Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

25 апреля 2024 г.

Бесплатный вебинар КИОУТ: освобождение работников от обучения по охране труда

12 апреля прошел бесплатный вебинар по теме «Освобождение работников от обучения по охране труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента аутсорсинга охраны труда КИОУТ Алена...

Публикации

24 апреля 2024 г.

Памятка для работника: обеспечение средствами индивидуальной защиты

Работники должны обеспечиваться СИЗ на работах: с вредными и (или) опасными условиями труда; выполняемых в особых температурных условиях; связанных с загрязнением. Различают индивидуальные средства...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

СОУТ: реализация требований работодателем

23 сентября 2015 г.

С 2014 г. в стране введено в действие законодательство о специальной оценке условий труда (СОУТ), которое предусматривает единые процедуры, позволяющие объективно выявить и оценить вредные условия на конкретных рабочих местах. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение СОУТ.
С 2014 г. в стране введено в действие законодательство о специальной оценке условий труда (СОУТ), которое предусматривает единые процедуры, позволяющие объективно выявить и оценить вредные условия на конкретных рабочих местах. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение СОУТ.
 
С 2015 г. в РФ усилилась адми­нистративная ответственность работодателя за невыполнение требований СОУТ. Например, впер­вые в истории охраны труда в Кодекс РФ об административных правона­рушениях введена ст. 5.27.1. В ч. 2 этой статьи предусмотрено, что на­рушение работодателем установлен­ного порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или на­ложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на лиц, осущест­вляющих предпринимательскую дея­тельность без образования юридиче­ского лица, – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на юридических лиц – от 60 тыс. до 80 тыс. руб.
 
Наибольшая административная ответственность для работодателя установлена при повторном (в течение года) нарушении требований ох­раны труда – штраф до 200 тыс. руб. и приостановление деятельности сро­ком на 90 сут. Исходя из Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – закон № 426-ФЗ) можно выделить следую­щие этапы проведения СОУТ:

 
  • создание комиссии работо­дателя и подготовка к проведению СОУТ;
  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • декларирование условий труда;
  • проведение измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса;
  • распределение условий труда на рабочих местах по классам (оп­тимальные 1-го класса, допустимые 2-го класса, вредные 3-го класса, опасные 4-го класса условия труда);
  • использование для СОУТ ре­зультатов производственного кон­троля (например, протоколов испы­тательных лабораторий Роспотреб­надзора);
  • оформление результатов СОУТ в виде отчета;
  • применение результатов СОУТ (информирование работников, пре­доставление компенсаций, планиро­вание мероприятий по улучшению условий труда, размещение на сайте предприятия и др.).
Как видно из указанных этапов, СОУТ во многом отличается от известной в прошлом аттестации ра­бочих мест по условиям труда. Со­гласно ст. 3 закона № 426-ФЗ СОУТ является единым комплексом после­довательно осуществляемых меро­приятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производ­ственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установ­ленных гигиенических нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной за­щиты работников.
 
По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Для реализации закона № 426-ФЗ к настоящему времени приняты пять постановлений Правительства РФ и более 20 Приказов Минтруда России.  Для работодателя из постановле­ний Правительства РФ следует выде­лить следующие:

 
  • от 14.04.2014 № 290 «Об утверж­дении Перечня рабочих мест в органи­зациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении кото­рых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей»;
  • от 16.07.2014 № 665 «Об утверж­дении перечня списков работ, про­изводств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (орга­низаций), которые применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости».
Основным документом для прак­тической работы по проведению СОУТ является Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об ут­верждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных фак­торов, формы отчета о проведе­нии специальной оценки условий труда и инструкции по ее запол­нению» (зарегистрирован в Минюсте России 21.03.2014, № 31689, с изменениями, внесенными Прика­зом Минтруда России от 20.01.2015 № 24н, зарегистрированным в Минюсте России 09.02.15, № 35927; далее – Методика, Классификатор).
 
Спецоценка (СОУТ) проводится со­вместно работодателем, финансирующим эти работы, и организацией или организациями, допущенными к оказанию услуг в установленном по­рядке и привлекаемыми работодате­лем на основании гражданско-право­вого договора.




