Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

19 ноября 2019 г.

Андрей Москвичев: Vision Zero даст хороший результат в том случае, если семь золотых правил будут правильно поняты и правильно реализованы в компании

Информационно - аналитический портал «Труд-Эксперт. Управление» открывает цикл публикаций о Vision Zero в нашей стране.  12 декабря 2017 года Россия в лице Министерства труда...

Законодательство

15 ноября 2019 г.

Гарантии сельским работницам закреплены в Трудовом кодексе РФ

Исторически, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 года № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и...

Статистика

28 октября 2019 г.

Мониторинг травматизма: сентябрь – 2019

Целью предлагаемого вашему вниманию мониторинга производственного травматизма является исследование и распределение несчастных случаев на производстве по субъектам Российской Федерации, по видам травмирующих факторов и...

Специальная оценка условий труда

18 ноября 2019 г.

Приоритет «Guardian Industries» – безопасность работников

«А у нас в Рязани пироги с глазами – их едят, они глядят». Эта замечательная прибаутка о российской глубинке уже не вполне отражает «сермяжную правду»...

АРХИВ Вопросы обучения в области охраны труда

24 января 2011 г.

Реформирование системы в области оханы труда в России, безусловно, затронет и образовательные процессы в этой области. Задача, поставленная государством о необходимости функционального соответствия образования в сфере охраны труда реалиям сегодняшнего дня, не решается одним днем. Однако понимание того что важно чтоб весь образовательный процесс - программы, методики, уровень подготовки преподавательского состава, материально-техническое оснащение учебной базы должны обеспечивать формирование у обучаемых реальных навыков применения безопасных методов труда, воспитание культуры безопасного производства уже сформировано.

В общей структуре причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями на производстве более 60% занимают причины организационного характер, таковы данные именно такие данные статистика, в т. ч. неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также в организации и содержании рабочих мест, нарушения технологического процесса, трудовой и производственной дисциплины.

Назрела необходимость усовершенствовать систему подготовки специалистов, отвечающих за охрану труда, реформировать рынок образовательных услуг в этой сфере.

Основными и традиционными видами обучения по охране труда являются:

  • подготовка специалистов по охране труда в системе высшего и послевузовского профессионального образования;
  • проведение обучения по охране труда и проверка знаний требований охраны труда для всех работников, включая руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей. В последние годы получили распространение новые виды обучения и профессиональной подготовки в области охраны труда, среди которых следует отметить:
  • обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных (согласно Федеральному закону от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). В текущем году данный вид обучения включен в программу финансирования предупредительных мер;

Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда в Российской Федерации регламентируется ст. 210, 212, 225 и др. Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), а также Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным совместным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29. В настоящее время указанный документ пересматривается и уточняется в Минздравсоцразвития России


  • подготовку различных экспертов в области охраны труда (эксперты по сертификации работ по охране труда в организациях, эксперты по оценке условий труда и др.);
  • подготовку специалистов по инструментальным измерениям опасных и вредных производственных факторов для целей аттестации рабочих мест;
  • подготовку членов аттестационных комиссий по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда (в соответствии с п. 10 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569). А, В ближайшее время предполагается осуществлять подготовку специалистов по оценке профессиональных рисков и обучение методикам установления компенсаций работникам за вредные условия труда на основе результатов аттестации рабочих мест.

Обучающие организации проводят обучение на договорной основе по образовательным программам, которые разрабатываются ими на основе примерных учебных планов и программ, утверждаемых Минздравсоцразвития России.

Проблемы на рынке образовательных услуг

Развитие рынка образовательных услуг в области охраны труда характеризуется целым комплексом проблем.

Первый круг проблем связан с незначительным объемом услуг. Ст. 225 ТК РФ, устанавливает, что проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда обязаны все работники. И это касается прежде всего работников основных специальностей организации. Именно на них распространяются профессиональные риски и необходимость профилактических мер по их снижению.

Тем не менее из всех работающих только 10% охвачено обучением по охране труда. Это руководители организаций, специалисты по охране труда, уполномоченные от профсоюзных организаций, члены комиссий по охране труда. По сложившейся практике предполагается, что обучение по охране труда остальных работников проводится самой организацией, и работодатель несет за это ответственность. Но такое обучение без привлечения преподавателей обучающей организации нельзя назвать полноценным.

Установка на полный охват работающего населения обучением по охране труда профессиональными преподавателями предполагает создание условий для конкуренции среди обучающих организаций, преодоление закрытости региональных и отраслевых (корпоративных) сегментов рынка, аффилированности обучающих организаций с органами исполнительной власти и местного самоуправления.

Второй круг проблем связан с недостаточно высоким уровнем и качеством образовательных услуг в области охраны труда.

Во-первых, адаптация процесса обучения по охране труда по своему содержанию и образовательным методикам к модели управления профессиональными рисками предполагает пересмотр всех типовых учебных планов и программ по охране труда, а также порядка их разработки, согласования и применения. Основу данных программ должны составлять соответствующие профессиональные и образовательные стандарты. Таких единых утвержденных стандартов обучения управлению профессиональными рисками сегодня нет.

