Публикации
6 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Выпивка и работа тест на совместимость не прошли
10 августа 2021 г.
МЕНЯ ЭТО НИКОГДА НЕ КОСНЕТСЯ!
Странно, но факт остается фактом: к грязному алкоголику, который стоит с протянутой рукой возле рюмочной, общество относится с брезгливостью, а к успешному бизнесмену, который ежедневно «расслабляется» в престижном ресторане ― с пониманием и уважением. А то и с восхищением. Он заработал свое право на «расслабуху»! У него тяжелая работа, ему нельзя не отдохнуть! При этом «актер, страдающий алкоголизмом» даже звучит гораздо солиднее, чем «алкаш-сантехник». И о гибели актера Владислава ГАЛКИНА написали во всех изданиях, рассказали по всем телеканалам, а вот о смерти какого-нибудь сантехника из ЖЭО №156 не узнает никто, кроме его родных. Но ведь тяга к спиртному их уже уравняла Вызывающе мужественно, независимо, лихо выглядят мужчины в рекламных роликах, после изматывающего собрания акционеров «опрокидывающие» стаканчик дорогого виски. Обычно они и одеты в костюмы от кутюр, на пальце красуется дорогой перстень с бриллиантом, на ногах ― штиблеты стоимостью в дачные шесть соток… и звезду экрана, и укротителя прорвавшихся водопроводных труб.
Конечно, посиделки (деловые переговоры, корпоративы) выглядят гораздо цивилизованнее, чем обычная пьянка в подсобке. Это и дорогой антураж, и экзотические закуски, и приличная выпивка ― бутылка коньяка «для босса» порой обходится в годовой доход простого работяги. Да и представителя управленческого персонала не каждый осмелится назвать алкоголиком. То ли дело, многострадальный сантехник. Его обидеть может каждый.
Вместе с тем, влиянию алкоголя подвержены люди любых профессий, от дворника до прокурора.
ЕСЛИ ВЫПИТЬ ЗАСТАВЛЯЮТ…
Нередки случаи, когда к выпивке подталкивает рабочий коллектив. Это, действительно, большая проблема. Она коснулась, к примеру, менеджера по связям с общественностью белгородского отделения одного из известных банков Юлию Сергеевну В.
«Пришла в коллектив, когда мне было 23 года. Молодая, симпатичная, общительная. Меня сразу же стали приглашать на «посиделки» в другие отделы, само собой ― на общие корпоративные вечеринки. Мне интересно было познакомиться с людьми, повеселиться, даже пофлиртовать. Но я не употребляла спиртного! Мне не нравилось это состояние. Как-то «перебрала» в студенческой компании ― запомнилось надолго. Поэтому сначала я, как могла, отнекивалась, но однажды начальница отдела, уже здорово «приложившись», сказала во всеуслышание: «Юль, а ты что ― закодированная? Или больная? Может, шпионка конкурентов? А ведь такая молодая…». Эта фраза была не шуткой, начальница говорила серьезно! Все притихли и посмотрели на меня с подозрением…».
Эту историю 30-летняя Юлия выложила на одном из интернет-сайтов в тот жизненный период, когда уже действительно закодировалась. Потому что, испугавшись потерять работу, начала пить наравне со всеми, потом стала «продолжать банкет» дома, потом брать «липовые» больничные, а потом ее уволила та же начальница. За пьянство.
Описанную ситуацию комментирует председатель Общества Анонимных Алкоголиков Виктор С. «Такие случаи ― не редкость. Чаще всего на эту удочку попадаются молодые люди, с неокрепшей психикой и неустойчивым положением в обществе. Взрослый состоявшийся человек спокойно отшутился бы: мол, да, я запойная алкоголичка, пять раз кодированная, восемь раз поступала в психиатрическую клинику с белой горячкой. Или отвела бы начальницу в сторонку и «чисто по-женски, по секрету», пожаловалась бы: Мариванн, у меня сильнейшая аллергия на спиртное ― я покрываюсь красными пятнами и задыхаюсь, если выпью, вам придется вызывать «скорую». И все! Аллергия ― не стыдное заболевание, никак не влияющее на рабочий процесс, вопрос был бы закрыт раз и навсегда. У самой руководительницы, скорее всего, очень сильный организм, хорошо вырабатываются ферменты, поэтому она и не стала алкоголиком при таких частых гулянках. Женский алкоголизм ― вообще страшное заболевание, но это отдельная тема».
