Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

25 апреля 2024 г.

Бесплатный вебинар КИОУТ: освобождение работников от обучения по охране труда

12 апреля прошел бесплатный вебинар по теме «Освобождение работников от обучения по охране труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента аутсорсинга охраны труда КИОУТ Алена...

Публикации

24 апреля 2024 г.

Памятка для работника: обеспечение средствами индивидуальной защиты

Работники должны обеспечиваться СИЗ на работах: с вредными и (или) опасными условиями труда; выполняемых в особых температурных условиях; связанных с загрязнением. Различают индивидуальные средства...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Республика Крым: результаты СОУТ и дополнительные взносы в ПФР

28 июня 2017 г.

Для всех плательщиков страховых взносов обязателен одинаковый размер страховых взносов. Ранее он был установлен Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а теперь в тех же величинах – гл. 34 НК РФ. Однако обязательны к уплате и дополнительные страховые взносы для тех предприятий, у которых есть рабочие места с вредными и опасными условиями труда.
Для всех плательщиков страховых взносов обязателен одинаковый размер страховых взносов. Ранее он был установлен Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а теперь в тех же величинах – гл. 34 НК РФ. Однако обязательны к уплате и дополнительные страховые взносы для тех предприятий, у которых есть рабочие места с вредными и опасными условиями труда.
 
 
 
ОСОБЫЕ И ВРЕДНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА ДАЮТ ПРАВО РАБОТНИКУ НА ДОСРОЧНУЮ ПЕНСИЮ
 
 
Конечно, плательщик страховых взносов не вправе самостоятельно произвольно определять, на каких из рабочих мест условия таковы, что требуется уплачивать дополнительные взносы. В пунктах 1 – 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перечисляются категории работников и видов работ, в отношении которых в течение определенного срока страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого Закона, то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
 
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с названной нормой, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 (ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ). Периоды работы засчитываются в стаж для назначения досрочной пенсии после 01.01.2013 (для крымских и севастопольских страхователей – с 01.08.2014, когда они присоединились к российской системе пенсионного страхования <Часть 6.1 ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ.>) при одновременном выполнении двух условий (ч. 6 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ):
 
– начисление и уплата страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 НК РФ <до 01.01.2017 – ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ>;
– если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ).
 
 
ХАРАКТЕР УСЛОВИЙ ТРУДА ДОЛЖЕН ПОДТВЕРЖДАТЬСЯ
 
 
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» для некоторых процедур, связанных с проведением СОУТ, установлен переходный период. Так, в ч. 6 этой статьи сказано, что в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 названного Закона, СОУТ может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31.12.2018.
 
Имеются в виду следующие рабочие места:
 
– работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;
– в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
– на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
 
В связи с этим до указанной даты в досрочный стаж могут засчитываться результаты не СОУТ, а аттестации рабочих мест, проведенной в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н, пока тот действовал. Данный Приказ утратил силу до 01.08.2014, то есть крымские и севастопольские предприятия его не применяли. Но многие из них в свое время проводили аттестацию рабочих мест в соответствии с украинским законодательством.






 
По этому поводу в ст. 4 Федерального закона от 14.10.2014 № 299-ФЗ «Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» говорится, что результаты такой аттестации рабочих мест действительны в течение пяти лет с момента ее завершения, за исключением случаев, когда необходимо провести внеплановую СОУТ в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ.
 
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 299-ФЗ указанные результаты могут использоваться, в частности, для установления дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (ч. 7 ст. 7 Федерального закона № 426-ФЗ). Если пять лет с момента проведения «украинской» аттестации рабочих мест уже прошли, в отношении рабочих мест в установленные сроки должна быть проведена СОУТ.
 
В соответствии с ч. 8 ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы могут засчитываться в стаж для назначения трудовой пенсии по действующим результатам аттестации рабочих мест, но только не позднее 31.12.2018. При этом пока класс условий труда на таких рабочих местах не установлен, все равно необходимо начислять и уплачивать страховые взносы по соответствующим тарифам, утвержденным ст. 428 НК РФ.
 
