Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

25 апреля 2024 г.

Бесплатный вебинар КИОУТ: освобождение работников от обучения по охране труда

12 апреля прошел бесплатный вебинар по теме «Освобождение работников от обучения по охране труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента аутсорсинга охраны труда КИОУТ Алена...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Комментарий к информации о подготовке издания международного стандарта ISO 45001 (OHSAS 18001)

17 февраля 2016 г.

«Опубликован проект стандарта ИСО на системы менеджмента промышленной безопасности и охраны труда» – в такой форме на сайте www.iso.org появилось сообщение, представленное Кэти Бёрд, руководителем отдела Коммуникаций и контент-стратегии ISO.Проектный комитет ISO/PC 283 разрабатывает новый стандарт ISO 45001, который устанавливает требования к системам менеджмента охраны здоровья и безопасности на рабочем месте. Эта работа в настоящее время находится на стадии CD (Committrr Draft – проект комитета).
«Опубликован проект стандарта ИСО на системы менеджмента промышленной безопасности и охраны труда» – в такой форме на сайте www.iso.org появилось сообщение, представленное Кэти Бёрд, руководителем отдела Коммуникаций и контент-стратегии ISO.
 



Сергей ВИХРОВ,
начальник научно-исследовательского отдела
Департамента по научной работе
Клинского института охраны и условий труда

 
Для специалистов, использующих в своей работе стандарт BS OHSAS 18001:2007 Occupational health and safety management systems – Requirements, эта хорошая новость, так как их надежды на то, что стандарт OHSAS 18001:2007 когда-нибудь станет настоящим международным стандартом, полностью оправдались. С целью напоминания ниже приводится перевод значений слов в названии стандарта: BS OHSAS 18001:2007 Occupational health and safety management systems – Requirements management systems – Requirements (систем менеджмента – требования).
 
Значение OHSAS 18001 для развития охраны труда как за рубежом, так и в России трудно переоценить. Несмотря на то, что тексты спецификации и стандарта OHSAS 18001 до российских пользователей дошли первоначально на английском языке, специалисты по охране труда и заинтересованные работодатели получили в свое распоряжение самые передовые достижения в организации систем управления, как мы говорим, систем управления охраной труда (СУОТ). Осмысление требований к системе управления (системе менеджмента), содержащихся в стандарте OHSAS 18001:2007, оказало определенное влияние на специалистов и работников.
 
Некоторые подходы стандарта стали применяться в работах многих специалистов служб по охране труда. Особенно большой след в сознании работников по охране труда оставили принципы оценки и управления рисками. В этот период в России появился новый вид бизнеса по оказанию консалтинговых услуг в отношении применения требований Спецификации OHSAS 18001:1999 в разработке систем менеджмента профессионального здоровья и безопасности. Стали создаваться свои органы по сертификации, которые проводили, в том числе сертификацию систем управления охраной труда (систем менеджмента) на соответствие требованиям OHSAS 18001.  К концу 2005 г. спецификация OHSAS 18001:1999 применялась в более чем 80 странах мира, было выдано приблизительно в 16000 сертификатов различным организациям.

Клинский институт охраны и условий труда уже в 2003 г. оказывал консультационные услуги Котласскому ЦБК по проведению сертификации системы управления охраной труда (СУОТ) на соответствие требованиям сертификации OHSAS 18001:1999. Причем, с целью проведения этой работы специалисты Института прошли соответствующее обучение в немецком органе DQS, включая стажировку в Германии в одной из крупнейших компаний BRAUN.  Затем специалистами Клинского института подобные работы проводились для многих крупных организаций России (ОАО «Концерн Росэнергоатом», ООО «Трангаз Самара» и др.)
 
По мере распространения документа от специалистов всех стран и организаций, в том числе ведущих органов по сертификации, разработчикам стали поступать предложения, направленные на совершенствование документа OHSAS 18001, которые по сути отражали реалии практики. Группа разработчиков Спецификации OHSAS 18001:1999, в числе которых специалисты Британского института BSI (она получила название «OHSAS Project Group»), поставила себе цель проведение ревизии этого документа и разработки на этой основе полноценного международного стандарта. Издание нового стандарта проходило при поддержке многих известных организаций из различных стран (см. ниже перечисление):
 
