Новости
7 мая 2025 г.
Законодательство
22 апреля 2025 г.
Роструд разъясняет применение Правил по охране труда при работе на высоте
Статистика
19 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Специальная оценка условий труда
26 мая 2025 г.
Стандарт управления охраной труда в ОАО "РЖД"
12 февраля 2013 г.
Охрана труда – важная составляющая деятельности ОАО "РЖД", в связи с тем, что работа на железнодорожном транспорте имеет ряд существенных факторов, негативно влияющих на здоровье человека: напряженность и тяжесть труда, шум, вибрация, недостаточная освещенность, химический фактор и другие.
В целях совершенствования системы управления охраной труда и прежде всего в части организации контроля соблюдения требований охраны труда и порядка его проведения с 1 сентября 2012 г. распоряжением ОАО «РЖД» от 28.05.2012 № 1039р введен в действие Стандарт «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Организация контроля и порядок его проведения» (СТО РЖД 15.014-2012). Действовавшее ранее распоряжение ОАО «РЖД» от 11 мая 2005 г. № 652р «Об утверждении Положения об организации контроля за состоянием охраны труда в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги» признано утратившим силу.
В ОАО “РЖД” в ходе ранее реализации действовавшего положения по сравнению с показателями 2004 года количество травмированных работников уменьшилось в 2011 году на 64% (с 1049 до 418 человек), а количество погибших - на 40% (со 106 до 68). Проведенная аттестация показала, что из 430 тысяч рабочих мест (907 тысяч работающих) 191,4 тысячи (517,8 тысячи работающих) являются рабочими местами с вредными и/или опасными условиями труда, так как не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Их доля в 2012 году составила 44% от всех рабочих мест (в 2004 году - 47%).
Стандарт «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Организация контроля и порядок его проведения» лёг в основу новой концепции контроля за соблюдением требований охраны труда в «Российских железных дорогах»
Помимо более строгого по сравнению с предыдущим документом названия, изменился подход к проведению трёхступенчатого контроля. Отныне руководитель работ обязан подробно проверить и описать подготовленность работника к выполнению работ, проверить наличие необходимых СИЗ, документов, исправность оборудования, состояние рабочего места и средств пожаротушения. Если раньше фразы «нарушений не выявлено» было достаточно, то теперь руководитель должен заполнить журнал с множеством конкретных пунктов.
Контроль соблюдения требований охраны труда в ОАО «РЖД» осуществляют руководители и специалисты ЦБТ, других подразделений аппарата управления ОАО «РЖД», центральных дирекций ОАО «РЖД», других филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», органов управления и структурных подразделений железных дорог, НБТ, ДИ, ДИБТ и региональных дирекций с целью снижения профессиональных рисков, предупреждения производственного травматизма и улучшения условий труда работников.
Специалисты по охране труда структурных подразделений осуществляют контроль соблюдения требований охраны труда в соответствии с должностными обязанностями и квалификационными характеристиками.
В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в ОАО «РЖД» наряду с контролем соблюдения требований охраны труда проводят государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда и трудового законодательства, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности, а также общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, осуществляемый Роспрофжел, комитетами (комиссиями) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.
Контроль соблюдения требований охраны труда в ОАО «РЖД» осуществляют путем проведения внутреннего аудита, комплексных, целевых и оперативных проверок, трехступенчатого контроля.
ЦБТ до 10 декабря текущего года утвержденные планы внутренних аудитов и целевых проверок направляет в центральные дирекции ОАО «РЖД» и НБ. Центральные дирекции ОАО «РЖД» до 20 декабря текущего года согласовывают с ЦБТ проекты планов комплексных проверок на следующий год, и утвержденные планы направляют в региональные дирекции, а также в НБТ для формирования плана целевых проверок. Региональные дирекции до 30 декабря текущего года согласовывают проекты планов комплексных проверок на следующий год с центральными дирекциями ОАО «РЖД» и утвержденные планы направляют в свои структурные подразделения и НБТ.
