Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Публикации

26 марта 2024 г.

Искусственный интеллект: актуальные вебинары КИОУТ

Предлагаем вашему вниманию видеозаписи актуальных вебинаров КИОУТ, тематика которых объединена понятием «Искусственный интеллект». Спикер вебинаров – генеральный директор ООО «КИОУТ» Олег Александрович Косырев. Уважаемые коллеги!...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Расходы на повышение квалификации медика по необязательной программе суд признал нецелевыми

1 июня 2022 г.

Медорганизация оплатила из средств ОМС повышение квалификации заведующего отделением по программе  «Медиация». Она полагала, что достижение компромисса и поддержание трудовой дисциплины позитивными методами входят в обязанности работника. ТФОМС и суд посчитали расходы нецелевыми. 





Расходы на повышение квалификации медика по необязательной программе суд признал нецелевыми



 
Медорганизация оплатила из средств ОМС повышение квалификации заведующего отделением по программе  «Медиация». Она полагала, что достижение компромисса и поддержание трудовой дисциплины позитивными методами входят в обязанности работника. ТФОМС и суд посчитали расходы нецелевыми. 



 
Закон об охране здоровья обязывает организацию оплачивать только такое образование, без которого работать нельзя. Квалификационные требования и характеристики не устанавливают для заведующего отделением условия об обучении по программе  «Медиация».
 
Суд также отметил, что медиаторами признают только независимых лиц — посредников в урегулировании споров. Руководство организации к ним отнести нельзя. Для решения трудовых вопросов заведующему квалификация медиатора не нужна.
 
К сходным выводам в начале года пришел АС Восточно-Сибирского округа. Мы рассказывали и об аналогичном решении АС Республики Бурятия в ситуации, когда медорганизация оплатила необязательное обучение начальнику отдела кадров.

















 

 


 
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 
от 30 марта 2022 г. по делу № А43-22977/2021


 
Резолютивная часть постановления объявлена 23.03.2022.
 
Полный текст постановления изготовлен 30.03.2022.
 
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
 
председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
 
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области  «Детская городская поликлиника № 18 Ленинского района г. Нижнего Новгорода» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.12.2021 по делу №А43-22977/2021, принятое по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области  «Детская городская поликлиника №18 Ленинского района города Нижнего Новгорода» о признании недействительными акта Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области от 19.04.2021 №30, требования от 16.04.2021 № 2.
 
В судебном заседании приняли участие представители:
 
государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Детская городская поликлиника № 18 Ленинского района г. Нижнего Новгорода» — Евстропова С.В. по доверенности от 27.08.2021 сроком действия 3 года (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
 
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области — Михеева В.В. по доверенности от 10.01.2022 сроком действия до 31.12.2022 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
 
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
 
Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее по тексту — Фонд) на основании приказа от 23.03.2021 № 219-о проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) государственным бюджетным учреждением здравоохранения Нижегородской области «Детская городская поликлиника № 18 Ленинского района г. Нижнего Новгорода» (далее по тексту — Учреждение).
 
По результатам проверки составлен акт от 19.04.2021 № 30, согласно которому Фонд предложил не допускать нецелевого и неэффективного использования средств обязательного медицинского страхования; в срок до 19.05.2021 устранить нарушения, недостатки и направить Фонду информацию о мерах, принятых по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки.
 
Кроме того 16.04.2021 выдано требование № 2 о взыскании с Учреждения средств ОМС, используемых не по целевому назначению в общей сумме 489 139 рублей 20 копеек.
 
Не согласившись актом от 19.04.2021 № 30 и требованием от 16.04.2021 №2 в части нецелевого использования средств ОМС по эпизодам оплаты за повышение квалификации заведующего педиатрическим отделением Деменко О.Н. по дополнительной программе «Медиация» в размере 25 000 рублей, штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС в сумме 2 500 рублей; оплаты врачам и среднему медицинскому персоналу в сумме 460 216 рублей 62 копейки; оплаты заработной платы работникам в сумме 366 рублей 92 копейки, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их недействительными.
 
Решением от 29.12.2021 Арбитражный суд Нижегородской области прекратил производство в части признания недействительным акта проверки Фонда от 19.04.2021 №30. В остальной части в удовлетворении требования отказал.
 
В апелляционной жалобе Учреждение указывает, что судом не исследован довод о том, что за оплату обучения по программе «Медиация» незаконно начислен штраф в размере 2500 рублей, не дана оценка доводу заявителя, что достижение компромисса, поддержание трудовой дисциплины позитивными методами, напрямую входило в должностные обязанности заведующего отделением, в дальнейшем главного врача отделения. По мнению Учреждения, оно обоснованно использовало средства софинансирования на оплату труда медицинских работников.
 
Считает также, что суд необоснованно прекратил производство в части признания акта проверки недействительным, поскольку, по мнению Учреждения, акт имеет признаки ненормативного правового акта.
 
Представитель Фонда в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
 
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
 
Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 326-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (статья 1).
 
Пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона № 326-ФЗ предусмотрено, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
 
В соответствии с пунктом 23.3 Положения о контроле за деятельностью медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденное приказом ФФОМС от 16.04.2012 №73 «Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами ОМС», при наличии фактов нецелевого использования средств ОМС, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств ОМС, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ.
 
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона № 326-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, страховая медицинская организация и территориальный фонд заключают договор о финансовом обеспечении ОМС, на основании которого страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой ОМС, за счет целевых средств.
 
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона № 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
 
В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Федерального закона № 326-ФЗ, действовавшей на момент спорных правоотношений, медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом № 326-ФЗ.
 
Частью 1 статьи 30 Федерального закона № 326-ФЗ, действовавшей на момент спорных правоотношений, предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС.
 
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 323) и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона № 326-ФЗ.
 
Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области на 2019 год заключено в г. Нижнем Новгороде 21.12.2018. Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области на 2020 год заключено в г. Нижнем Новгороде 30.12.2019.
 
В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона №326-ФЗ, структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
 
Согласно пункту 192 Правил ОМС, в редакции, действовавшей в спорный период, в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
 
Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Федерального закона № 326-ФЗ).
 
По смыслу статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
 
В статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
 
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
 
В части 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ предусмотрено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
 
Как следует из материалов дела, в ходе проверки Фондом установлено, что в проверяемом периоде с 01.04.2019 по 31.03.2021 полученные средства ОМС необоснованно использованы на оплату повышения квалификации заведующего педиатрическим отделением, по дополнительной профессиональной программе «Медиация» в сумме 25 000 рублей, оплату врачам и среднему медицинскому персоналу в сумме 460 216 рублей 62 копеек; оплату заработной платы работникам в сумме 366 рублей 92 копеек.
 
Денежные средства, использованные не по целевому согласно «Требованию о взыскании средств ОМС, используемых не по целевому назначению от 16.04.2021 № 2 подлежат возврату в бюджет Фонда.
 
Судом установлено, что 20.01.2020 между Учреждением в лице главного врача Доютовой М.В., осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии Министерства образования Нижегородской области от 14.02.2014 № 44 на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования (Исполнитель), и ДГП № 18 в лице главного врача Лютиковой А.Н. (Заказчик) заключен договор об образовании на обучение по дополнительным профессиональным программам № 08п/20. На основании данного договора Исполнитель обязуется предоставить образовательную услугу — провести обучение по циклу обучения «Медиация» 252 ч Деменко Оксаны Николаевны (в указанный период занимала должность заведующей педиатрическим отделением). Платежным поручением от 25.03.2020 № 476 ДГП №18 за счет средств ОМС произведена оплата обучения по циклу «Медиация» по указанному договору.
 
Деменко Оксане Николаевне 29.05.2020 организацией «Учебно-исследовательский центр инновационных технологий в здравоохранении ГБУЗ НО «Городская поликлиника № 50 Приокского района Г.Н. Новгорода» выдан диплом о профессиональной переподготовке № 522411010207, согласно которому Деменко О.Н. прошла профессиональную переподготовку в Учебно-исследовательском центре инновационных технологий в здравоохранении ГБУЗ НО «Городская поликлиника № 50 Приокского района Г.Н. Новгорода». Решением от 29.05.2020 (протокол № 10) диплом предоставляет право на ведение профессиональной деятельности в сфере медиации в специализированной сфере с присвоением квалификации «Медиатор в специализированной сфере».
 
