Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 апреля 2024 г.

Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда

5 апреля 2024 года состоялся бесплатный вебинар по теме «Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента образования КИОУТ...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

АРХИВ_Консультация: расследование несчастных случаев на производстве

25 сентября 2019 г.


Расследование тяжелого несчастного случая прово­дилось комиссией, образованной согласно ст. 229 ТК РФ и возглав­ляемой государственным инспектором труда. В ходе расследова­ния выявлены факты, свидетельствующие, что ответственным за допущенные нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов, ставших причинами несчастного случая, явля­ется главный инженер организации – он же представитель ра­ботодателя в комиссии. Председатель комиссии потребовал заме­нить главного инженера другим представителем работодателя в комиссии. Является ли правомерным данное требование и на каких за­конодательных или иных нормативных правовых актах оно осно­вывается?
 
ЕЩЕ РАЗ О СОСТАВЕ КОМИССИИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ
НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ



 

 
ВОПРОС:
 
Расследование тяжелого несчастного случая прово­дилось комиссией, образованной согласно ст. 229 ТК РФ и возглав­ляемой государственным инспектором труда. В ходе расследова­ния выявлены факты, свидетельствующие, что ответственным за допущенные нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов, ставших причинами несчастного случая, явля­ется главный инженер организации – он же представитель ра­ботодателя в комиссии. Председатель комиссии потребовал заме­нить главного инженера другим представителем работодателя в комиссии. Является ли правомерным данное требование и на каких за­конодательных или иных нормативных правовых актах оно осно­вывается?


 
ОТВЕТ:

Лица, на которых непосредственно возложено обеспе­чение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включа­ются (ч. 3 ст. 229 ТК РФ). Подобных лиц может быть несколько (слово «лица» изложено во множественном числе), причем не обя­зательно они должны быть непосредственными руководителями работ.
 






На практике это требование вызывает неоднозначное толко­вание. Считается бесспорным невключение в состав комиссии должностных лиц, которым непосредственно подчиняется (под­чинялся) пострадавший: это мастер, прораб, начальник смены и др. (именно они выдавали задание на производство работы, при выполнении которой произошел несчастный случай). На них воз­лагаются обязанности, связанные с непосредственным обеспечением соблюдения требований охраны труда при выполнении данной работы, в большинстве случаев входят в перечень лиц, ответственных за допущенные нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов, явившихся причинами не­счастного случая. Следовательно, им трудно быть объективными в установлении истинных обстоятельств и причин несчастного случая.
 
Вместе с тем, обеспечение соблюдения требований охраны труда, в том числе на участке (объекте), где произошел несчаст­ный случай, может быть возложено и на других руководителей, вплоть до директора организации, поэтому они также могут быть названы в числе лиц, ответственных за допущенные нарушения, приведшие к несчастному случаю (в нашем случае – это главный инженер). Руководствуясь ч. 3 ст. 229 ТК РФ, их не следует вклю­чать в состав комиссии. Применение данной нормы ТК РФ обус­ловлено ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, в которой говорится, что в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (ана­логия закона).
 
На начальном этапе расследования можно сделать предвари­тельные выводы о лицах, допустивших нарушения требований охраны труда, явившихся причинами несчастного случая. Если в их число входят некоторые члены комиссии, последние выводят­ся из ее состава и назначаются другие. Не следует ставить людей в затруднительное положение, когда они будут вынуждены под­писывать (или не подписывать) акт, в котором отмечено, что они являются лицами, допустившими нарушения требований охраны труда, явившихся причинами несчастного случая. Как они смогут защищаться в дальнейшем, например, при возбуждении уголов­ного дела правоохранительными органами? Подобную подпись под актом о расследовании несчастного случая можно расцени­вать как «явку с повинной». И, наконец, самое главное – участие данных лиц в составе комиссии по расследованию несчастного случая не соответствует ч. 3 ст. 229 ТК РФ.
 