  • American Industrial Hygiene Association (AIHA)
  • Asociación Española de Normalización y Certificatión (AENOR)
  • Association of British Certification Bodies (ABCB)
  • British Standards Institution (BSI)
  • Bureau Veritas
  • Comisión Federal de Electricidad (CFE), (Gerencia de la seguridad industrial)
  • Czech Accreditation Institute (CAI)
  • Det Norske Veritas
  • DS Certification A/S
  • EEF the manufacturers’ organization
  • ENLAR Compliance Services, Inc.
  • Health and Safety Executive1)
  • Hong Kong Quality Assurance Agency (HKQAA)
  • Inspecta Certification
  • Institution of Occupational Safety and Health (IOSH)
  • Instituto Argentino de Normalización y Certificación (IRAM)
  • Instituto Colombiano de Normas Técnicas y Certificación (ICONTEC)
  • Instituto de Normas Técnicas de Costa Rica (INTECO)
  • Instituto Mexicano de Normalización y Certificatión (IMNC)
  • ITS Consultants
  • Japan Industrial Safety and Health Association (JISHA)
  • Japanese Standards Association (JSA)
  • Korea Gas Safety Corporation (ISO Certificate Division)
  • Lloyds Register Quality Assurance (LRQA)
  • Management Systems Certification Limited
  • National Standards Authority of Ireland (NSAI)
  • Netherlands Normalisatie-instituut (NEN)
  • NPKF ELECTON
  • NQA
  • Quality Management Institute (QMI)
  • SAABS Commercial (Pty) Ltd.
  • Service de Normalisation Industrielle Marocaine (SNIMA)
  • SGS United Kingdom Ltd.
  • SIRIM QAS International
  • SPRING Singapore
  • Standards Institution of Israel (SII)
  • Standards New Zealand (SNZ)
  • Sucofindo International Certification Services (SICS)
  • Swedish Industry Assocoation (Sinf)
  • TÜV Rheinland Cert GmbH – TÜV Rheinland Group
  • Standards Association of Zimbabwe (SAZ)
 
Наконец, в 2007 – 2008 гг. новый стандарт вышел в свет. Позднее было выпущено руководство по внедрению системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности (2008, факт. 2009 г.). В новом стандарте OHSAS 18001:2007 больше уже не упоминались все использованные источники, на основе которых была разработана первая Спецификация OHSAS 18001:1999, например, стандарт BS 8800:1996 и др. Ссылка на год 2007 здесь обязательна.
 
Как указано в Коммюнике «OHSAS Project Group» (публикация Коммюнике «OHSAS Project Group» принадлежит НПКФ ЭЛЕКТОН), принципиальными среди изменений в стандарте являются намного больший акцент на проблеме «здоровья», а не только «безопасности», и значительно улучшенная согласованность с ISO 14001:2004 для облегчения развития организациями «интегрированных систем менеджмента».
 
Кроме того, термин «допустимый риск» заменен термином «приемлемый риск», термин «несчастный случай» включен в термин «инцидент», а определение термина «опасность» больше не связывается с «материальным ущербом или ущербом окружающей среде вокруг зоны выполнения работ». В стандарте введены новые требования, чтобы обеспечить учет иерархии методов управления как части планирования деятельности по охране здоровья и обеспечению безопасности труда. Введен новый раздел «Оценивание соответствия» (см. 4.5.2), а также – новые требования, касающиеся партнерства и консультирования (см. 4.4.3.2).  Введены также новые требования, связанные с расследованием инцидентов (см. 4.5.3.1).
 
С большим сожалением «OHSAS Project Group» должна была признать, что на тот момент не создалось условий для продвижения стандарта в Международной Организации по Стандартизации (ISO), и превращения его в Международный Стандарт ISO. Поэтому пересмотр был выполнен «OHSAS Project Group» самостоятельно. Начальный проект был разослан в феврале 2006 года, на который пришло приблизительно 490 комментариев от 36 групп комментаторов из 25 стран со всех континентов мира.
 
После изучения комментариев, выполненного «OHSAS Project Group» вновь пересмотрела текст документа. Новый проект документа был опубликован в октябре 2006 года. На него снова было получено приблизительно 540 комментариев от 46 групп комментаторов из 24 стран. Эксперты «OHSAS Project Group» полагают, что пересмотренный проект более логичен, чем раннее изданная Спецификация OHSAS 18001:1999. Документ безусловно стал неоценимым инструментом, который помогает организациям при создании и фунционировании систмем менеджмента (управления) рисков, связанных с профессиональным здоровьем и безопасностью (OH&S рисков).
 
