Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

17 мая 2024 г.

Вопросы формирования комиссии по электробезопасности и проверки знаний ее членов

В Письме Министерства энергетики Российской Федерации от 20 декабря 2023 года № 05-8490 (далее – Письмо Минэнерго России № 05-8490) сообщалось, что «Порядок проведения проверки...

Публикации

8 мая 2024 г.

Медицинские осмотры: Роструд разъясняет

Обязательные медицинские осмотры могут быть предварительными (при поступлении на работу), периодическими (в течение трудовой деятельности), внеочередными (по медицинским показаниям), постоянными (каждый рабочий день/смену)......

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Поэтапная специальная оценка условий труда

27 сентября 2018 г.

При каких обстоятельствах лица, занимающиеся оказанием услуг общественного питания, могут провести специальную оценку условий труда (СОУТ) поэтапно? Чем грозит непроведение СОУТ? С 1 января 2014 года действует требование о необходимости проведения работодателями СОУТ (а не аттестации рабочих мест по условиям труда). Реализация данной обязанности осуществляется по правилам, определенным Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», которым, в частности, установлены переходные положения (ст. 27).
При каких обстоятельствах лица, занимающиеся оказанием услуг общественного питания, могут провести специальную оценку условий труда (СОУТ) поэтапно? Чем грозит непроведение СОУТ? С 1 января 2014 года действует требование о необходимости проведения работодателями СОУТ
(а не аттестации рабочих мест по условиям труда). Реализация данной обязанности осуществляется по правилам, определенным Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», которым, в частности, установлены переходные положения (ст. 27).


 
 

 
Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, кто трудится у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ).

 



 
ОТСРОЧКА ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ

 
Работодатели в первую очередь, естественно, обращают внимание на переходное положение ч. 4 ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ, которым предоставлена пятилетняя отсрочка проведения СОУТ в отношении тех рабочих мест, на которых до 1 января 2014 года была проведена аттестация (пять лет отсчитываются со дня завершения аттестации). Другими словами, пока действуют результаты аттестации, СОУТ проводить не нужно. (Обязанность проведения СОУТ до окончания срока действия результатов аттестации возникает только в случаях необходимости осуществления внеплановой СОУТ, перечисленных в ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ.) В то же время Минтруд уточнил: СОУТ на обозначенных рабочих местах должна быть проведена не позднее даты истечения срока действия результатов аттестации (Письмо от 08.12.2014 г. № 15-1/В-1829).
 
 

 
ПО КАКИМ РАБОЧИМ МЕСТАМ ВОЗМОЖНО ПРОВЕДЕНИ ПОЭТАПНОЙ СОУТ?

 
Еще одно из переходных положений позволяет СОУТ при определенных обстоятельствах проводить поэтапно. Норма звучит так: в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ, СОУТ может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31.12.2018 г. (ч. 6 ст. 27). Речь идет о рабочих местах, в отношении которых в рамках осуществления СОУТ должна проводиться идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Поэтому поэтапная СОУТ невозможна в отношении рабочих мест, которые без проверки признаются рабочими местами с вредными и (или) опасными производственными факторами.
 
Это:


– рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
– рабочие места, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; 
– рабочие места, на которых по результатам ранее проведенной аттестации были установлены вредные или опасные условия труда.
 
В связи с этим СОУТ рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ, должна быть осуществлена в первоочередном порядке без разделения на этапы (Письмо Минтруда России № 15-1/В-1829). Кроме того, чиновники Министерства заострили внимание на том, что Федеральным законом № 426-ФЗ при поэтапной СОУТ не устанавливаются количество этапов проведения оценки и количество рабочих мест, на которых будет проведена СОУТ в ходе каждого этапа. Данные вопросы могут быть урегулированы в рамках гражданско-правового договора между работодателем и организацией или организациями, осуществляющими проведение СОУТ, заключение которого предусмотрено ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ.
 

 
ДОЛЖНЫ ЛИ РАБОЧИЕ МЕСТА БЫТЬ АТТЕСТОВАННЫМИ?

 
Как уже показала судебная практика, норма ч. 6 ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ трактуется неоднозначно. В частности, есть мнение о том, что поэтапное проведение СОУТ возможно только в том случае, если до 1 января 2014 года была проведена аттестация рабочих мест. Поэтому если аттестация рабочих мест не осуществлялась, то пятилетний срок, на который может быть отложена СОУТ, а также срок, предусмотренный ч. 6 ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ, применению не подлежат (Апелляционное определение Костромского областного суда от 02.06.2014 г. по делу № 33-823). В этом случае СОУТ должна быть проведена незамедлительно (в реальный для исполнения срок) (Апелляционные определения Курганского областного суда от 06.11.2014 г. по делу № 33-3330/2014, Мурманского областного суда от 05.11.2014 г. № 33-3469-2014, от 28.05.2014 г. № 33-1478-2014).
 