Не правы те государственные инспекторы труда, возглавля­ющие комиссию по расследованию, которые, используя свои пол­номочия, принуждают данных лиц ставить подпись под текстом акта, в котором они поименованы как лица, допустившие нару­шения требований охраны труда, приведших к несчастному слу­чаю. Как известно, в силу ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя. Следовательно, член комиссии, поименованный в акте о расследовании как лицо, допустившее нарушения требований охраны труда, явившихся причинами несчастного случая, вправе не ставить свою подпись под подобным текстом. Поэтому данного члена комиссии следовало заблагов­ременно вывести из ее состава, заменив другим представителем работодателя, о чем должны были позаботиться председатель ко­миссии и работодатель.
 
Отвечая по существу вопроса, следует констатировать, что требование председателя комиссии – государственного инспекто­ра труда о замене главного инженера организации, являющего­ся ответственным за допущенные нарушения требований охраны труда, приведших к несчастному случаю, другим представителем работодателя в комиссии является правомерным, так как основы­вается на нормах ч. 3 ст. 229 ТК РФ.
 
Представляется, что в Положение об особенностях расследова­ния несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях следует ввести норму, которая исключила бы спо­ры по данному вопросу.
 
 



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКЦИЙ ТРУДА ПО ВЕДЕНИЮ УЧЕТА ПОСТРАДАВШИХ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
 


 
ВОПРОС:
 
Медицинская организация должна представить в государственную инспекцию труда извещение установленной формы о лицах, пострадавших от несчастного случая на произ­водстве, обратившихся или доставленных в эту медицинскую ор­ганизацию. Относится ли требование настоящего приказа ко всем катего­риям несчастных случаев: легким, тяжелым, в том числе со смер­тельным исходом? Обязана ли государственная инспекция труда передавать полученные сведения о происшедшем несчастном слу­чае работодателю? Как это соотносится с обязанностью работодателя направлять согласно ст. 228.1 ТК РФ в государственную инспекцию труда извещение о групповом несчастном случае (тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом), а медицинскую организацию – выдавать заключение о степени тяжести повреждения здоровья?

 
ОТВЕТ:

Сопоставление данных о числе пострадавших, обра­тившихся в травмпункты медицинских организаций по поводу повреждения здоровья в результате несчастного случая на про­изводстве, и оформленных работодателями актов формы Н-1 свидетельствует, что многие несчастные случаи, относящиеся к категории легких, не расследуются и не учитываются, особенно в организациях малого и среднего бизнеса.

Выздоровевшие ко времени-проверки работники (у которых нет стойкой утраты тру­доспособности) под влиянием различных факторов не дают прав­дивых объяснений, поэтому попытки провести расследование и оформить эти несчастные случаи актом формы Н-1 в большинстве своем не достигают цели. Без заинтересованности самого работни­ка в своевременном расследовании несчастного случая и оформ­лении его результатов трудно установить объективные показате­ли о состоянии производственного травматизма в организации: они сильно занижены, в том числе на федеральном уровне.






 
Для взаимодействия медицинских организаций с государ­ственными инспекциями труда в субъектах РФ и упорядочения ведения учета пострадавших от несчастных случаев на произ­водстве приказом Минздравсоцразвития России от 30.12.2009 г. № 1045н «Об утверждении статического инструментария по учету пострадавшего от несчастного случая на производстве» утверж­дена форма № 59-НСП/у «Извещение о пострадавшем от несчаст­ного случая на производстве, обратившемся или доставленном в медицинскую организацию» (далее – извещение). Руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ рекомен­довано обеспечить введение данной учетной формы в подведом­ственных организациях.
 
Извещение содержит сведения, необходимые для учета не­счастного случая на производстве, заполняется медицинской ор­ганизацией на каждого обратившегося или доставленного постра­давшего и в срок не более суток направляется в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.
 
В извещении указывается полное наименование медицин­ской организации, ее почтовый адрес и телефон, а также:
 
  •  фамилия, имя, отчество пострадавшего (полностью, без со­кращений);
  •  пол пострадавшего (мужской, женский);
  •  дата рождения (число, месяц, год);
  •  способ обращения в медицинскую организацию (самостоя­тельно, доставлен на «скорой помощи» или работодателем);
  • место работы пострадавшего (наименование организации полностью, ее фактический адрес);
  • дата обращения в медицинскую организацию (число, месяц, год);
  • время обращения в медицинскую организацию (часы, мину­ты);
  • дата происшедшего несчастного случая (число, месяц, год);
  • время происшедшего несчастного случая (часы, минуты);
  • диагноз при обращении в медицинскую организацию, код диагноза по МКБ-10;
  • краткая информация (со слов пострадавшего) об обстоятель­ствах несчастного случая.
Извещение заполняется на бланке формата А5, подписывает­ся медицинским работником, составившим его, с расшифровкой фамилии, указанием должности и даты заполнения. Срок хране­ния извещения – 45 лет.
 
