О.М. Бронникова,
нач. упр. по труду и занятости
Министерства социальной политики Нижегородской области
 
Источник: ВНИИ охраны и экономики труда Минтруда России