Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

21 марта 2024 г.

Планируется уточнить порядок расчета ежемесячной страховой выплаты в случае смерти работника

В соответствии с Законопроектом планируется внесение изменений в пункт 8 статьи 12 «Размер ежемесячной страховой выплаты» Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

17 января 2024 г.

Трудовой кодекс: уточнят права работников на проценты за задержку зарплаты

В Государственной Думе проходит второе чтение законопроекта, который уточняет права работников на проценты в случае задержки работодателем выплаты заработной платы и других выплат. В...

Страховые взносы в 2014 году

20 февраля 2014 г.





В этом году вступило в силу немало поправок, касающихся расчета и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды: проиндексирована база для начисления взносов, продлены льготы отдельным категориям плательщиков. Но особенно «досталось» предпринимателям. Им уменьшили размер фиксированного взноса, но обязали дополнительно платить в ПФР 1% с дохода, превышающего 300 000 руб. за год. Более подробно об этих и других изменениях читайте в статье.
 
 
УВЕЛИЧЕНА БАЗА ДЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
 
Правительство РФ проиндексировало предельный размер базы для начисления страховых взносов. Коэффициент индексации базы составил 1,098 (Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 г. № 1101 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.»).
 
В 2014 г. предельная сумма выплат в пользу физических лиц, на которую начисляются страховые взносы, составляет 624 000 руб. (вместо 568 000 руб. в 2013 г.).
 
Если выплаты в пользу физлица в 2014 г. превысят 624 000 руб., то с сумм, превышающих эту величину, плательщик должен перечислять только 10% в бюджет ПФР (если нет льготы, освобождающей от уплаты взносов с сумм свыше указанного предела). В данном случае речь идет о выплатах, являющихся объектом обложения страховыми взносами. Они перечислены в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).
 

ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ОСТАЛИСЬ ПРЕЖНИМИ
 
Законодатели продлили до 2016 г. действие основных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды:
  • в ПФР – 22%;
  • в ФСС – 2,9%;
  • в ФФОМС – 5,1%.
 
Соответствующие изменения в ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ внесены ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 г. № 333-ФЗ (далее – Закон № 333-ФЗ). До внесения изменений предусматривалось, что указанные тарифы действуют с 2012 до 2015 г.
 
Таким образом, нагрузка на плательщика страховых взносов осталась прежней – 30%.
 
Внимание! Приведенные тарифы компании должны применять только в пределах базы для начисления страховых взносов.
 
Не изменились и тарифы страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. В 2014 г. будут применяться тарифы страховых взносов, действовавшие в 2013 г. (ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 г. № 323-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», далее – Закон № 323-ФЗ). Эти тарифы установлены Федеральным законом от 22.12.2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».
 
Действие норм, в соответствии с которыми предприниматели перечисляют страховые взносы с выплат и вознаграждений в пользу работников – инвалидов I, II и III групп в размере 60% от общеустановленных тарифов, также продлено (ст. 2 Закона № 323-ФЗ).

 
ПРОДЛЕНО ДЕЙСТВИЕ ЛЬГОТЫ
 
Плательщики, имеющие право на применение льготного тарифа по взносам (они уплачивают взносы только в ПФР – в размере 20%), смогут применять его до 2018 г. (поправки в ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ внесены ст. 1 Закона № 333-ФЗ). Ранее было установлено, что льготный тариф действует в 2012 – 2013 гг.
 
Напомним, что пониженный тариф страховых взносов в размере 20% распространяется на следующие категории плательщиков (п.п. 8, 10 – 12, 14 ч. 1, ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):
  • организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН и занимающиеся видами деятельности, подпадающими под льготное обложение взносами (к примеру, образование, здравоохранение, строительство, производство некоторых видов товаров, розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами);
  • аптечные организации на ЕНВД, а также ИП, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и применяющие ЕНВД, – в отношении выплат и вознаграждений, производимых в связи с осуществлением фармдеятельности;
  • социально ориентированные некоммерческие организации на УСН;
  • благотворительные организации, применяющие УСН;
  • индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему. Исключение составляют ИП, занимающиеся сдачей в аренду помещений, розничной торговлей и услугами общепита (для них льготы по взносам нет).
 
ВВЕДЕНА ЕДИНАЯ ПЛАТЕЖКА ПО ВЗНОСАМ
 
Распределение тарифа пенсионных взносов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии закреплено в ст. ст. 33, 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ).