 



В рамках требований ст. 9 закона № 426-ФЗ для организации и осу­ществления СОУТ работодателем образуется комиссия по проведе­нию работ, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения СОУТ. Комиссию возглавляет ра­ботодатель или его представитель, а в ее состав включаются предста­вители работодателя (в том числе специалист по охране труда), вы­борного органа первичной профсо­юзной организации или иного пред­ставительного органа работников (при наличии).
 
Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя. Ко­миссия до начала выполнения работ утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест. В перечне для каждого рабо­чего места (по профессии, должно­сти или специальности работников, занятых на данном рабочем месте, в соответствии со штатным распи­санием) приводятся потенциально вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса и продолжительность их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены).
 
На основе составленного комис­сией перечня рабочих мест по­сле заключения договора организа­ция, проводящая СОУТ, приступает к идентификации потенциально вред­ных и (или) опасных факторов произ­водственной среды и трудового про­цесса.
 
Согласно ст. 10 закона № 426-ФЗ под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производ­ственных факторов понимаются со­поставление и установление совпа­дения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Клас­сификатором.
 
Процедура осуществления иден­тификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов установлена в Методике. Идентификацию потенциально вред­ных и (или) опасных производствен­ных факторов на рабочих местах проводит эксперт организации, осу­ществляющей СОУТ. На этапе иден­тификации комиссия тесно взаимо­действует с экспертом.

При идентификации должны учи­тываться:

 
  • состояние производственного оборудования, материалы и сырье, используемые работниками и являю­щиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факто­ров, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, уста­новленных законодательством РФ, проводятся обязательные предвари­тельные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;
  • результаты ранее проводив­шихся на данных рабочих местах ис­следований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производ­ственных факторов;
  • случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производ­ственных факторов;
  • предложения работников по осуществлению идентификации по­тенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.
Результаты идентификации потен­циально вредных и (или) опасных производственных факторов утверж­даются комиссией работодателя по проведению СОУТ. В случае, если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте призна­ются комиссией допустимыми, а ис­следования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов не проводятся.
 
В отношении рабочих мест, на ко­торых вредные и (или) опасные фак­торы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работо­датель подает декларацию соответ­ствия условий труда государствен­ным нормативным требованиям ох­раны труда (ст. 11 закона № 426-ФЗ).
 
Форма декларации, заполняемая работодателем, утверждена При­казом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным норматив­ным требованиям охраны труда, По­рядке формирования и ведения рее­стра деклараций соответствия усло­вий труда государственным норма­тивным требованиям охраны труда» (зарегистрирован в Минюсте России 22.05.2014 № 32387).
 
Декларация подается работода­телем в государственную инспекцию труда в субъекте РФ по месту своего нахождения в срок не позднее 30 ра­бочих дней со дня утверждения от­чета о проведении СОУТ на рабочих местах, и она действительна в тече­ние пяти лет. Указанный срок исчис­ляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
 
Как правило, декларируемыми могут быть условия труда на рабо­чих местах руководителей, специ­алистов и иного административного персонала (менеджеров, юристов, экономистов, финансистов, офис­ных работников), не участвующих непосредственно в производственных процессах. Исследования (испытания) и из­мерения вредных и (или) опас­ных факторов осуществляет испы­тательная лаборатория организа­ции, проводящей СОУТ (ст. 12 закона № 426-ФЗ и требования Методики).
На основании протоколов измерений экс­перты устанавливают соответствую­щие классы условий труда: оптимальные – 1-й класс; допустимые – 2-й класс, вредные – 3-й класс с подклас­сами степеней вредности 3.1, 3.2, 3.3, 3.4; опасные – 4-й класс; а также за­полняют карты СОУТ. Прямые изме­рения факторов (без индентифика­ции) проводят на рабочих местах:

 
  • работников, профессии, долж­ности, специальности которых вклю­чены в списки соответствующих ра­бот, производств, профессий, долж­ностей, специальностей и учрежде­ний (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначе­ние трудовой пенсии по старости;
  • в связи с работой на которых работникам в соответствии с законо­дательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными услови­ями труда;
  • на которых по результатам ра­нее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специ­альной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опас­ные условия труда.
Важным аспектом для работода­теля являются особенности прове­дения СОУТ по ряду видов экономи­ческой деятельности (их 13 в соответ­ствии с Постановлением Правитель­ства РФ № 290). В развитие данного постановления принят ряд приказов Минтруда России, в частности – При­каз от 24.04.2015 № 250н «Об утверж­дении особенностей проведения спе­циальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нор­мальное функционирование которой могут оказывать воздействие сред­ства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки ус­ловий труда» (зарегистрирован Минюстом России 20.05.2015 № 37338).
 
Особенности проведения СОУТ распространяются на следующие ка­тегории медицинских работников:

 
  • непосредственно оказываю­щих скорую (скорую специализи­рованную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации;
  • рабочие места которых распо­ложены в помещениях, к которым нормативными правовыми актами РФ предъявляются требования, свя­занные с необходимостью поддер­жания особого микробиологического состояния среды и устойчивого ре­жима функционирования медицин­ского оборудования (отделения реа­нимации, интенсивной терапии, опе­рационные);
  • непосредственно осуществля­ющих диагностику и лечение с ис­пользованием медицинской аппара­туры (аппаратов, приборов, обору­дования), на нормальное функцио­нирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения СОУТ.
В Приказе Минтруда России № 250н для каждой из указанных катего­рий работников приведены соответ­ствующие вредные и (или) опасные производственные факторы, которые подлежат обязательным исследова­ниям (испытаниям) и измерениям на рабочих местах, а также указаны объекты оценки травмоопасности ра­бочих мест, проводимой экспертом по СОУТ.
 
Отдельно оговорено, что экс­перты и иные работники организа­ции, проводящей СОУТ, должны осу­ществлять деятельность по иденти­фикации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, проведению исследова­ний (испытаний) и измерений вред­ных и (или) опасных производствен­ных факторов на рабочих местах под контролем уполномоченного лица работодателя.
 
Как видим, для каждого вида ме­дицинской деятельности и конкрет­ных рабочих мест характерны своя совокупность факторов производ­ственной среды и трудового процесса, а также виды оценок, и комиссия по проведению СОУТ должна быть го­това к взаимодействию с экспертом. Перечень факторов производствен­ной среды и трудового процесса при­веден в ст. 13 Закона № 426-ФЗ, а их классификация – в ст. 14.




 
Характерными факторами произ­водственной среды и трудового процесса для медицинской деятель­ности являются:

 
  • физические факторы (параме­тры микроклимата, неионизирующие излучения (электромагнитные поля), шум, локальная и общая вибрация, ионизирующие излучения);
  • химические факторы (химиче­ские вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые пре­параты), которые получают химиче­ским синтезом и (или) для контроля содержания которых используют ме­тоды химического анализа);
  • биологические факторы (ми­кроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, патогенные микро­организмы - возбудители инфекцион­ных заболеваний);
  • факторы тяжести трудового процесса (показатели физической на­грузки на опорно-двигательный аппа­рат и на функциональные системы организма работника);
  • факторы напряженности трудо­вого процесса (показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную си­стему и органы чувств работника).
 
Для различных видов экономиче­ской деятельности характерны свои факторы производственной среды и трудового процесса, и отне­сение условий труда к классу (под­классу) при их воздействии прово­дится в соответствии с Методикой. Например, для рабочих мест ме­дицинских и иных работников, осу­ществляющих медицинскую дея­тельность, характерны такие биоло­гические факторы, как патогенные микроорганизмы – возбудители ин­фекционных заболеваний.
 
В соответствии с Приказом Мин­труда России № 33н (с изменениями, внесенными Приказом Минтруда Рос­сии № 24н) отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорга­низмами) осуществляется незави­симо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измере­ний в отношении рабочих мест орга­низаций, осуществляющих медицин­скую деятельность.
 
