Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Публикации

18 апреля 2024 г.

Материалы обучения искусственного интеллекта охране труда: к вебинару КИОУТ

Вебинар провел генеральный директор КИОУТ Олег Александрович Косырев. Он доложил об основных принципах работы искусственного интеллекта в сфере организации охраны труда на производстве. Непосредственным...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Студентов хотят научить правилам поведения при чрезвычайных ситуациях

11 сентября 2020 г.

В Минобрнауки планируют обновить стандарты высшего образования. Все выпускники российских вузов должны уметь принимать грамотные финансовые решения, испытывать нетерпимое отношение к взяточничеству и соблюдать правила безопасности, грамотно действуя при чрезвычайных ситуациях. Такие пункты могут войти в отредактированные требования к вузовскому образованию. Кроме этого, эти госстандарты предлагают написать по-новому, причем не только для конкретных профессий, но и для целых групп специальностей. По мнению парламентариев, эти предложения логичны и отвечают вызовам нашего времени.




Студентов хотят научить правилам поведения
при чрезвычайных ситуациях




 
В Минобрнауки планируют обновить стандарты высшего образования.
Все выпускники российских вузов должны уметь принимать грамотные финансовые решения, испытывать нетерпимое отношение к взяточничеству и соблюдать правила безопасности, грамотно действуя при чрезвычайных ситуациях. Такие пункты могут войти в отредактированные требования к вузовскому образованию. Кроме этого, эти госстандарты предлагают написать по-новому, причем не только для конкретных профессий, но и для целых групп специальностей. По мнению парламентариев, эти предложения логичны и отвечают вызовам нашего времени.




 
ЛЮБОЙ ПРОФЕССИОНАЛ — С ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИЕЙ


 
Студентов в России обучают по государственным образовательным стандартам (ФГОСы), которые утверждает Минобрнауки. Это требования к структуре программ и тому, что должны знать и уметь выпускники, учившиеся по ним. Сейчас документы перерабатывают, и в 2021 году завершится переход на новейшие стандарты третьего поколения, рассказала «Парламентской газете» заместитель Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса ТУТОВА.





                             Заместитель Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова. Источник фото: er.ru.




«Предполагается, что новые ФГОС 2020 года определят четкие требования к предметным результатам по каждой специальности и каждой ступени высшего образования, а также пропишут необходимый набор компетенций», — пояснила депутат. Пока вносят точечные изменения. Например, 9 сентября начались общественные обсуждения проекта приказа Минобрнауки, расширяющего перечень навыков и умений бакалавров, магистров и специалистов.
 
 





 




По действующим стандартам студент, кроме сугубо профессиональных знаний должен приобрести общекультурные навыки. Например, человеку, освоившему градостроительную специальность, надо обладать системным критическим мышлением, общаться по работе на русском и иностранном языке и «воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах».
 
Минобрнауки предлагает дополнить такие списки общекультурных навыков, причем для всех специальностей — от фармацевтики и изящных искусств до строительства и восстановления боевых летательных аппаратов.   
 
Если документ утвердят, вузы должны будут заняться повышением экономической культуры студентов и их финансовой грамотностью, чтобы они умели принимать обоснованные экономические решения. Также выпускнику полагается быть способным «формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению», говорится в проекте.
 
По мнению Ларисы ТУТОВОЙ, такими качествами должен обладать каждый зрелый и сформировавшийся молодой специалист в любой области. «Поэтому внесение подобных изменений в ФГОС высшего образования весьма логично и обоснованно», — считает депутат. Отдельно в новом варианте стандартов упоминается инклюзия. Человеку необходимо уметь правильно общаться с людьми с ограниченными возможностями как в профессиональной, так и социальной сфере, полагают в Минобрнауки.
 
Уточняется и компетенция «Безопасность жизнедеятельности». Профессионал должен не просто соблюдать правила безопасности, но и делать это «для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов».
 
По мнению Ларисы ТУТОВОЙ, этот пункт может быть обусловлен новыми реалиями, с которыми общество столкнулось во время пандемии коронавируса. «Подобные вызовы времени повлияли на все сферы жизнедеятельности», — сказала парламентарий
.
 
 


ПОЯВИТСЯ БОЛЬШЕ ВЫБОРА


 
Также Минобрнауки хочет поменять сам подход к формированию ФГОСов. Сейчас требования разрабатывают, например, для конкретной профессии или направления подготовки. Это неудобно, в том числе и потому, что требования рынка к профессионалам постоянно изменяются, а чтобы скорректировать соответствующий ФГОС, нужно примерно полгода. Пока дополнения вносят, работодатели выдвигают уже новые требования.
 
Поэтому в Минобрнауки предложили поправки в закон об образовании, разрешающие разрабатывать стандарты для укрупненных групп специальностей или областей профдеятельности по уровням обучения. Это позволит сократить избыточное государственное регулирование образования и расширит автономию самих вузов, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
 
Как рассказала «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия ГУМЕРОВА, эту тему обсуждают давно. Сейчас ФГОСы привязаны к конкретной кафедре, специальности, а задачи, стоящие перед студентами, могут находиться на стыке отраслей и требовать взаимодействия между разными вузами, отметила она.
 
«Безусловно, изменения нуждаются в серьезном обсуждении с экспертами, педагогами, предприятиями, бизнесом, но это то, что сегодня очень востребовано экономикой», — считает сенатор.
 
Параллельно обсуждается еще один проект приказа Минобрнауки, корректирующий ФГОСы для бакалавриата. Предлагается, что вузы по-прежнему смогут определять перечень необходимых знаний выпускника на основе профстандартов из специального реестра, но уточняется, что из каждого стандарта университету нужно выбрать одну или несколько трудовых функций, а если подходящих стандартов нет — самому определить, чему должен научиться студент.
 




 





Для этого понадобится проанализировать, какие требования к выпускникам выдвигает рынок с учетом российского и зарубежного опыта, и проконсультироваться с работодателями в конкретной сфере.
 

 
Автор материала: 
Евгения Филиппова
 




 
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:
 
 
Данный материал был опубликован на сайте официального издания Федерального Собрания Российской Федерации ― «Парламентская газета».




 












Еженедельный дайджест новостей  портала на электронную почту