К сожалению, в данном комментарии нет возможности рассмотрения других важных процессов в этой области, которые происходили в описанный период времени в Европе и в МОТ. Перечислим лишь некоторые важные документы. Это принятие рамочной директивы Совета Европейского Союза 89/391/EEC от 12 июня 1989 г. о мерах содействия усовершенствованиям в сфере обеспечения здоровья и безопасности работников. В статье 7 Директивы предусматривается, что страны-члены должны разработать систему служб здоровья и безопасности работников (ЗБР), установив необходимые требования для внешних служб ЗБР и экспертов).
 
В России была ратифицирована Конвенция № 187. Ратификация Конвенции № 161 о службах обеспечения здоровья работников на предприятиях была включена в план работы. В частности, службы обеспечения здоровья (службы профилактики нарушений профессионального здоровья) согласно этим документам должны быть наделены следующими функциями, адекватными соответствующим профессиональным рискам, существующим на рабочих местах:
 
  • выявление и оценка рисков, возникающих из угроз, существующих на рабочем месте;
  • наблюдение за факторами в рабочей среде и практикой работы, которые могут оказывать влияние на здоровье работников, включая санитарно-техническое оборудование, столовые и помещения, где работает оборудование, предоставленное работодателем;
  • консультирование по планированию и организации работы, включая дизайн рабочих мест, по выбору, техническому обслуживанию и состоянию машин и оборудования, а также по химическим веществам, применяемым при данном виде работ;
  • участие в разработке программ по совершенствованию практики работы, а также по тестированию и оценке медицинских аспектов касательно нового оборудования;
  • консультирование по вопросам охраны труда, безопасности, гигиены, эргономики, по средствам индивидуальной и коллективной защиты;
  • наблюдение за состоянием здоровья работников в связи с выполняемой работой;
  • способствование адаптации работы под данного работника;
  • способствование принятию мер, направленных на профессиональную реабилитацию;
  • сотрудничество в части предоставления информации, обучения в сфере охраны труда, гигиены труда и эргономики;
  • организация первой помощи и неотложного лечения;
  • участие в анализе несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
 
В 2001 г. было издано Руководство по системам управления охраной труда (МОТ-СУОТ 2001) / (ILO-OSH 2001). Guidelines on occupational safety and health management systems, ILO-OSH 2001 (ISBN 92-2-111634-4, Geneva).
 
Также были изданы практические руководства по оценке рисков:

 
– Муртонен М. Оценка рисков на рабочем месте – практическое пособие. Серия «Охрана труда»: Международный опыт. Выпуск 1. Опыт Финляндии. МОТ, 2007;
– Охрана труда – дело каждого. Это важно для Вас. Это важно для Вашего бизнеса. Основы оценки рисков. Европейское Агентство по обеспечению здоровья и безопасности работников. Бильбао, Испания  http://hwi.osha.europa.eu.
 
Кроме того, были изданы стандарты ISO 31000, а также IEC/ISO: 31010 Risk management – risk assessment techniques, в которых было введено понятие контекста (установление контекста [establishing the context] – определение внешних и внутренних параметров, которые надо учитывать при менеджменте рисков, и установка области применения и критериев риска для политики менеджмента риска), а риск определен как эффект неопределенности на цели и задачи.
 
В 2008 г. в документах МОТ были опубликованы фундаментальные принципы обеспечения профессионального здоровья и безопасности (Fundamental principles of occupational health and safety second edition. Автор Benjamin O. Alli, international labour, Geneva).
 
В России были изданы стандарты ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования; ГОСТ Р 12.0.007-2009 ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию; ГОСТ Р 12.0.010-2009 ССБТ. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков и др.
 
Таким образом, издание нового стандарта OHSAS 18001 в системе ISO следует рассматривать как весьма логичное мероприятие, что подтверждается словами Дэвида СМИТА, председателя ISO/PC 283, в приведенном ниже интервью.
 
Следует лишь отметить, что за период с 2008 года произошедшие в нашей стране изменения в законодательстве по охране труда свидетельствуют в целом о том, что они имеют ту же тенденцию, что и развитие стандарта OHSAS 18001 – повышение внимания к профессиональному здоровью работников непосредственно на предприятиях. Сохраняется надежда на то,  что когда-нибудь в охране труда это будет реализовано.


