Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 апреля 2024 г.

Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда

5 апреля 2024 года состоялся бесплатный вебинар по теме «Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента образования КИОУТ...

Публикации

24 апреля 2024 г.

Памятка для работника: обеспечение средствами индивидуальной защиты

Работники должны обеспечиваться СИЗ на работах: с вредными и (или) опасными условиями труда; выполняемых в особых температурных условиях; связанных с загрязнением. Различают индивидуальные средства...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

АРХИВ Консультация: обязанность работодателя по уплате дополнительных тарифов страховых взносов по результатам СОУТ

20 марта 2019 г.

Организация провела специальную оценку условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», по результатам которой на одном из рабочих мест выявлены вредные условия труда – 3-й класс, подкласс 3.3...ой на одном из рабочих мест выявлены вредные условия труда – 3-й класс, подкласс 3.3.
ВОПРОС:

 
Организация провела специальную оценку условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», по результатам которой на одном из рабочих мест выявлены вредные условия труда – 3-й класс, подкласс 3.3. При этом работник, который занят на указанном рабочем месте, на досрочное назначение трудовой пенсии не претендует. Также его должность не поименована в списках профессий и должностей, предполагающих досрочный выход на пенсию. Возникает ли у организации по результатам проведения специальной оценки условий труда обязанность по уплате дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР?
  


ОТВЕТ:


Если по результатам специальной оценки условий труда на одном из рабочих мест выявлены вредные условия труда, организация обязана уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам. Тот факт, что работник не претендует на досрочную пенсию, а его должность не поименована в списках профессий и должностей, предполагающих досрочный выход на пенсию, на наш взгляд, не снимает с организации обязанности по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам в ПФР.


  
ОБОСНОВАНИЕ:


Для организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон №173-ФЗ), применяются с 1 января 2013 г. дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР, за исключением случаев, установленных ч. 2.1 ст. 58.3 (ч. 1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ)).
 
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается досрочно мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
 
Таким образом, ч. 1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ Закона 
№ 212-ФЗ содержит отсылочную норму к Закону №173-ФЗ, которым определяются в том числе условия досрочного пенсионного обеспечения.
 
Частью 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что для организаций, указанных в ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда класса условий труда взамен установленных в ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР:



 
Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса
Опасный 4 8,0 процента
Вредный 3.4 7,0 процента
3.3 6,0 процента
3.2 4,0 процента
3.1 2,0 процента
Допустимый 2 0,0 процента
Оптимальный 1 0,0 процента
 


Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон №426-ФЗ) условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. Вредными условиями труда (3-й класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе подкласс 3.3 (вредные условия труда 3-й степени), – п. 3 ч. 4 ст. 14 Закона № 426-ФЗ. Для таких класса и подкласса условий труда ставка тарифа дополнительных взносов составляет 6 процентов. При этом заметим, что ч. 1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что дополнительные тарифы страховых взносов должны применяться в отношении выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, которые приведены в пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ и дают право на досрочную трудовую пенсию. При этом законодательство РФ не предусматривает, что дополнительные страховые взносы подлежат уплате в зависимости от того, претендует ли работник на досрочную пенсию.
 
В связи с этим, если работа, вредность которой подтверждена результатами специальной оценки условий труда, в принципе дает право на досрочную пенсию, на выплаты и вознаграждения в пользу работника за эту работу, по нашему мнению, нужно начислять страховые взносы по дополнительным тарифам.
 
Кроме того, тот факт, что работник в настоящее время не претендует на получение досрочной пенсии, не означает, что он не пойдет на пенсию досрочно согласно законодательству через какое-то время (например, с учетом того, что по результатам специальной оценки условий труда выполняемая им работа отнесена к вредной). Заметим, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.
 
При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, применяется Список №1 (пп. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. №537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"»). Тот факт, что должность работника не поименована в списках профессий и должностей, предполагающих досрочный выход на пенсию, при определении права на досрочную пенсию может вызвать споры с органами, назначающими пенсию. Однако отсутствие должности в списках, по нашему мнению, не снимает с организации обязанности по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам.
 
Д.И. Шофман


 
Материриал был включен в информационный банк 
СПС КонсультантПлюс.

Источник публикации: www.consultant.ru.