Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

25 апреля 2024 г.

Бесплатный вебинар КИОУТ: освобождение работников от обучения по охране труда

12 апреля прошел бесплатный вебинар по теме «Освобождение работников от обучения по охране труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента аутсорсинга охраны труда КИОУТ Алена...

Публикации

24 апреля 2024 г.

Памятка для работника: обеспечение средствами индивидуальной защиты

Работники должны обеспечиваться СИЗ на работах: с вредными и (или) опасными условиями труда; выполняемых в особых температурных условиях; связанных с загрязнением. Различают индивидуальные средства...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Создание системы специальной оценки условий труда в Российской Федерации

3 июля 2015 г.

Проект действующего в настоящее время Федерального закона «О специальной оценке условий труда» был подготовлен Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с представителями и профсоюзов, и работодателей. Профсоюзы настаивали на сохранении полномасштабной оценки абсолютно всех рабочих мест, а работодатели хотели, чтобы им разрешили просто декларировать безопасность рабочих мест.
Проект действующего в настоящее время Федерального закона «О специальной оценке условий труда» был подготовлен Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с представителями и профсоюзов, и работодателей. Профсоюзы настаивали на сохранении полномасштабной оценки абсолютно всех рабочих мест, а работодатели хотели, чтобы им разрешили просто декларировать безопасность рабочих мест.
 
 

ПРЕДПОСЫЛКИ ВВЕДЕНИЯ ЗАКОНА О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ
 

До 2014 года в России гарантии и компенсации работникам, занятым на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, предоставлялись на основании:
 
  • Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 25 октября 1974 года № 298/П-22 (далее – Список производств с вредными условиями труда), а также Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 3 октября 1986 года № 387/22-78;
  • Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее – Список № 1) и Списка № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее – Список № 2), утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
 
Указанная сложившаяся со времен СССР модель списочного компенсирования причиняемого работникам вреда была обусловлена тем, что единственным работодателем было государство, которое обеспечивало (должно было обеспечивать) одинаковые (типовые) условия труда и производственные процессы в зависимости от профессий, должностей и видов выполняемых работ. Такой подход давал работникам государственные гарантии компенсации причиненного вреда здоровью в процессе трудовой деятельности, а также гарантированный государством доход в случае утраты способности самостоятельного заработка. Соответственно, если видов работ, профессий и должностей, имеющихся у работодателя, в указанных выше списках нет, компенсации работникам не предоставлялись. Таких рабочих мест около 6,5 млн. Для остальных рабочих мест процедура оценки условий труда должна быть упрощенной и менее затратной.
 
В современных реалиях обеспечиваемые работодателями условия труда в рамках одного и того же вида деятельности могут иметь значительные различия. Однако указанный выше подход не позволяет провести экономически справедливую дифференциацию затрат как работодателей, так и государства (в части пенсионной системы) в зависимости от степени реальной вредности и опасности условий труда на конкретном рабочем месте. Соответственно работодателям невыгодно вкладывать средства в улучшение условий труда, поскольку никакие мероприятия по данному направлению не снизят их затраты по указанным направлениям.
 
Создание законодательного акта о специальной оценке условий труда (далее — СОУТ) инициировано правительством. Он имеет свою историю создания, потому что в рамках Российской трёхсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений шла большая подготовительная работа.
 
Проект Федерального закона о спецоценке в первом чтении был принят 15 октября 1913 года. По многим вопросам не удалось достичь взаимопонимания, но Государственная Дума приняла политическое решение. Что удалось достичь? Прежде всего, обязательное страхование, которое инициировалось правительством как гарантия того, что ошибки, которые могут быть допущены специалистами, организациями, проводящими СУОТ, будут компенсированы за счёт неких страховых взносов.
 
Сторона работодателей признала, что обязательное страхование выгодно работодателю. Однако, соизмерив риски, связанные с удорожанием проведения СОУТ, и риски, связанные с неправильной оценкой, сторона работодателей выступила с заявлением, что такое страхование будет излишним. Ее поддержали профсоюзы, профессиональное сообщество, и правительство согласилось с такой постановкой вопроса.
 
По инициативе профсоюзов ко второму чтению в проект Федерального закона была внесена поправка, в соответствии с которой оставалась государственная экспертиза условий труда и ей предоставлялись большие права.
 
Если профсоюз или работник не согласен с результатом экспертизы в досудебном порядке, он может обратиться в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее – Роструд). Если этот орган придет к выводу, что есть основания пересмотра результатов, он может провести повторную экспертизу, которая для данного предприятия будет бесплатной. Однако территориальный орган Роструда может принять и решение о безосновательности подозрений в необъективности проведённых исследований. Профсоюзная сторона будет представлена не только активистами, но и профессионалами профсоюзного движения.
 
