Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 апреля 2024 г.

Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда

5 апреля 2024 года состоялся бесплатный вебинар по теме «Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента образования КИОУТ...

Публикации

18 апреля 2024 г.

Материалы обучения искусственного интеллекта охране труда: к вебинару КИОУТ

Вебинар провел генеральный директор КИОУТ Олег Александрович Косырев. Он доложил об основных принципах работы искусственного интеллекта в сфере организации охраны труда на производстве. Непосредственным...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Паспорт приоритетного проекта "Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности"

21 января 2018 г.


Утвержден паспорт приоритетного проекта "Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности"
 
Целью приоритетного проекта является формирование новой системы контрольно-надзорной деятельности, основанной на концентрации ограниченных ресурсов государства в зонах наибольшего риска в целях предотвращения причинения вреда охраняемым законом ценностям при одновременном снижении административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов.
 
По итогам реализации проекта планируется:
 
- переход к проведению плановых проверок на основании риск-ориентированного подхода в 2018 году;
 
- увеличение доли подконтрольных субъектов, по которым увеличилась периодичность проведения плановых проверок или которые были освобождены от проведения плановых проверок на 20% к 2018 году, на 50% в 2025 году.



 
Утвержден
протоколом заседания проектного комитета
от 27 января 2017 г. N 5
 
ПАСПОРТ
ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА "ВНЕДРЕНИЕРИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИКОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
 
Цель проекта

Сформирована новая система контрольно-надзорной деятельности, основанная на концентрации ограниченных ресурсов государства в зонах наибольшего риска в целях предотвращения причинения вреда охраняемым законом ценностям при одновременном снижении административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов, позволяющая, в том числе:
  • перейти к проведению плановых проверок на основании риск-ориентированного подхода в 2018 году <1>;
  • увеличить долю подконтрольных субъектов, по которым увеличилась периодичность проведения плановых проверок или которые были освобождены от проведения плановых проверок на 20% к 2018 году, на 50% в 2025 году.
Этапы реализации проекта

На  I  этапе в 2017 году Минэкономразвития России выполнены  и находятся  в стадии реализации следующие работы:
  • утверждена Базовая модель определения категории риска (класса опасности), основанная, в том числе, на реалистичной оценке вероятности причинения вреда, тяжести последствий, анализе фактического распределения ущерба;
  • утвержден Стандарт зрелости ведомственных систем управления рисками.
Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта осуществляют:
  • формирование исчерпывающих реестров подконтрольных объектов с использованием ведомственных информационных систем, реестры подконтрольных объектов поддерживаются в актуальном состоянии;
  • установление категорий риска (классы опасности) и критериев отнесения к ним подконтрольных объектов, соответствующие Базовой модели определения категории риска (класса опасности) (приняты постановления Правительства Российской Федерации).
  • распределение подконтрольных объектов по категориям риска (классам опасности) с использованием ведомственных информационных систем;
  • обеспечение доступности и понятности информации о подконтрольных объектах и присвоенных им категориях риска (классах опасности), критериях отнесения к ним;
  • составление планов проверок на 2018 год на основании риск-ориентированного подхода;
  • формирование по 10% видов контроля (надзора) <4> системы сбора объективных данных, позволяющей учитывать при определении категории риска (класса опасности) причиненный вред и характеристики поведения подконтрольных субъектов, определение индикаторов риска и показателей для внедрения "динамической модели".
В 2018 году при реализации II этапа Минэкономразвития России планирует выполнение следующих мероприятий:
  • проведение аудита результатов реализации проекта за 2017 год;
  • доработку Стандарта зрелости ведомственных систем управления рисками.
Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта будут:
  • сформирована система сбора объективных данных, позволяющая автоматически собирать данные об индикаторах риска и показателях, в том числе отслеживать их изменение, учитывать при определении категории риска (класса опасности) причиненный вред и характеристики поведения подконтрольных субъектов, определены показатели для внедрения "динамической модели";
  • внедрена "динамическая модель" управления категориями риска (классами опасности);
  • утверждены индикаторы рисков (для внеплановых проверок);
  • внедрена система регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием технологий работы с массивами больших данных (Big Data), с учетом рекомендаций ОЭСР по 10% видов контроля (надзора).
На III этапе в 2019 - 2025 годах Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта планируется:
  • сформировать систему сбора объективных данных, позволяющая вести учет причиненного вреда в автоматическом режиме, внедрена модель актуализации индикаторов риска и показателей для "динамической модели" в зависимости от изменений профилей риска, внедрена "динамическая модель" управления рисками;
  • внедрить систему регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием технологий работы с массивами больших данных (Big Data), с учетом рекомендаций ОЭСР;
  • ввести в действие межведомственные карты рисков и провести международные сопоставления эффективности систем управления рисками;
  • внедрить 1-й, 2-й, 3-й и 4-й уровень зрелости ведомственных систем управления рисками в отношении всех видов контроля (надзора), осуществляемых всеми контрольно-надзорными органами, последовательно <5>;
  • разработать систему "умного" государственного регулирования <6>.
Описание модели функционирования результатов проекта
 
Существующая модель контрольно-надзорной деятельности обязывает контрольно-надзорные органы осуществлять с заданной периодичностью сплошную проверку подконтрольных объектов, что зачастую приводит к неэффективному расходованию ресурсов. Одновременно складывается ситуация, при которой количество подконтрольных объектов превышает потенциальные возможности контрольно-надзорного органа по их проверке, что, в свою очередь, приводит к отсутствию возможности обеспечить безопасность результатов деятельности подконтрольных субъектов путем государственного контроля.

