Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

25 апреля 2024 г.

Бесплатный вебинар КИОУТ: освобождение работников от обучения по охране труда

12 апреля прошел бесплатный вебинар по теме «Освобождение работников от обучения по охране труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента аутсорсинга охраны труда КИОУТ Алена...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Правомерность устранения разногласий, возникших между членами комиссии и ее председателем, посредством дополнительного расследования несчастного случая другим государственным инспектором труда

29 марта 2016 г.



Устранение разногласий, возникших между председателем и членами комиссии при оформлении акта о расследова­нии несчастного случая (о его причинах, учете, квалификации, лицах, виновных в допущенных нарушениях, и др.), посредством его дополнительного расследования другим государственным ин­спектором труда воспринимается членами комиссии как диктат государственного инспектора труда, который нарушает их права на формирование выводов по результатам расследования несчаст­ного случая и ставит их в неравное положение с председателем комиссии.
 
Некоторые члены комиссии считают: не имеет смысла тратить время на участие в расследовании несчастного случая, так как государственный инспектор труда все равно настоит на своем решении. Их не устраивает роль статистов. Подобная пози­ция членов комиссии обязывает председателя – государственного инспектора труда не допускать нарушения норм ТК РФ и Положения.
 
В ОАО (отрасль – транспортное строительство) при строи­тельстве станции метро произошел тяжелый несчастный случай с электрослесарем-монтажником К. Расследование проводилось комиссией в составе 9 человек, куда входили: представитель тер­риториального органа Ростехнадзора, главный специалист орга­на исполнительной власти субъекта РФ, главный технический инспектор труда территориального объединения организаций профсоюзов, представитель РО ФСС РФ, а также главный инженер, начальник отдела охраны труда, инженер по охране труда, заместитель главного инженера – главный механик (четверо по­следних – представители ОАО). Возглавлял комиссию главный государственный инспектор труда в данном регионе РФ.
 
Комиссия установила:
 
Бригада электрослесарей-монтажников в составе 7 человек во главе с бригадиром С. вручную производила перемещение щита автоматического включения резерва (ЩАВР) в машинное поме­щение вестибюля станции метро. Размер щита: длина 2450 мм, ширина 80 мм, высота 2100 мм. Масса 660 кг. Пол машинного по­мещения бетонный, ровный (без уклона). Под щит подкладывали катки (трубы) и с помощью монтажных ломиков передвигали его к месту постоянной установки, удерживая руками в вертикаль­ном положении. Когда ЩАВР был установлен согласно проекту, а электрослесари-монтажники еще не отошли от него, щит упал в сторону и К., стоявший спиной к щиту, был прижат к деревянно­му ящику с деталями эскалатора, в результате получил тяжелую травму. Диагноз повреждения здоровья – «тупая травма живота, разрыв селезенки, гемаперитонеум».



 

Основная причина несчастного случая: непринятие достаточ­ных мер по установке ЩАВР в устойчивое положение.
 
Сопутствующими причинами являются: перемещение и уста­новка крупногабаритного и тяжеловесного оборудования без при­менения средств механизации; отсутствие в проекте производства работ на монтаж эскалаторов способов по перемещению и уста­новке подобного оборудования.
 
Лица, допустившие нарушение требований охраны труда:
 
1. Бригадир электрослесарей-монтажников С., который не принял достаточных мер, предупреждающих падение установ­ленного оборудования. Нарушение п. 3.1.29 Инструкции по ох­ране труда для лиц, занятых на монтаже постоянных устройств линии метро и других подземных сооружений.
 
Основание ответственности: п. 4.1 должностной инструкции бригадира производственной бригады подземного участка гор­нопроходческих работ, утвержденной генеральным директором ОАО.
 
2. Начальник подземного участка горнокапитальных работ, который не принял мер по организации работ по перемещению и установке крупногабаритного и тяжеловесного оборудования при помощи средств механизации.
 
3. Главный инженер ОАО, который не обеспечил разработку в проекте производства работ на монтаж эскалаторов способов по перемещению и установке крупногабаритного и тяжеловесного оборудования.
 