В проекте Федерального закона о спецоценке было предусмотрено, что использование качественной специальной одежды позволит снизить вредность на один класс. При подготовке проекта Федерального закона была достигнута договорённость, что вопросы активного внедрения негосударственных пенсионных фондов в эту фактически не являющуюся, по новой трактовке, обязательной, но, по-старому, обязательного страхования так называемой защиты времени будут решены в 2017 год. За это время будет приобретен определённый опыт, выявлены существующие проблемы, приняты во внимание радикальные изменения, которые могут произойти в пенсионном обеспечении и системе охраны труда, и с учетом полученных результатов внедрить в 2017 году новые нормы, связанные с изменениями в определённых льготах людей, работающих в тяжёлых, вредных и опасных условиях.
 
Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) вступил в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.
 
 
ЭТАПЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
 
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ).
 
Специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) на предприятии проводится поэтапно.
 
Первый этап – идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
 
Такие факторы выявляются непосредственно на рабочих местах. Если эксперт организации, проводящей СОУТ, пришел к выводу, что рабочие места безопасны и нет необходимости измерять вредные и (или) опасные факторы, условия труда на этих рабочих местах признаются допустимыми.
 
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса включает:
 
  • выявление и описание вредных и (или) опасных факторов производственной среды, трудового процесса и их источников;
  • сопоставление вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
  • принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;
  • оформление результатов идентификации.




 
Идентификацию потенциально вредных и (или) опасных факторов надо проводить на всех рабочих местах, в т. ч. и на так называемых офисных рабочих местах.
 
Второй этап – декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям по охране труда (рис.1).
 
Третий этап – проведение измерений уровней вредных и (или) опасных факторов.
 
Четвертый этап – распределение условий труда на рабочих местах по классам. Условия труда по степени вредности и (или) опасности условно подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
 
Процедура проведения СОУТ изображена на рисунке 2.



 
 
Выявление на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов осуществляется путем изучения:
 
  • технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое на рабочих местах конкретных работников;
  • технологической документации, характеристик технологического процесса;
  • проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
  • характеристик применяемых в производстве веществ, материалов, сырья (в т.ч. установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);
  • деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;
  • результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений факторов.
Выявление на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов может проводиться путем обследования рабочих мест методом осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работниками в режиме штатной работы, а также путем опроса работников и (или) их непосредственных руководителей. Исследования (испытания) и измерения идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов осуществляются экспертом (экспертами) и (или) иными специалистами испытательной лаборатории (центра) организации, проводящей СОУТ.
 
Средства измерений, применяемые при проведении исследований (испытаний) и измерений идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов, должны быть поверены в установленном порядке, соответствовать используемым методикам исследований (испытаний), методикам (методам) измерений и установленным обязательным метрологическим требованиям и внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
 
Работодатель выбирает организацию, которая будет проводить СОУТ. Он образует и возглавляет комиссию, в обязанности которой входит контроль всего процесса, и утверждает результаты СОУТ. В комиссию по проведению СОУТ входят представители профсоюза и представители работодателя, в т. ч. специалист по охране труда.
  
В комиссию по проведению СОУТ включаются:
 
  • работодатель (председатель комиссии), его представители, включая специалиста по охране труда;
  • представители профсоюза или иного представительного органа работников (при наличии);
  • эксперты и иные работники организации, проводящей СОУТ;
  • представитель организации или специалист, привлекаемый работодателем по договору гражданско–правового характера для осуществления функций службы охраны труда, или специалист по охране труда (для субъектов малого предпринимательства).
Комиссия по проведению СОУТ осуществляет идентификацию потенциально вредных и (или) опасных факторов, т. е. сопоставляет эти факторы с факторами, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
 
Эта комиссия учитывает все возможные факторы производственной среды и трудового процесса с учетом характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся измерений и исследований факторов производственной среды и трудового процесса.
 
Оценку фактического уровня идентифицированных опасностей (вредных производственных факторов), проводит аккредитованная организация, осуществляющая СОУТ.
 
 
Оценке подлежат:
 
  • физические факторы: шум; вибрация; ультразвук контактный; неионизирующие излучения; освещение; микроклимат;
  • химические факторы (химические вещества в воздухе рабочей зоны);
  • аэрозоли, преимущественно фиброгенного действия;
  • биологические факторы;
  • факторы напряженности трудового процесса.
 
 
КЛАССЫ УСЛОВИЙ ТРУДА

 
Условия труда на рабочих местах по степени превышения фактического уровня вредных производственных факторов их нормативного значения условно разделяются на следующие классы:

 
  • 1-й класс – оптимальные условия труда, при которых воздействие на организм работника идентифицированных вредных и (или) опасных факторов, способных оказать неблагоприятное воздействие на организм работника, отсутствует, или уровни их воздействия минимальны в сравнении со значениями, установленными нормативами, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности;
  • 2-й класс – допустимые условия труда, при которых на организм работника воздействуют идентифицированные вредные и (или) опасные факторы, уровни воздействия которых не превышают значений, установленных нормативами, или функциональные изменения в организме работника восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены;
  • 3-й класс – вредные условия труда, которые характеризуются наличием идентифицированных вредных и (или) опасных факторов, уровни которых превышают значения, установленные нормативами, включая подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4;
  • 4-й класс – опасные условия труда, которые характеризуются наличием идентифицированных вредных и (или) опасных факторов, уровни воздействия которых способны в течение рабочего дня (рабочей смены или ее частей) создать угрозу для жизни работника, а последствия их воздействия обеспечивают высокий риск развития острого профессионального заболевания в периоде трудовой деятельности.
Итоговый класс (подкласс) условий труда на конкретном рабочем месте устанавливают по наиболее высокому классу (подклассу) вредности и (или) опасности одного из идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов. В случае сочетанного действия трех и более факторов, отнесенных к подклассу 3.1, итоговый подкласс вредных условий труда относится к подклассу 3.2. В случае сочетанного действия двух и более факторов, отнесенных к подклассам 3.2, 3.3, 3.4, итоговый подкласс вредных условий труда устанавливается на одну степень выше.
 
