Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Публикации

23 сентября 2019 г.

Зачем заниматься управлением профессиональными рисками с точки зрения закона?

Помимо очевидной практической ценности процедуры управления профессиональными рисками, которая сама по себе должна мотивировать заниматься ею, есть также ряд положений нормативных документов, обязывающих работодателей...

Законодательство

23 сентября 2019 г.

Госдума поддержала введение электронных трудовых книжек

В первом чтении были приняты законопроекты «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части формирования  сведений о трудовой деятельности в электронном виде)»...

Статистика

23 сентября 2019 г.

Количество пострадавших при несчастных случаях на производстве

Значимым результатом деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является гарантированная защищенность...

Специальная оценка условий труда

23 сентября 2019 г.

Справочный обзор: действующие документы по специальной оценке условий труда

С 1 января 2014 года для исследования рабочих мест введена специальная оценка условий труда. Данная процедура заменила ранее действовавшую аттестацию рабочих мест. Специальная оценка...

Электронный свидетель обучения. Инструктаж переводят в цифровой формат

20 сентября 2019 г.


Внедрение электронной подписи при прохождении инструктажей по технике безопасности труда повысит их качество. К такому выводу пришли участники совещания, организованного ОАО «РЖД» 25-26 июня в Центре научно-технической информации и библиотек (ЦНТИБ) РЖД. Модератором совещания выступил генеральный директор Клинского института охраны и условий труда Андрей Москвичев. 



 
Внедрение электронной подписи при прохождении инструктажей по технике безопасности труда повысит их качество. К такому выводу пришли участники совещания, организованного ОАО «РЖД» 25-26 июня в Центре научно-технической информации и библиотек (ЦНТИБ) РЖД. Модератором совещания выступил генеральный директор Клинского института охраны и условий труда Андрей Москвичев. 

 


ОТКАЗАТЬСЯ ОТ БУМАГИ 


Участниками встречи стали специалисты по охране труда крупных работодателей – ОАО «РЖД», госкорпорации «Росатом», ПАО «Северсталь», АО «Концерн Росэнергоатом», АО «Объединенная металлургическая компания», АО «Сибирская угольная энергетическая компания», АО «Авиакомпания «Сибирь», ПАО «Юнипро». «Хозяйственная деятельность у всех разная, но проблемы в области охраны труда одинаковые и подходы к обеспечению безопасности работников похожи», – считает начальник технического отдела Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» (ЦБТ) Николай СОСУНОВ

Чаще всего трагедии происходят из-за того, что работники не выполняют правила техники безопасности или работодатели не создают условия для безопасного труда. Снижение влияния человеческого фактора во многом достигается за счет обучения персонала, в том числе инструктажей по охране труда, уверены в ОАО «РЖД». Но фактическое положение дел с проведением инструктажей таково, что организация не может контролировать этот процесс, отметил начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Петр ПОТАПОВ







По его словам, невозможно проконтролировать, проводится инструктаж реально или только на бумаге. 

«Качество проведения инструктажей зависит только от сознательности лица, его проводящего. Ведение инструктажей и контроль за ними происходят на бумаге, предприятия буквально тонут в журналах проведения инструктажей по охране труда, заверенных ручной подписью, – подчеркнул Петр ПОТАПОВ. – В ОАО «РЖД» за 2018 год проведено свыше 36 млн инструктажей, а действующих журналов инструктажей по охране труда насчитывается свыше 87 тыс. Мы тратим на это 35 тонн бумаги». 

Компании с разветвленной и удаленной филиальной сетью (и это касается не только ОАО «РЖД»), чтобы доказать надзорным органам факт прохождения работником обучения, вынуждены пересылать эти журналы почтой. 

В связи с этим ОАО «РЖД» во время V Всероссийской недели охраны труда, которая проходила в Сочи в апреле, выступило с инициативой внедрения электронной регистрации инструктажей по охране труда и нарядов-допусков на производство работ. «Однозначно, что мы за эту инициативу», – выразил тогда позицию ведомства директор Департамента условий и охраны труда Минтруда Валерий КОРЖ. Он отметил, что ключевым является признание надзорными органами электронных версий журнала инструктажа как полноценного аналога бумаги. Минтруд не намерен жестко регламентировать и навязывать компаниям какой-то один-единственный вид идентификации работников. 