Акт был подписан всеми членами комиссии, проводившей расследование несчастного случая. Вместе с тем, председатель комиссии – главный государственный инспектор труда не со­гласился с выводами об основной причине несчастного случая и включением бригадира С. в перечень лиц, допустивших наруше­ние требований охраны труда, считая, что причина «непринятие достаточных мер по установке ЩАВР в устойчивое положение» не может являться основной причиной несчастного случая, так как п. 3.1.29 Инструкции по охране труда для лиц, занятых на монта­же постоянных устройств линии метро и других подземных соору­жений, не содержит конкретных мер по обеспечению устойчивого положения тяжеловесного оборудования при его установке: «При установке, монтаже и перемещении оборудования, конструкций и монтажных элементов должны приниматься меры, предупрежда­ющие опрокидывание или смещение их под действием собствен­ного веса или по другим причинам». В связи с этим он считал не­правомерным возложение ответственности за нарушение данного пункта инструкции на бригадира, поэтому подписал акт с изло­жением своего особого мнения (один против восьми).
 
На основании особого мнения председателя комиссии замес­титель руководителя государственной инспекции труда в данном регионе РФ, являющийся представителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение госу­дарственного надзора и контроля за соблюдением трудового за­конодательства, принял решение о проведении дополнительного расследования (ст. 231 ТК РФ), которое поручил другому главно­му государственному инспектору труда.
 
В результате дополнительного расследования, проведенного единолично другим главным государственным инспектором тру­да, причина несчастного случая, считавшаяся основной, была ис­ключена из содержания акта, а бригадир С. – выведен из числа лиц, допустивших нарушение требований охраны труда.
 
Главный государственный инспектор труда составил заклю­чение о несчастном случае на производстве и выдал предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представите­лем), в котором обязал составить новый акт формы Н-1, содержа­ние которого должно соответствовать сделанным выводам. Во исполнение данного предписания работодатель составил новый акт формы Н-1 и выдал его пострадавшему.
 
Председатель территориального объединения организаций профсоюзов обратился в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного над­зора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудо­вого права, за разъяснением о правомерности действий государ­ственной инспекции труда в данном регионе РФ, так как считал, что здесь главный государственный инспектор труда является не арбитром, а непосредственным участником спора.
 
Руководителю государственной инспекции труда следует или согласится с мнением большинства членов комиссии (всех ее чле­нов, за исключением председателя), или обратиться в суд о при­знании незаконным акта о расследовании несчастного случая. В Положение не зря введена норма, устанавливающая порядок рассмотрения разногласий, возникших между членами комиссии, чтобы исключить диктат государственного инспектора труда, ибо в комиссии все имеют одинаковые права.
 
При дополнительном расследовании главный государствен­ный инспектор труда не вправе своим заключением, составлен­ным по материалам расследования несчастного случая, разрешать данный спор, игнорируя мнение большинства членов комиссии, являющихся представителями органов и организаций, право ко­торых на участие в расследовании закреплено в ст. 229 ТК РФ. Кроме того, не были приняты во внимание требования ст. 229.3 ТК РФ о привлечении к участию в дополнительном расследова­нии профсоюзного инспектора труда.
 
В ответе сообщалось, что федеральный орган исполнитель­ной власти, уполномоченный на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудо­вого права, не усматривает оснований для отмены заключения главного государственного инспектора труда (по охране труда). Руководитель государственной инспекции труда также обратил внимание, что одной из основных задач профессиональных сою­зов является защита прав и интересов работников, а бригадир С. является членом профсоюзного комитета и в соответствии с про­фессиональным статусом относится к категории рабочих, поэтому выводы комиссии в отношении его необъективны. По этой причи­не было принято решение проводить дополнительное расследование несчастного случая без участия профсоюзного инспектора труда, который согласился с выводами комиссии и подписал акт о расследовании без замечаний.
 
Заметим, что при отсутствии веских оснований (не проведен вводный инструктаж по охране труда на рабочем месте; перед до­пуском к самостоятельной работе не было стажировки; не прово­дилось обучение и проверка знаний по охране труда; инструкции по охране труда не соответствуют требованиям нормативных ак­тов по охране труда; проекты производства работ и технологичес­кие карты не содержат необходимых мер безопасности; отсутству­ют средства индивидуальной защиты и т.д.) нормами ТК РФ не предусматривается исключение из числа лиц, допустивших нару­шение требований охраны труда, самих пострадавших и других лиц, относящихся в соответствии с профессиональным статусом к категории рабочих, в том числе являющихся членами профсоюз­ного комитета организации.
 
