Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

3 мая 2024 г.

Клинические рекомендации Минздрава России «Потеря слуха, вызванная шумом

Авторы клинических рекомендаций дали определение профессионального заболевания работников, которое проявляется потерей слуха. В Российской Федерации предельно допустимый уровень шума в производственных помещениях нормируется в...

Публикации

2 мая 2024 г.

Бесплатный вебинар КИОУТ: Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков

19 апреля 2024 года состоялся бесплатный вебинар КИОУТ по теме «Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков». Мероприятие провел руководитель направления оценки профессиональных рисков КИОУТ...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Подведение итогов проведения специальной оценки условий труда

14 апреля 2015 г.

Результаты специальной оценки оформляются в виде отчета. Составляет его организация, проводившая специальную оценку (ч. 1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Отчет подписывается всеми членами комиссии по проведению спецоценки и утверждается председателем комиссии (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). С этого момента работодатель обязан применять результаты специальной оценки и, соответственно, дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ. Об этом говорится в письме Минтруда России от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579.
 
Результаты специальной оценки оформляются в виде отчета. Составляет его организация, проводившая специальную оценку (ч. 1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Отчет подписывается всеми членами комиссии по проведению спецоценки и утверждается председателем комиссии (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). С этого момента работодатель обязан применять результаты специальной оценки и, соответственно, дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ. Об этом говорится в письме Минтруда России от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579.
 
 
УТВЕРЖДЕНИЕ ОТЧЕТА О ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
 
Отчет представляет собой комплект документов, которые специализированная организация (ее эксперты) оформляет в процессе осуществления специальной оценки условий труда на конкретных рабочих местах. Форма отчета утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.
 
Отчет в отношении рабочих мест, на которых были выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, включает следующие документы и информацию (ч. 1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ):
 
  • сведения об организации, проводившей специальную оценку (к отчету прилагаются копии документов, которые подтверждают соответствие организации установленным законом требованиям);
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка, с указанием идентифицированных на них вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • карты специальной оценки, содержащие сведения об установленном классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • протокол комиссии с решением о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений в случае возникновения угрозы жизни работников, экспертов и иных участников специальной оценки (при наличии такого решения);
  • сводная ведомость специальной оценки условий труда;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на чьих рабочих местах проводилась специальная оценка;
  • заключения эксперта организации, которая проводила специальную оценку.
 
Например, заключение может быть дано по вопросу использования в ходе спецоценки результатов исследований, замеров вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной лабораторией (центром) в рамках производственного контроля за условиями труда на рабочих местах. Исследования, замеры должны быть проведены не ранее чем за шесть месяцев до проведения спецоценки (ч. 7 ст. 12 Закона № 426-ФЗ). Поскольку унифицированная форма заключения законом не установлена, оно может быть оформлено в произвольной форме.
 
ВОПРОС: Вправе ли работодатель самостоятельно или с привлечением проводившей спецоценку организации внести изменения (дополнения) в строку 021 карты специальной оценки условий труда, содержащую информацию о СНИЛС работника, если на рабочее место, в отношении которого была проведена спецоценка и оформлена данная карта, принят новый работник?
 
ОТВЕТ: Нет, не вправе.
 
ОБОСНОВАНИЕ: Карта специальной оценки условий труда входит в состав отчета о проведении специальной оценки условий труда, форма которого утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.
 
В карте, в частности, указываются номер рабочего места, на котором проводилась спецоценка, сведения о работнике, занятом на момент ее осуществления на данном рабочем месте (например, наименование должности, профессии, специальности), СНИЛС (пп. 2, 4, 7 п. 5 Инструкции по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н).
 
Если на рабочее место, на котором проведена спецоценка, будет принят другой работник, внесенные в карту сведения можно изменить только в результате проведения очередной или внеплановой специальной оценки условий труда. Данный вывод подтверждается информацией Минтруда России «Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда».
 
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчет включают только (ч. 4 ст. 15 Закона № 426-ФЗ):
 
  • сведения об организации, проводившей специальную оценку (к отчету прилагаются копии документов, которые подтверждают соответствие организации установленным законом требованиям);
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка, с указанием тех рабочих мест, где вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы (письмо Минтруда России от 21.03.2014 № 15-1/В-298);
  • заключения эксперта организации, которая проводила специальную оценку. Поскольку унифицированная форма заключения законом не установлена, оно может быть оформлено в произвольной форме. Полагаем, что в заключении фиксируется отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов и указывается итоговый класс условий труда (оптимальные, допустимые).
 
Если член комиссии по проведению специальной оценки не согласен с ее результатами, он вправе в письменной форме изложить мотивированное особое мнение. Этот документ прилагается к отчету (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
 
 
ОБЖАЛОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
 
Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда рассматривают Роструд или трудовая инспекция по месту нахождения работодателя. К таким разногласиям можно отнести, в частности, следующее:
 
  • споры по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • несогласие работника с результатами спецоценки на его рабочем месте;
  • жалобы работодателя на действия или бездействие специализированной организации, которая проводила оценку.
 
Решения Роструда или трудовой инспекции могут быть обжалованы в судебном порядке (ч. 1 ст. 26 Закона № 426-ФЗ, информация Минтруда России «Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда»).
 
Кроме того, работодатель, работник, первичная профсоюзная организация вправе обжаловать в суде результаты спецоценки (п. 3 ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 26 Закона № 426-ФЗ Закона № 426-ФЗ).
 
Работодатель подает иск в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения специализированной организации, проводившей спецоценку, если только в договоре с этой организацией подсудность не изменена (ч. 1 ст. 27, ст. 35, ст. 37 АПК РФ). Работник, первичная профсоюзная организация или иной представительный орган работников подают иск в районный суд по месту нахождения специализированной организации (п. 1 ч. 1 ст. 22, ст. 24 ГПК РФ, ч. 2 ст. 26 Закона № 426-ФЗ).
 
 
ОЗНАКОМЛЕНИЕ РАБОТНИКОВ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
 
С результатами проведения специальной оценки работодатель должен ознакомить работников под подпись (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ). Срок для ознакомления составляет 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении оценки. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
 
Если работники не ознакомлены с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах, это является нарушением порядка ее проведения и основанием для привлечения работодателя к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Если аналогичное административное правонарушение будет выявлено повторно, работодатель может быть подвергнут административному наказанию в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
 

РАЗМЕЩЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕМ НА ОФИЦИАЛЬНОМ ИНТЕРНЕТ-САЙТЕ СВОДНЫХ ДАННЫХ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
 
В течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель обязан разместить сводные данные о результатах оценки, а именно (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ):
 
  • установленные классы (подклассы) условий труда на рабочих местах;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка.
 
Указанные данные содержатся в разд. V и разд. VI Отчета о проведении специальной оценки условий труда, форма которого утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Рассматриваемая обязанность возникает у работодателя при наличии у организации официального интернет-сайта. За неисполнение этой обязанности работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Если аналогичное административное правонарушение будет выявлено повторно, работодатель может быть подвергнут административному наказанию в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
 
 
УВЕДОМЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ О РЕЗУЛЬТАТАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
 
Работодатель обязан сообщить в Фонд социального страхования РФ сведения о результатах специальной оценки (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
 
Это необходимо сделать при подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме 4-ФСС (ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, Приказ ФСС РФ от 26.02.2015 № 59). Сведения о результатах специальной оценки должны быть отражены в таблице 10 формы 4-ФСС.

 


Источник: «Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Специальная оценка условий труда» // СПС КонсультантПлюс.