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Федеральный закон № 193-ФЗ) процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
 
Исходя из содержания пункта 2 и пункта 5 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 373-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №373-ФЗ), дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), при этом программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
 
Часть 3 статьи 82 Федерального закона №373-ФЗ, регулирующая особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования, устанавливает, что примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
 
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №323-ФЗ) медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
 
Правила совершенствования профессиональных знаний и навыков определены Порядком и сроками совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, утвержденным приказом Минздрава № 66н.
 
В соответствии с пунктом 3 приказа Минздрава № 66н обучение медицинских и фармацевтических работников проходит в образовательных и научных организациях в виде повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки.
 
Пунктом 5 приказа Минздрава № 66н установлено, что повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников организуются в соответствии с квалификационными требованиями и квалификационными характеристиками, предусмотренными Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.
 
Данные Квалификационные требования утверждены приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (далее — Квалификационные требования, утвержденные приказом Минздрава № 707н). При этом, исходя из текста Квалификационных требований, утвержденных приказом Минздрава № 707н, ни по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», соответствующей должностям «главный врач медицинской организации», «заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность», ни по иным специальностям и соответствующим им должностям, перечисленным в Квалификационных требованиях, не предусмотрено дополнительное профессиональное образование по специальности «Медиация».
 
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (далее — Единый справочник, утвержденный приказом Минздравсоцразвития № 541н).
 
Согласно пункту 4 Единого справочника, утвержденного приказом Минздравсоцразвития №541н, квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». Таким образом, текст Единого справочника, утвержденного приказом Минздравсоцразвития № 541н, содержит исчерпывающий перечень обязанностей, а также требуемых компетенций и навыков работников в сфере здравоохранения. При этом, исходя из текста Единого справочника, утвержденного приказом Минздравсоцразвития №541н, нигде не предусмотрены такие обязанности («Должностные обязанности»), навыки («Должен знать») как «медиация», «урегулирование споров», а также такие требования к квалификации, как дополнительное профессиональное образование по специальности «медиация».
 
На основании изложенного, дополнительное профессиональное образование в форме профессиональной переподготовки по специальности «Медиация в специализированной сфере» не может осуществляться в порядке совершенствования медицинскими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, регулируемом приказом Минздрава №66н и пунктом 3 части 2 статьи 73 Федерального закона № 323-ФЗ, и не может оплачиваться за счет целевых средств ОМС.
 
Более того, пунктом 3 статьи 2 Федерального закона № 193-ФЗ установлено, что медиатор — независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора; согласно статье 3 Федерального закона № 193-ФЗ, процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциапьности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора, т.е. одним из базовых принципов медиации является независимость медиатора от сторон спора. На основании пункта 1 части 6 статьи 15 Федерального закона № 193-ФЗ медиатор не вправе быть представителем какой-либо стороны.
 
Таким образом, осуществление процедуры медиации в рамках медицинской организации лицом, занимающим руководящую должность в данной медицинской организации, в том числе при разборе трудовых споров, жалоб и обращений населения и сотрудников отделения, в смысле Федерального закона № 193-ФЗ заведомо невозможно. Для осуществления же обязанностей руководителя медицинской организации при разборе трудовых споров, жалоб и обращений населения и сотрудников отделения в плане достижения компромисса в его общем понимании, квалификация медиатора не требуется.
 
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что расходы на обучение по программе профессиональной переподготовки по специальности «Медиация» заведующего педиатрическим отделением Деменко О.Н. в сумме 25 000 рублей являются нецелевым использованием средств ОМС.
 
Поскольку указанная сумма использована не по целевому назначению, на ней правомерно начислен штраф в порядке части 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ.
 