О ПРЕСЛОВУТЫХ САНТЕХНИКАХ
Как ни странно, пресловутые сантехники и сапожники (из пословицы «пьян, как сапожник») даже не входят в десятку наиболее подверженных алкоголизму профессий. Таковы данные исследований, проведенных Ассоциацией психотерапевтов России. В условиях современной рыночной экономики конкуренция в среде рабочих профессий настолько высока, что пьющего сантехника попросту выгонят после второго же «залета», а на его место возьмут трудолюбивого и непьющего гастарбайтера. Поэтому объявления на подъездах типа: «Непьющие сантехники выполнят любые виды работ» или «Трезвые грузчики приедут по первому звонку» уже ни у кого не вызывают усмешки. И трезвый сантехник в чистенькой форменной одежде стал настолько же привычным, как и чиновник в строгом офисном костюме. Анекдот про работягу, «с пьяных глаз» перепутавшего унитаз с раковиной, пора сдавать в архив. Правда, сограждане не оставляют попытки угостить сотрудника ЖЭО «на посошок» и сильно удивляются, когда те отказываются. Тут интересен еще один аспект: в наши дни среди сантехников и электриков, грузчиков и каменщиков все чаще можно встретить людей с высшим образованием. И они справедливо полагают, что они ничем не хуже врачей, полицейских, чиновников. Также полагают, что им причитается «благодарность» шуршащая, в конверте, а не булькающая ― в бутылке.
Директор одной из владимирских компаний Дмитрий ИВЛИЕВ следующим образом характеризует своих сотрудников. «Алкоголика я вижу издалека ― большой опыт общения. От таких нет никакого толка в работе, как говорится, «утром выпил ― весь день свободен». А граждане сейчас знают свои права: звонят тут же, как только нетрезвый рабочий придет «с запашком» и трясущимися руками начнет откручивать смеситель. К чему мне жалобы?
С другой стороны, всеми силами помогаю опытным работникам, которые искренне желают «завязать». Двое моих сотрудников раз в год кодируются, на протяжении вот уже четырех лет. Я им даже отгулы даю на день посещения врача. В праздники специально для них покупаем сок. Жестко пресекаю всякие разговоры с подначками в отношении этих ребят в курилке».
ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
Владимир К. преподает в престижном колледже русский язык и литературу. Ему 38, это видный мужчина, но далеко не «завидный жених». Потому что семью он содержать не в состоянии, да и выпивает часто. «Владимир пришел ко мне на прием два года назад, ― рассказывает врач-нарколог одного из наркологических центров Евгений ДЕДОВ. ― Владимир никогда не напивался в студенческие годы, его миновала юношеская бравада из разряда «а я вот сколько могу выпить». Женился, родился сын. И начались его «черные дни». Жена пилила с утра до ночи: мол, ты и сам одеться по-человечески не в состоянии, и ребенка содержать не можешь, и даже машину не водишь, да и нет ее у тебя! Ты ― никто, не мужчина, не глава семьи… «Никем» он был и на работе: ведь сейчас детей ругать нельзя, двойки ставить нельзя, а то придет папа с претензиями. В конце концов жена ушла, мужчина начал спиваться. На работе, естественно, начались проблемы. Но он нашел выход из положения: стал покупать больничные листы, только благодаря этому его не уволили. В течение пяти лет пытался бороться самостоятельно, потом пришел ко мне. Кодировался, посещал психолога, ходил на собрания «Анонимных алкоголиков». Но ― лгать не буду ― я не видел его уже полгода. Либо он покончил с пагубной привычкой, либо…».
Между тем, в советские времена, которые принято ругать, врач-нарколог уже давно обязан был бы узнать, что с пациентом: позвонить ему, отправить на дом медсестру. В случае, если патронируемый больной снова находится в состоянии опьянения, доставить его на принудительное лечение. Можно сказать, принудительно спасти.