В региональных дирекциях внутренний аудит, осуществляемый ЦБТ, и комплексные проверки, осуществляемые центральными дирекциями ОАО «РЖД», не должны проводиться в один год. Планы внутренних аудитов и комплексных проверок необходимо составлять таким образом, чтобы в одном структурном подразделении региональной дирекции и ДИ проводить не более двух проверок в год комиссиями различных уровней управления.
В стандарте применены следующие определения:
- проверка (аудит): систематический, независимый и оформленный в виде документа процесс (процедура) получения и объективной оценки данных степени соблюдения установленных требований. При этом проверка (аудит) необязательно означает независимую внешнюю проверку (проводимую проверяющим или проверяющими со стороны);
-
проверка внутренняя по охране труда (внутренний аудит): систематический, независимый, оформленный в виде документа процесс получения и объективной оценки данных о соблюдении установленных требований охраны труда в филиалах ОАО «РЖД» и их структурных подразделениях.
проверка комплексная по охране труда (комплексная проверка): текущий контроль соблюдения требований охраны труда для выявления, устранения недостатков и разработки профилактических мероприятий по охране труда в проверяемом подразделении; -
проверка целевая по охране труда (целевая проверка): реагирующий контроль соблюдения требований охраны труда для выявления и устранения недостатков, установленных при расследовании несчастных случаев, по материалам анализа состояния охраны труда в проверяемом подразделении и по результатам проведенных ранее комплексных проверок;
проверка оперативная по охране труда (оперативная проверка): текущий административный контроль соблюдения требований охраны труда на рабочих местах, осуществляемый руководителями при посещении находящихся в их ведении структурных и производственных подразделений; - контроль трехступенчатый по охране труда (трехступенчатый контроль): текущий административно-общественный контроль соблюдения требований охраны труда на рабочих местах в производственных подразделениях. структурное подразделение - структурное подразделение железной дороги, структурное подразделение или другое подразделение региональной дирекции (эксплуатационное депо, ремонтное депо, железнодорожная станция, дистанция, железнодорожный вокзал, путевая машинная станция, центр связи, база и др.);
- производственное подразделение - цех, участок, отдел, лаборатория, пункт технического обслуживания, пункт подготовки вагонов под погрузку, склад, линейные подразделения дистанции электроснабжения и другие производственные подразделения структурных подразделений.
Основные задачи охраны труда в ОАО "РЖД":
- улучшение условий труда на рабочих местах:
- строительство, реконструкция и ремонт санитарно-бытовых корпусов и помещений;
- оборудование пунктов обогрева и комнат приема пищи;
- монтаж, реконструкция и ремонт систем общего освещения, вентиляции и др.;
- оборудование кабин локомотивов стеклами повышенной прочности, виброзащитными креслами машиниста и т.д.;
- сокращение доли ручного труда, в частности, проведение работ по механизации производственных процессов, ремонта и строительства пути.
На реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда ежегодно выделяется не менее 0,7% от сумм эксплуатационных расходов. вместо законодательно установленного минимума 0,2%. без учета затрат на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, медицинские осмотры.
Разработаны и соблюдаются "Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций федерального железнодорожного транспорта".
Для решения задачи снижения уровня профессиональной заболеваемости. организованы дорожные центры профпатологии, которые обеспечены медикаментами и оснащены современным диагностическим и лечебным оборудованием, позволяющим выявлять профзаболевания на ранних этапах и принимать своевременные меры. ОАО "РЖД" активно сотрудничает с Фондом социального страхования Российской Федерации в сфере страхования от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний.
За годы работы в ОАО “РЖД” достигнута устойчивая тенденция снижения производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, хотя в 2012 году каждый день травмировался примерно один человек, а каждые пять дней один работник погибал. Расходы на мероприятия по охране и улучшению условий труда в ОАО “РЖД” ежегодно возрастают: в 2012 году они превысили 11 млрд рублей, в том числе на спецодежду выделено 5 млрд рублей и более 3 млрд рублей - на мероприятия по снижению производственного травматизма и приведению рабочих мест в нормальные условия. Общественный контроль за условиями труда осуществляют свыше 100 технических инспекторов труда и около 36 тысячи уполномоченных по охране труда профсоюза. Ежегодно техинспекторы труда выявляют порядка 60 тысяч нарушений, выдают более четырех тысяч предписаний об их устранении и предъявляют больше двух тысяч требований о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью сотрудников.
В ОАО "РЖД" с 2010 года действует отраслевой стандарт по обучению охраны труда. Оборудованы и функционируют 18 вагонов охраны труда, которые задействованы в единой системе организации обучения работников структурных подразделений железных дорог. Вагон охраны труда представляет собой мобильный обучающий комплекс, одной из основных функций которого является оказание методической и организационной помощи в проведении обучения и проверки знаний по охране труда работников с использованием аудио-, видео- и компьютерной техники, а также проведение профилактической работы по охране труда непосредственно на линейных предприятиях.
Вагон охраны труда предназначается для решения следующих задач:
1) обучение по охране труда работников структурных подразделений железной дороги, в том числе:
- обучение по охране труда руководителей (начальников цехов, мастеров, бригадиров) и специалистов цехов, участков, отделов, пунктов технического обслуживания вагонов, пунктов подготовки вагонов под погрузку, оборотных локомотивных депо и других производственных подразделений структурных подразделений железной дороги, а также проверка полученных ими знаний;
- обучение безопасным приемам выполнения работ работников рабочих профессий;
- обучение работников пользованию автоматизированными системами обучения и проверки знаний, мультимедийными программами, автоматизированными информационно-справочными базами нормативных документов и другими автоматизированными системами по охране труда;
- обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим;
2) изучение, распространение и пропаганда научно-технических достижений и передового опыта в области охраны труда, промышленной безопасности, в том числе:
- организация и проведение мероприятий по пропаганде и внедрению передового опыта работников железнодорожного транспорта в области охраны труда и промышленной безопасности;
- проведение семинаров, лекций, бесед и консультаций по вопросам охраны труда и промышленной безопасности с руководителями, специалистами и профсоюзным активом структурных подразделений железной дороги;
- демонстрация видеофильмов, новых средств индивидуальной защиты, технических средств защиты работников, безопасных технологий и безопасных приемов труда;
- оказание методической помощи структурным подразделениям железных дорог в организации обучения и проверки знаний по охране труда работников;
3) информационное обеспечение работников по охране труда и промышленной безопасности, а также сбор и подготовка информационных материалов об условиях труда работников, обеспечении их средствами индивидуальной и коллективной защиты, безопасности применяемых технологических процессов;
4) изучение состояния охраны труда в структурных подразделениях железной дороги и осуществление контроля за состоянием охраны труда в структурных подразделениях железной дороги при проведении соответствующими комиссиями комплексных и целевых проверок.
В ОАО “РЖД” действует система здравоохранения и медицинского обеспечения работников и членов их семей, которая включает в себя 234 негосударственных учреждения здравоохранения. За последние 6 лет в филиалах .построено, реконструировано и отремонтировано около тысячи санитарно-бытовых корпусов и помещений, оборудовано и отремонтировано более 9,5 тысячи пунктов обогрева и комнат приема пищи. Приобретено более 870 модульных пунктов обогрева, свыше 280 стиральных машин, 120 машин для химчистки спецодежды и другая бытовая техника.
Учитывая важность безопасности и здоровья работников 2013 год объявлен в системе ОАО «РЖД» Годом здорового и безопасного труда.
Фролов О.П.,
к.э.н., заслуженный экономист РФ
Источник: www.trudohrana.ru