Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 апреля 2024 г.

Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда

5 апреля 2024 года состоялся бесплатный вебинар по теме «Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента образования КИОУТ...

Публикации

24 апреля 2024 г.

Памятка для работника: обеспечение средствами индивидуальной защиты

Работники должны обеспечиваться СИЗ на работах: с вредными и (или) опасными условиями труда; выполняемых в особых температурных условиях; связанных с загрязнением. Различают индивидуальные средства...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Актуальная консультация: cпециальная оценка условий труда и трудовой договор работника

10 июля 2019 г.

В организации сложилась следующая ситуация: в трудовых договорах работников предприятия были указаны условия труда на рабочем месте по степени вредности и опасности на основании действующей аттестации рабочих мест по условиям труда; по большинству отделов действие результатов аттестации рабочих мест закончилось 25.07.2015; отчет об утверждении специальной оценки условий труда был утвержден 01.10.2015. Таким образом, в период с 26.07.2015 по 30.09.2015 результаты условий труда на рабочих местах указанных выше отделов отсутствовали…
ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ:

 

В организации сложилась следующая ситуация:

– в трудовых договорах работников предприятия были указаны условия труда на рабочем месте по степени вредности и опасности на основании действующей аттестации рабочих мест по условиям труда;
– по большинству отделов действие результатов аттестации рабочих мест закончилось 25.07.2015;
– отчет об утверждении специальной оценки условий труда был утвержден 01.10.2015.
 
Таким образом, в период с 26.07.2015 по 30.09.2015 результаты условий труда на рабочих местах указанных выше отделов отсутствовали.


 
 
ВОПРОСЫ:

 
1. Необходимо ли внести в трудовые договоры с работниками изменение (путем подписания дополнительного соглашения) и указать, что в период с 26.07.2015 по 30.09.2015 "специальная оценка условий труда не проведена"?
 
2. Какая ответственность предусмотрена за ненадлежащее оформление трудового договора (штраф будет один или за каждый договор)?
 
3. Какая ответственность предусмотрена за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или непроведение специальной оценки условий труда (штраф будет один или за каждый договор)?
 
4. Необходимо ли впоследствии (по окончании срока действия результатов специальной оценки условий труда) при заключении дополнительного соглашения с работником указывать дату, с которой новые результаты специальной оценки условий труда вступают в действие (например: класс условий труда 2 (допустимый) с 01.10.2015)?
 
 
 
ОТВЕТ:

 
В соответствии с абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия труда на рабочем месте являются обязательным условием трудового договора.
 
На основании ч. 3 ст. 57 ТК РФ если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных ч. 1 и 2 настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
 
В силу ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
 
При этом согласно ст. 27 Закона № 426-ФЗ если до дня вступления в силу данного Закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.
 
Из вышеизложенного следует, что начиная с 01.01.2014 условия труда на рабочем месте определяются посредством проведения специальной оценки. Поэтому в трудовой договор включается информация об условиях труда на рабочем месте (оптимальные, допустимые, вредные, опасные) в соответствии с данными специальной оценки условий труда. При этом до проведения спецоценки возможно использовать в этих же целях действительные результаты аттестации. Однако если результаты аттестации уже не являются действительными, организация не вправе использовать их как основание для указаний условий труда в трудовом договоре.
 
В Письме Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113 сказано:
 
«По результатам проведенной специальной оценки условий труда организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Таким образом, датой завершения специальной оценки условий труда следует считать дату утверждения отчета. Учитывая изложенное, результаты специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета».
 
Следует полагать, что отчет о спецоценке должен быть подписан не позднее дня, когда исполнится 5 лет с даты окончания аттестации. В связи с этим ситуация, изложенная в запросе (истек срок действия аттестации рабочих мест, а их спецоценка еще не завершена), является нарушением трудового законодательства и может повлечь административную ответственность (ст. 5.27.1 КоАП РФ).
 
В Постановлении ВС РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-16 сказано, что:
 
«каждый из выявленных в результате проведенной проверки фактов нарушения законодательства о труде образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях».
 
Верховный Суд РФ признал основанными на неверном толковании закона выводы нижестоящего суда о том, что содержание ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях не связывает состав правонарушения с фактом единичного нарушения, иное толкование этой нормы может привести к многократному привлечению к административной ответственности за правонарушение, выявленное по результатам одной проверки, то есть за каждое нарушение законодательства о труде и об охране труда, что не отвечает целям и задачам административного наказания, нарушает правила назначения административного наказания в части недопустимости привлечения к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.
 
Следует полагать, что указанные выводы Верховного Суда РФ в полной мере применимы и к ст. 5.27.1 КоАП РФ.





 
За каждый факт непроведения спецоценки в отношении рабочего места с истекшим сроком действия аттестации возможно привлечение работодателя к ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Срок давности привлечения к ответственности по данной норме – 1 год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).


 
Теперь следует рассмотреть вопрос о внесении изменений в трудовые договоры.
 
Из описания ситуации следует, что в трудовых договорах с работниками были указаны условия труда на рабочих местах в соответствии с результатами аттестации.
 
Cледует полагать, что после утверждения отчета о спецоценке в трудовые договоры необходимо было внести изменения, отразив условия труда на рабочих местах согласно результатам спецоценки. При этом в период, когда результаты аттестации истекли, а отчет о спецоценке утвержден еще не был (несколько месяцев), какие-либо изменения в трудовые договоры вносить не следовало (в т.ч. указывать, что спецоценка условий труда не проведена). Фактически в этот период трудовые договоры содержали условие об условиях труда на рабочих местах (согласно результатам аттестации). То есть формально требование абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ выполнялось, оснований для ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ не было.
 
О привлечении к ответственности за ненадлежащее оформление трудового договора можно было бы вести речь в ситуации, когда в трудовых договорах вообще не были бы указаны условия труда на рабочем месте, срок действия аттестации уже истек, а спецоценка еще не проведена. В этом случае включать условие об условиях труда на рабочем месте согласно уже недействительной аттестации нельзя.





 
В рассматриваемой ситуации после утверждения отчета о спецоценке следует внести изменения в трудовые договоры в части условий труда на рабочих местах. При этом действующее законодательство не содержит требований об указании в трудовом договоре даты, с которой вступают в действие результаты спецоценки.
 
 




Источник публикации:
Аникеева О.Е., Федорова О.С., Королева М.В., Брызгалин А.В., Камерилова Л.Ю., Аверина Л.В., Каратаев С.В., Трошин Н.Н., Митрофанова И.А., Извеков С.С. Трудовые отношения: вопросы и ответы // Налоги и финансовое право. 2016. № 5. С. 7 – 141 (материал размещен в CПС КонсультантПлюс);





электронный ресурс:
www.consultant.ru.