Независимо от концентрации па­тогенных микроорганизмов усло­вия труда относятся к следующим классам (подклассам) без проведе­ния измерений: 4-й (опасный) класс условий труда при наличии пато­генных микроорганизмов I группы патогенности (возбудителей особо опасных инфекций); 3.3 – при нали­чии патогенных микроорганизмов II группы патогенности (возбудителей высококонтагиозных эпидемических заболеваний человека); 3.2 – при на­личии патогенных микроорганизмов III группы патогенности (возбудителей инфекционных болезней, выделяе­мых в самостоятельные нозологиче­ские группы); 3.1 – при наличии пато­генных микроорганизмов IV группы патогенности (условно патогенных микроорганизмов – возбудителей оп­портунистических инфекций).
 
Следующий новый аспект взаи­модействия комиссии с экспер­том связан с оценкой эффективно­сти средств индивидуальной защиты (СИЗ). С 25 мая 2015 комиссия по проведению СОУТ должна принимать решение на основании заключения эксперта организации, проводящей СОУТ, о снижении на одну степень класса (подкласса) условий труда в случае применения работниками, за­нятыми на рабочих местах с вред­ными условиями труда, эффектив­ных СИЗ, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установ­ленном соответствующим техниче­ским регламентом.




 
Такой подход определен ч. 6 ст. 14 закона № 426-ФЗ и приказом Мин­труда России от 05.12.2014 № 976н «Об утверждении Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными усло­виями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в по­рядке, установленном соответству­ющим техническим регламентом» (зарегистрирован Минюстом России 20.02.2015; № 36 128).
 
Методика снижения класса (под­класса) условий труда применяется к следующим видам эффективных СИЗ:

 
  • от химических факторов, среди которых:
– костюмы изолирующие от хи­мических факторов (в том числе при­меняемые для защиты от биологиче­ских факторов);
– СИЗ органов дыхания изолиру­ющие; фильтрующие;
– одежда специальная защитная, в том числе одежда фильтрующая защитная от химических факторов;

 
  • от повышенных и (или) понижен­ных температур, среди которых:
– одежда специальная защитная и СИЗ рук от конвективной теплоты, теплового излучения, искр и брызг расплавленного металла;
– одежда специальная защитная и СИЗ рук от воздействия понижен­ной температуры;
– спецобувь от повышенных и (или) пониженных температур, кон­такта с нагретой поверхностью, те­пловых излучений, искр и брызг рас­плавленного металла;
– СИЗ головы от повышенных (пониженных) температур, тепловых излучений.
 
С 28 мая 2015 г. введены Типо­вые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуаль­ной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, заня­тым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связан­ных с загрязнением (утв. приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н; зарегистрированы в Минюсте России 26.02.2015; № 36213).
 
Вместе с тем не все СИЗ, полага­ющиеся работникам, позволяют сни­зить класс (подкласс) условий труда. Возьмем в качестве примера про­фессию «лаборант-микробиолог». Из восьми видов СИЗ, приведенных для этой профессии в Типовых нормах (позиция № 61), процедуре оценке эффективности СИЗ с целью сни­жения класса (подкласса) условий труда подвергается один вид СИЗ – средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее – в соответствии с тре­бованиями п. 2 Методики снижения класса (подкласса) условий труда, а также п. 15 и 17 Технического ре­гламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011).
 
По итогам СОУТ организация, про­водящая СОУТ, составляет отчет (ст. 12 закона № 426-ФЗ) и представ­ляет его комиссии работодателя.
 
Отчет включает в себя следующие пункты:

 
  • сведения об организации, про­водящей СОУТ, с приложением копий документов, подтверждающих ее со­ответствие установленным требова­ниям;
  • перечень рабочих мест, на ко­торых проводилась СОУТ, с указа­нием вредных и (или) опасных про­изводственных факторов, которые идентифицированы на данных рабо­чих местах;
  • карты СОУТ, содержащие све­дения об установленном экспертом организации, проводящей СОУТ, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения ис­следований (испытаний) и измере­ний идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • протоколы оценки эффектив­ности СИЗ;
  • протокол комиссии, содержа­щий решение о невозможности про­ведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в слу­чае, если проведение указанных ис­следований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экс­пертов и (или) иных работников ор­ганизации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц (при наличии такого решения);
  • сводную ведомость СОУТ;
  • перечень мероприятий по улуч­шению условий и охраны труда ра­ботников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ;
  • заключения эксперта организа­ции, проводящей СОУТ.
Работодатель организует озна­комление работников с результатами проведения СОУТ на их рабочих ме­стах под роспись не позднее чем через 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Не подпадают под снижение класса (подкласса) условий труда и не подлежат процедуре оценки эф­фективности СИЗ для работников та­кие профессии, как водители (за ис­ключением участвующих в перевозке опасных грузов), дворники, уборщики служебных помещений и др.
 