Мировая практика свидетельствует об активном использовании методов оценки риска в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности органов власти. Переход от всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному планированию проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, позволит увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, и одновременно снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда таким ценностям. Внедрение риск-ориентированного контроля должно привести, согласно мировому опыту, к снижению числа проверок, а отдельные категории бизнеса и вовсе освободить от необходимости прохождения плановых мероприятий. При этом должно быть обеспечено сохранение или даже повышение уровня безопасности в подконтрольной сфере.

Формирование нормативной правовой базы, позволяющей вести работу по переходу на риск-ориентированный подход является первостепенным шагом.

Развитие ведомственных систем управления рисками в контрольно-надзорных органах будет происходить поэтапно в соответствии со Стандартом зрелости ведомственных систем управления рисками, включающим в себя 4 уровня зрелости.

Достижение 1-го уровня зрелости означает, что:
  • сформированы исчерпывающие реестры подконтрольных объектов,
  • установлены категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним объектов,
  • объекты в полном объеме разнесены по категориям риска (классам опасности),
  • внедрена модель поддержки перечней объектов в актуальном состоянии,
  • перечни объектов, их категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним объектов публично доступны.
Достижение 2-го уровня означает, что:
  • сформирована система сбора объективных данных, позволяющая вести учет причиненного вреда,
  • определены индикаторы риска и показатели для внедрения "динамической модели";
  • внедрена модель актуализации индикаторов риска и показателей для "динамической модели" в зависимости от изменений профилей риска.
Достижение 3-го уровня зрелости означает, что на регулярной основе переоцениваются риски в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием массивов "больших данных" (Big Data).

Достижение 4-го уровня зрелости означает, что:
  • внедрены межведомственные карты рисков,
  • проводятся международные сопоставления эффективности систем управления рисками.,
Создание исчерпывающих реестров объектов контроля позволит создать единую базовую систему информации, связанную с существующими государственными информационными системами и реестрами, такими как Единый реестр проверок, Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и др. Данная система станет связывающей основой для внедрения оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, комплексной профилактики нарушений обязательных требований, предупреждения и профилактики коррупционных проявлений.

На следующем этапе должно быть осуществлено полное распределение объектов контроля по категориям риска (классам опасности) при осуществлении плановых проверок, а также полная идентификация рисков при осуществлении внеплановых проверок. Данная работа должна проводиться с учетом имеющихся стандартов и рекомендаций ОЭСР. Это необходимо для создания комплексной системы учета и мониторинга случаев причинения вреда, определения критериев распределения объектов по категориям риска, профилей риска и использования динамической модели управления рисками.Распределение объектов контроля по категориям рисков будет также использовано в "Личном кабинете" подконтрольного субъекта и войдет в единую информационную систему контрольно-надзорной деятельности.

В результате внедрения риск-ориентированного подхода проведение всех контрольно-надзорных мероприятий будет осуществляться на основе применении риск-ориентированного подхода (на основании плана проверок), уже начиная с 2018 года.Начиная с 2019 - 2020 годов, Стандарт зрелости начинает постепенно внедряться в отношении всех видов контроля (надзора), осуществляемых всеми контрольно-надзорными органами.По итогам реализации проекта в целом заработает система "умного" государственного регулирования, позволяющая на основе мониторинга и анализа результатов применения риск-ориентированного подхода:
  • формировать и корректировать показатели и мероприятия документов стратегического планирования,
  • осуществлять выбор форм государственного регулирования,
  • вносить изменения в нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, с целью их изменения или отмены,
  • принимать управленческие решения с учетом лучших международных практик (в том числе подходов "evidence-based policy").
--------------------------------
<1> Риск-ориентированный подход внедряется в отношении видов контроля (надзора) согласно утвержденному Проектным комитетом перечню. Показатели доли видов контроля (надзора) рассчитываются от количества видов контроля (надзора) в соответствии с указанным перечнем (показатель, выраженный в процентном отношении от количества видов контроля (надзора), округляется до целого числа согласно правилам округления).
<2> Оценка соответствия требованиям разрабатываемого Минэкономразвития России Стандарта зрелости ведомственных систем управления рисками для пилотных ФОИВов (МЧС России, Роспотребнадзор, ФМБА, Роскомнадзор) не проводилась.
<3> В целях проверки корректности распределения подконтрольных объектов по категориям риска (классам опасности).
<4> Здесь и далее виды контроля (надзора), осуществляемые федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта.
<5> Здесь и далее все контрольно-надзорные органы включают как федеральные органы исполнительной власти - участники проекта, так и иные органы, наделенные полномочиями по осуществлению федерального государственного контроля (надзора).
<6> Требования к системе описаны в модели функционирования результатов проектов.
 
 

 
С полным текстом документа можно ознакомиться здесь: