Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

21 марта 2024 г.

Планируется уточнить порядок расчета ежемесячной страховой выплаты в случае смерти работника

В соответствии с Законопроектом планируется внесение изменений в пункт 8 статьи 12 «Размер ежемесячной страховой выплаты» Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

17 января 2024 г.

Трудовой кодекс: уточнят права работников на проценты за задержку зарплаты

В Государственной Думе проходит второе чтение законопроекта, который уточняет права работников на проценты в случае задержки работодателем выплаты заработной платы и других выплат. В...

Отчисляй пенсии смолоду

9 августа 2013 г.

Сегодня мы обсудим Стратегию развития пенсионной системы России до 2030 года. О необходимости реформирования пенсионной системы говорили давно, и особенно активно в последние 10 лет, с тех пор как были предприняты попытки изменить советскую систему, пристроив к пенсионным отчислениям накопительную часть.

Но пока желаемых результатов эти усовершенствования не принесли, наоборот, в сложившейся экономической ситуации наблюдается острый дефицит бюджета Пенсионного фонда страны. Для решения этой проблемы все чаще раздаются призывы поднять планку пенсионного возраста. Понятно, что необходима целая система мер, которая позволила бы сделать пенсионную систему адекватной современной российской экономике и соответствующей международным стандартам. 
  
ДОСТОЙНАЯ СТАРОСТЬ
 
Авторы стратегии предложили ряд мероприятий, которые и помогут, по их расчетам, сгладить все острые углы и обеспечить пенсионной системе стабильное функционирование и финансовую устойчивость.
 
Средний размер трудовой пенсии в нашей стране в 2012 г. составил 9706 руб. С 2002 г. он увеличился в 6,5 раз в номинальном размере и более чем в 2,8 раза в реальном. Если в 2002 г. соотношение пенсии к прожиточному минимуму составляло 108%, то в 2012 г. – 179,8%.
 
О величине пенсии можно судить также по коэффициенту замещения: он рассчитывается из соотношения пенсии и прежних доходов (заработка) получателя. В нашей стране коэффициент замещения пенсии в 2002 г. составлял 34%, а в 2012 г. – 36,8%. Этого явно недостаточно и не соответствует международным стандартам. Согласно Конвенции МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г., эквивалент замещения пенсионных прав должен составлять не менее 40% от уровня материального обеспечения гражданина в трудоспособный период.
 
В качестве основных причин сложившейся ситуации можно назвать внешние макроэкномические и демографические факторы, такие как: замедление темпов роста валового внутреннего продукта; изменение структуры занятости населения; большой объем скрытой заработной платы; значительное количество рабочих мест, предусматривающих досрочное пенсионное обеспечение; увеличение продолжительности жизни; высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте.
 
Внутри самой пенсионной системы главными нерешенными проблемами остаются условия формирования досрочных пенсий; тарифы, не позволяющие осуществлять требуемые выплаты в полном объеме; отсутствие сбалансированного тарифа для самозанятых граждан. А для накопительной части пенсионных вкладов требуется создание системы гарантий сохранности инвестиций и решение вопроса о расширении инструментов, чтобы эти самые инвестиции в достойную старость граждане могли совершать.
 
Если же ничего не предпринимать, то при сохранении действующей модели пенсионного обеспечения материальное положение пенсионеров будет неуклонно ухудшаться. И к 2030 г. средний размер пенсии не достигнет размера 2,5 прожиточных минимумов, а коэффициент замещения снизится до 25%, что является социально неприемлемым.
 
Целью выдвинутой стратегии является достижение уровня трудовой пенсии с коэффициентом замещения не ниже 40% и размером не менее 2,5 – 3-х прожиточных минимумов.
 
ПЕНСИОНЕР ПЕНСИОНЕРУ РОЗНЬ
 
Авторы стратегии предлагают в качестве одной из главных задач реформирования пенсионной системы создать трехуровневую модель для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходной категории лиц предполагается сделать упор на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение).
 
1 уровень. Трудовая (государственная) пенсия в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования, которая складывается из отчислений как в солидарную, так и в обязательную накопительную части (и должна обеспечить коэффициент замещения не меньше 40%). Для граждан, которые не выполнили условий обязательного страхования, сохраняются социальные пенсии.
 