Спорность озвученной трактовки основана на том, что в ч. 6 ст. 27 отсутствует указание на ее распространение на рабочие места, в отношении которых ранее была проведена аттестация. Поэтому некоторые судьи придерживаются мнения о том, что контролирующие органы не могут заставить работодателей проводить СОУТ незамедлительно по неаттестованным рабочим местам, по которым должна проводиться идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов (Определение Приморского краевого суда от 02.07.2014 г. по делу № 33-5613). Требования государственного инспектора труда о проведении в срок до 1 декабря 2014 года СОУТ в отсутствие доказательств того, что рабочие места офис-менеджера, раскладчика лекал, энергетика и механика относятся к рабочим местам, указанным в ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ, противоречат положениям ч. 6 ст. 27 названного Закона (Апелляционное определение Челябинского областного суда от 11.11.2014 г. по делу № 11-11698/2014).
 
По мнению автора, именно последний подход является верным. Предположим, аттестация осуществлена 31 декабря 2013 года. В этом случае результаты аттестации прекратят действовать в конце 2018 г. В течение этого периода СОУТ можно вообще не проводить в силу ч. 4 ст. 27 (запрета на непроведение, естественно, нет). Какой смысл в этом случае проводить поэтапную оценку?
 
Другая ситуация: аттестация рабочих мест по условиям труда была проведена 31.12.2009 г., действие ее результатов закончилось в конце 2014 года. При таких обстоятельствах в отношении рабочих мест, по которым должна проводиться идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, СОУТ может быть осуществлена поэтапно в срок не позднее 31 декабря 2018 года.
 
Если организация не проводила аттестацию до 1 января 2014 года, отказ в осуществлении поэтапной СОУТ (в период до 31 декабря 2018 года) ставит ее в неравное положение по сравнению с компанией, проводившей аттестацию. Ведь, как описано выше, результаты аттестации могут закончиться намного раньше конца 2018 года. Следовательно, у такой компании появляется возможность не проводить СОУТ, несмотря на то, что результаты аттестации уже не действуют.







 
 






АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРОВЕДЕНИЕ СОУТ

 
Невыполнение обязанности по проведению СОУТ – это нарушение трудового законодательства (ст. 22 ТК РФ). До 1 января 2015 года нарушения законодательства о труде и об охране труда квалифицировались по ст. 5.27 КоАП РФ. Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей была предусмотрена мера ответственности в виде штрафа в размере от 1000 до 5000 руб., для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. Штрафные санкции в отношении предпринимателей и организаций могли быть заменены приостановлением деятельности на срок до 90 суток. Причем изменение способа реализации обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (проведение вместо аттестации СОУТ), не повлияло на квалификацию действий лица, привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (Постановления Челябинского областного суда от 10.09.2014 года по делу № 4a14-628, Курганского областного суда от 29.10.2014 г. по делу № 4А-281/2014).
 
С 1 января 2015 года непроведение работодателем СОУТ, а также нарушение установленного порядка проведения такой оценки выделено в самостоятельное правонарушение – ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Мерой ответственности является предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб., на предпринимателей – от 5000 до 10 000 руб., на юридических лиц – от 60 000 до 80 000 руб. Повторное привлечение к ответственности за аналогичное правонарушение должностному лицу и предпринимателю грозит штрафом в размере от 30 000 до 40 000 руб., юридическому лицу – от 100 000 до 200 000 руб. (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ). В отношении должностных лиц штраф может быть заменен дисквалификацией на срок от года до трех лет, в отношении предпринимателей и организаций – приостановлением деятельности на срок до 90 суток.
 
Учтите: непроведение СОУТ (выражается в длительном непрекращающемся невыполнении СОУТ – Решение Московского городского суда от 16.09.2014 г. по делу № 7-7944/2014), относится к длящимся правонарушениям, поэтому срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня обнаружения нарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ). В связи с этим постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня обнаружения факта непроведения СОУТ.
 
С 1 января 2014 года за работодателями закреплена обязанность по проведению СОУТ, а не аттестации рабочих мест по условиям труда. Однако это не означает, что все работодатели должны незамедлительно провести СОУТ. В соответствии с переходными положениями Федерального закона № 426-ФЗ работодатели, ранее (до указанной даты) обеспечившие проведение аттестации, могут не делать СОУТ, пока действуют результаты аттестации. Кроме того, в отношении рабочих мест, по которым должна проводиться идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов, СОУТ может быть осуществлена поэтапно (с условием, что оценка должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года).
 
По мнению автора, такие рабочие места необязательно должны быть аттестованными. Однако некоторые судьи придерживаются мнения о том, что проведение СОУТ поэтапно возможно только в том случае, если по рабочим местам до 1 января 2014 года была проведена аттестация.

 
А.Г. Снегирев




Данная публикация была включена в информационный банк СПС КонсультантПлюс.

Источник: «Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение», № 2, 2015; электронный ресурс: www.consultant.ru.