Необходимо еще раз напомнить, что п. 24 Положения уста­навливает порядок разрешения разногласий, возникших в ходе расследования несчастного случая между членами комиссии: каждый из них, не согласный с решением большинства ее членов, подписывает акт о расследовании с изложением своего аргумен­тированного особого мнения, которое приобщается к материалам расследования. В рассматриваемом случае с решением большинства членов комиссии об основной причине несчастного случая и возложени­ем ответственности за нее на бригадира С. не согласился предсе­датель комиссии, которому самому пришлось писать особое мне­ние. Этот факт подчеркивает равенство между собой всех членов комиссии, включая ее председателя. Содержание акта о рассле­довании соответствовало выводам членов комиссии, оказавшихся в большинстве.
 
Согласно п. 24 Положения особое мнение членов комиссии рассматривается руководителями организаций, направивших их для участия в расследовании, которые (с учетом рассмотрения материалов расследования несчастного случая) принимают ре­шение о целесообразности обжалования выводов комиссии в по­рядке, установленном ст. 231 ТК РФ. На этом действие правовых норм п. 24 Положения заканчивается.
 
Статьей 231 ТК РФ предусмотрен как досудебный, так и су­дебный порядок рассмотрения разногласий по вопросам рассле­дования, оформления и учета несчастных случаев, расследование которых завершено. Здесь же установлен исчерпывающий пере­чень органов, которым предоставлено право досудебного рассмот­рения указанных разногласий. В частности, в досудебном порядке указанные разногласия подлежат рассмотрению и разрешению в Федеральной службе по труду и занятости и ее территориаль­ных органах – государственных инспекциях труда в субъектах РФ. Решения государственного инспектора труда, принятые им в связи с расследованием, квалификацией, оформлением и учетом несчастных случаев на производстве, могут быть обжалованы ру­ководителю соответствующей государственной инспекции труда в субъекте РФ, в Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и заня­тости либо непосредственно руководителю Роструда — главному государственному инспектору труда РФ.
 
Таким образом, по результатам рассмотрения материалов расследования несчастного случая, включающих особое мнение председателя комиссии, руководитель государственной инспек­ции труда при наличии оснований, содержащихся в ст. 229.3 ТК РФ, вправе принять решение о дополнительном расследовании несчастного случая, поручив его проведение другому государс­твенному инспектору труда.




 
В статье 229.3 ТК РФ установлены конкретные обстоятельства, при наличии которых дополнительное расследование несчастного случая может проводиться государственным инспектором труда без образования комиссии, как правило, с привлечением профсо­юзного инспектора труда, а при необходимости — представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установлен­ной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
 
Такое расследование проводится:
  • при выявлении государственным инспектором труда сокры­того несчастного случая;
  • при поступлении жалобы, заявления, иного обращения по­страдавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком род­стве или свойстве (их законного представителя или иного дове­ренного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследо­ванию несчастного случая;
  • при получении сведений, объективно свидетельствующих о допущенных работодателем (или комиссией) нарушениях уста­новленного порядка расследования несчастного случая.
При этом по результатам дополнительного расследования го­сударственный инспектор труда составляет заключение о несчаст­ном случае на производстве и выдает работодателю предписание, являющееся обязательным для выполнения.

Основными нарушениями порядка расследования, оформле­ния и учета несчастных случаев на производстве являются:
 
  • расследование несчастных случаев комиссиями ненадлежа­щего состава;
  • нарушение установленных сроков расследования несчаст­ных случаев;
  • несоответствие причин несчастного случая, установленных в ходе расследования, фактическим обстоятельствам происшествия;
  • необоснованное возложение вины в происшедшем несчаст­ном случае на пострадавшего;
  • необоснованное освобождение от ответственности должност­ных лиц, ответственных за допущенные нарушения требований охраны труда;
  • нарушения в оформлении материалов расследования, в том числе актов формы Н-1;
  • необоснованная квалификация несчастных случаев как не связанных с производством.
Перечень указанных в ст. 229.3 ТК РФ оснований ограничен и расширенному толкованию не подлежит. Иных оснований для составления государственным инспектором труда заключения по несчастному случаю действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами не установлено. Следователь­но, при наличии упомянутых оснований требования заключения и предписания государственного инспектора труда могут считать­ся правомерными и являться обязательными для работодателя.
 
