Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

3 мая 2024 г.

Клинические рекомендации Минздрава России «Потеря слуха, вызванная шумом

Авторы клинических рекомендаций дали определение профессионального заболевания работников, которое проявляется потерей слуха. В Российской Федерации предельно допустимый уровень шума в производственных помещениях нормируется в...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Опыт Финляндии: в центре внимания безопасность и здоровье водителей автотранспорта

26 мая 2021 г.

Несчастные случаи на доро­гах представляют собой се­рьезную проблему для об­щественного здравоохранения во всем мире. С позиций охраны гру­да практическая значимость этой проблемы обусловлена тем, что большая часть дорожно-транспортных происшествий (ДТП) может классифицироваться как «несчаст­ные случаи, связанные с работой».





Опыт Финляндии: в центре внимания безопасность и здоровье водителей автотранспорта  




Несчастные случаи на доро­гах представляют собой се­рьезную проблему для об­щественного здравоохранения во всем мире. С позиций охраны гру­да практическая значимость этой проблемы обусловлена тем, что большая часть дорожно-транспортных происшествий (ДТП) может классифицироваться как «несчаст­ные случаи, связанные с работой».




 
В любой стране мира ДТП явля­ются также ведущей причиной свя­занных с работой случаев травма­тизма, потери трудоспособности и гибели работников. Смертные слу­чаи в результате ДТП, связанных с работой, составляют около 40% от общего числа случаев производс­твенного травматизма с фатальным исходом, даже если не учитывать не­счастные случаи по пути на работу или с работы. Таким образом, рек­тор дорожного транспорта следует признать высокорисковой отрас­лью, в которой реальная статистика несчастных случаев предопределя­ет особую актуальность скорейшего внедрения общепризнанных стра­тегий управления рисками.
 
Общая годовая численность пострадавших в ДТП по разным оценкам, колеблется от 20 до 50 миллионов человек, при этом до 1,3 миллиона случаев заканчива­ются фатальным исходом. Согласно данным, приведенным в аналити­ческом обзоре Всемирной органи­зации здравоохранения (ВОЗ) о со­стоянии безопасности на дорогах за 2009 год, примерно в 40% случаев в ДТП оказываются вов­леченными люди, выполнявшие в этот момент свои трудовые фун­кции. Если эта оценка верпа, то можно ориентировочно рассчитать и пределы вариаций общего числа связанных с работой несчастных случаев в дорожно-транспортном секторе мировой экономики: от 6 до 15 миллионов в год, при этом большая часть из них заканчивают­ся гибелью пострадавших.
 

Анализ тенденций развития ситуации в глобальном масштабе дает основания для предсказания дальнейшего углубления кризиса. По оценкам ВОЗ, в течение сле­дующих 20-30 лет ожидается удво­ение числа смертельных случаев в результате ДТП. Эта безрадостная перспектива может быть изменена в лучшую сторону, если предпринять целенаправленные действия по ук­реплению безопасности дорожного движения, особенно в тех странах, где моторизация развивается уско­ренными темпами.
 
В странах с вы­соким уровнем доходов большинс­тво жертв дорожных происшествий составляют водители и пассажиры моторизованных транспортных средств. Статистические данные по дорожным происшествиям в странах с умеренными и низкими доходами весьма ограничены, тем не менее, по ним можно заключить, что в этой группе стран среди пострадавших преобладают пешеходы и водители легких транспортных средств. Перед ВОЗ встает пробле­ма выбора приоритетов в перечне факторов, угрожающих здоровью и формирующих «глобальное бре­мя болезней», поскольку при сохра­нении тенденции к росту доли фа­тальных исходов ДТП они могут превзойти малярию и туберкулез в рейтинге ведущих причин смерт­ности населения.






Фото: Shuttersttock.com.






Европейский Союз (ЕС) учре­дил ряд программ улучшения безо­пасности на дорогах, призванных снизить почти вдвое число жертв в результате ДТП на территории ЕС. Например, более чем в 100 странах была успешно реализована программа ООН «Десятилетие действий по обеспечению безопас­ности дорожного движения в 2011-2020 г.г.», целью которой было предотвращение в этот период гибели в дорожных происшествиях не менее пяти миллионов человек.
 
За последние несколько десяти­летий сектор дорожного транспор­та во всем мире значительно увеличился, а технологический прогресс привел к существенным изменени­ям условий труда в этом секторе экономики. Европейский фонд улучшения усло­вий жизни и труда провел обследо­вание современных условий труда, состояния здоровья и благосостоя­ния трудящегося населения во всех странах-членах ЕС. Выяснилось, что дорожно-транспортный сектор почти по всем факторам риска име­ет показатели хуже средних. Для сектора характерны риски, обус­ловленные особенностями окружа­ющей рабочей среды (шум, испаре­ния, опасная производственная обстановка, вибрация, повышенная или пониженная тем­пература), эргономическими условиями и нерегламентированностью рабочего времени.
 