2 уровень. Корпоративная (добровольная) пенсия, которая формируется за счет дополнительных взносов на основе индивидуального трудового и/или коллективного договоров.
 
3 уровень. Частная (добровольная) пенсия, формируемая за счет взносов физического лица в негосударственный пенсионный фонд, страховую или кредитную организацию в добровольном порядке.
 
Как считают авторы стратегии, отчисления по трехуровневой системе обеспечат работнику в течение 40 – 45 лет стажа пенсию с коэффициентом замещения около 70% от его среднего заработка.
 
Как планируется реализовать заявленные в стратегии принципы?
 
В первую очередь, предлагается изменить некоторые параметрические условия пенсионного обеспечения (к параметрическим условиям относятся, в частности, пенсионный возраст, размер страхуемого заработка и продолжительность трудового стажа, условия реализации пенсионных выплат, ожидаемый период выплаты пенсии и др.). Однако о повышении пенсионного возраста в документе речи не идет. Более того, как указывается в одном из пунктов, «целесообразно также сохранить право выхода на пенсию в установленном ныне пенсионном возрасте».
 
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ
 
В отношении самозанятых граждан необходимо установить сбалансированные тарифы, которые помогли бы им в полной мере сформировать свои пенсионные права. В настоящее время расходы бюджета Пенсионного фонда на пенсионные выплаты самозанятых граждан значительно превышают их фактические отчисления. Страховые взносы самозанятых граждан будут поэтапно повышаться – предлагается начать с фиксированного страхового взноса, рассчитанного из двукратного минимального размера оплаты труда (в настоящее время это один МРОТ). 
 
Как указывается в документе, действующая система досрочного пенсионного обеспечения, созданная в период существования СССР, сегодня принципиально не соответствует условиям рыночной экономики и является социально несправедливой.
 
Фактически, в нашей стране более 30% пенсионеров назначена досрочная пенсия в связи с особыми и специальными условиями труда. Эти пенсии предоставляются с уменьшением пенсионного  возраста  в среднем на 5-10 лет и без снижения размера пенсии работникам, занятым на определенных рофессиях и производствах, по установленному в законодательстве перечню.
 
При этом работодатели платят за таких работников по той же ставке, что и за обычных работников. И финансирование им выплат осуществляется за счет общих средств Пенсионного фонда, а не за счет страховых взносов работодателей. Смысл льготных пенсий в том, что они компенсируют неблагоприятные условия труда и позволяют работодателям решать кадровую проблемы на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда.
 
Предлагается установить дополнительный тариф для страхователей в отношении лиц, работающих на местах с особыми условиями труда. С одной стороны, это увеличит взносы в Пенсионный фонд, с другой – будет стимулировать работодателей улучшать условия труда. Дело в том, что фактически, наряду с производствами, где условия труда объективно неблагоприятны, нередко встречаются и такие, где условия труда не выходят за рамки допустимых санитарно-гигиенических норм, тем не менее, в связи с тем, что их профессии входят в списки производств, дающих право на льготное обеспечение, пользуются правом на досрочные пенсии.
 
В список №1 включены работники, занятые на подземных работах и на производствах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда; в список №2 – с вредными и тяжелыми условиями труда. Тут можно вспомнить, что существующие списки производств и работ, дающих право на досрочное назначение пенсии, создавались еще в советскую эпоху и уже тогда вызывали критику из-за того, что не были подкреплены соответствующими исследованиями условий труда.
В связи с этим разработчики стратегии предлагают поэтапно трансформировать систему досрочных пенсий. И ввести дополнительный тариф страховых взносов для страхователей в отношении лиц, работающих на рабочих местах, включенных в список №1:
 
  • на 2013 г. – 4%;
  • на 2014 г. – 6%;
  • на 2015 г. – 9%.
 
В отношении лиц, работающих на рабочих местах, включенных в список №2 и в «малые списки»:
 
  • на 2013 г. – 2%;
  • на 2014 г. – 4%;
  • на 2015 г. – 6%.
 
Разработчики стратегии предлагают изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к специальному стажу. Реализовать это возможно, используя три подхода в формировании досрочных пенсий.
 
За лицами, имеющими «полный» специальный стаж на соответствующих видах работ, сохраняется право на досрочную пенсию.
 