Подчеркнем, что заключение составляется по результатам до­полнительного расследования несчастного случая, проведенного государственным инспектором труда, а не по материалам рассле­дования несчастного случая, проведенного комиссией, как иногда происходит (например, тяжелый несчастный случай с К.). Если пострадавший К. или члены его семьи (их доверенные лица) не обращались в государственную инспекцию труда с за­явлением о несогласии с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, основанием для проведения дополнительного расследования могут быть только допущенные ею нарушения установленного порядка расследования.
 
Для выявления нарушений обратимся к материалам рассле­дования тяжелого несчастного случая с К.
 
Максимальное количество членов комиссии, участвующих в расследовании, нормами ТК РФ и Положения не регулируется, а диктуетея исключительно целесообразностью. Как известно, ин­тересы представителей организации и других членов комиссии иногда не совпадают. Поэтому важно, чтобы при формировании комиссии соблюдалось паритетное представительство.
 
В рассматриваемом случае такой принцип был нарушен. До­пущено количественное преимущество представителей органи­зации – четверо из девяти. Если с их выводами согласится еще один член комиссии, то на основании п. 24 Положения они, бу­дучи в большинстве, в случае разногласий могут принять реше­ние в интересах организации (работодателя). Так фактически и получилось, что считается упущением главного государственного инспектора труда. Если включение в состав комиссии инженера по охране труда и главного механика было признано необходи­мым, им следовало придать статус лиц, принимавших участие в расследовании несчастного случая, без права подписи акта о рас­следовании.
 
В составе комиссии отсутствовали представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного предста­вительного органа работников и уполномоченный по охране труда, то есть расследование тяжелого несчастного случая с К. проводилось комиссией ненадлежащего состава, что может иметь решающее значение для оценки принятых ею решений как юридически не­действительных и подлежащих отмене. Наличие в составе комис­сии профсоюзного инспектора труда не является основанием для невключения в нее представителя выборного органа первичной профсоюзной организации и уполномоченного по охране труда. Таким образом, у руководителя государственной инспекции тру­да уже имелось веское основание для принятия решения о допол­нительном расследовании тяжелого несчастного случая с К.




 
На начальном этапе расследования главному государственно­му инспектору труда необходимо было сделать предварительные выводы о лицах, допустивших нарушения требований охраны труда. Если им мог быть главный инженер ОАО, вывести его из состава комиссии, оставив в ней только его заместителя – главного механика. Не следовало ставить человека в затруднительное положение, когда он вынужден подписывать (или не подписывать) акт, в котором отмечено, что главный инженер ОАО, коим он яв­ляется, находится в списке лиц, допустивших нарушения требо­ваний охраны труда. Как же он будет защищаться в дальнейшем, например, при разбирательстве несчастного случая в правоох­ранительных органах?
 
Необходимо учитывать, что в ст. 51 Кон­ституции РФ говорится, что никто не обязан свидетельствовать против себя. Поэтому каждый гражданин вправе решать: свиде­тельствовать против себя или отказаться от дачи показаний. Та­ким образом, можно сделать вывод: член комиссии вправе не под­писывать акт о расследовании несчастного случая, если он указан в числе лиц, допустивших нарушение требований охраны труда. Заметим, что ранее действовавшее Положение о расследовании несчастных случаев на объектах Госгортехнадзора учитывало по­добную ситуацию.
 
Акт о расследовании несчастного случая – самостоятельный юридический документ, содержащий сведения о пострадавшем и его обучении по охране труда, характеристике места происшест­вия, обстоятельствах и причинах несчастного случая, а также о лицах, допустивших нарушение требований охраны труда. Вместе с тем, из содержания акта нельзя понять, что означает «в момент несчастного случая щит был установлен в проектное положение».
 
На какое основание он был установлен и как к нему закреплен, были ли вынуты из-под него катки (трубы), почему он начал па­дать? Представляется, что ЩАВР, имеющий размеры основания 2450 х 800 мм, при установке на бетонный пол будет стоять ус­тойчиво без дополнительных креплений и не должен упасть при отсутствии воздействия внешней силы. Комиссия не установила конкретной причины падения щита, а ограничилась общей фор­мулировкой «непринятие достаточных мер по установке в устой­чивое положение оборудования». Значит, какие-то меры, о кото­рых комиссия умалчивает, все же были приняты. Какие меры?
 