Как следует из положений части 6.6 статьи 26 Федерального закона №326-ФЗ и Соглашения о предоставлении медицинским организациям средств нормативного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, заключенным Учреждением с Министерством здравоохранения Нижегородской области от 29.04.2019 № 197-НСЗ/315-74-37, средства для софинансирования расходов выделяются на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, оказывающих первичную медикосанитарную помощь в соответствии с территориальной программой ОМС.
 
В соответствии с пунктом 4 Соглашения о софинансировании на 2019 год средства для софинансирования предоставляются при соблюдении Медицинской организацией следующих условий: 
 
наличие у Медицинской организации потребности в медицинских работниках, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
 
наличие принятого на работу медицинского работника в текущем финансовом году на штатную должность в полном объеме (не менее одной ставки) сверх численности медицинских работников по состоянию на 1 января текущего года; 
 
предоставление Медицинской организацией в Фонд до 5го числа месяца, следующего за отчетным (за декабрь — до 20 декабря текущего финансового года), согласованной Уполномоченным органом власти заявки на предоставление средств для софинансирования. 
 
Заявка заполняется нарастающим итогом с начала года (Приложение к Типовой форме, утвержденной приказом Минздрава № 86н).
 
В соответствии с пунктом 2 Порядка № 85н, средства для софинансирования используются медицинской организацией на заработную плату медицинских работников, принятых в штат медицинской организации в текущем году сверх численности по состоянию на 1 января текущего года, и начисления на выплаты по оплате труда указанных работников.
 
Приказом Федерального фонда ОМС от 12.04.2019 № 64 утверждена форма отчетности об использовании средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования, на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала и Порядок ведения отчетности (далее — Порядок ведения отчетности, утвержденный приказом ФФОМС № 64).










 





 
Согласно пунктам 4.5 и 5 данного Порядка ведения отчетности, в графах 8 и 9 отражается численность уволенных врачей и среднего медицинского персонала в отчетном периоде, соответствующая данным в графах 5 и 6 ежемесячной заявки медицинской организации на предоставление средств для софинансирования (Приложение к Типовой форме, утвержденной приказом Минздрава № 86н). В графах 5 и 6 данной заявки медицинская организация должна указать количество человек, уволенных на последнее число отчетного месяца. А в графах 9 и 10 заявки указывается прирост численности человек на последнее число отчетного месяца.
 
Как следует из материалов дела, в ходе проверки Фондом установлено, что за 2019 год полученные средства в сумме 506 021 рублей 90 копеек использованы на оплату труда работников, принятых в штат. Между тем, фактически в тот же период Учреждением приняты в штат 3 врача и 6 медицинских сестер, уволены 3 врача и 5 медицинских сестер. При этом прием новых работников производился после увольнения предыдущих.
 
В Министерство здравоохранения Нижегородской области Учреждением ежемесячно направлялись заявки на предоставление средств из бюджета Территориального фонда для оплаты труда врачей и медицинских сестер.
 
Однако, в заявках на предоставление средств для софинансирования за 2019 года Учреждением не указывались данные об уволенных работниках. В 2019 году в Учреждении отсутствовал прирост численности врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, на оплату труда которых были предусмотрены данные денежные средства; по среднему медицинскому персоналу, оказывающему первичную медико-санитарную помощь, по двум фактам прироста численности средства для софинансирования правомерно запрошены только в ноябре и декабре 2019 года, однако в объеме, превышающем сумму, подлежащую софинансированию.
 
Денежные средства, использованные не по целевому назначению в сумме 460 216 рублей 62 копеек согласно «Требованию о взыскании средств ОМС, используемых не по целевому назначению от 16.04.2021 №3 2 подлежат возврату в бюджет Фонда, в соответствии с пунктом 6 Порядка использования средств НСЗ, утвержденного приказом Минздрава № 85н, а также подпунктом «е» пункта 10 Соглашения о софинансировании на 2019 год.
 
Кроме того, в 2020 году в целях реализации приказа Минздрава №85н Учреждением заключено соглашение с Фондом о предоставлении медицинским организациям, указанным в части 6.6 статьи 26 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», средств НСЗ ТФОМС Нижегородской области для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала от 27.03.2020 № 201-НСЗ/315-74-111 на сумму 1 062 432 рублей (далее — Соглашение о софинансировании на 2020 год).
 