Лица, имеющие «неполный» стаж, могут «добрать» необходимые периоды специального стажа – при условии, что работодатель оплатит взносы за это время по дополнительному тарифу – и также сохраняют право на досрочную пенсию.
 
Работодатель имеет возможность освободиться от уплаты дополнительных взносов, если на основе коллективных или трудовых договоров будут формироваться дополнительные пенсионные права работников либо будут установлены компенсации к заработной плате либо другие гарантии и компенсации (например, добровольное медицинское страхование, лечение работника и членов его семьи, оплата обучения работника и его детей и др.).
 


Для лиц, не имеющих специального стажа, социальные гарантии – право на корпоративную (добровольную) пенсию (досрочную и/или дополнительную) или другие гарантии и компенсации – могут предоставляться работодателями в рамках социального партнерства.
 
Исключение составляют педагогические, медицинские и творческие работники, имеющие половину и более необходимого стажа – для них сохраняется право на досрочное назначение пенсии на условиях, действующих в настоящее время.
 
Для жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей изменение пенсионного обеспечения будет основываться на принципах государственной политики по развитию Крайнего Севера.
Предложенный механизм, по мнению разработчиков, позволит к середине 2030-х годов перевести данную категорию пенсионеров на общие основания пенсионного обеспечения.
 
Что касается сохранности накопительной части, то ее, по мнению авторов стратегии, необходимо поэтапно трансформировать в систему добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения на основе договорных отношения. Необходимо создать систему гарантий сбережений по аналогии со страхованием вкладов граждан в банковской сфере. А также расширить перечень финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений, включив в него российские депозитарные расписки, муниципальные облигации, акции компаний, имеющих стратегическое значение для страны, облигаций, имеющих государственную гарантию.
 
C 2014 г. предлагается предоставить гражданам право выбора: остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или, по заявлению, перейти в добровольную пенсионную систему, и в этом случае тариф в накопительную составляющую будет снижен с существующих 6% до 2% – но эту часть гражданин должен платить самостоятельно.
 
Развитие корпоративного пенсионного страхования должно способствовать формированию уровня пенсий с коэффициентом замещения более 40%. А также стимулировать реформы института досрочных пенсий. Оно будет дополнительным, негосударственным пенсионным обеспечением и будет действовать на основании договора. 
 
В будущем планируется упростить саму структуру пенсии, сделав ее однородной, без дробления на «твердую» и дифференцированные части.
Ожидается, что введение новой системы позволит к 2020 г. снизить дефицит распределеительной системы до 1,2% валового внутреннего продукта, а к 2030 г. – до 0,9%.
 
К заявленному же 2030 г. власти вознамерились беспечить пенсии на уровне трех прожиточных минимумов. Таким образом, граждане после 30 лет трудового стажа, возможно, наконец, станут получать пенсии с коэффициентом замещения 40%. А индивидуальный коэффициент замещения с учетом дополнительных корпоративных и индивидуальных форм накоплений может достигнуть 47 – 50%. При 42 – 45-летнем трудовом стаже коэффициент замещения составит 55 – 70%.   
 
ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ НАДО ПОВЫШАТЬ
 
Так считает глава Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач России Геннадий ОНИЩЕНКО. «Нам надо повышать пенсионный возраст, потому что у нас некому работать в стране, – заявил глава Роспотребнадзора. – Но власти боятся, что кто-то будет возмущаться. К повышению пенсионного возраста надо подходить избирательно – смотря, какие профессии. Шахтерам нельзя повышать, потому что это тяжелая работа».
 
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД ПРОТИВ
 
На вопрос, какова официальная позиция Пенсионного фонда по вопросу о
возможном повышении пенсионного возраста в стране, журналу «8 часов» ответил Станислав ДЕГТЯРЕВ, начальник отдела пресс-службы ПФР: «Позиция Пенсионного фонда в этом вопросе довольно проста. Фонд не является сторонником повышения пенсионного возраста. Мы считаем, что более правильно стимулировать людей на более длительный трудовой стаж. В настоящий момент в основе всех актуарных расчетов, которые проводит Фонд, лежит общеустановленный пенсионный возраст: 55 для женщин и 60 для мужчин».
 
В России – один из самых низких пенсионных  возрастов  в мире, 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Во многих развитых странах ситуация другая. Так, начиная с 1983 г., в США пенсионный возраст постепенно повышается до 67 лет. В Великобритании постепенное увеличение пенсионного возраста до 68 лет планируется завершить в течение 2024 – 2046 гг. В Дании к 2027 г. пенсионный возраст достигнет 67 лет, в Норвегии он уже достиг этой цифры.

В Германии, начиная с 2012 г., происходит постепенный (один месяц ежегодно для лиц рождения 1947 – 1958 гг., потом по два месяца ежегодно) переход к 67 годам.
  
РОВНЯТЬ НЕЛЬЗЯ!
 
Можно сколько угодно пытаться «подтягивать» Россию под западных соседей, но в первую очередь необходимо учитывать существенное отличие демографической ситуации в нашей стране. Она у нас отличается аномально высокой смертностью мужчин в трудоспособном возрасте, что приводит к снижению средней продолжительности жизни мужчин. Достигнув минимального значения (58,12 года) в 1995 г., с 2005 г. она стала расти, достигнув в 2009 г. почти 63 лет. Но при этом ожидается, что из каждой сотни нынешних 20-летних до 60-ти доживут лишь 60 (а к 65 годам умрет еще одна пятая часть из этой когорты).
 
Важно учитывать, что высокая смертность идет рука об руку с плохим состоянием здоровья  населения, и к моменту, когда человек достигает пенсионного  возраста, у него обычно есть букет хронических заболеваний, а нередко и инвалидность. Плохое состояние здоровья  очень часто предопределяет прекращение работы в предпенсионных возрастах. Оформление пенсии по инвалидности становится значимым каналом досрочного выхода на пенсию. Поэтому повышение пенсионного  возраста  в стране с высокой смертностью населения чревато бурным ростом инвалидности.
 
Академик Николай ИЗМЕРОВ, на протяжении многих лет возглавлявший НИИ Медицины труда РАМН, так оценивает состояние трудовых ресурсов в нашей стране: «В России 76 тысяч человек в год умирают из-за неблагоприятных условий труда. Для того чтобы Россия смогла войти в сообщество развитых стран, необходимы более высокие темпы увеличения ожидаемой продолжительности жизни и роста реальных доходов населения».
 
Похожей точки зрения придерживается и Евгений ГОНТМАХЕР, член правления Института современного развития: «Повышать пенсионный возраст бессмысленно. Дело не в продолжительности жизни, а в состоянии здоровья населения. При повышении пенсионного возраста власти поменяют шило на мыло – пожилые люди будут чаще уходить на пенсию по инвалидности. Кроме того, россияне даже нынешнего предпенсионного возраста неконкурентоспособны на рынке труда».
 
Представитель партии «Справедливая Россия» Оксана ДМИТРИЕВА также считает, что нет никаких демографических оснований для повышения пенсионного возраста: «Продолжительность жизни в нашей стране за 50 лет не выросла. Она сейчас находится на уровне 1960 года. При этом средняя продолжительность жизни в странах ОЭСР за тот же период выросла на 17 лет».
 
КАК ПОКУПАЕТСЯ ИНВАЛИДНОСТЬ
 
Геннадию КОЛЕСОВУ, автору и ведущему «Виртуальной Школы Пенсионера» мы задали вопрос: «Как вы относитесь к пенсионной реформе, в частности, к вопросу повышения пенсионного возраста? Фактически, сегодня уже около трети россиян досрочно выходят на пенсию по инвалидности, а 70% занятого населения еще за 10 лет до наступления пенсионного возраста имеют серьезные хронические заболевания».
 
«Отрицательно, – отрезал собеседник. – Но не из-за того, что у нас многие выходят досрочно на пенсию по инвалидности. Просто в нашей насквозь коррумпированной стране большая часть этих "инвалидов" покупают себе инвалидность. И далеко за примерами ходить не надо. Дело в другом. Есть объективные показатели продолжительности жизни. И именно этот фактор не позволяет нашей стране повышать пенсионный возраст».
 
Иное мнение вице-президент Всемирного банка по Европе и Центральной Азии Ле УЭРУ. Он недавно отметил, что к 2050 г. трудоспособное население РФ уменьшится на 25 млн человек по причине демографического спада. Смягчить последствия этого спада поможет увеличение пенсионного возраста.
 