В описании обстоятельств отсутствуют сведения, кто из ответ­ственных должностных лиц выдал задание и руководил производ­ством работ по перемещению ЩАВР. Текст загроможден сведени­ями, изложение которых не требуется подстрочным пояснением к заполнению данного пункта (перечисление протоколов опроса по­страдавшего, очевидцев и других лиц). Повторно излагаются сведе­ния: в начале описания обстоятельств указано, что работы по пере­мещению ЩАВР производились вручную, а в конце текста еще раз подчеркнуто, что щит перемещался и устанавливался без средств механизации. В то же время сведения, раскрывающие конкретную причину несчастного случая, не приводятся.
 
В акте не указаны профессиональный статус пострадавшего и очевидцы – члены бригады, проводившие перемещение щита; время происшествия установлено примерно; стаж работы указан с добавлением нуля (07 лет 08 месяцев), в строке «оборудование, ис­пользование которого привело к травме» указан ЩАВР, хотя сама же комиссия установила, что он перемещался и устанавливался работниками без средств механизации (в данном случае щит не яв­ляется оборудованием, использование которого привело к травме).
 
Перемещение и установка ЩАВР без применения средств механизации является нарушением требований охраны труда, а не причиной несчастного случая, так как на момент его происше­ствия щит уже был установлен в проектное положение. Данная причина имела бы место, если несчастный случай произошел во время перемещения щита, но этого, к счастью, не произошло.
 
Из анализа изложенного следует: в связи с нарушением по­рядка расследования у руководителя государственной инспекции труда имелось достаточно оснований для принятия решения о до­полнительном расследовании тяжелого несчастного случая с К.
 
Заместитель руководителя государственной инспекции труда своим распоряжением обязал другого государственного инспекто­ра труда в соответствии с требованиями п. 24 Положения провести дополнительное расследование тяжелого несчастного случая с К. в сроки, установленные ст. 229.1 ТК РФ. Вместе с тем, п. 24 Поло­жения не является основанием для проведения дополнительного расследования, а других оснований в распоряжении не приводит­ся. В нем лишь отмечено, что с причинами несчастного случая согласны большинство членов комиссии. Председатель комиссии подписал акт с изложением своего особого мнения.
 
Таким образом, не назвав в распоряжении в качестве основа­ния для проведения дополнительного расследования получение сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования (ст. 229.3 ТК РФ), заместитель руководителя госу­дарственной инспекции труда изначально дал повод о признании его юридически недействительным и подлежащим отмене.
 
Дополнительное расследование тяжелого несчастного случая с К. главным государственным инспектором труда проводилось единолично, без привлечения профсоюзного инспектора труда. Ссылка, что тот подписал акт о расследовании несчастного слу­чая, проведенного комиссией, без замечаний, не является основанием не привлекать профсоюзного инспектора труда к участию в дополнительном расследовании (в нем мог принять участие и другой профсоюзный инспектор труда). Причина кроется в том, что заключение главного государственного инспектора труда со­ставлено по материалам расследования, проведенного комисси­ей, образованной генеральным директором ОАО, а не по резуль­татам дополнительного расследования, проведенного им лично. Возможно, что оно действительно не проводилось. Следовательно, заключение и предписание главного государственного инспекто­ра труда могут считаться неправомерными и необязательными для работодателя.
 
Как уже указывалось, п. 24 Положения не является основанием для проведения дополнительного расследования, а вот п. 38 Поло­жения предусматривает оформление акта установленной формы (форма 4), но не заключения. Приведенная в качестве основания причина дополнительного расследования «в связи с несогласием с решением комиссии по расследованию тяжелого несчастного слу­чая с К.» не содержится в ст. 229.3 ТК РФ.
 
Главный государственный инспектор труда при составлении заключения исключил основную причину тяжелого несчастного случая, установленную комиссией по его расследованию, и вывел бригадира С. из числа лиц, допустивших нарушение требований охраны труда. При составлении вводной части не приняты во внимание подстрочные пояснения, которыми не предусматрива­ется перечислять фамилии, инициалы, должности, место работы членов комиссии, излагать причины несчастного случая с приве­дением нарушенных законодательных или иных нормативных правовых актов, выписок из них и др. Это затрудняет восприятие изложенного. В остальном заключение содержит все недостатки, имеющиеся в акте о расследовании.
 
Согласно заключению главного государственного инспектора труда основной причиной несчастного случая является переме­щение и установка тяжеловесного оборудования (ЩАВР) массой 660 кг без применения подъемно-транспортного оборудования и средств механизации.
 
Сопутствующая причина несчастного случая – отсутствие в проекте производства работ на монтаж эскалаторов способов по перемещению и установке крупногабаритного и тяжеловесного оборудования.
 
Напомним, что тяжелый несчастный случай с К. произошел не во время перемещения щита вручную, а когда он уже был установлен в проектное положение и необходимость в средствах механизации отпала. В то же время главным государственным инспектором труда не установлена причина падения щита, т. е. основная причина несчастного случая, следовательно, не достиг-' нута главная цель дополнительного расследования.
 
Подобные выводы главного государственного инспектора тру­да не поддаются пониманию, поэтому им трудно давать оценку.
 
Подводя итоги, приходим к следующим выводам:
 
1. В случае разногласий, возникших между членами комис­сии, когда председатель комиссии – государственный инспектор труда остался в меньшинстве и вынужден подписывать акт о рас­следовании с изложением своего особого мнения, руководитель государственной инспекции труда при рассмотрении материалов расследования в соответствии со ст. 231 ТК РФ вправе принять ре­шение о проведении дополнительного расследования несчастного случая другим государственным инспектором труда при наличии оснований, перечисленных в ст. 229.3 ТК РФ, при:
 
  • поступлении жалобы, заявления, иного обращения по­страдавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком род­стве или свойстве (их законного представителя или иного дове­ренного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследо­ванию несчастного случая;
  • получении сведений, объективно свидетельствующих о до­пущенных работодателем (комиссией) нарушениях установлен­ного порядка расследования несчастного случая.
В распоряжении руководителя государственной инспекции труда должны быть указаны причины и основания проведения дополнительного расследования, соответствующие перечню, со­держащемуся в ст. 229.3 ТК РФ.
 
2. Дополнительное расследование несчастного случая госу­дарственный инспектор труда должен проводить, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходи­мости – представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительно­го органа страховщика.
 
Исходя из содержания ст. 229.3 ТК РФ следует, что привлече­ние профсоюзного инспектора труда к участию в дополнительном расследовании несчастного случая является обязательной нормой и осуществляется государственным инспектором труда по согла­сованию с соответствующим профсоюзным органом. Выражение «как правило» означает, что при наличии веских оснований до­пускается исключение из данной нормы.
 
Несоблюдение данных требований является нарушением норм ст. 229.3 ТК РФ, что может, при наличии спора, являться до­полнительным основанием для признания выводов государствен­ного инспектора труда по результатам дополнительного рассле­дования несчастного случая как юридически недействительных и подлежащих отмене.




 
Необходимость привлечения к участию в дополнительном расследовании несчастного случая представителей соответствую­щего федерального органа исполнительной власти, осуществля­ющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя) определяется государственным инспектором труда; при этом кандидатуры при­влекаемых представителей согласовываются с руководителями данных органов.
 
3. При составлении заключения государственный инспектор труда обязан руководствоваться подстрочными пояснениями, содержащимися во вводной части и в соответствующих пунктах заключения; во вводной части заключения должны указываться причины и основания проведения дополнительного расследова­ния в соответствии с перечнем, содержащимся в ст. 229.3 ТК РФ.
 
4. Заключение является обязательным для работодателя, ког­да оно составлено по материалам расследования, проведенного комиссией и лично государственным инспектором труда.
 
5. Заключение не должно содержать нарушений, имеющихся в акте о расследовании, оформленном комиссией. К его составле­нию необходимо подходить ответственно, не спешить, выверять каждое предложение, соблюдать общую, правовую и техническую грамотность. Небрежно оформленное и небезупречное в право­вом и техническом отношении заключение порождает сомнения в содержащихся в нем выводах, а также в профессионализме его составителя.
 
Из всего вышеизложенного следует, что дополнительное рас­следование тяжелого несчастного случая с К. главным государ­ственным инспектором труда проведено и оформлено с наруше­ниями правовых норм ТК РФ, поэтому его, при необходимости, можно оспорить в судебном порядке.
 
И. Цветков
 
Источник: «Библиотека инженера по охране труда», № 12 (126), 2010.