Во-вторых, налицо формализм обучения, когда все обучаемые проходят поверхностное знакомство с перечнем нормативно-правовой базы по охране труда и общий инструктаж по безопасности труда с учетом некоторой отраслевой специфики по модулям (строительный, транспортный и т. д.). Проверка знаний происходит по однобалльной системе - "зачет/не зачет". Других оценок не бывает.

В-третьих, приказами Минздравсоцразвития России ежегодно определяется организация мероприятий, связанных с обучением охране труда отдельных категорий застрахованных. Расходы на это обучение несет ФСС России в размере свыше 500 млн руб. ежегодно. Много это или мало - не важно. Важнее то, что эти средства расходуются на обучение по типовым программам, что делает образовательный процесс нецелесообразным и потому неэффективным. Программы обучения отдельных категорий застрахованных должны соответствовать целям обучения, которые различны для каждой обучаемой категории.


Программа обучения охране труда должна быть предельно конкретной, увязана с профессией работника и существующими в ней рисками гибели работника, утраты им здоровья и работоспособности. И главное - следует не только давать абстрактные знания по лекционной и "модульной" системе, а выводить их на уровень навыков работника и умения применять эти знания в процессе своей трудовой деятельности. Для этого необходимо разработать соответствующие формы и методы обучения, включающие игровые модели, тренинги и стажировки


Третий круг проблем связан с нерегулируемым характером развития рынка образовательных услуг в области охраны труда.

Сейчас обучающие организации согласовывают в органах исполнительной власти субъектов РФ свои учебные планы и программы, а также проходят соответствующую регистрацию для формирования единого банка данных. Тем не менее, никто не знает ни общего числа этих организаций, ни их кадрового состава, ни материально-технической оснащенности, ни, тем более, результатов их образовательной деятельности.

Вместе с тем в условиях экономического кризиса под предлогом необходимости сокращения расходов работодатели идут на снижение объемов финансирования мероприятий по охране труда, в т. ч. на обучение по охране труда. Данная тенденция не способствует улучшению качества образовательных услуг обучающих организаций, которые в целях выживания идут на снижение цен и сводят образовательный процесс к оформлению протокола комиссии и выдаче удостоверений. Интернет переполнен предложениями о так называемых курсах дистанционного обучения по охране труда за 115 рублей!

Способы повышения качества образовательных услуг

Одним из способов повышения качества образовательных услуг в области охраны труда является введение обязательной аккредитации организаций, оказывающих данные услуги (в соответствии со ст. 217 ТК РФ).

Целями обязательной аккредитации обучающих организаций являются:

  • подтверждение профессиональной компетенции организаций и специалистов оказывать услуги в области охраны труда;
  • подтверждение способности организовать учебный процесс, в т. ч. наличие необходимой материально-технической базы;
  • обеспечение гарантий ответственности организаций и специалистов, оказывающих услуги в области охраны труда, перед обучаемыми и заказчиками услуги.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н"Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда" с 1 октября 2010 г. услуги по обучению работодателей и работников по вопросам охраны труда вправе оказывать только организации, прошедшие государственную аккредитацию. Оказание данных услуг организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается. Для организаций - заявителей процедура обязательной государственной аккредитации максимально проста, удобна и, что немаловажно, бесплатна.

Претендент сдает установленный пакет документов и в определенный срок получает аттестат аккредитации (либо мотивированный отказ). Единственным полномочным органом аккредитации станет Минздравсоцразвития России, которое:

  • осуществляет прием, учет и рассмотрение заявлений на аккредитацию;
  • принимает решение об аккредитации (или об отказе в аккредитации), а также о приостановлении действия решения об аккредитации;
  • ведет реестры субъектов аккредитации;
  • организует проверки деятельности аккредитованных организаций.

При органе аккредитации создается совещательный Совет системы аккредитации, который готовит рекомендательное заключение о соответствии (или несоответствии) организации-заявителя существующим требованиям. Совет системы аккредитации привлекает экспертные организации для проверки/экспертизы представленных заявителем документов.

Основные требования к организациям, претендующим на аккредитацию в сфере обучения по охране труда, состоят в следующем:

  • наличие регистрации в качестве юридического лица на территории РФ;
  • образовательная деятельность в сфере охраны труда должна быть указана в уставе организации как одна из основных;
  • наличие лицензии на право осуществления образовательной деятельности в области охраны труда, которая выдается уполномоченным органом исполнительной власти;
  • наличие утвержденных программ обучения и учебно-методических материалов, утвержденных руководителем организации;
  • не менее 30% преподавателей должны работать в организации на штатной основе;
  • наличие справочной базы нормативных актов по охране труда и справочной документации.

Введение обязательной аккредитации обучающих организаций безусловно позволит поднять на качественно новый уровень подготовку руководителей предприятий и специалистов в сфере охраны труда, активнее внедрять современные системы управления охраной труда, а также минимизировать производственные риски. Все это в конечном счете будет способствовать снижению производственного травматизма и профзаболеваемости.

В среднесрочной перспективе также предстоит разработать ряд нормативных документов федерального уровня, в т.ч.:

  • новый порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, учитывающий решение вышеназванных проблем;
  • профессиональные и образовательные стандарты в области охраны труда;
  • правила аттестации специалистов по охране труда;
  • регламент применения программ дистанционного обучения по охране труда.