Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

21 марта 2024 г.

Планируется уточнить порядок расчета ежемесячной страховой выплаты в случае смерти работника

В соответствии с Законопроектом планируется внесение изменений в пункт 8 статьи 12 «Размер ежемесячной страховой выплаты» Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-...

Публикации

26 марта 2024 г.

Искусственный интеллект: актуальные вебинары КИОУТ

Предлагаем вашему вниманию видеозаписи актуальных вебинаров КИОУТ, тематика которых объединена понятием «Искусственный интеллект». Спикер вебинаров – генеральный директор ООО «КИОУТ» Олег Александрович Косырев. Уважаемые коллеги!...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Кемеровская территориальная профсоюзная организация Горно-металлургического профсоюза России подготовила замечания к законопроекту

22 июля 2013 г.



ЗАМЕЧАНИЯ К ЗАКОНОПРОЕКТУ О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА
 
Вариант от 19.06.13 г.
 
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: заменить на «термины и определения»
1) нормативы условий труда – утверждаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предельные значения показателей факторов производственной среды и трудового процесса, воздействие которых на организм работника при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего в том числе льготного стажа не вызывает заболеваний или отклонений в состоянии здоровья работника, выявляемых с использованием современных методов диагностики;


4). специальная оценка условий труда – единый комплекс последовательно выполняемых процедур по идентификации вредностей (опасностей) и оценке уровня воздействия выявленных вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на организм работника с учетом эффективности средств индивидуальной защиты;
«Выделенное исключить, так как отсутствуют гарантии применения СИЗ тех же моделей или класса защиты, использованных во время проведения специальной оценки. Также не определен порядок оценки эффективности СИЗ.
Не определен термин «уровень воздействия».
Не определена процедура оценки уровня воздействия опасных факторов (уровни вредных определены гигиеническими нормативами). Возможно, привязать к оценке рисков, хотя и эта процедура отсутствует».
 
7). испытательная лаборатория (центр) – структурное подразделение организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляющее исследования и измерения факторов производственной среды и трудового процесса.
«Выделенное исключить. Практика показала невозможность или затруднительность проведения полного комплекса лабораторных измерений при проведении оценки на предприятиях, находящихся на значительном удалении от организации, проводящей специальную оценку. Данная формулировка приведёт к необходимости слияния организаций и сокращению количества игроков на рынке».
 
Статья 7. Применение результатов специальной оценки условий труда

6) установления работникам сокращенной продолжительности рабочего времени, и (или) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, и (или) повышенной оплаты труда, а также иных предусмотренных трудовым законодательством гарантий;
«Постановление Правительства № 870 требует предоставление всего комплекса компенсаций».
 
Статья 8. Организация специальной оценки условий труда


4. Специальная оценка условий труда на каждом рабочем месте осуществляется не реже одного раза в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
 
Выделенное исключить. Ограничения в сроках проведения специальной оценки не учитывают старение оборудования, ухудшающее условия труда, возможные ошибки и сговор при проведении оценки.
 
Статья 9. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда


7. Специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, на которых проведение работ по специальной оценке условий труда может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. Перечень видов деятельности и организаций, в которых специальная оценка условий труда проводится в особом порядке, утверждается Правительством Российской Федерации.
 
«Исключить полностью. Оценка условий труда не создаёт угрозу жизни и здоровью работника, угрозу создают условия труда, которые необходимо оценивать. Либо изменить на: «7. Специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, на которых проведение работ может создать угрозу жизни или здоровью членов комиссии, иных лиц, осуществляется в порядке…» далее по тексту.
 
Статья 10. Идентификация вредности (опасности)
1. Идентификация вредности (опасности) – сопоставление выявленных на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
2. При осуществлении идентификации вредности (опасности) должны учитываться  добавить «для последующей оценки» все возможные вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса, в том числе с учетом характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
 
«Не определен порядок учета вредных и опасных факторов, не учтенных в Классификаторе».
 
6. Объем проведения исследований и измерений определяется с учетом:


4) предложений работников или их представительного органа по проведению исследований и измерений факторов производственной среды и трудового процесса для установления класса условий труда.
 
