Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Публикации

24 апреля 2024 г.

Памятка для работника: обеспечение средствами индивидуальной защиты

Работники должны обеспечиваться СИЗ на работах: с вредными и (или) опасными условиями труда; выполняемых в особых температурных условиях; связанных с загрязнением. Различают индивидуальные средства...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Вводятся дистанционные медицинские осмотры водителей

8 июня 2023 г.

С 1 сентября 2023 года будет введена новая форма медицинских осмотров работников – проведение обследований в дистанционном формате. Вступает в силу Закон от 29 декабря 2022 года № 629-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья гранедан в Российской Федерации» и статью 23 Федерального закона
«О безопасности дорожного движения».











Работодатели смогут применять специальные медизделия для дистанционного мониторинга состояния здоровья водителей автотранспортых средств, а также передавать соответствующие данные для обработки. Контроль будет осуществляться до начала, во время и по окончании рабочего дня. Достоверность проведения медосмотров будет обеспечиваться идентификацией конкретного работника. Медицинские приборы и специальное программное обеспечение, применяемое в целях контроля, подлежат государственной регистрации.     




 
 

 
 Дистанционные медицинские осмотры позволят выявлять:
 
  • дистанционные признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников;
  • острые профессиональные заболевания или отравления;
  • признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.


















Поправками уточнены отдельные положения Федеральных законов «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «О безопасности дорожного движения» для совершенствования медицинского обеспечения безопасности дорожного движения в части проведения медицинских осмотров и контроля медицинских показаний водителей транспортных средств, снижения травматизма и дорожно-транспортных происшествий при выполнения работ и оказания услуг связанных с использованием транспортных средств.
 
Поправки в указанные федеральные законы разработаны с учетом положений проекта федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по совершенствованию проведения медицинских осмотров», разработанного Минздравом России и подготовленного в рамках реализации Плана мероприятий («Дорожной карты») по разработке порядка проведения автоматизированного дистанционного предрейсового и послерейсового медицинского контроля водителей, а также предрейсового технического контроля транспортных средств.
 
Следует отметить, что проект рассматриваемого нами федерального закона проходил утверждение параллельно с указанным законопроектом Минздрава России, разработка которого осуществляется с 2017 года. Однако законопроект в Госдуму внесен не был и вернулся на доработку в Минздрав России.
 
В условиях действующих ограничительных мер и сложной эпидемиологической ситуации на территории Российской Федерации внедрение дистанционных технологий является актуальным вопросом и позволит сократить распространение различных инфекционных заболеваний (в том числе COVID-19) среди работающего населения.













Законодатели наделили Минздрав России полномочиями по утверждению порядка проведения предварительных, периодических, предсменных, предрейсовых, текущих (внутрисменных, внутрирейсовых), послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, необходимость проведения которых установлена иными федеральными законами, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в связи с имеющейся актуальной потребностью работников и работодателей, которые в каждодневном режиме осуществляют организацию и проводят обязательные медицинские осмотры, направленные на обеспечения безопасности дорожного движения и сохранение жизни и здоровья людей.








Минздравом России устанавливаются особенности использования медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья. Особенности использования медицинских изделий, обеспечивающих дистанционный контроль и передачу информации о состоянии здоровья работников, предполагается установить в сответствии с порядками проведения указанных медицинских осмотров.  
 
В частности, такой порядок уже нормативно закреплен в Федеральном законе от 20 июня 1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».
 
Особенности правового регулирования проведения медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) установлены статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации. Для отдельных категорий работников отдельными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут устанавливаться указанные виды медицинских осмотров.








Медицинскими изделиями, которые обеспечивают автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников, являются различного рода устройства фактической передачи сведений о произведенном медицинском осмотре.
 
Авторы закона отмечают, что в настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано не менее 15 медицинских изделий, которые способны обеспечить автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников. Их изготовителями являются организации, зарегистрированные в качестве юридических лиц на территории Российской Федерации.
 
К таким медицинским изделиям, например, относятся:
 
  • Комплекс аппаратно-программный для регистрации, сохранения и передачи физиологических параметров человека по ТУ 26.60.12-001-26540932-2019 (регистрационное удостоверение от 07.08.2020 № РЗН 2020/11609, изготовитель ООО «ТМ-Сервис»); 
  • Комплекс программно-аппаратный медицинского осмотра «Страж» по ТУ 26.60.12-002-75538036-2019 (регистрационное удостоверение от 13.05.2021 № РЗН 2021/14299, изготовитель ООО «БИОСОФТ-ПМО»); 
  • Автоматизированная система предсменных / предрейсовых (послесменных / послерейсовых) осмотров «АСПО» по ТУ 26.60.12-001-12425058-2018 (регистрационное удостоверение от 13.01.2021 № РЗН 2020/13066, изготовитель ООО «КАС»).










 
  • Принятие закона позволит создать дополнительные правовые основы для функционирования эффективной системы контроля за здоровьем работника и снижения рисков развития профессиональных заболеваний. 
  • Внедрение указанных информационных систем значительно повысит уровень безопасности дорожного движения при снижении затрат и периода времени, необходимого для прохождения работниками обязательных медицинских осмотров.
 
Порядок проведения проведения предсменных и предрейсовых медицинских осмотров обсуждался в ходе круглого стола в Общественной палате Российской Федерации по теме «О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования проведения медицинских осмотров водителей транспортных средств», а также в комитетах и комиссиях Государственной Думы Российской Федерации. Введение в практику медосмотров медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированный контроль и  дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников, активно поддержано профессиональным сообществом автотранспортной отрасли.





















За счет средств работодателя проводятся обязательные медосмотры работников:
 
  • занятых на работах, связанных с движением транспорта;
  • занятых на тяжелых работах и на работах с вредными (опасными) условиями труда (включая подземные работы);
  • предприятий пищевой промышленности, общепита и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений;
  • ведомственной охраны.










Текст: Игорь Волошин.