После завершения СОУТ работо­датель размещает на своем офици­альном сайте в сети Интернет (при наличии такого сайта) сводные дан­ные о результатах проведения СОУТ по установлению классов (подклас­сов) условий труда на рабочих ме­стах, а также перечень мероприя­тий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ, в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведе­нии СОУТ.
 
Ряд вопросов комиссии связан с датами начала и завершения СОУТ. Как и аттестация рабочих мест (АРМ), СОУТ проводится не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 закона № 426-ФЗ). Рекомендуется опреде­лять начало проведения СОУТ за полгода до окончания даты действия АРМ (чтобы сохранить преемствен­ность, не нарушить права предостав­ления компенсаций работникам; со­блюсти законодательство о СОУТ и избежать административной ответ­ственности).
 
Например, АРМ в медицинской организации завершена 1 августа 2011 г. (согласно приказу работодателя). Действие ее результатов рас­пространяется на пять лет - до 1 ав­густа 2016 г. К этому сроку должна быть завершена СОУТ, о чем будет говорить дата утверждения отчета о проведении СОУТ председателем комиссии. Объем работы по СОУТ велик, поэтому начать ее рекоменду­ется не позже 1 февраля 2016 г.
 
Как видим, повышается роль ко­миссии по проведению СОУТ. Так, в процессе осуществления СОУТ, как правило, каждое заключение экс­перта должно иметь положительное решение комиссии. Здесь следует обратить внимание на обозначенные в разд. 9 отчета за­ключения эксперта организации, про­водящей СОУТ:

 
  • об идентификации потенци­ально вредных и (или) опасных про­изводственных факторов на рабочих местах (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 4 Методики);
  • об отсутствии на рабочем ме­сте вредных и (или) опасных произ­водственных факторов в декларации соответствия условий труда государ­ственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 4 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 7 Методики; приложение 1 к При­казу Минтруда России № 80н);
  • о рабочих местах, в отношении которых идентификация не осущест­вляется (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 11 Методики);
  • об использовании результатов производственного контроля (ч. 7 и 8 ст. 12 Закона № 426-ФЗ);
  • об определении Перечня рабо­чих мест для измерений и исследо­ваний (ч. 7 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 11 Методики);
  • о снижении класса (подкласса) условий труда при применении работ­никами, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эф­фективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установ­ленном соответствующим техниче­ским регламентом (ч. 6 ст. 14 Закона № 426-ФЗ; Приказ Минтруда России от 05.12.2014 № 976н);
  • об оценке травмоопасности ра­бочих мест с особенностями прове­дения СОУТ (ч. 4 ст. 15 Закона № 426-ФЗ; Постановление Правительства РФ № 290; приказы Минтруда России об особенностях проведения СОУТ на рабочих местах в организациях, осу­ществляющих отдельные виды дея­тельности).
В свою очередь, исходя из требова­ний законодательства о СОУТ, воз­можны следующие виды протоколов комиссии:

1) до начала выполнения работ по СОУТ:

 
  • протокол об утверждении Пе­речня рабочих мест для проведения СОУТ с указанием аналогичных рабо­чих мест (ч. 5 ст. 9 закона № 426-ФЗ);

2) в процессе проведения СОУТ:
 
  • протокол об утверждении результа­тов идентификации вредных и (или) опасных факторов (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 4 Приказа Минтруда России № 33н) на основании заключения (результатов идентификации) эксперта;
  • протокол о признании допустимыми ус­ловий труда на рабочих местах с неидентифицированными вредными и (или) опасными факторами для по­дачи декларации (ч. 4 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 7 Методики; приложение 1 к приказу Минтруда России № 80н) на основании заключения эксперта;
  • протокол о принятии решения о проведе­нии измерений идентифицированных вредных и (или) опасных факторов и формировании перечня факторов, подлежащих измерениям (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) на основании за­ключения эксперта;
  • протокол о принятии решения об ис­пользовании результатов производ­ственного контроля при проведении СОУТ (ч. 7 ст. 12 Закона № 426-ФЗ, п. 13 Методики) по представлению эксперта;
  • протокол о принятии решения о невоз­можности проведения исследований в случае угрозы для жизни работни­ков и экспертов и отнесения условий труда к опасному классу (ч. 10 ст. 12 закона № 426-ФЗ) с включением в от­чет о проведении СОУТ при наличии такого решения;
  • протокол о снижении класса условий труда по результатам оценки эф­фективности СИЗ (ч. 6 ст. 14 закона № 426-ФЗ, приказ Минтруда России № 976н) на основании заключения эксперта;

3) после завершения СОУТ (по ре­зультатам СОУТ после утверждения отчета):
 
  • протокол об отказе работников ознако­миться с Картами СОУТ (ч. 2 ст. 5 за­кона № 426-ФЗ);
  • протокол о предоставлении гарантий и компенсаций – по повышенной оплате труда работников; по ежегодному до­полнительному оплачиваемому отпу­ску; по сокращенной продолжитель­ности рабочего времени; по молоку или другим равноценным пищевым продуктам; по лечебно-профилакти­ческому питанию (п. 2, 6 ст. 7 закона № 426-ФЗ, строка 040 Карты СОУТ приложения 3 к приказу Минтруда России № 33н);
  • протокол о предоставлении гарантий и компенсаций по праву на досрочное назначение страховой пенсии (п. 2, 6 ст. 7 закона № 426-ФЗ; ст. 30 Феде­рального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», постанов­ление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665; строка 040 Карты СОУТ);
  • протокол о предоставлении гарантий и компенсаций по проведению меди­цинских осмотров (ст. 213 Трудового кодекса РФ; п. 6 ч. 2 ст. 4; п. 2, 6 ст. 7 закона № 426-ФЗ; строка 040 Карты СОУТ);
  • протокол о дополнительном соглашении к трудовому договору (ст. 57 Трудо­вого кодекса РФ; п. 2 ст. 7 закона № 426-ФЗ).
Рекомендуем представителям ко­миссии (уполномоченным лицам от комиссии) по проведению СОУТ:
 
  • присутствовать при проведении измерений, исследований, оценок на всех этапах проведения СОУТ;
  • визировать подтверждающими подписями представителя комиссии первичные рабочие документы экс­пертов по всем контролируемым па­раметрам, которые используются в дальнейшем при оформлении про­токолов исследований, в том числе по оценкам эффективности средств индивидуальной защиты, тяжести и напряженности трудового процесса;
  • следовать графику проведения СОУТ;
  • отработать конкретные меха­низмы взаимодействия представи­телей комиссии с экспертами, полу­чения предварительных документов к отчету для анализа комиссией и предотвращения разногласий;  
  • обратить внимание на оформ­ление протоколов измерений и оце­нок факторов рабочей среды и трудо­вого процесса при проведении СОУТ в соответствии с требованиями нор­мативных правовых актов;
  • требовать от экспертов, прово­дящих СОУТ, обоснований результа­тов СОУТ и представления соответ­ствующих заключений;
  • оформлять решения комиссии протоколами: на стадии проведения СОУТ согласно заключениям экс­пертов, а также после утверждения отчета для подготовки приказов ра­ботодателя по предоставлению ком­пенсаций и внесению изменений в ло­кальные нормативные акты работо­дателя (дополнительное соглашение к трудовому договору и др.).
Предлагаем членам комиссий проходить обучение по проведению СОУТ.








 
Николай Абрамов,
канд. техн. наук, доцент,
зам. директора АНО УКЦ «Труд»
 
 




Источник: «Охрана труда и социальное страхование», № 9, 2015.