Данный комментарий для публикации любезно предоставлен редакцией журнала «Охрана труда и пожарная безопасность»




Источник: «Охрана труда и пожарная безопасность», № 1, 2016

 


 


 



АКТУАЛЬНО ПО ТЕМЕ:


ВЫШЛО В СВЕТ ИЗДАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА
ISO 45001 (OHSAS 18001)


Проектный комитет ISO/PC 283 разрабатывает новый стандарт ISO 45001, который устанавливает требования к системам менеджмента охраны здоровья и безопасности на рабочем месте. Эта работа в настоящее время находится на стадии CD (Committrr Draft – проект комитета).
 
Проект стандарта основывается на хорошо известном стандарте OHSAS 18001, разработанном BSI в 1999 г. (с 01.01.2013 вступил в силу ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования», являющийся идентичным второму изданию стандарта OHSAS 18001:2007). Следует подчеркнуть, что требования стандарта относятся именно к безопасности труда, а не к безопасности продукции или услуг компании. Предлагаем Вашему вниманию интервью Дэвида СМИТА, председателя ISO/PC 283, в котором он объясняет необходимость разработки и принятия нового стандарта ИСО.
 
















Дэвид СМИТ (David Smith),
председатель проектного комитета ISO/PC 283
«Техника безопасности и системы управления безопасностью»

 
– Каковы основные различия между OHSAS 18001 и новым стандартом ISO 45001?

– Очевидно, что общая цель стандарта остается той же самой и новый стандарт во многом повторяет OHSAS 18001. Однако, новый стандарт в полной мере учитывает новые правила разработки стандартов на системы менеджмента. Например, в нем прослеживается более четкая направленность на «контекст» организации, а также на более активную роль высшего менеджмента и руководства.
 
 
– Что вы подразумеваете под «контекстом» организации?

– Согласно новому стандарту организация должна обращать внимание на то, что находится вне пределов проблем охраны собственного здоровья и безопасности и учитывать, что от нее ожидает более широкое сообщество. Организации обязаны думать о своих подрядчиках и поставщиках, а также о том как, например, их деятельность может воздействовать на их соседей в прилегающей территории. Это гораздо шире, чем просто сосредоточиться на условиях для своих служащих и означает, что организации не могут заключать рискованные контракты.
 
 
– И в чем отличие роли руководства организации?

– Стандарт ISO 45001 настаивает, что аспекты здоровья и безопасности, включенные сейчас в общую систему менеджмента организации, требуют более серьезной поддержки со стороны менеджмента и руководства. Это станет большим изменением для пользователей, которые могут в настоящее время делегировать ответственность менеджеру по безопасности, а не интегрировать ее полностью в деятельность организации. Стандарт ISO 45001 требует, чтобы аспекты здоровья и безопасности стали частью общей системы менеджмента, а не просто дополнением к нему.




 

 
– OHSAS 18001 является широко принятым стандартом, который успешно применяется. Зачем понадобилось разрабатывать стандарт ИСО?

– Существует ряд причин для рассмотрения этой темы с использованием системы ИСО. Во-первых, многие организации уже используют ряд стандартов на системы менеджмента ИСО, так что средства для охраны производственного здоровья и безопасности могут быть легко интегрированы в общую систему менеджмента. В частности, мы сосредоточились на простой интеграции с ISO 14001, поскольку многие организации, особенно в малом бизнесе, выделяют одного человека, который следит и за вопросами безопасности и за вопросами экологии. Кроме того, мы надеемся, что имя и авторитет ISO обеспечит стандарту большее доверие, и будет продвигать дальнейшее распространение.
 
Однако, одной из действительно фантастических вещей, связанных с этим проектом ИСО, стало широкая вовлеченность различных организаций и стран. Я был приглашен на первое заседание по обсуждению стандарта OHSAS 18001 более 20 лет назад, и, поскольку я могу сравнивать, меня действительно поражает большое количество стран, активно участвующих в разработке стандарта ISO 45001. Участие специалистов со всего мира, в том числе из развивающихся стран и стран с переходной экономикой, даст нам возможность создать инструмент, который будет работать на всех. Мы также тесно сотрудничаем с  Международной организацией труда (МОТ – ILO), где имеются специалисты по этим вопросам, которые внесли очень ценные предложения и замечания.
 
Конечно, проводить разработку стандарта с таким количеством заинтересованных участников совсем непросто и нередко возникают разногласия. Но такая широкая вовлеченность многих людей дает мне надежду, что мы на пути к созданию инструмента, который может быть использован любой организацией в любой стране для решения многих задач, в том числе для регулирования.
 
 
– Что вы можете сказать про основные выгоды использования этого стандарта?