Присущи транс­портному сектору и такие многие орга­низационные проблемы, как требования выполнять операции с большими физическими нагрузками, недостаточность контроля, отсутс­твие перспектив у работников для повышения квалификации. Несмотря на положительные сдвиги по некоторым из упомянутых факторов (эргономика, планирование рабочего времени), в целом проблема обеспечения охра­ны и гигиены труда остается одной из наиболее злободневных проблем дорожно-транспортного сектора.


















 



 
РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ТРАВМИРОВАНИИ ВОДИТЕЛЕЙ


 
Международная организация по стандартизации (ИСО) разработала стандарт ИСО 39001, содержащий современные норма­тивные требования к организации управления безопасностью дорож­ного движения. Этот стандарт служит практическим инструмен­том для правительственных орга­нов. предприятий и организаций, заинтересованных в снижении смертности и травматизма в резуль­тате ДТП.
 
Обеспечение безопасности учас­тников дорожного движения, вов­леченных в него в силу выполнения своих трудовых обязанностей, те­перь становится специальной зада­чей подразделений дорожной поли­ции и автоинспекции, и этот подход заслуживает дальнейшего развития и всеобщего содействия.
 
Одним из позитивных откликов на эту ново­явленную потребность стал проект PRAISE «Профилактика дорожных происшествий и травматизма для повышения безопасности работ­ников транспорта», начатый Евро­пейским Советом по транспортной безопасности (ЕСТБ) на условиях софинансирования со стороны Ев­ропейской Комиссии. Целью проек­та является внедрение передовых методов управления безопасностью дорожного движения и обеспече­ние консультативной поддержки работодателям, сталкивающимися с этой проблемой. Следует заметить, что осуществление профилактичес­ких мероприятий сулит опреде­ленные выгоды предпринимателям, поскольку приводит к снижению расходов на выплату компенсаций пострадавшим в дорожных инци­дентах, уменьшает потери товар­ной продукции и расходы па стра­хование.

 
Транспортные средства с мак­симальной разрешенной полной массой более 3,5 т принято отно­сить к группе большегрузных ав­томобилей (БГА). ДТП с участием БГА обычно имеют более серьезные последствия, чем другие дорожные происшествия, вследствие крупных размеров и массы этих транспорт­ных средств.






Фото: Shuttersttock.com.




 
Неясной и неразрешимой ос­тается проблема умышленных су­ицидных столкновений легковых автомобилей с грузовиками. По последним данным, полученным при анализе материалов эксперт­ных групп, расследовавших ДТП, наиболее типичным инцидентом с участием БГА является столкнове­ние со встречным легковым автомо­билем. В этих столкновениях почти четверть случаев представляет со­бой конечный результат суицидной попытки со стороны водителя лег­кового автомобиля.
 
Согласно неопубликованным результатам недавних исследований Койсаари и Терво, около 71% ДТП было связано с крупнотоннажны­ми грузовиками и автопоездами с трейлерами. У попавших в аварии профессиональных водителей БГА могут проявляться симптомы тя­желых психических расстройств, в результате чего им может потребо­ваться длительное пребывание па больничном, а иногда они и вовсе лишаются возможности продолжать свою водительскую карьеру. Другой нераскрытой до кон­ца проблемой является внезапная смерть водителя вследствие нару­шения здоровья. Наиболее распро­страненной причиной этого явле­ния служат сердечно-сосудистые заболевания. Судя по последним неопубликованным результатам финских исследований, припадки и сердечные приступы случаются у водителей гораздо чаще, чем пред­полагалось ранее (устное сообще­ние Т. Терво).




 
В последние годы для противо­действия риск-факторам, ведущим к ДТП, была реализована охарактеризованная ниже серия мероп­риятий в поддержку безопасности дорожного движения.


 
Было установлено, что труд води­телей грузовиков ассоциируется с рядом патологических состояний, обусловленных их нездоровой системой питания и сидячим ма­лоподвижным стилем жизни, при­водящим в итоге к появлению избы­точного веса. В связи с этим в Финляндии в настоящее время предпринимаются разнообразные профилактические контрмеры с ис­пользованием способов активного воздействия па здоровье водителей БГА. Вот некоторые примеры ре­зультативных действий.
 
Финским институтом профессионального здоровья 
было доработа­но, усовершенствовано и внедрено в практику деятель­ности всех учреждений, обеспечивающих охрану здоровья и медицинское обслуживание профессиональных водителей Типовое руководство по подде­ржанию профессионального здо­ровья водителей. В этой обновленной модели обслу­живания первостепенное внима­ние уделяется выявлению ранних признаков таких риск-факторов как сердечно-сосудистые забо­левания, нарушения внимания и сна, поскольку именно они требу­ют своевременного медицинско­го вмешательства.

По ини­циативе Финской ассоциации автомобильных грузоперевозок (SKAE) были созданы группы поддержки для оказания психологической по­мощи профессиональным води­телям, попавшим в серьезные ДТП. В роли консультантов в них выступают добровольцы из автотранспортных компаний, прошедшие в большинстве своем специальную подготовку в ор­ганизациях Финского Красного Креста. Услуги групп поддержки предоставляются на всей терри­тории страны, и для их получе­ния водителю, пострадавшему в ДТП и нуждающемуся в помощи для восстановления душевного равновесия, достаточно в любое время позвонить по телефону 02008080 (круглосуточное обслу­живание на дорогах обеспечива­ет Клуб автомобилистов и путе­шественников Финляндии).
 
Проводится первоначальное обучение и последующая регулярная пе­реподготовка профессиональ­ных водителей в соответствии с требованиями директивы ЕС 2003/59, регулирующей подго­товку профессиональных водигелей па европейском уровне. В Финляндии эта система стала применяться с 2008 года для под­готовки водителей автобусов, а с 2009 года была распространена и на водителей грузовиков. Програм­ма переподготовки предусматри­вает прохождение каждые пять лег 35 часовых тренингов, наце­ленных на развитие готовности профессиональных водителей к решению потенциальных про­блем, возникших за прошедший отрезок времени.
 




 

Фото: Shuttersttock.com.




 
РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ


 
Использование ремней безопас­ности законодательно вменено в обязанности профессиональных водителей в Финляндии с 2006 года. До этого игнорирование ремней безопасности было наибо­лее распространенным фактором риска. До 2006 года, когда применение ремней безопасности не считалось обязательным для профессиональных водителей, регулярно использовали их толь­ко 21% водителей трейлерных автопоездов. После обновления закона этот показатель возрос до 73%.
 

Технологии, обеспечивающие бе­зопасность автомоби­лей: па смену пассивным средс­твам типа ремней и подушек безопасности пришли такие ак­тивные технологии как АБС (антипробуксовочные тормозные системы) и ЭКС (электронные системы курсовой стабилизации). Если раньше автомобильные средства пассивной безопасности должны были защитить пассажи­ров и водителя от повреждений в случае аварии, то новые актив­ные средства призваны предо­твратить саму аварию.
 
В практику транспортных компаний была внедрена программа «Алколок». Ус­тановка систем антиалкогольной блокировки автомобиля типа «Алколок» стала обязательной в Финляндии для школьных авто­бусов и автомобилей, используе­мых для ежедневных пассажир­ских перевозок. Несмотря на то, что управление автомобилем в нетрезвом состоянии в среде профессиональных водителей допускается исключительно ред­ко (менее 1% водителей БГА, вовлеченных в ДТП с фатальным исходом), для финской культуры дорожного движения значительной проблемой все еще остаются ДТП, обусловлен­ные воздействием на водителей различных интоксикантов. Ста­тистика показывает, что каждая четвертая жертва ДТП расстает­ся с жизнью по вине пьяных во­дителей, а среди участников До­рожного движения в Финляндии один из 700 водителей управля­ет транспортным средством в со­стоянии алкогольного опьянения.
 





















 
РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ


 
Повышение безопасности до­рожного движения путем уста­новки разделительных барьеров на главных магистралях с двух­рядным движением горячо под­держивается водителями БГА. Лобовые столкновения представ­ляют собой одну их наиболее тя­желых дорожных проблем в сель­ской местности (37% от числа всех смертельных случаев в этих районах). Наименьшим уров­нем риска ДТП со смертельным исходом характеризуются авто­страды, хайвеи и другие дороги с разделительными барьерами.
 
Возрастающее количество «роко­чущих полос» служит примером малозатратных решений, спо­собных повысить безопасность дорог за счет своевременного привлечения внимания подустав­шего водителя к потенциальной опасности при помощи ощути­мой вибрации или хорошо слы­шимого рокота, передающегося с дорожного покрытия через коле­са внутрь автомобиля.




 
Увеличение количества автома­тических регистраторов скоро­сти уже зарекомендовало себя как скорейший путь к достижению поставленной цели 
 снижению смертности па дорогах, особен­но па перегруженных участках с высокой интенсивностью до­рожного движения, характери­зующихся высокой плотностью и частотой фатальных ДТП.
 