В 2013 г. для перечисления страховых взносов на страховую и накопительную части были предусмотрены различные КБК (Приложение №1 к Федеральному закону от 03.12.2012 г. № 218-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»):
  • на страховую часть пенсии – 392 1 02 02010 06 1000 160;
  • на накопительную часть пенсии – 392 1 02 02020 06 1000 160.
 
Начиная с 2014 г. оформлять два платежных поручения на перечисление страховых взносов на страховую и накопительную части не нужно.
 
В соответствии с новой ст. 22.2 Закона № 167-ФЗ (введена п. 4 ст. 3 Федерального закона от 04.12.2013 г. № 351-ФЗ, далее – Закон № 351-ФЗ) уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется единым расчетным документом. Он направляется в ПФР на соответствующие счета Федерального казначейства с применением КБК, предназначенного для учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии. Следовательно, уплата страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии в 2014 г. осуществляется одной платежкой с указанием КБК для страховой части – 392 1 02 02010 06 1000 160.
 
Специалисты ПФР сами распределят общую сумму на страховую и накопительную части. Учет страховых взносов, поступивших на выплату накопительной части трудовой пенсии, будет осуществляться на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в зависимости от того, какой вариант пенсионного обеспечения выбрало застрахованное лицо (п. п. 1, 2, 3 ст. 3 Закона № 351-ФЗ, п. 1. Ст. 20.1 Закона № 167-ФЗ).
 
Такой порядок применяется начиная с расчетного периода 2014 г.
 

ИЗМЕНЕН ПОРЯДОК РАСЧЕТА ВЗНОСА В ПФР, УПЛАЧИВАЕМОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ ЗА СЕБЯ
 
В 2014 г. индивидуальные предприниматели будут по-новому рассчитывать сумму взноса в ПФР, уплачиваемую за себя. Размер страхового взноса теперь рассчитывается исходя из одного МРОТ и зависит от величины дохода, полученного ИП за год (изменения в ч. 1.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ внесены ст. 2 Федерального закона от 23.07.2013 г. № 237-ФЗ, далее – Закон № 237-ФЗ).
 
Если доход предпринимателя окажется меньше 300 000 руб., то страховой взнос рассчитывается по формуле:
 
МРОТ x 12 x 26%,
 
где МРОТ (минимальный размер оплаты труда) на начало 2014 г. установлен в размере 5554 руб. в месяц (Федеральный закон от 02.12.2013 г. № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"»);
26 процентов – тариф пенсионных взносов, установленный п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ.

Подставляем эти значения в формулу и получаем: 5554 руб. x 12 мес. x 26% = 17 328,48 руб.

Итак, если доходы ИП за год не превысят 300 000 руб., он должен перечислить в ПФР фиксированный платеж в размере 17 328,48 руб.
 
Напомним, в 2013 г. в расчете участвовал двукратный МРОТ и взнос был почти в два раза больше (32 479,20 руб.). Если доход ИП за год превысит 300 000 руб., предприниматель должен будет уплатить не только фиксированный взнос, но еще и перечислить в ПФР 1% от всех доходов, которые превысили 300 000 руб. (п. 2 ч. 1.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ):
 
МРОТ x 12 x 26% + 1% от доходов, которые превысили 300 000 руб. за год.
 

Размер дохода определяется по правилам НК РФ в соответствии с тем режимом налогообложения, который применяет конкретный плательщик (общим режимом, ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН). К примеру, для «вмененщиков» базой для 1% будет вмененный доход, для работающих по патенту – потенциально возможный к получению доход. Если применяется несколько режимов налогообложения, то доходы от деятельности нужно суммировать. Об этом сказано в ч. 8 ст. 14 Закона № 212-ФЗ (введена Законом № 237-ФЗ).
 
Страховые взносы за расчетный период (год) уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года. А взносы с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., – не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ч. 2 ст. 16 Закона 212-ФЗ в редакции Закона № 237-ФЗ).
 
Пример. Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, занимается нескольким видами деятельности, в том числе розничной торговлей, по которой уплачивает ЕНВД. Доход за год составил:
  • по деятельности на ЕНВД (рассчитанный вмененный доход) – 250 000 руб.;
  • по остальным видам деятельности – 250 000 руб.
 