В статье 228.1 ТК РФ дается перечень органов, в которые в течение суток работодатель обязан направить извещение о проис­шедшем групповом несчастном случае, тяжелом несчастном слу­чае или несчастном случае со смертельным исходом.
 
Извещение о пострадавшем от несчастного случая на произ­водстве, обратившемся (или доставленном) в медицинскую орга­низацию, представляется в государственную инспекцию труда в субъекте РФ. Извещение не является основанием для работода­теля – при происшествии группового, тяжелого или несчастного случая со смертельным исходом – не направлять о нем сообщение в государственную инспекцию труда.













 

 
 
Извещение, представляемое медицинской организацией, поз­воляет государственной инспекции труда более эффективно ре­ализовать полномочия, предусмотренные ст. 356 ТК РФ, по осу­ществлению надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производ­стве. Виды надзора и контроля могут быть различными. Вместе с тем, они не предполагают формального переадресования рабо­тодателю полученных государственной инспекцией труда сведе­ний из медицинской организации о пострадавшем от несчастного случая на производстве, обратившемся (или доставленном) в ме­дицинскую организацию. Согласно ТК РФ у работодателя доста­точно полномочий, чтобы добиться своевременной и объективной информации о каждом несчастном случае, происшедшем в орга­низации с ее работниками.
 
В соответствии со ст. 214 ТК РФ работник обязан незамедли­тельно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производ­стве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).




 


Инструкции по охране труда по профессиям или видам работ, действующие в организации и разрабатываемые на основе типо­вых межотраслевых и отраслевых инструкций по охране труда, содержат порядок уведомления работодателя о случаях травми­рования работников. Порядок извещения имеется и в программах обучения работников по охране труда. Кроме того, при проведе­нии вводного инструктажа с вновь принятыми работниками рас­сматривается порядок расследования и оформления несчастных случаев, в том числе и порядок сообщения о них.
 
Таким образом, порядок уведомления работодателя о проис­шедшем несчастном случае на производстве в нормативных до­кументах по охране труда хорошо проработан и, как правило, работники организации его знают. Обязанность работодателя – обеспечить его соблюдение действиями в рамках норм ТК РФ.
 
В извещении, направляемом медицинской организацией в государственную инспекцию труда, указывается лишь предва­рительный диагноз. Работодатель обязан сделать запрос в меди­цинскую организацию о характере полученных пострадавшим повреждений здоровья в результате несчастного случая на про­изводстве и степени их тяжести. Заключение (учетная форма №315/у, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 г. №275) незамедлительно после поступления за­проса выдается работодателю медицинской организацией, куда впервые обратился за помощью пострадавший (или куда он был доставлен). Направление медицинской организацией в государ­ственную инспекцию труда сведений о несчастном случае на про­изводстве со смертельным исходом формой извещения (учетная форма № 59-НСП/у) не предусматривается.
 
Причина временной нетрудоспособности «несчастный случай на производстве» в листке нетрудоспособности и информация об обстоятельствах несчастного случая в извещении, указываемые со слов пострадавшего, не являются достаточными основаниями для его квалификации как несчастного случая на производстве. Окончательное решение о квалификации несчастного случая принимается по результатам его расследования комиссией.
 
Благодаря приказу Минздравсоцразвития РФ от 30.12.2009 г. № 1045н о введении учетной формы № 59-НСП/у государствен­ная инспекция труда располагает сведениями о всех несчастных случаях, которые (со слов пострадавших) произошли с ними на производстве, что позволяет упорядочить ведение учета и затруд­няет сокрытие несчастных случаев.
 
И. Цветков





ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК


 Журнал «Библиотека инженера по охране труда».