На совещании компании поделились своими наработками. К примеру, во всех подразделениях СУЭК внедрен программный комплекс «Единая книга предписаний и формирования сменных нарядов». С помощью личной карты работник проходит процедуру допуска к работе, получает наряд на смену – это заменяет отметку в соответствующих журналах. В СИБУРе оформление наряда-допуска на выполнение газоопасных, огневых и ремонтных работ также происходит в электронном виде. 

Применение цифровых технологий в инструктажах – переход на электронные журналы или внедрение электронной подписи для идентификации работников – позволит контролировать допуск персонала к работам, говорит Петр ПОТАПОВ. «Графики проведения инструктажей можно формировать в электронном виде, что значительно оптимизирует работу всех участников процесса и, следовательно, повысит производительность труда. У надзорных органов же появляется надежный инструмент дистанционной проверки, выполняет ли компания свои обязательства по проведению инструктажей и выдаче нарядов-допусков или нет», – отметил он во время заседания в ЦНТИБ. 

«Идентифицировать работника можно разными способами: посредством личных метрик человека, с использованием его графической подписи, фотографии и видеофиксации, возможно, и геопозиции работника, подкрепляя эти метрики технологиями криптозащиты, которые обеспечат неизменность и доверие к составу данных, дате и времени подписи и подписанту, – отметил генеральный директор Клинского института охраны и условий труда Андрей МОСКВИЧЕВ. – Но цифровой аналог обычной подписи поможет полностью исключить подделку журналов и удостоверений об обучении, ему точно можно доверять». 







Но распространению этих практик мешают законодательные барьеры – для оцифровки журналов и подписи необходимо внести изменения в нормативные правовые акты. Петр ПОТАПОВ сообщил, что ОАО «РЖД» готово не только участвовать в разработке соответствующей нормативной базы, но и предоставлять свои производственные площадки для испытаний технических средств и программного обеспечения. 



ИЗМЕНИТЬ СИСТЕМУ УЧЕТА 


Участники совещания в ЦНТИБ поддержали и другое предложение ОАО «РЖД» – изменить процедуру учета несчастных случаев. Так, предлагается выделить в одну графу в статистической отчетности ЧП, которые произошли вследствие стихийного бедствия или по вине третьих лиц, в другую – ЧП, произошедшие по вине организации или самого работника. 

Дело в том, что действующим порядком такое разделение не предусмотрено: все случаи травмирования отражаются в статистике за отчетный период в совокупности, что не позволяет оценить действительное состояние дел в сфере обеспечения безопасности труда работников в компании. «Разработанные мероприятия на пути к достижению целей нулевого травматизма не могут исключить абсолютно все риски травмирования. Есть ЧП, которые происходят по не зависящим от нас причинам. Это может быть травма, полученная во время стихийного бедствия, где виновных вообще нет, или, например, ДТП, случившееся по вине стороннего лица, где пострадал наш работник», – отметили в ЦБТ. 







Так, 1 июля на перегоне «Заваруйка – Себеж» водитель грузового автомобиля, грубо нарушив Правила дорожного движения, выехал на железнодорожный переезд перед приближающимся рабочим поездом, машинист применил экстренное торможение, но расстояние было недостаточным для предотвращения столкновения. В результате ДТП машинист поезда погиб на месте аварии, помощник машиниста был госпитализирован в тяжелом состоянии и позже скончался. Также пострадали трое работников, находившихся в поезде. «Смешивать такие происшествия с ЧП по вине работника или организации некорректно», – уверены в ЦБТ. В Министерстве труда с позицией РЖД по этому вопросу согласны: ведомство уже обратилось в Росстат с предложением пересмотреть подход к статистическому учету несчастных случаев. 



МОТИВИРОВАТЬ ЗАЩИТНИКОВ 


Участники совещания выступили с еще одной инициативой – учредить всероссийскую награду за достижения в области охраны труда. В ближайшее время Клинский институт охраны и условий труда займется разработкой соответствующего положения и направит его на утверждение в Минтруд. 
 
Юлия Антич
 
 

Источник публикации: www.gudok.ru.