 
СИСТЕМНЫЕ РИСКИ


 
Организационные факторы мо­гут оказать существенное влия­ние на безопасность дорожного движения, поскольку именно на управление трафиком возлага­ется основная ответственность за предотвращение ДТП. Учет рисков, провоцирующих ДТП, должен стать неотъемлемой час­тью культуры автоперевозок, но нельзя забывать и о других звеньях транспортной цепи, ко­торые могут выступать в качес­тве факторов, сдерживающих процесс улучшения безопаснос­ти дорожного движения.
 
Жесткие предписания и требования, предъявляемые к водителям, могут порождать излишне на­пряженные графики перевозок и спешку, что увеличивает риски в дорожном движении. Уровень системных рисков документиру­ется редко. Контроль общей длительности рабочих смен и времени непосредственного вож­дения автомобиля был в послед­ние годы значительно улучшен с помощью регламентирующих руководств и законодательных актов ЕС. Покупатели транспор­тных услуг могут со своей сто­роны оказывать влияние на усло­вия труда водителей грузовиков путем включения в контрактные соглашения особых требований по обеспечению безопасности грузоперевозок.







Фото: Shuttersttock.com.




 
Служба расследования ДТП может внести свою лепту в повышение бе­зопасности дорожного движения путем разработки рекомендаций по учету и профилактике риск-факторов, выявленных в процессе анализа обстоятельств конкретных происшествий. Согласно законам Финляндии, расследованию подле­жат все ДТП с фатальным исходом. Задача расследования 
 полу­чить практическую информацию, чтобы помочь в организации общенациональных и местных меропри­ятий по повышению безопасности па дорогах. В состав Службы вхо­дит 20 комплексных экспертных групп, состоящих из специалистов дорожной полиции, медицины и психологии, инженеров-механиков и дорожников. Работа групп регламентирована и базируется на проверенных опытом методах де­тальных исследований.
 


 
ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ


 
В перспективе ожидается даль­нейшее увеличение транспортных потоков на дорогах, поэтому транс­портная полиция тоже переходит к комбинированному использованию различных видов транспорта. Правительство Финляндии постоянно работает над решением проблемы снижения числа жертв фа­тальных ДТП на 50%. Для соот­ветствующего развития транспорт­ной полиции необходимо принять во внимание три ключевых на­правления в сфере безопасности дорожного движения.
 

Во-первых, необходимо сформулировать общие требования к автотранс­портным перевозкам в условиях глобализации экономики, подра­зумевающие обеспечение равномерности и регулярности транс­портных потоков и эффективное функционирование всех транс­портных служб.
 
Второе направление связано со снижением воздействия транспор­та на окружающую среду путем введения в действие националь­ных и международных полити­ческих программ и соглашений. Одним из практических шагов и для транспортных компаний, и для правительственных органов должно стать уменьшение энер­гопотребления в транспортном секторе.
 
Третье направление 
 обеспечение безопасности на до­рогах. Не следует успокаиваться при виде статистических дан­ных, свидетельствующих об улучшении безопасности дорожного движения. Риск гибели или тя­желого травмирования участни­ков дорожного движения должен быть сведен если не к нулю, то хотя бы к очень низкому уровню. Любые горы проблем мож­но перевернуть ради достижения этой цели. И на первом плане должна стоять профилактическая работа с человеческим фактором риска  одной из главных причин дорожных происшествий.






Фото: Shuttersttock.com.




 
Путем внедрения в автомобилестрое­ние активных систем безопаснос­ти и создания более безопасной среды на дорогах мы можем по­высить безопасность дорожного движения. Большую роль в этом процессе может сыграть также мониторинг здоровья профессиональных водителей, и в частнос­ти более глубокое понимание их профпатологических проблем.

Не менее важно раннее выявле­ние рисков для здоровья, эффек­тивное лечение заболеваний и адекватная реабилитация постра­давших в авариях. Хорошая ор­ганизация обучения и переподго­товки водителей-профессионалов поможет им сочетать готовность к выполнению запросов транс­портной индустрии с соблюдени­ем повышающихся требований к безопасности труда грузоперевозчиков, представляющих в на­стоящее время ту часть трудового населения, что сильно обделена заботой и услугами в части охра­ны здоровья на рабочих местах. И такое положение должно бы послужить призывом ко всем, кто работает в транспортном секторе, и в первую очередь к специалис­там по охране и гигиене труда, а также к политикам и законодате­лям: пора создать более здоровые и безопасные условия труда для водителей грузового автотранс­порта.
 





ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК: 



Данная публикация подготовлена на основе материалов Бюллетеня по охране и гигиене труда «Баренц».





 








БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
КЛИНСКОГО ИНСТИТУТА ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА 





Отборная и актуальная информация на электронную почту