 
АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ПРИЗНАЕТСЯ НАРАВНЕ С СОУТ
 
 
В Письме Минфина России от 24.03.2017 № 03-15-06/17278 указывается, что если СОУТ на рабочем месте еще не проведена, но работы, которые на этом месте выполняются, имеют особые или вредные условия труда, поименованные в п. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно п. 1 или 2 ст. 428 НК РФ (9 или 6 %).
 
Очевидно, что это относится и к ситуациям, когда в отношении рабочего места еще действуют результаты аттестации рабочего места. Во всяком случае в своем разъяснении финансисты ничего не говорят о правомочности результатов аттестации рабочих мест в данном случае. С учетом этого разъяснения только проведение СОУТ, по результатам которых на рабочем месте определен класс условий труда, взамен указанных двух максимальных тарифов, позволяет уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов в следующем размере:


 
 
Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнитель-ный тариф страхового взноса, %
Опасный 4 8
 
 
Вредный
3.4 7
3.3 6
3.2 4
3.1 2
Допустимый 2 0
Оптимальный 1 0
 
 

Ранее Минтруд в Письме от 18.11.2016 № 17-3/В-455 утверждал иное. Чиновники этого ведомства указали, что размеры дополнительных тарифов, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ (соответствует п. 3 ст. 428 НК РФ), применяются при наличии актуальных результатов специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест по условиям труда (если по результатам аттестации условия труда на рабочем месте признаны вредными или опасными). То есть допустимы обе процедуры (см. также Письма Минтруда России от 16.10.2015 № 17-3/В-512, от 24.04.2015 № 17-3/В-215). Отметим, что Минфин, по мнению которого положения ст. 428 НК РФ практически не отличаются от положений Федерального закона № 212-ФЗ, указывал, что плательщики страховых взносов и после 01.01.2017 могут руководствоваться разъяснениями Минтруда в отношении страховых взносов, пока соответствующую норму не прокомментируют сами финансисты.
 
Но в данном случае Минфин вообще ничего не сказал о применении результатов аттестации рабочих мест, поэтому, по нашему мнению, нельзя утверждать, что разъяснение Минтруда ему противоречит и теперь им нельзя пользоваться. Скорее, его можно назвать более полным и расширенным.
 
То есть актуальные результаты аттестации рабочих мест можно использовать при установлении дополнительных тарифов страховых взносов полностью наравне с результатами СОУТ (см., например, постановления АС ВВО от 20.05.2016 № Ф01-1630/2016 по делу № А11-6071/2015, АС УО от 01.07.2016 № Ф09-6986/16 по делу № А60-47174/2015 в пользу данной точки зрения).


 

 
Необходимо иметь в виду, что обязанность по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу появляется у работодателя-страхователя при условии возникновения права у его работников на досрочное назначение пенсии. Уплата дополнительных взносов является обязательным условием для гарантии досрочного пенсионного обеспечения работника в будущем.


 
К сведению. Если работник, занятый на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, в течение месяца числится занятым на нескольких рабочих местах, в отношении которых установлены различные классы (подклассы) условий труда по результатам аттестации рабочих мест или СОУТ или же отсутствуют результаты аттестации и специальной оценки условий труда, страховые взносы исчисляются плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений по соответствующим дополнительным тарифам, предусмотренным ст. 428 НК РФ (п. 7 Письма Минфина России от 21.03.2017 № 03-15-06/16239).
 

При этом расчет делается пропорционально количеству дней (часов), когда работник числился занятым на соответствующем рабочем месте, в общем количестве календарных дней (часов) отчетного месяца. Если работник часть месяца числился занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, а часть - на работах с нормальными условиями труда (при переводе в установленном порядке), то в таком месяце он считается частично занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда и, соответственно, страховые взносы по соответствующим дополнительным тарифам исчисляются со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, за исключением сумм, поименованных в ст. 422 НК РФ. В этом случае расчет производится пропорционально количеству дней, когда работник числился занятым на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, в общем количестве календарных дней отчетного месяца.

 
А.Б. Сухов
 




Данный материал включен в информационный банк СПС КонсультантПлюс.






 
Источник публикации: журнал «Бухгалтер Крыма», № 5, 2017; электронный ресурс: www.audar-press.ru
.