 
УСТАНОВЛЕНИЕ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
 
В зависимости от продолжительности воздействия идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов на работника в течение рабочего дня (рабочей смены), при 10-50 % от полной продолжительности рабочей смены, класс (подкласс) условий труда по оцениваемому потенциально вредному и (или) опасному фактору снижается на одну степень. При менее 10 % от полной продолжительности рабочей смены класс (подкласс) условий труда по оцениваемому потенциально вредному и (или) опасному фактору снижается на две степени.
 
По завершении СОУТ эксперт готовит отчет и представляет его на рассмотрение комиссии. Все члены комиссии должны его изучить и подписать. С того дня, когда результаты СОУТ утверждены председателем комиссии, они вступают в силу.
 
Именно с даты утверждения председателем комиссии отчета возникают, изменяются или прекращаются обязательства перед работниками в связи с их работой во вредных и (или) опасных условиях. С этого же дня работодатель рассчитывает взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по новым тарифам.
 
От результатов СОУТ зависит объем предоставляемых работникам гарантий и компенсаций (рис. 3): установление надбавок к заработной плате, сокращенного рабочего дня, предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска. Кроме того, если рабочее место указано в Списке производств с вредными условиями труда, Списке № 1 или Списке № 2, но условия труда по результатам СОУТ признаны безопасными, то с этого момента у работника прекращает формироваться льготный пенсионный стаж. Заработанный до этого момента льготный стаж учитывается, но новый начисляться не будет. Если работник не согласен с результатами СОУТ, он может обратиться в территориальный орган Роструда, который проведет государственную экспертизу условий труда.



 
Компенсационные меры работникам за вредные условия труда не могут быть ухудшены, а их размер не может быть снижен по сравнению с размером тех мер, которые предоставлялись работникам до вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ. Так происходит только в случае, если условия труда работников по результатам СОУТ не улучшились.
 
Экспертиза качества специальной оценки условий труда может проводиться за счет:
 
  • средств заявителя – по запросам работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений;
  • средств федерального бюджета – по представлению Роструда или его территориальных органов в связи с проводимыми мероприятиями по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона № 426-ФЗ.
 
 
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
 
Результаты СОУТ используются при:
 
  • установлении размеров дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; 
Чем безопасней труд, тем ниже страховой взнос.
  •  установлении объема гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (установление надбавок к заработной плате, сокращенного рабочего дня, предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска);
Чем опасней труд, тем выше компенсация.
 
  • сохранении работникам достигнутого по состоянию на декабрь 2013 года объема предоставляемых гарантий и компенсаций при условии их занятости во вредных и (или) опасных условиях труда, явившихся основанием для их предоставления.
 
Специальную оценку условий труда на вредных и (или) опасных рабочих местах (перечисленных в Списке производств с вредными условиями труда, Списке № 1 и Списке № 2) необходимо провести до конца 2014 года. С 2015 года за ее непроведение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрена ответственность. Специальную оценку условий труда на остальных рабочих местах можно проводить до конца 2018 года.


Административная ответственность за нарушение установленного порядка проведения СОУТ или ее непроведение

(п. 3 ст. 11 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ).
 

Вид нарушения
 
Вид наказания Кому назначается Основание
Нарушение работодателем установленного порядка
проведения СОУТ или ее
непроведение

Предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.
 
Должностному лицу Часть 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ

Предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.
 
Индивидуальному предпринимателю

Предупреждение или штраф
в размере от 60 000 до
80 000 руб.

 
Организации
Нарушение установленного
порядка проведения СОУТ или ее непроведение лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение

Штраф в размере от 30 000
до 40 000 руб. или
дисквалификация на срок от одного года до трех лет

 
Должностному лицу Часть 5 ст. 5.27.1
КоАП РФ

Штраф в размере от 30 000
до 40 000 руб. или
приостановление деятельности
на срок до 90 суток

 
Индивидуальному предпринимателю

Штраф в размере от 100 000
до 200 000 руб. или приостановление деятельности
на срок до 90 суток

 
Организации
 
 


 
Н.Н. Новиков, д-р техн. наук, проф.,
В. А. Прокудин, д-р экон. наук, проф.
 
 

Статья опубликовано в журнале «Охрана труда и пожарная безопасность», №2, 2015.




Источник: mediapro.com.ru.