Ранее повышать пенсионный возраст российские власти призывала другая международная организация – Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Там заявили, что в России женщины живут дольше мужчин, а работают меньше, и это парадоксально. В большей части государств, являющихся членами ОЭСР, и мужчины, и женщины имеют одинаковый возраст выхода на пенсию, который, как правило, составляет 65 лет.
 
Свое мнение по этой проблеме высказала Анна ОЧКИНА, заведующая кафедрой социальных теорий и технологий Пензенского Педагогического университета: «Я думаю, что увеличение коснется женщин, т.е. выровняется пенсионный возраст женщин и мужчин, это будет первый шаг. Женщинам поднимут пенсионный возраст до 60 лет, потому что еще раньше Всемирный банк и другие международные организации указывали на то, что у нас распределение пенсионных возрастов не соответствует демографическим показателям. У нас разрыв средней продолжительности жизни между мужчинами и женщинами составляет 12-13 лет в пользу женщин, а на пенсию раньше уходят женщины, чем мужчины. Вот это повышение, я думаю, будет обязательно».
 
РСПП ПРОТИВ
 
Российский союз промышленников и предпринимателей предлагал собственную концепцию пенсионной реформы, многие положения из которой были учтены при разработке стратегии Минтруда. В частности, в нее вошли положения о сохранности накопительной части пенсии, о реформировании системы досрочных пенсий, о гарантиях сохранности пенсионных накоплений. Однако ко всему прочему бизнес предлагал уравнять срок выхода на пенсию мужчин и женщин, подняв пенсионный возраст до 63. Но этот пункт не был включен в новую стратегию Минтруда.
 
СПРАВКА
 
  • В 2004 г. 37% трудовых пенсий по старости были назначены россиянам, не достигшим пенсионного возраста.
  • По данным Росстата, в ближайшие десять лет число трудоспособных граждан в нашей стране сократится на 8,5 млн человек, а число пенсионеров вырастет на 5,7 млн. К 2030 г. пенсионером будет почти каждый третий россиянин.
  • Сегодня соотношение получателей трудовой пенсии, приходящихся на 1 наемного работника, составляет 0,76. Через десять лет оно повысится до 0,89, а к 2031 г. на одного наемного работника будет приходиться один пенсионер. В 2050 г. на одного наемного работника будет приходиться 1,2 пенсионера.
 
ЧТО В СУХОМ ОСТАТКЕ?
 
Проанализировав основные положения бурно обсуждаемой очередной пенсионной реформы, мы сделали некоторые пессимистические выводы о том, что на самом деле ждет пенсионеров недалекого будущего в России.
 
Авторы «Стрегии развития пенсионной системы – 2030» обещают, что в приближенной перспективе, лет этак через 40 – 50, российские пенсионеры начнут жить почти как «в европах». А уже через 15 – 20 лет, по крайней мере, смогут оплачивать ЖКХ и полноценно питаться. Разница между доходами работающего гражданина и его будущей пенсией сократится в разы, и пожилые россияне смогут достойно жить в преклонных летах.
 
Достичь этого наши стратеги планируют, главным образом, за счет внедрения  трехуровневой модели пенсионных накоплений. По убеждению авторов документа, если запасы на старость будут откладываться не только в государственный фонд, но и в иные сберегательные кассы, за 40 – 45 лет стажа работник сможет «заработать» пенсию с коэффициентом замещения 40% и выше от его среднего заработка.
 
Фактически, речь идет об отмене досрочного пенсионного обеспечения по «советской системе», и отныне только от каждого конкретного гражданина в отдельности будет зависеть, встретит он старость в крайней нужде – или все-таки по-человечески.
 
Однако меры, при помощи которых планируется латать бреши в ПФР, чтобы через 20 лет из него было, чем платить пенсии ныне здравствующим работникам, как минимум, подозрительны.
 
ДОЖИВЕМ ДО ПЕНСИИ
 
В «Стратегии...» фигурируют сомнительные показатели среднего периода дожития россиян.
 
По подсчетам авторов, ожидаемое время пребывания на пенсии в России к 2030 году составит едва ли не 25 лет для женщин и 15 – для мужчин. Цифры, впрочем, справедливы, если исходить из прогнозов Росстата на 2030 год, по которым средняя продолжительность жизни мужчин составит 70,9 года, а женщин, соответственно, 80,5 года.
 