– Если вы примените систему и структуру, которую мы предлагаем, и сделаете это надлежащим образом, вы можете снизить риск причинения вреда людям, которые работают на вас. В соответствии со статистикой МОТ, опубликованной в этом году, около 2,3 миллиона людей умерло в 2013 г. в результате инцидентов или болезней, связанных с работой. Такова шокирующая статистика и тяжелая проблема для общества. Применение эффективной системы менеджмента охраны производственного здоровья и безопасности помогает организациям снизить число несчастных случаев и заболеваний, избегать дорогостоящих судебных исков, возможно даже снизить расходы на страхование, а также создать благоприятный климат в организации, когда ее сотрудники видят, что их нужды принимаются во внимание.
 
 
Хотите ли вы организовать предварительное ознакомление будущих пользователей с вашим проектом?

– Версия проекта комитета ISO/CD 45001 в настоящее время может быть приобретена для предварительного ознакомления с содержанием нового стандарта до публикации окончательной версии стандарта, намеченной к концу 2016 г.
 
 
Кэти Бёрд, руководитель, по направлению
«Коммуникационные и контент стратегии» ИСО
 



Источник
: iso.org.
 
 





ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ
ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

 

 
Примите участие в нашем обучающем семинаре:

«Обучение лиц, претендующих на получение сертификата эксперта на право проведения специальной оценки условий труда»
 
Семинар состоится:  25 февраля 2016 года, в 10-00.

Место проведения: г. Москва, проезд Березовой Рощи, д. 4, оф. 201.

Семинар проводит: Светлана Андреевна УВАРОВАведущий специалист с многолетним практическим опытом в области охраны труда, аттестации рабочих мест по условиям труда и специальной оценки условий труда.






В программе семинара:


Тема 1. Роль специальной оценки условий труда в функционировании системы управления охраной труда в организации. Порядок проведения специальной оценки условий труда
 
  • Цели и задачи охраны труда.
  • Взаимосвязь задач по улучшению условий труда с политикой организации в области охраны труда.
  • Цель специальной оценки условий труда.
  • Общие принципы проведения специальной оценки условий труда.

Тема 2. Процедура  подготовки организации к проведению специальной оценки условий труда
 
  • Общие положения и порядок подготовки организации к проведению специальной оценки условий труда.
  • Права и обязанности работодателя, работников, комиссии по проведению специальной оценки условий труда, а также организации, проводящей специальную оценку условий труда, и ее экспертов.

Тема 3. Процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов, значимость и последовательность ее реализации
 
  • Юридические аспекты использования Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов.
  • Нововведение российского законодательства — процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Тема 4. Процедура декларирования соответствий условий труда

  • Порядок и особенности процедуры декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Тема 5. Процедура проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов
 
  • Порядок и особенности процедуры проведения исследований (испытаний) и измерений.
  • Методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений.
  • Требования к средствам измерений.
  • Классификация условий труда.

Тема 6. Процедура оценки эффективности средств индивидуальной защиты
 
  • Процедуры, предусмотренные методикой снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных средств индивидуальной защиты.
  • Расчетные показатели, определяемые при осуществлении процедуры оценки эффективности применения средств индивидуальной защиты.
  • Порядок реализации комплексной оценки эффективности средств индивидуальной защиты.

Тема 7. Особенности проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах. Внеплановая специальная оценка условий труда на отдельных рабочих местах
 
  • Аналогичные рабочие места и рабочие места с территориально меняющимися рабочими зонами.
  • Специальная оценка условий труда для отдельных категорий работников.
  • Порядок и основания проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

Тема 8. Результаты специальной оценки условий труда
 
  • Документы, входящие в отчет о проведении специальной оценки условий труда.
  • Порядок утверждения отчета, ответственность за предоставление отчетных документов в Федеральную государственную информационную систему учета.

В ходе обучения будут рассмотрены актуальные вопросы порядка проведения специальной оценки условий труда. По итогам обучения слушатели получат документ о повышении квалификации, необходимый для прохождения аттестационного испытания в Минтруде России для лиц, претендующих на получение сертификата эксперта на право проведения специальной оценки условий труда. Обучение ориентировано, прежде всего, на лиц, претендующих на получение сертификата эксперта на право проведения специальной оценки условий труда. Экспертам, уже получившим сертификат, обучающий курс позволит более углубленно изучить все этапы специальной оценки условий труда. 
 
Стоимость участия в семинаре: 20 000 рублей.