«Либо изменить на: «…полученные в ходе организованного на рабочем месте производственного контроля, организованного испытательной лабораторией организации, аккредитованной на проведение специальной оценки условий труда…»
 
Статья 11. Декларирование соответствия условий труда


4. По окончании срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия за период ее действия несчастных случаев и профессиональных заболеваний у работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых принята указанная декларация, срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда считается продленным на следующие 5 лет.
 
«Исключить полностью. На основании Приказа Минздрава № 302н периодическим медицинским осмотрам подлежат работники с вредными условиями труда. Также для установления профзаболевания требуется оценка условий труда. При отсутствии оценки профзаболевание не будет установлено, следовательно, декларацию можно продлевать еще на 5 лет».
 
Статья 12. Исследования и измерения факторов производственной среды и трудового процесса


2. Перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих исследованиям и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также предложений работников добавить или их представительного органа.


7. В качестве результатов исследований и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса комиссией могут быть использованы результаты исследований и измерений, полученные в ходе организованного на рабочем месте производственного контроля в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», но не ранее чем за 6 месяцев до проведения специальной оценки условий труда. – «Исключить полностью».
 
8. При условии отсутствия обстоятельств указанных в пунктах 3, 4 и 5 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона в качестве результатов исследований и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса комиссией могут быть использованы результаты исследований и измерений, полученные в ходе организованного на рабочем месте производственного контроля в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ранее срока, указанного в части 7 настоящей статьи. – «Исключить полностью».
 
Противоречит следующим статьям:
 
Статья 2 ч. 7. Испытательная лаборатория (центр) – структурное подразделениеорганизации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляющее исследования и измерения факторов производственной среды и трудового процесса.
 
Статья 8 ч .2. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией (организациями), имеющей аккредитацию на право проведения специальной оценки условий труда, привлекаемой работодателем для проведения специальной оценки условий труда на основании договора гражданско-правового характера (далее – аккредитованная организация).
 
Статья 12 ч. 3 «3. Исследования и измерения фактических значений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса осуществляются аккредитованной организацией».
 
Статья 21 ч.2 п.4 «2. Специальная оценка условий труда не может осуществляться:
4) организациями в отношении юридических лиц (работодателей), в которых проводится специальная оценка условий труда, для которых эти организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных юридических лиц, а также в отношении юридических лиц, имеющих общих с этой организацией учредителей (участников)».


10. Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований и измерений факторов производственной среды и трудового процесса, в случае наличия угрозы жизни или здоровью членов комиссии, работников аккредитованной организации, участвующих в проведении специальной оценки условий труда, иных лиц при проведении указанных исследований и измерений. Условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным условиям труда. –«Противоречит части 7 ст.9. в которой указано на особый порядок специальной оценки».

 
12. Работодатель в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения, указанного в части 9 настоящей статьи, направляет в государственную инспекцию труда по месту своего нахождения копию протокола комиссии, содержащего указанное в части 9 настоящей статьи решение.
 
«Необходимо обосновать смысл и цель направления решения о невозможности проведения измерений в государственную инспекцию труда, в том числе пятидневный срок. Какие действия должна принять инспекция».
 
Статья 13. Факторы производственной среды и трудового процесса
«Пункты 1 и 2 дополнить перечислением факторов производственной среды и трудового процесса, указанных в Руководстве Р.2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».
 
Противоречит ч. 4 ст 12 «4. При проведении исследований и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса должны использоваться научно-доказанные методы оценок…»
 
«Нет оснований в одностороннем порядке изменять научно доказанный перечень вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса».


 
3. Испытательная лаборатория (центр) должна осуществлять исследования и измерения следующих факторов производственной среды и трудового процесса:
 
«Исключить полностью, так как пункт 3 жестко регламентирует обширный перечень факторов производственной среды и трудового процесса, что вводит ограничение доступа к рынку организациям малого бизнеса, поскольку содержать лабораторию со всеми факторами очень дорого и нерентабельно. Это сделано с целью захвата рынка монополиями. Существуют прекрасные специализированные лаборатории, которые могут сделать измерения отдельных факторов гораздо лучше, чем широкопрофильные организации.
 
В то же время, малый бизнес вполне способен создать и развивать лаборатории с теми факторами, которые необходимы в большинстве организаций. Для выполнения измерений тех факторов, которых нет в области аккредитации, стандартом ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2009 предусмотрен порядок привлечения других лабораторий по субподряду.
 
Общеизвестно, что область аккредитации любой испытательной лаборатории принципиально не может охватывать оценку всех вредных и (или) опасных производственных факторов, ибо многообразие условий труда и действующих на рабочих местах факторов не поддается учету. Сложность оценки биологического фактора и наличие для этого микробиологических лабораторий также создает известные трудности для аттестующих организаций. В этих случаях аттестующая организация имеет право обратиться за помощью к лаборатории, имеющей в области аккредитации выполнение соответствующих микробиологических исследований.
 
Или изменить на :
«Испытательная лаборатория (центр) должна соответствовать законодательству Российской Федерации об аккредитации».
 
Статья 14. Классификация условий труда


 
6. В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, подкласс вредных условий труда может быть снижен на одну ступень, но не ниже подкласса 3.1. Методика оценки эффективности средств индивидуальной защиты, применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
 
«Исключить полностью т.к. отсутствуют гарантии дальнейшего применения СИЗ тех же моделей или класса защиты, использованных во время проведения специальной оценки, либо вообще применения СИЗ»
 
Статья 16. Особенности проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах


4. Специальная оценка условий труда на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют схожую по характеру работу или операцию, проводится путем предварительного определения типичных технологических операций со стабильным набором вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и последующей их оценки при выполнении этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов), – «добавить: на основании фотографии рабочего времени», путем опроса работников – «добавить: их представителей», и их непосредственных руководителей.
 
Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда
1. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится в следующих случаях:



5) изменение в уровне индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на степень воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на организм работников;
 
«Исключить».
 
2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится – «добавить: не позднее 30 дней» в отношении тех рабочих мест, в отношении которых произошли изменения, указанные в части 1 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для проведения специальной оценки условий труда.
Статья 19. Организации, осуществляющие специальную оценку условий труда


4) быть застрахованной в системе обязательного страхования гражданской ответственности аккредитованных организаций;
 
«Излишнее требование, повышающее стоимость специальной оценки. Предложение о создании ещё одной системы обязательного страхования. Лоббирование интересов страховых компаний».
 
5) испытательная лаборатория (центр) организации должна быть способна осуществлять исследования и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, указанных в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.
 
«Исключить или заменить на:
«Испытательная лаборатория (центр )организации должна соответствовать законодательству Российской Федерации об аккредитации».
Статья 20. Эксперты
1. Эксперты аккредитованной организации подлежат обязательной аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с выдачей сертификата на право выполнения работ по специальной оценке условий труда. Сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

ВОЗРАЖЕНИЯ
 
«1.За сертификатом необходимо ехать в Минтруд, так как другая процедура не указана.
 
2. Статьёй задумано придать Минтруду функции Центрального органа по сертификации. В действующем законодательстве РФ указанные функции и вытекающие из них правоотношения, регулируются исключительно законодательством о техническом регулировании. Данный тезис о сертификации персонала, аккредитованных на проведение оценки условий труда организаций, указывает на то, что должна появится аффилированная (для Минтруда) Система сертификации персонала».
 
5. В реестре экспертов содержатся следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество эксперта;
2) номер, дата выдачи, дата окончания срока действия сертификата на право выполнения работ по специальной оценке условий труда;
 
«Нет оснований выдачи срочного сертификата, так как для его получения не требуется проведения регулярной переподготовки и для получения очередного сертификата можно предоставлять предыдущие документы».
 
Статья 21. Независимость аккредитованных организаций и экспертов
1. Аккредитованные организации и эксперты независимы и руководствуются в своей деятельности исключительно требованиями законодательства о специальной оценке условий труда.
 
«Исключить, так как аккредитованные организации и эксперты полностью зависят от Минтруда».
 
