Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 апреля 2024 г.

Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда

5 апреля 2024 года состоялся бесплатный вебинар по теме «Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента образования КИОУТ...

Публикации

15 апреля 2024 г.

Памятка работодателю. Как реализовать мероприятия по охране труда?

В соответствии с положениями части 3 статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации в перечень обязанностей работодателя в области охраны труда входит реализация мероприятий по...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Разработка нового закона на смену Закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

27 сентября 2019 г.





В настоящее время разрабатывается проект нового закона, который придет на смену Закону №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Предыдущее кардинальное изменение ФЗ №116 происходило в 2013 году: все объекты разделили на четыре класса опасности, была отменена система получения разрешения на применение технических устройств, создана система аттестации экспертов и многое другое.
 
В настоящее время разрабатывается проект нового закона, который придет на смену Закону №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Предыдущее кардинальное изменение закона происходило в 2013 году: все объекты разделили на четыре класса опасности, была отменена система получения разрешения на применение технических устройств, создана система аттестации экспертов и многое другое.
 
 
Автор публикации:
Ирина Журавлева,
ведущий эксперт
Департамента дополнительного
профессионального образования
Клинского института охраны и условий труда
 

Одной из основных задач предыдущего изменения законодательства является внедрение риск-ориентированного подхода.
 
Целью разработки нового законодательства является создание нового нормативного акта, который учтет накопленный опыт и создаст новый подход к регулированию промышленной безопасности и требованиям международного законодательства. Проект данного закона прошел всесторонне обсуждение, крупные компании и эксперты дали свои рекомендации, многие из которых вошли в настоящую редакцию.
 
Планируется, что новый закон вступит в силу с 01 января 2021 года.








 
В проекте нового закона вводятся следующие понятия:

 
— техническое освидетельствование и техническое диагностирование технических устройств, которое придет на смену экспертизы
промышленной безопасности;
— аудит промышленной безопасности и многое другое.

 
Давайте постатейно рассмотрим проект нового закона, выясним, какие кардинальные изменения произойдут и как это повлияет на организации, которые связаны с эксплуатацией опасных производственных объектов
 

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Проект федерального закона «О промышленной безопасности»


 
Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения промышленной безопасности на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

 
Положения в действующем Законе №116-ФЗ и в других
нормативных правовых актах

 
Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также — организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
 
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
 
В проекте нового закона термин «обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов» заменен на «обеспечение промышленной безопасности».

В Указе Президента РФ №198 от 06.05.2018 г. «Об основах государственной политики РФ в области промышленной безопасности на период до 2015 года и дальнейшую перспективу» даны определения терминов:

промышленная безопасность — определяемое комплексом технических и организационных мер состояние защищенности промышленного объекта, которое характеризуется стабильностью параметров технологического процесса и исключением (сведением к минимуму) опасности возникновения аварии или инцидента, а в случае их возникновения — отсутствием опасности воздействия на людей опасных и вредных факторов и угрозы причинения вреда имуществу юридических и физических лиц, государственному или муниципальному имуществу;

промышленный объект — предприятие, его цеха, участки, площадки, используемые для осуществления деятельности в сфере промышленности.
 
Таким образом, в действующем Законе №116-ФЗ главным объектом правового регулирования являются опасные производственные объекты. В проекте нового закона объектом регулирования предлагается сделать промышленный объект, а это более широкое понятие.








 
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении следующих видов деятельности в области промышленной безопасности:
 
1) Проектирования, строительства, эксплуатации, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов;
2) Изготовление, применение, монтаж, наладка, обслуживание, ремонт, модернизация, замена и вывод из эксплуатации технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;
3) Изготовление, применение, монтаж, наладка, обслуживание, ремонт, модернизация, консервация и вывод из эксплуатации передвижных технических устройств;
4) Техническое освидетельствование и технического диагностирования технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, и передвижных технических устройств;
5) Экспертиза промышленной безопасности;
6) Аудит системы управления промышленной безопасностью;
7) Обследования технического состояния зданий и сооружений опасных производственных объектов;
8) Применение взрывчатых материалов промышленного назначения;
9) Ведение маркшейдерских работ;
10) Выполнение сварочных работ на опасных производственных
объектах, при ремонте и обслуживании передвижных технических устройств.
 

 
Статья 6. Деятельность в области промышленной безопасности
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ)

 
К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся:

 
— проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта;
— изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
— проведение экспертизы промышленной безопасности.
 
В проекте нового закона предлагают ввести новые виды деятельности в области промышленной безопасности. В отношении технических устройств, применяемых на ОПО, добавляется модернизация, замена, вывод из эксплуатации технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.
 