Софинансирование расходов предназначалось на оплату труда врача-педиатра участкового.
 
В Министерство здравоохранения Нижегородской области медицинской организацией ежемесячно направлялись заявки на предоставление средств НСЗ из бюджета Территориального фонда. Денежные средства для софинансирования расходов на оплату труда врачей получены от Территориального фонда на основании заявок медицинской организации за 2020 год в полном объеме в сумме 184 164,83 руб.
 
При проведении проверки Фондом установлено, что сумма по подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» составила 42 404 рублей 57 копеек, т.е. денежные средства в сумме 366 рублей 92 копеек, полученные из НСЗ, на цели софинансирования заработной платы использованы не были.
 
В нарушение подпункта «е» пункта 7 Порядка формирования НСЗ, утвержденного приказом Минздрава № 85н, в заявках на авансирование на сентябрь, октябрь 2020 года Учреждением завышена общая сумма начисленной заработной платы за счет средств ОМС и начисления на оплату труда в отчетном месяце на прирост численности. Сумма необоснованно заявленных и полученных средств, подлежащая возврату, составляет 366 рублей 92 копейки, что является нецелевым использованием средств ОМС, которые подлежат возвращению в бюджет Фонда.
 
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Учреждению о признании недействительным требования от 19.04.2021 № 30.
 
Доводы Учреждения о том, что в данном случае имело место неэффективное использование средств ОМС (при этом факт истребования и последующего расходования средств ОМС заявителем не оспаривается) судом правомерно отклонен, как несостоятельный, поскольку нецелевой характер использования заявителем средств НСЗ выражается в том, что Учреждение изначально не имело правовых оснований истребовать бюджетные средства, предназначенные для софинансирования, так как требуемые условия отсутствовали.
 
Доводы Учреждения о необоснованности применения штрафных санкций в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС в сумме 2500 рублей отклоняется судом апелляционной инстанции, так как данный вид штрафа применяется в порядке части 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ и соответствующего ему положения договора на оказание и оплату медицинской помощи на 2019 год, а не в порядке осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС, предусмотренного главой 9 Федерального закона № 326-ФЗ (статьи 40-42), осуществляемого путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
 
В части требования Учреждения о признании недействительным акта от 19.04.2021 № 30 суд апелляционной инстанции соглашается в выводом суда, что требование в указанной части подлежало прекращению ввиду следующего.
 
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. Основанием для обращения в арбитражный суд является предполагаемое заявителем несоответствие оспариваемого акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание препятствий в ее осуществлении.
 
При этом под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания или распоряжения по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу или группе лиц и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений, нарушающее гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущее неблагоприятные юридические последствия.
 
В данном случае оспариваемый акт от 19.04.2021 № 30 оформленный по результатам комплексной проверки, не отвечает перечисленным признакам, следовательно, не может быть оспорен самостоятельно в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
 
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
 
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Учреждение.
 
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
 
постановил:
 
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.12.2021 по делу № А43-22977/2021 оставить без изменения.
 
Апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Детская городская поликлиника № 18 Ленинского района г. Нижнего Новгорода» оставить без удовлетворения.
 
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
 
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
 
Председательствующий судья
Т.В. МОСКВИЧЕВА
 
Судьи
А.М. ГУЩИНА
М.Н. КАСТАЛЬСКАЯ
 
 
 
Источник: www.consultant.ru.




 

 





 




 
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
 


 
 
С 1 марта 2022 года вступили в силу Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков, утвержденные Приказом Минтруда России от 28 декабря 2021 года № 796. Рассмотрим важнейшие положения документа.



 
 

 
Какие изменения в законодательстве затронут специалистов по охране труда с 1 марта 2022 года? Необходимо учесть в своей работе все изменения трудового законодательства, взять на себя новые обязанности и при необходимости перестроить свою работу.
 




 
 
С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в ТК РФ, которые направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда работников, а также обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве.