Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 апреля 2024 г.

Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда

5 апреля 2024 года состоялся бесплатный вебинар по теме «Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента образования КИОУТ...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Совершенствование системы подготовки специалистов в области охраны труда - важное звено модернизации СУОТ

22 ноября 2013 г.

 

Модернизация системы управления охраной труда требует новых подходов к подготовке специалистов. В связи с этим в Минобрнауки России был направлен проект государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Охрана труда и управление профессиональными рисками.



Валерий КОРЖ
директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России
  
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
 
В рамках реализации поручений Правительства РФ, направленных на формирование комфортных и безопасных рабочих мест как следствие, снижение производственного травматизма и профзаболеваемости, на всех уровнях управления проводится работа по модернизации системы управления охране труда (далее – СУОТ). Основной целью ее модернизации, заключающейся в постоянном улучшении условий труда работников является переход от «компенсационной» модели управления охраной труда к современной системе управления профессио­нальными рисками, позволяющей реализо­вать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и со­кратить все виды издержек, связанных с не­благоприятными условиями труда.
 
В настоящее время за высокими показа­телями производственного травматизма кроются несоблюдение нормативных требований охраны труда, а также непроведение обучения по охране труда.
 
Основой будущей системы охраны труда является концепция управления профессио­нальными рисками. Ее суть заключается в формировании на государственном уровне нормативных основ, механизмов, методов и инструментов, с помощью которых можно объективно оценивать существу­ющие риски, управлять ими и влиять на условия труда на рабочих местах.
 
К наиболее типичным нарушениям требо­ваний охраны труда можно отнести следующие:
  • руководители и специалисты предприя­тий не проходят обучение и проверку знаний по охране труда, в их должност­ных инструкциях отсутствуют обязан­ности по охране труда;
  • инструктажи по охране труда проводятся с нарушениями установленных сроков, отсутствуют планы проведения инструк­тажей, не разрабатываются инструкции по охране труда;
  • обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ) осуществляется с нарушениями сроков и норм выдачи;
  • не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ).
 
Нередки случаи, когда на работу прини­маются граждане, не имеющие профессио­нальной подготовки, соответствующей ее характеру, без проведения инструктажа и обучения по вопросам охраны труда.
 
Основными выявленными причинами нарушений являются:
  • недостаточное внимание ряда руководи­телей организаций к вопросам охраны труда работников;
  • отсутствие достаточного финансирова­ния на закупку необходимого количества СИЗ, проведение АРМ, медицинских и профилактических осмотров.

Проводимая системная работа потребует привлечения значительного количества квалифицированных кадров. В этой связи особое место должна занимать подготовка специалистов по охране труда организаций – долж­ностных лиц, призванных организовывать процессы управления охраной труда, осу­ществлять контроль за безопасным произ­водством работ.


 
Проведенный анализ действующих феде­ральных государственных образовательных стандартов и нормативной базы в области повышения квалификации специалистов по охране труда показал, что система их подго­товки требует совершенствования. Подготовка управленческих и инженер­но-технических кадров по охране труда долж­на осуществляться на основе компетентного подхода к формированию образовательных стандартов и соответствующих основных образовательных программ.
 
Удовлетворение потребностей работода­телей в специалистах по вопросам охраны труда с учетом требований трудового зако­нодательства о создании служб охраны труда в организациях обусловливает необходи­мость обеспечения подготовки в системе высшего профессионального образования бакалавров по новому направлению подготовки «Охрана труда и управление профес­сиональными рисками» в дополнение к существующей специальности «Техносферная безопасность».
 
В настоящее время отсутствие должной подготовки специалистов и персонала по вопросам охраны труда обусловливает высокий уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на российских предприятиях.
 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
 
Статья 217 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) содержит тре­бование о создании службы по охране труда или введении должности специалиста по охране труда у каждого работодателя, числен­ность работников которого превышает 50 че­ловек.
 
В соответствии со ст. 225 ТК РФ госу­дарство обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессио­нального образования.
 
В настоящее время в отечественной си­стеме высшего профессионального образо­вания отдельные вопросы по проблемам безопасности труда рассматриваются в соот­ветствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (далее – ФГОС ВПО) в рамках двухуровневой под­готовки (бакалавр – магистр) по направлению подготовки (специальности) 280700.62 «Тех­носферная безопасность».


Входящие в состав этого направления подготовки (специальности) профили 280101.65 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» и 280102.65 «Безопасность технологических процессов и производств» являются основанием для присвоения вы­пускнику вуза квалификации (степени) «ба­калавр», а профиль 280200.68 «Защита окру­жающей среды» – «магистр».
 
Однако полученных по окончании обуче­ния по указанным направлениям знаний не­достаточно для надлежащего исполнения специалистом по охране труда своих обязан­ностей, в т. ч. в части организации и коорди­нации работ по охране труда на предприятии, участия в разработке и контроле за функци­онированием системы управления охраной труда и профессиональными рисками на пред­приятии в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.
 
В ходе анализа действующих ФГОС ВПО по направлениям подготовки инженерных и управленческих специальностей по охране труда выявлен ряд несоответствий их компетентностных характеристик современным требованиям охраны труда и управления профессиональными рисками.
 
Установлено, что набор компетенций в сфере охраны труда и управления профессио­нальными рисками включен в указанные ФГОС ВПО бессистемно, непонятны меха­низм и логика отнесения компетентностных характеристик в сфере охраны труда и управ­ления профессиональными рисками к обще­культурным и профессиональным.
 
Например, в компетенции ФГОС ВПО  специальности «металлургия» квалификации «бакалавр» (150400) требования в  сфере охраны труда и управления профессионалъными рисками включены как в общекультурные, так и в профессиональные.  При этом владение основными методами  защиты производственного персонала и  населения от возможных аварий и катастроф отнесено к общекультурным, а умение оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов – к профессиональным компетенциям.
 
В то же время квалификация «магистр» этого же ФГОС ВПО специальности «металлургия» (150400), которая должна предусматривать более глубокое владение  компетентностными характеристиками, вообще не содержит профессиональных  компетенций в сфере охраны труда и  управления профессиональными рисками.
 
Между тем к общекультурным компетенциям отнесено умение «понимать, излагать и использовать в практической деятельности основы трудового законодательства и правовых норм», что соответствует уровню рядового рабочего.
 
В этой связи разработан и направлен в Минобрнауки России для последующего ут­верждения в установленном порядке проект ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) «Охрана труда и управление профессиональными рисками» (квалифика­ция (степень) «бакалавр»), а также измене­ний, которые необходимо внести в действу­ющие ФГОС ВПО ряда инженерных и управ­ленческих специальностей.
 
Одним из путей решения названной про­блемы является формирование нормативной правовой базы для более качественной целе­вой подготовки специалистов-управленцев в сфере охраны труда с учетом потребностей работодателей и задач государственной по­литики в области безопасности труда и охра­ны здоровья работников.
 
Именно поэтому в ходе подготовки ука­занных проектов были сформулированы предложения по введению компетенций в области охраны труда и управления профес­сиональными рисками не только во ФГОС ВПО инженерных, но и ряда управленческих специальностей, а именно:
  • направление подготовки (специальности) 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»);
  • направление подготовки (специальности) 221400 «Управление качеством» (квали­фикация (степень) «бакалавр»);
  • направление подготовки (специальности) 080100 «Экономика» (квалификация (сте­пень) «бакалавр»);
  • направление подготовки (специальности) 080400 «Управление персоналом» (квали­фикация (степень) «бакалавр»).
 
Кроме того, непрерывному повышению уровня профессиональных знаний и умений специалистов, адаптации к меняющимся ус­ловиям профессиональной деятельности, совершенствованию профессиональной ква­лификации, а также подготовке к выполне­нию новых видов профессиональной деятель­ности будут способствовать дополнительные профессиональные образовательные про­граммы в области охраны труда.
 
В целях эффективной реализации таких программ и обеспечения унифицированного подхода к обучению специалистов разрабо­таны и направлены в Минобрнауки России федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки руководителей служб охраны труда и специ­алистов по охране труда.
 
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ НОВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
 
Специфика работы специалистов по ох­ране труда и управлению профессиональными рисками определяется требованиями ТК РФ и перспективой внедрения системы управления профессиональными рисками в рамках модернизации СУОТ в Российской Федерации.


 
Указанные специалисты должны обла­дать достаточной квалификацией для орга­низации и координации работ по охране труда, определения направления развития системы управления профессиональными рисками на предприятии на основе монито­ринга изменений законодательства и пере­дового опыта в области охраны труда, а так­же исходя из модернизации технического оснащения, целей и задач предприятия.
 
При разработке проекта ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) «Охрана труда и управление профессиональ­ными рисками» требуемые компетенции и структура основной образовательной про­граммы подготовки бакалавров сформирова­ны с учетом:
  • модернизации СУОТ в Российской Фе­дерации;
  • внедрения концепции управления про­фессиональными рисками;
  • тесной увязки состояния условий труда на предприятии с системой социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на про­изводстве, а также системой пенсионно­го и медицинского обеспечения.
В обязанности специалиста по охране труда входит участие в разработке планов и программ по улуч­шению условий и охраны труда в организации, устранение или минимизация профессиональных рисков, а также ряд других должностных функций, предусмотренных Единым квали­фикационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.


 
Обучающиеся по соответствующему на­правлению подготовки (специальности) будут способны осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
  • организационно-управленческая;
  • экспертно-консультационная;
  • информационно-аналитическая;
  • нормотворческая;
  • правоприменительная;
  • проектно-внедренческая;
  • научно-исследовательская.
 
Реализация программы подготовки кад­ров позволит значительно повысить эффек­тивность функционирования системы управ­ления профессиональными рисками в Рос­сийской Федерации.
 
Источник: «Справочник специалиста по охране труда», № 6, 2013.