Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

18 марта 2024 г.

Единые типовые нормы выдачи СИЗ. Практические подходы и разбор ошибок при внедрении

13 марта 2023 года в ходе вебинара Генеральный директор ООО «КИОУТ» Олег Александрович Косырев разобрал отдельные кейсы, ориентированные на типичные ошибки: от неверного определения...

Публикации

8 февраля 2024 г.

Усилен прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства

В соответствии с Приказом № 98 приоритетным направлением деятельности органов прокуратуры определен надзор за соблюдением трудовых прав следующих категорий работников: социально незащищенных категорий граждан (пенсионного...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Практика проведения специальной оценки условий труда (часть 3)

18 февраля 2016 г.

Прошел значительный промежуток времени с того момента, как на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда. У работодателей возникает много вопросов, связанных с применением соответствующего законодательства.
Прошел значительный промежуток времени с того момента, как на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда. У работодателей возникает много вопросов, связанных с применением соответствующего законодательства.


Продолжение. Часть 1. Часть 2.


Сегодня мы продолжаем серию публикаций, вкоторых вы найдете ответы на актуальные вопросы практики проведения специальной оценки условий труда. Читателей портала консультирует Татьяна Николаевна ЛАГУТКИНА, ведущий инженер отдела исследований условий труда АО «Клинский институт охраны и условий труда».

 
– Необходимо ли в рамках производственного контроля при оценке освещения на рабочих местах проводить измерения для определения коэффициента естественной освещенности (КЕО) и коэффициента пульсации ведь при проведении СОУТ данные измерения не производят?
 
– Если в нормативных документах установлены требования по оценке КЕО и коэффициента пульсации, то в рамках производственного контроля необходимо производить соответсвующие измерения в полном объеме, ведь такие нормативные документы как СП 5213330-2011, СанПиН  2.2.2/2.4.1340-03 или отраслевые документы  никто не отменял. Данные показатели исключены из  оценки только в рамках процедуры специальной оценки условий труда.

 

– Нужно ли по результатам специальной оценки условий труда назначать проведение обязательных медицинских осмотров работников в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Приказ № 302н), а также работникам в случае, если они заняты на работе с ПЭВМ не менее 50% рабочего времени?
 
– Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также порядок проведения таких осмотров определены  Приказом № 302н. В связи с принятием Закона №426-ФЗ применение Приказа №302н в качестве обоснования необходимости проведения обязательных периодических медицинских осмотров по результатам специальной оценки условий труда не представляется возможным. Это может быть обосновано тем, что в соответствии с пунктом 19 раздела III Приложения №3 к Приказу №302н прохождению  обязательных  периодических медицинских осмотров подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.
 
Вместе с тем, необходимо исходить из того, что право работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, на прохождение обязательных периодических медицинских осмотров закреплено в абзаце 1 статьи 213 ТК РФ – «работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний».
 
На основании изложенного, до внесения соответствующих изменений в Приказ №302н либо до принятия нового нормативного правового акта, регулирующего порядок и основания прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров, считаем целесообразным в качестве обоснования прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров в связи с занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда указывать в пункте 7 строки 040 карт специальной оценки условий труда только абзац 1 статьи 213 ТК РФ.  
 

Кроме того, следует отметить, что согласно абзацу 2 статьи 213 ТК РФ, обязательным периодическим медицинским осмотрам подлежат также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей. Однако целью проведения таких медицинских осмотров является не охрана здоровья самих работников и предупреждение профессиональной заболеваемости, а охрана здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний, что является предметом регулирования санитарно-эпидемиологического законодательства, а не законодательства, регулирующего вопросы обеспечения права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Указанный вид медицинских осмотров проводится на основании требований Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон №52-ФЗ) и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов. Такие медицинские осмотры должны проводиться на рабочих местах работников,  в рамках санитарно-эпидемиологических требований, и вне зависимости от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда.  
 
В соответствии с п. 3.2.2.4 Перечня обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся при наличии на рабочем месте электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ в том случае, если работы по считыванию, вводу информации в режиме диалога составляют в сумме не менее 50% рабочего времени, вне зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.
 
На основании изложенного, считаем нецелесообразным указание в пункте 7 строки 040 карт специальной оценки условий труда в качестве обоснования необходимости прохождения обязательных периодических медицинских осмотров работников требований документов, регулирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом, право работников на прохождение таких медицинских осмотров (в соответствии с требованиями подзаконных нормативных правовых актов Закона №52-ФЗ) должно быть закреплено в локальном акте организации (приказе, инструкции и пр.).
 
В качестве основания для прохождения обязательных периодических медицинских осмотров в случае установления на рабочих местах вредных и (или) опасных условий труда предлагаем в пункте 7 строки 040 Карт специальной оценки условий труда указывать только статью 213 Трудового кодекса РФ. Данные выводы нашли свое подтверждение в официальных разъяснениях, изложенных в Письме Минтруда России № 15-2/ООГ-242 от 21 марта 2014 года.
 

 
– Почему в Приложениях к Методике  проведения специальной оценки условий труда отсутствуют Перечни для веществ с остронаправленным механизмом действия и для веществ опасных для репродуктивного здоровья человека?
 
– Отдельные приложения для веществ с остронаправленным механизмом действия и для веществ опасных для репродуктивного здоровья человека формировать нет необходимости, так как перечень их определен нормативными правовыми актами, указанными в виде сносок <1> и <3> в Приложении № 1 к Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом № 33н.

 
– Какими нормативными документами пользоваться для веществ, указанных в Приложении № 1 к Методике 33 – п. 2, пп. а) – вещества с остронаправленным механизмом действия?

– Необходимо использовать нормативные документы, указанные в сноске №1 Приложения №1 Методики №33н, в том числе и для пп. а) – вещества с остронаправленным механизмом действия, хлор, аммиак.
 

 
– Технологический процесс в цехе переработки мяса и птицы подразумевает поддержание температуры в рабочем помещении до 12°С, а работники полностью обеспечены сертифицированными средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Можно ли при проведении СОУТ в цехе переработки мяса и птицы по фактору «Микроклимат» использовать температуру технологического процесса? Как в данной ситуации проводить специальную оценку условий труда, если пункты 47-54 Методики №33н не предусматривают оценку по данному фактору в данных условиях?

– Согласно пункту 47 Методики, отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии параметров микроклимата осуществляется с учетом используемого на рабочем месте технологического оборудования, являющегося искусственным источником тепла и (или) холода. В данной ситуации, технологическим процессом предусмотрено поддержание температуры до 12 °С, а значит имеются искусственные источники холода. Соответственно, отнесение условий труда при воздействии охлаждающего микроклимата должно проводиться в соответствии с пунктом 52 и Приложением № 14 Методики. 


Продолжение следует.
 

Материал для публикации любезно предоставлен редакцией журнала «Охрана труда и пожарная безопасность».




Источник: «Охрана труда и пожарная безопасность», № 2, 2016.