«С чего вдруг наши мужчины, средняя продолжительность жизни которых сегодня катастрофически низкая – 63 года – через 20 лет станут жить дольше на 8 лет? Равно как и женщины: до 80-ти в РФ сегодня почти никто не доживает, – считает Оксана БЕСЛАНЕЕВА, ведущий юристконсульт Клинского института охраны и условий труда, советник 2 класса. – Для того, чтобы увеличилась продолжительность жизни граждан, необходимо поднимать ее уровень – это очевидно, как закон всемирного тяготения».
 
«А для этого необходимы экономические предпосылки, которых в нашей стране нет, и неоткуда им взяться, потому как трудящиеся в России вынуждены мириться с условиями, порой несовместимыми с жизнью. Я говорю не только о работниках шахты.
 
Лампы дневного света есть в каждом офисном помещении, что идет против гигиенических норм. О шуме и электро-магнитных излучениях вообще говорить не приходится. То, что условия труда у россиян будут улучшены – сомнительно, потому как аттестацию рабочих мест проходят единицы организаций (порядка 1 – 2% из всех зарегистрированных), да и там во многих случаях фальсифицируются результаты проверок.
 
Больничные работникам часто не оплачиваются, либо оплачиваются не полностью. Почти нигде не установлены компенсации на питание. О каком повышении качества жизни может идти речь, если почти все россияне треть своей жизни проводят во вредных или опасных для здоровья условиях?
 
Есть сильное подозрение, что государство, искусственно завышая демографические показатели, рассчитывает сэкономить бюджетные средства. Ведь очевидно, что большинство граждан не доживут до «запланированного» возраста, а посмертно пенсии в нашей стране не выплачиваются».
 
ЗА ЧУЖОЙ СЧЕТ
 
Еще один момент, который должен серьезно обеспокоить работающих россиян, состоит в том, что в настоящее время Пенсионный фонд не располагает достаточными средствами для того, чтобы «расплачиваться» с нынешними пенсионерами. «Ситуация с жестким дефицитом ПФР решается топорно: пенсии старшему поколению по принципу «уважай старших» высчитывают из сегодняшних отчислений граждан трудоспособного возраста. Тех самых граждан, кому авторы «Стратегии...» обещают безбедную старость уже к 2030 году. Такая политика, по меньшей мере, является нечестной», – резюмирует эксперт.
 
ВСЕМ ВЫЙТИ ИЗ СУМРАКА!
 
Как известно, основная часть средств в Пенсионный фонд поступает непосредственно от работодателей. Работник платит только НДФЛ – остальные налоги (ПФР, ФОМС и ФСС) за него платит принявшее его на работу юридическое лицо. При том, что cтандартная ставка взносов в Пенсионный фонд составляет 22% от заработной платы работника, совокупный размер уплачиваемых работодателем налогов  на сегодня составляет 30% от ежемесячного оклада сотрудника плюс 0,2% и более, в зависимости от вида деятельности, то есть минимум 30,2%.
 
Ну, а дальше этот процент будет ползти вверх: авторы «Стратегии...» предлагают установить дополнительный тариф для работодателей в отношении лиц, работающих на местах с особыми условиями труда. По замыслу, эта мера призвана, с одной стороны, увеличить взносы в Пенсионный фонд, с другой –стимулировать работодателей улучшать условия труда.
 
Но по мнению нашего эксперта, эти идиллические планы, скорее всего, разобьются о суровую правду жизни: работодатели, скорее всего, просто сочтут невыгодным оформлять сотрудникам официальные оклады: «Если до кризиса 2008 года зарплата 50 тыс. руб. для работника финансовой или юридической сферы с двумы высшими образованиями считалась приемлемой, то сегодня, с учетом существующей инфляции, такая цифра унизительна. Профи такого уровня сегодня согласен работать на 100 и более тысяч, но такую зарплату предлагают далеко не везде. Потому что, если вся эта сумма будет «белой», то за каждого работника работодателю ежемесячно прийдется отчислять в ПФР сумму, равную 22 тыс. руб. и выше.
 
Мудрено ли, что сегодня все больше работодателей уходит в тень и выдают сотрудникам «серые» зарплаты. Без всяких прогнозов понятно, что эта тенденция возымеет продолжение, поскольку именно высокий уровень зарплаты сегодня является мощным мотивационным фактором для работников, а вовсе не призрачные социальные гарантии. Если вы планируете в дальнейшем работать на «белом» окладе, то готовьтесь к тому, что его размер будет унизительно низким».
 
ТОЧКА КИПЕНИЯ

Проанализировав сегодняшний рынок вакансий, можно действительно заметить отчетливую тенденцию к увеличению числа компаний, предлагающих оформление по ТК со 100% «белым» окладом. Но какие размеры этих окладов? Они в большинстве отраслей значительно ниже уровня 2008 года, что подтверждается многочисленными исследованиями рекрутинговых агентств. Если же где-то и сохранился докризисный уровень зарплат, то они в подавляющем большинстве организаций в течение трех лет, минувших после финансового кризиса, ни разу не индексировались.
 
«Мы приближаемся к точке, которую иначе как коллапсом на рынке труда и вообще в жизни работающих граждан России не назовешь, – резюмирует эксперт. – Людям уже сегодня не на что покупать жилье, а сумма аренды стремительно приближается к размерам ежемесячных вкладов по ипотеке. Строительные компании и посредники продолжают существовать по «докризисным» законам, их бизнес-план по-прежнему ориентирован на «те», докризисные зарплаты, которых сегодня у граждан нет и не предвидится. А следовательно, неоткуда ждать и высоких пенсий.
 
Годы «трудового стажа» для большинства россиян вскоре превратяться в годы существования от зарплаты до зарплаты с последующим «дожитием» на пенсию, которой едва хватит, чтобы покупать лекарства на лечение заработанных профзаболеваний».
 
КАЖДОМУ ПО ТРУДУ
 
Чтобы пополнить Пенсионный фонд и одновременно сократить госрасходы на выполнение пенсионных обязательств, государство пошло замысловатым путем. Вместо того, чтобы увеличить пенсионный возраст для граждан обоих полов, как планировалось ранее, оно «мотивирует» рабочих трудиться как можно дольше и как можно непрерывнее. Отныне максимальной пенсии удостоится лишь тот, кто «выжмет» заявленную планку стажа.
 
Как пишет журналист общественно-политической платформы «Русь» Василий ВАНЬКОВ, «будущим российским пенсионерам придется отбывать трудовую повинность на протяжении не менее 45 лет для мужчин и не менее 40 лет для женщин. Только в этом случае они смогут рассчитывать на «максималку» от ПФР, которая составит примерно 40% от их среднего заработка».
 
Нетрудно подсчитать, что заработать указанный 40 – 45 летний стаж в режиме «без отрыва от производства» да еще с учетом нестраховых периодов (учеба в вузе и аспирантуре, декретный отпуск) можно будет лишь к 67 – 69 годам. А на этих цифрах, как уже было сказано ранее, жизнь многих россиян заканчивается...
 
У россиян, в особенности у мужчин, «доскрипеть» до глубокой старости шансов совсем немного: средний возраст соотечественников составляет 69 лет для мужчин и 72 года для женщин. Но и тех, кто сегодня близок к 70-летнему рубежу, счастливчиками назвать трудно: большинство доживают свой век если не инвалидами, то с букетом хронических заболеваний.
 
Период дожития расчитывается по сложной формуле, в которую входят данные продолжительности жизни, частота смертных случаев в различные периоды жизни, доли доживших до каждого конкретного возраста и ряд других показателей.
 
ГРАНИТ НАУКИ – НЕ ХЛЕБ
 
По мнению критиков пенсионной реформы, требование непрерывного трудового стажа фактически будет демотивировать граждан на получение высшего образования, равно как на повышение профессиональной квалификации, потому как периоды учебa в вузе и аспирантуре являются нестраховыми, то есть в стаж не идут.
 
МЕНТАЛЬНАЯ СТЕРИЛИЗАЦИЯ
 
Нестраховым периодом является и декретный отпуск. Соответственно, требование непрерывного стажа может негативно сказаться на демографической ситуации в стране, приведя к падению рождаемости, поскольку женщины не захотят становиться матерями и автоматически лишатся полной пенсии.
 
Татьяна Фомичева, Ирина Гульченко
 
Источник: 8hours.ru