Вводятся новые виды деятельности: изготовление, монтаж, наладка, обслуживание, ремонт, модернизация, консервация и вывода из эксплуатации передвижных технических устройств; техническое освидетельствование и техническое диагностирование технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, и передвижных технических устройств; аудит системы управления промышленной безопасностью.










 







Вводится новый вид деятельности в области ПБ  техническое диагностирование опасных технических устройств для целей решения вопросов о возможности сверхнормативного продления срока их эксплуатации. Устанавливается порядок принятия решения о продлении указанных сроков с учетом результатов диагностирования. Введение аудита промышленной безопасности предполагает возможность учета результатов аудита при формировании ежегодного плана проверок и подготовка рекомендаций по устранению нарушений промышленной безопасности без проведения надзорных мероприятий и назначения санкций за их нарушения.
 
Отдельно выделяется виды деятельности: применение взрывчатых материалов промышленного назначения, маркшейдерские работы, обследование технического состояния зданий и сооружений ОПО. Особое внимание предлагается уделить выполнению сварочных работ на ОПО и на передвижных технических устройствах. Ростехнадзор предлагает наделить орган исполнительной власти в области промышленной безопасности полномочиями по установлению требований к изготовлению, хранению, транспортированию и применению взрывчатых материалов промышленного назначения в части, не урегулированной ТР ТС «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе».
 

 
В статье 2. «Основные понятия» нового закона приведены
следующие определения:

 
Промышленная безопасность — определяемое комплексом технических и организационных мер состояние защищенности промышленных объектов, которое характеризуется стабильностью параметров технологического процесса и исключением (сведением к минимуму) опасности возникновения аварии или инцидента, а в случае их возникновения — отсутствием опасности воздействия на людей опасных и вредных факторов и угрозы причинения вреда имуществу юридических и физических лиц, государственному или муниципальному имуществу.
 
Опасный производственный объект — предприятие или его цех, участок, площадка, а также иной промышленный объект, указанный в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
 
Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, — машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.
 
Отдельные предприятия предлагают исключить «аппаратуру» из перечня технических устройств, применяемых на ОПО, ввиду неоднозначности толкования, под этим понятием можно понимать и контрольно-измерительные приборы и автоматику, которые не являются техническими устройствами. В действующем законодательстве и в проекте отсутствует четкое определение технических устройств. 
 
В связи с этим возникает вопрос: какие технические устройства подлежат внесению в сведения, которые подаются при регистрации ОПО? Должны ли данные устройства обладать признаками опасности и использование которых позволит отнести производственный объект к категории опасных?
 
Для большей конкретики желательно установить перечень технических устройств, которые обладают признаком опасности и являются потенциально опасные.
 
Передвижные технические устройства – машины и оборудование, указанные в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону.








 
Приложение 2. Передвижные технические устройства

 
К категории передвижных технических устройств относятся машины, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению, следующих видов:

1) грузоподъемные машины:

–  грузоподъемные краны всех типов;
– мостовые краны-штабелеры;
– краны-трубоукладчики;
– краны-манипуляторы;
– строительные подъемники;
– подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
– электрические тали;
– краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком.
 
2) передвижные котельные установки, в которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:

а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
 
Вводится новое понятие «передвижные технические устройства», к которым отнесли грузоподъемные машины и передвижные котельные установки. В настоящий момент используется понятие «подъемные сооружения, используемые на ОПО». Перечень грузоподъемных машин взят из п. 3 Приказа Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». 
 
К сожалению, законодатель опять применяет термин «передвижные технические устройства», который и ранее вызывал большие споры.  Предложение поменять этот термин на более определенный «стационарно установленные и самоходные грузоподъемные машины» не нашло отклика в Ростехнадзоре.
 
В проекте закона применяется формулировка «несоразмерный ущерб их назначению». Требуется более определенная формулировка соразмерности ущерба.
 
Авария — неконтролируемое разрушение зданий, сооружений опасных производственных объектов, горных выработок, буровых скважин, технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте либо передвижных технических устройств, падение их отдельных частей или возникновение в их конструкциях остаточных деформаций сверх допустимых значений, неконтролируемые взрыв, горение, пролив расплавов металлов, выброс опасных веществ, загазирование или затопление горных выработок, создающие непосредственную угрозу для жизни людей либо причинившие вред жизни или здоровью человека, сверхнормативное загрязнение окружающей среды.
 
Более расширенное понятие, в которое вошли здания, горные выработки, буровые скважины, передвижные технические устройства. Объем последствий более конкретизирован: смерть, причинение тяжкого вреда здоровью людей, крупный ущерб, нарушение производственного (технологического) процесса, сверхнормативное загрязнение окружающей среды.
 
В данном проекте установлена необходимость проведения технического расследования аварий на опасных технических устройствах, а также при ведении работ, на которых выдано разрешение на ведение работ с взрывчатыми материалами промышленного назначения, предусмотренных в проекте. Законодательно закреплена возможность привлечения к техническому расследованию аварий организаций научно-технической поддержки федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности.
 
Инцидент — повреждение конструкций зданий, сооружений, крепи горных выработок, технических устройств на опасном производственном объекте, либо передвижных технических устройств, выброс опасных веществ, загазирование или затопление горных выработок, не повлекшие аварии.
 
Проектом планируется в понятие инцидент включить все отказы и повреждения, не повлекшие аварии.
 
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, филиалы указанных иностранных лиц, созданные на территории Российской Федерации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов.
 
В понятие «организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты» включили иностранных юридических лиц и их филиалы на территории РФ.
 
В настоящий момент некоторые компании выступили с предложением разграничить понятие ««собственник опасного объекта (передвижного технического устройства)» и «организация, эксплуатирующая объект (устройство)».

Для случаев, когда объект (устройство) принадлежит одной организации, а эксплуатируется другой, необходимо уточнение: какие обязанности возлагаются на собственника, а какие на эксплуатирующую организацию.









Организации, эксплуатирующие передвижные технические устройства — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, филиалы указанных иностранных лиц, созданные на территории Российской Федерации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию передвижных технических устройств.
 
Вводится разделение понятий: организации, эксплуатирующие ОПО и организации, эксплуатирующие передвижные технические устройства. В связи с чем можно сделать вывод, что грузоподъемные машины и передвижные котельные установки выводятся из состава ОПО. В связи с новым термином «грузоподъемные машины» вместо «подъемных сооружений» вероятней всего будут внесены изменения в Приказ РТН от 12.11.2013 № 533.
 
Техническое перевооружение опасного производственного объекта — приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.
 
Формулировка «техническое перевооружение ОПО» является очень важной для предприятий, эксплуатирующей ОПО.
 
Предлагаемая в тексте Закона формулировка, с одной стороны 
 чрезвычайно общая и недостаточно корректная. Требуется максимально полная формулировка. Наиболее полное и корректное определение «технического перевооружения» приведено в МДС 81-35.200:
 
Техническое перевооружение технических устройств, зданий и сооружений применяемых на ОПО, а также передвижных технических устройств предприятий рассматривается как комплекс мероприятий по повышению их технико-экономического уровня на основе внедрения передовой технологии и новой техники, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
 
Расплывчатость формулировки особенно затрудняет проведение экспертизы промышленной безопасности документации на техническое перевооружение ОПО. При проведении экспертизы постоянно встает вопрос 
 представленная документация может быть отнесена к техническому перевооружению или нет.
 
Обоснование безопасности опасного производственного объекта — документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта.
 
Система дистанционного контроля промышленной безопасности — комплекс программных, программно-аппаратных средств, средств измерений, а также специальных технических средств, обеспечивающих непрерывное получение, обработку и передачу в режиме реального времени информации, характеризующей риск возникновения аварий на опасном производственном объекте.
 
В действующем Законе №116-ФЗ в ст. 10 Требования промышленной безопасности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте указано, что организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты должны создавать системы наблюдения оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
 
Для организаций, внедривших систему дистанционного контроля промышленной безопасности, предусмотрено снижение административной нагрузки посредством снятия плановых проверок, отмены обязанностей по предоставлению сведений о производственном контроле, применения обоснования безопасности производственного объекта.
 
По мнению многих предприятий установка систем дистанционного контроля должны быть добровольной, и ни в коем случае обязательной. Учитывая стоимость указанного оборудования и программного обеспечения, его приобретение возлагает на эксплуатирующие организации дополнительную финансовую нагрузку, что в конечном итоге приведет к неизбежному росту цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для конечного потребителя.
 
Возлагаемые на собственников ОПО затраты должны быть обоснованы и направлены на повышение безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, а не на обеспечение выполнения органом власти своей государственной функции (в редакции Законопроекта собственник ОПО должен фактически профинансировать разработку и внедрение системы дистанционного мониторинга для последующего выполнения уполномоченными органами власти функции по государственному мониторингу в области промышленной безопасности).
 
Объект дистанционного контроля — опасный производственный объект, оснащенный системой дистанционного контроля промышленной безопасности.
 
Государственный мониторинг в области промышленной безопасности — автоматизированный сбор, фиксация, обобщение, систематизация и оценка информации, обработанной системами дистанционного контроля промышленной безопасности на объектах дистанционного контроля.
 
Ростехнадзор планирует заменить проверки опасных производственных объектов онлайн-мониторингом. С помощью системы дистанционного контроля РТН сможет в режиме реального времени следить, как работают опасные производственные объекты на предприятиях. Компании, установившие данные системы не будут подвергаться проверкам независимо от класса опасности, также не нужно будет представлять сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
 
Вспомогательные горноспасательные команды — нештатные аварийно-спасательные формирования, созданные организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы, из числа работников таких организаций.
 
Многие предприятия считают, что в данной редакции содержатся избыточные требования о создании вспомогательных горноспасательных команд на объектах, на которых они не целесообразны, например, на карьерах добычи строительных материалов (песок, гравий и т.п.), при бурении скважин и т.д.
 
Система управления промышленной безопасностью — комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации последствий таких аварий.
 
Экспертиза промышленной безопасности — определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности.








 
В настоящий момент в большинстве случаев целью экспертизы промышленной безопасности является процедура продления назначенного срока службы. В соответствии с Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности подготовке заключения ЭПБ предшествует проведение технического диагностирования. Таким образом, оценка соответствия ТУ установленным требованиям проводится фактически дважды.
 
РТН предлагает пересмотреть предметы экспертизы промышленной безопасности. ЭПБ технических устройств, зданий и сооружений на техническое диагностирование и обследование. Решение о продлении сроков эксплуатации будет осуществляться с учетом результатов технического диагностирования. Добавляется экспертиза взрывчатых материалов при получении разрешения на новые ВВ и изделия на их основе.
 
Эксперт в области промышленной безопасности — физическое лицо, аттестованное в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которое обладает специальными познаниями в области промышленной безопасности, соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и участвует в проведении экспертизы промышленной безопасности.
 
Техническое диагностирование технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, и передвижных технических устройств — комплекс мероприятий, направленный на всестороннее обследование указанных технических устройств и определение их технического состояния (далее — техническое диагностирование технических устройств, технические устройства).
 
Техническое освидетельствование 
 контроль технического состояния технических устройств в процессе их эксплуатации.
 
На время переходного периода работы по техническому диагностированию может проводить эксперт в области промышленной безопасности.
 
Специалист по техническому диагностированию — физическое лицо, подтвердившее соответствие квалификации положениям соответствующего профессионального стандарта в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и законодательством о независимой оценке квалификации Российской Федерации, и осуществляющее техническое диагностирование технических устройств.
 
В настоящий момент в ФНП по промышленной безопасности выделены следующие виды технического диагностирования ОРПД, магистральных трубопроводов и т.п.: техническое диагностирование в процессе эксплуатации в пределах назначенного срока службы (могла проводить специализированная организация, уполномоченная для проведения ТО) и техническое диагностирование в рамках ЭПБ ОРПД для определения срока службы оборудования.
 
Аудит системы управления промышленной безопасностью — независимая оценка организации деятельности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на предмет обеспечения соблюдения требований промышленной безопасности посредством функционирования системы управления промышленной безопасностью.
 
Аудитор в области промышленной безопасности  — физическое лицо, аттестованное в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которое обладает специальными познаниями в области промышленной безопасности, соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и осуществляет аудит системы управления промышленной безопасностью.
 
Обратите внимание, что вводится новое понятие «аудит системы управления промышленной безопасности». Аудит проводится на добровольной основе за счет средств заказчика. Заключение аудита вносятся в реестр заключений. По результатам аудита будут учитываться при формировании ежегодного плана проверок, а также при подготовке рекомендаций по устранению нарушений требований промышленной безопасности без проведения надзорных мероприятий и назначения санкций за их нарушение.
 
Взрывчатые материалы промышленного назначения — взрывчатые вещества и изделия на их основе, используемые в мирных целях.
 
Маркшейдерские работы — работы по выполнению натурных измерений и геометрических графических построений, определяющих пространственное расположение горных выработок, буровых скважин, параметры сдвижения горных пород и земной поверхности, деформации подрабатываемых объектов, объёмы горных разработок, добычи и потерь полезных ископаемых, устанавливающие границы безопасного ведения горных работ, горных отводов, опасных зон, целиков, а также по прогнозированию развития опасных ситуаций, влияющих на состояние недр и земной поверхности при ведении горных и иных работ, связанных с пользованием недрами.
 
В проекте нового закона присутствуют новые термины и определения.  Но в тоже время отсутствует определение «зданий и сооружений», «обследование зданий и сооружений», «специалист по обследованию зданий и сооружений опасного производственного объекта» и др.