Статья 22. Обязательное страхование гражданской ответственности аккредитованной организации
 
«Исключить, поскольку статья не имеет отношения к трудовому законодательству и регулированию трудовых правоотношений. Подобные правоотношения регулируются нормами Гражданского кодекса РФ. Излишнее требование, повышающее стоимость специальной оценки. Предложение о создании ещё одной системы обязательного страхования.
 
Либо изложить статью с принципом добровольности страхования ответственности поскольку действующее гражданское законодательство позволяет решать данный вопрос в добровольном порядке».
 
Аккредитованная организация обязана страховать свою гражданскую ответственность за причинение убытков или имущественного вреда заказчику специальной оценки условий труда и (или) третьему лицу (далее – выгодоприобретатель) вследствие использования результатов специальной оценки условий труда.
 
«Какие убытки можно страховать? Выплату излишних компенсаций, на которые не рассчитывал работодатель?»
 
8. Сумма страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности аккредитованной организации не может быть менее десяти миллионов рублей.
 
«Это убытки именно от излишне выплаченных компенсаций».
 
Второе: мелкие компании, которые работают с небольшими предприятиями и не имеют крупных заказов, вынуждены будут уйти с рынка. Расчищаем поле для монополий».
 
Статья 23. Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего федерального закона
 
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда) в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
 
«Статья предполагает контроль со стороны госорганов, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а как быть в части контроля за соблюдением норм, вытекающих из норм гражданского законодательства и законодательства о техническом регулировании?»
 
Статья 24. Полномочия должностных лиц, уполномоченных на осуществление органов государственного контроля (надзора)


3) привлекать в установленном порядке экспертов и (или) экспертные организации к участию в проводимых мероприятиях по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона;
 
«Для того, чтобы утопить конкурента, я буду бесплатно день и ночь на госинспекцию пахать».
 
4) выдавать предписания об устранении нарушений требований настоящего Федерального закона, а также проведения внеплановой специальной оценки условий труда в срок, установленный с учетом характера нарушения;
5) направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия аккредитации аккредитованной организации в федеральный орган исполнительной власти, проводивший аккредитацию;
6) направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата эксперта в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда…
 
«Почему «некомпетентный» государственный инспектор труда уполномочивается давать оценку деятельности эксперта, имеющего сертификат соответствия?
 
На основании заключения государственного инспектора, не имеющего сертификата эксперта можно закрыть организацию, либо лишить эксперта работы. Вот и поле для коррупции.
 
В практике мирового бизнес-сообщества и профессионального экспертного сообщества данный вопрос уполномочены рассматривать исключительно соответствующие органы и специалисты Систем сертификации в рассматриваемой сфере деятельности!
 
Статья просто не может быть реализована поскольку, чтобы нести ответственность за нарушение норм Гражданского кодекса РФ и ФЗ «О техническом регулировании», которых достаточно в проекте, нужно иметь обязанности и права в этих сферах законодательства РФ. Каких-либо обязанностей и прав в этих сферах ГИТ не имеет. ГИТ уполномочена в обязанностях и правах исключительно в сфере трудового законодательства. Из этого следует, что в рамках действующего законодательства РФ, ГИТ нести ответственность просто не может (а направлять «компромат» – да!)»
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Анализ законопроекта показывает, что ничего принципиально нового («специального» – как указано в проекте) данный законопроект не предполагает: те же инструментарии и приборы для отбора проб и измерений;  те же методики обработки и расчета полученных инструментальных и других показателей (значений); та же классификация результатов, что и в аттестации рабочих мест по условиям труда.
 
То есть, та же самая, действующая сегодня, оценка фактических условий труда, но с приставкой – «специальная».
 
2. Изменение задумано в другом. Чтобы уйти от общепринятой в международной практике оценки подтверждения соответствия (в целях аккредитации аттестующих организаций, сертификации персонала, работ, услуг, процессов) органами и специалистами-экспертами соответствующих Систем сертификации, законопроект предлагает переложить (передать) вышеуказанные функции профессионального сообщества – государству в лице Минтруда, придать им законодательный (государственный) характер и тем самым получить инструмент вмешательства (когда потребуется) в сферу деятельности и сферу ответственности работодателя.

Источник: ktpogmpr.ru