Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

15 июля 2019 г.

Клинский институт охраны и условий труда создал новую площадку для обмена лучшими практиками по охране труда

В конце июня в Центре научно–технической информации и библиотек РЖД по инициативе Клинского института охраны и условий труда прошло практическое совещание по актуальным...

Публикации

15 июля 2019 г.

Глубокий диагноз. Влияние условий труда при буровых и проходческих работах на опорно-двигательный аппарат горняков северных подземных рудников

В предлагаемой вашему вниманию публикации обобщены результаты исследования, цель которого заключалась в изучении особенностей влияния условий труда и его продолжительности на состояние костно-мышечной...

Статистика

15 июля 2019 г.

Численность пострадавших в Российской Федерации при несчастных случаях на производстве

Производственная травма – травма, полученная работником на производстве и вызванная несоблюдением требований охраны труда. Все работодатели обязаны предпринимать меры по предотвращению производственного травматизма и профессиональных...

Специальная оценка условий труда

15 июля 2019 г.

Справочный обзор: действующие документы по специальной оценке условий труда

С 1 января 2014 года для исследования рабочих мест введена специальная оценка условий труда. Данная процедура заменила ранее действовавшую аттестацию рабочих мест. Специальная оценка...

Минздрав России против использования лекарственных препаратов при оказании первой помощи на производстве

11 марта 2019 г.

Минздрав России высказал точку зрения о неприменимости ряда принятых за последние годы правил по охране труда в части организации оказания первой помощи. Критику ведомства вызвали (Письмо Министерства здравоохранения РФ от 5 октября 2018 г. № 14-3/2095930 Об оказании первой помощи работникам): Правила по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов; Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ; Правила по охране труда при производстве цемента; Правила по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов; Правила по охране труда на автомобильном транспорте; Правила по охране труда в сельском хозяйстве...
Минздрав России высказал точку зрения о неприменимости ряда принятых за последние годы правил по охране труда в части организации оказания первой помощи. Критику ведомства вызвали (Письмо Министерства здравоохранения РФ от 5 октября 2018 г. № 14-3/2095930 «Об оказании первой помощи работникам»):

– Правила по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов;
– Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ;
– Правила по охране труда при производстве цемента;
– Правила по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов;
– Правила по охране труда на автомобильном транспорте;
– Правила по охране труда в сельском хозяйстве.


Так, например, в силу п. 14 Правил по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов работодателем должны быть созданы санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи работникам. Вместе с тем в соответствии с Требованиями к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам, включение в такие аптечки лекарственных препаратов не предполагается. Перечень мероприятий по оказанию первой помощи также не допускает применение лекарственных препаратов при оказании первой помощи.
 
В связи с этим лекарственные средства не должны входить в комплектацию поста для оказания первой помощи работникам.
 
В ведомстве отметили, что действующая редакция статьи 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ не предусматривает в рамках полномочий Минздрава России возможность расширения объема первой помощи для участников оказания первой помощи, которые сталкиваются с необходимостью оказания первой помощи в большем объеме. В настоящий момент ведется работа над внесением изменений и дополнений в указанную статью. Законопроект предусматривает расширение объема первой помощи для заинтересованных категорий участников оказания первой помощи. В перспективе это позволит, в том числе, применять необходимые лекарственные препараты для сохранения жизни и здоровья работников в условиях труднодоступных районов. При этом работниками могут применяться необходимые лекарственные средства, назначенные врачом для личного пользования.
 
Также Минздрав России не устраивает использование в некоторых правилах по охране труда термина «оказание первой доврачебной помощи», поскольку такого вида помощи не существует. Чиновники указывают на необходимость приведения правил по охране труда в соответствие с действующим законодательством. А до этого момента правоприменителям в части организации оказания первой помощи необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и упомянутыми выше нормативными актами Минздравсоцразвития России.
 
Кроме того, чиновники прокомментировали и положения ГОСТ 12.0.004-2015:
– раздел 12 «Обучение безопасности труда в виде специального обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим»;
– приложение Б.3. Примерная программа обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим.
 
В ведомстве отметили, что эти разделы были разработаны и утверждены без участия Минздрава России, Минобрнауки России и Минтруда России и по большому числу пунктов не соответствуют действующему российскому законодательству в области первой помощи, а также современным требованиям по оказанию первой помощи. В связи с этим ГОСТ 12.0.004 не может применяться работодателем для разработки локальных правовых актов, регламентирующих обучение правилам оказания первой помощи в организации.



 
Источник публикации: www.garant.ru.
 





 
ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

ОТ 5 ОКТЯБРЯ 2018 Г. № 14-3/2095930

 
В соответствии с пунктом 8.1.5.2 приложения к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30.09.1957 на транспортной единице должно перевозиться снаряжение, требуемое в случае всех знаков опасности, в том числе жидкость для промывания глаз. При этом в качестве жидкости для промывания глаз должна использоваться вода.
 