Общий доход за год составил 500 000 руб. (250 000 + 250 000). Сумма, превышающая пороговый размер дохода, – 200 000 руб. (500 000 – 300 000). Предпринимателю нужно уплатить:
  • не позднее 31 декабря 2014 г. – взнос в размере 17 328,48 руб.;
  • не позднее 1 апреля 2015 г. – взнос с суммы, превышающей пороговое значение, – 2000 руб. (200 000 руб. x 1%).
 
Обратите внимание: законодательство предусматривает максимально возможную сумму страхового взноса. Максимальный размер определяется по формуле (ч. 1.1 ст. 14 в редакции Закона № 237-ФЗ):
 
МРОТ на начало года x 8 x 12 x 26%.
 
Итак, максимальная сумма составляет 138 627, 84 руб. (5554 руб. x 8 x 12 x 26%). Если общая сумма взноса (фиксированный размер плюс 1% от дохода, превышающего 300 000 руб.) окажется больше 138 627,84 руб., то уплатить нужно только установленный максимальный размер.
 
Отчитываться перед ПФР о полученных доходах предпринимателям не нужно. Эти сведения ПФР получит из налоговой инспекции. Налоговики направят сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период (год) не позднее 15 июня следующего года (ч. 9 ст. 14 Закона № 212-ФЗ, введена ст. 2 Закона № 237-ФЗ).
 
Налоговые органы будут также передавать в ПФР данные о выявленных при проверках нарушениях, которые ПФР сможет использовать для доначислений и штрафов.
 
Если суммы поступивших платежей пенсионных взносов не будут соответствовать сведениям о доходах, то есть будут уплачены в меньшем размере, чем следует, то органы ПФР направят предпринимателю требование об уплате недоимки, пеней и штрафов (ч. 10, 11 ст. 14 Закона № 212-ФЗ, введены Законом № 327-ФЗ).
 

ФЕРМЕРАМ УМЕНЬШИЛИ РАЗМЕР ВЗНОСА
 
С 1 января 2014 г. применяется новый порядок расчета пенсионных взносов главами крестьянских фермерских хозяйств (ч. 2 ст. 14 Закона № 212-ФЗ в редакции Закона № 237-ФЗ). Фиксированный размер пенсионных взносов определяется по формуле:
 
МРОТ x 26% x 12 x N (количество членов хозяйства, включая его главу).
 
От величины доходов размер взноса не зависит. Напомним, что в 2013 г. главы КФХ уплачивали взносы за себя и за членов своего хозяйства исходя из двукратного МРОТ.

 
РАСЧЕТ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ ОСТАЛСЯ ПРЕЖНИМ
 
Расчет фиксированного взноса по обязательному медицинскому страхованию в 2014 г. не изменился. Он определяется по формуле (ч. 1.2 ст. 14 Закона № 212-ФЗ):
 
МРОТ x 12 x 5,1% (тариф страховых взносов в ФФОМС).
 
Тариф страховых взносов в бюджет ФФОМС в 2014 г. остался прежним – 5,1% (п. 3 ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ в редакции Закона № 333-ФЗ). Фиксированный взнос за 2014 г. с учетом нового МРОТ составляет 3399,05 руб. (5554 руб. x 12 x 5,1%). Размер доходов предпринимателя на расчет медицинских взносов не влияет.
 
 
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА И СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ
 
Изменились условия применения пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предусмотренных для организаций, осуществляющих деятельность в области IT. Порог средней численности работников, допускающий применение льготных ставок, понизился с 30 до 7 человек (поправки в п. 3 ч. 2.1 ст. 57 Закона № 212-ФЗ).
Предусматриваются ставки:
  • в 2010 – 2017 гг. – 14%;
  • в 2018 г. – 21%;
  • в 2019 г. – 28%.
 
С 2014 г. вводятся дифференцированные дополнительные тарифы в ПФР для компаний, работники которых заняты во вредных и тяжелых условиях труда, признанных такими по результатам специальной оценки труда, проводимой в законодательно установленном порядке (см. таблицу ниже).
 
 
Дополнительные тарифы страховых взносов
 
Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса, %
Опасный 4 8
Вредный 3,4 7
3,3 6
3,2 4
3,1 2
Допустимый 2 0
Оптимальный 1 0
 
Нововведения предусмотрены федеральными законами «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"».
 
А. Симагин
Источник: «Новая бухгалтерия», № 1, 2014
.