Правила по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов, утвержденные приказом Минтруда России от 16.11.2015 № 873н, Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, утвержденные приказом Минтруда России от 16.11.2015 № 835н, Правила по охране труда при производстве цемента, утвержденные приказом Минтруда России от 16.11.2015 № 722н, Правила по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов, утвержденные приказом Минтруда России от 19.04.2017 № 371н, Правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтруда России от 06.02.2018 № 59н, Правила по охране труда в сельском хозяйстве, утвержденные приказом Минтруда России от 25.02.2016 № 76н, принимались Минтрудом России без согласования с Минздравом России.
 

 
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки. Дату приказа № 835н следует читать как «02.11.2015», дату приказа № 722н следует читать как «15.10.2015».

 
В части организации оказания первой помощи, в том числе применения лекарственных средств для оказания первой помощи, указанные Правила противоречат Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ), приказу Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (далее – приказ Минздрава России № 477н) и приказу Минздравсоцразвития России № 169н. Лекарственные средства не должны входить в комплектацию поста для оказания первой помощи работникам.
 
Статья 29 Федерального закона № 323-ФЗ устанавливает, что организация охраны здоровья граждан осуществляется в том числе путем организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи. Термин «оказание первой доврачебной помощи», используемый в отдельных вышеперечисленных Правилах по охране труда, нелегитимен, так как противоречит Федеральному закону № 323-ФЗ. Такого вида помощи не существует. Вышеуказанные Правила по охране труда должны быть приведены в соответствие с действующим законодательством. До их приведения в соответствие в части организации оказания первой помощи необходимо руководствоваться Федеральным законом № 323-ФЗ, приказом Минздравсоцразвития России № 477н, приказом Минздравсоцразвития России № 169н.
 
Согласно Правилам дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.10.93 № 1090, запрещается эксплуатация транспортного средства без аптечки. Состав аптечки первой помощи (автомобильной) утвержден приказом Минздравмедпрома России от 20.08.96 № 325 «Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной)». Не установлена обязанность дополнительно комплектовать транспортное средство аптечкой для оказания первой помощи работникам, состав которой утвержден приказом Минздравсоцразвития России № 169н.
 
В соответствии с приложением 1 к приказу Минздравсоцразвития России № 477н первая помощь оказывается при следующих состояниях: отсутствие сознания, остановка дыхания и кровообращения, наружные кровотечения, инородные тела верхних дыхательных путей, травмы различных областей тела, ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения, отморожения и другие эффекты воздействия низких температур и отравления.
 
Приложение 2 к приказу Минздравсоцразвития России № 477н устанавливает перечень мероприятий по оказанию первой помощи, а именно:
 
1) мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи;
2) вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом;
3) определение наличия сознания у пострадавшего;
4) мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего;
5) мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни;
6) мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей;
7) мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения;
8) мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний;
9) придание пострадавшему оптимального положения тела;
10) контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки;
11) передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.
 
Вышеуказанный перечень мероприятий предусматривает равный объем оказания первой помощи для всех категорий участников оказания первой помощи. Однако существуют категории участников оказания первой помощи, которые могут и должны оказывать помощь пострадавшим в большем объеме, например, при воздействии специфических факторов риска, в условиях невозможности своевременного оказания медицинской помощи и др. При этом действующая редакция статьи 31 Федерального закона № 323-ФЗ не предусматривает в рамках полномочий Минздрава России возможность расширения объема первой помощи для участников оказания первой помощи, которые сталкиваются с необходимостью оказания первой помощи в большем объеме.
 
В настоящий момент ведется работа над внесением изменений и дополнений в статью 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Законопроект предусматривает расширение объема первой помощи для заинтересованных категорий участников оказания первой помощи. В перспективе это позволит, в том числе, применять необходимые лекарственные препараты для сохранения жизни и здоровья работников в условиях труднодоступных районов. При этом работниками могут применяться необходимые лекарственные средства, назначенные врачом для личного пользования.
 
ГОСТ 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», утвержденный приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600, содержит раздел 12 «Обучение безопасности труда в виде специального обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим» и приложение Б.3 – Примерная программа обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим. Эти разделы были разработаны и утверждены без участия Минздрава России, Минобрнауки России и Минтруда России и по большому числу пунктов не соответствуют действующему российскому законодательству в области первой помощи, а также современным требованиям по оказанию первой помощи. В связи с этим ГОСТ 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» не может применяться работодателем для разработки локальных правовых актов, регламентирующих обучение правилам оказания первой помощи в организации.
 

 
Заместитель директора Департамента
Н.C. Маркарян