ЕСЛИ ЖАРЕНЫЙ ПЕТУХ УЖЕ КЛЮНУЛ…
Если набрать в строке поисковика фразу ― «лечение от алкоголизма», найдется почти три миллиона ответов. В том числе, многочисленные «профессионалы» расскажут о том, как излечить больного без его ведома, на расстоянии, с помощью заговоров и травок, икон и молитв. Мягко говоря, это чушь. Алкоголизм лечится либо в стационарных условиях, либо амбулаторно, но под присмотром врача. И дело это нешуточное.
Говорят, что бывших алкоголиков не бывает. То есть, «завязавший» пять, десять лет назад не перестанет быть алкоголиком ― ему вообще нельзя пить! Никогда. Ни грамма. Но, чтобы прочувствовать и принять этот факт, нужно желание самого пациента. И сразу стоит приготовиться к тому, что восстановление после периода пьянства затянется на месяцы. Придется возвращаться в общество непьющих людей. А это не всегда легко.
«В моей практике встречались пациенты, пьющие по 5-7 лет, запоями. Потом они сами пришли к тому, что пора с этим заканчивать, обратились ко мне. Кто-то кодировался, кому-то хватало вывода из запоя и психотерапии. Насколько я знаю, период восстановления этих людей был достаточно длительным. Потому что у алкоголиков происходят необратимые изменения мозговой деятельности, сознания. Некоторые сумели вернуться к своей профессии, семье, вернуть уважение коллег. Среди таких ― инженер-разработчик, хирург, «большой» чиновник, переводчик и актер. С одной стороны ― это моя гордость. С другой ― я им только помог, они сами приняли решение, сами вытянули себя за волосы», ― делится своим врачебным опытом Евгений ДЕДОВ.
На просторах Интернета можно найти массу исповедей пьющих людей. Подталкивают к выпивке разные жизненные ситуации: кто-то не смог реализовать себя в профессии, кто-то не в силах справиться с проблемой и, словно пряча голову в песок, окунается в свое море спиртного. Но вот какой жуткий вывод сделали те, кому удалось вылезти из этого болота: решение «завязать» приходило после какого-то сильного потрясения. Умер от пьянства друг, отвернулись все родные, сбил «с пьяных глаз» человека, потерял семью… И это ― хороший исход. При плохом исходе мы уже никогда не узнаем, отчего эти люди запили и почему не смогли справиться со страшной болезнью…
Социологи связывают значительный рост алкоголизации россиян в конце XX века с произошедшим в ходе реформ резким ухудшением условий жизни миллионов людей, с их социальной неустроенностью, с появившимся в массовой психологии устойчивом чувстве незащищенности и неуверенности, которое объективно способствовало значительному повышению спроса населения на спиртное, употребление которого для многих служит своеобразным средством ухода от действительности, «преодоления» дискомфорта и стрессов, «забвения» трудностей и забот.
Согласно данным исследования Ассоциации психотерапевтов России, в «горячую десятку» наиболее подверженных алкоголизму вошли люди следующих профессий:
1. Педагоги
2. Бухгалтеры
3. Врачи
4. Полицейские
5. Водители-дальнобойщики
6. Менеджеры низшего и среднего звена
7. Психологи
8. Актеры
9. Журналисты
10. Маклеры
«Люди творческих профессий очень часто переживают кризис, бессмысленность жизни, опустошенность. Глубокие переживания побуждают человека к употреблению алкоголя. Он стремится заполнить душевную пустоту, но отнюдь не самым безопасным способом. Сегодня все больше и больше алкоголиков среди бизнесменов, поскольку эта профессия связана с постоянными стрессами и рисками. К тому же такие люди имеют достаточно финансовых средств. Часто алкоголиками становятся люди, которые занимаются не своим делом, работают только для того, чтобы заработать. Неудовлетворенность работой и существующим положением толкает человека к употреблению спиртного», ― считает Влад СВЕТОЧ, руководитель «Центра психологической самореализации»
По данным исследований Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в России и в соседних с Россией странах каждый пятый случай смерти мужчин связан с пьянством. В целом же ежегодно в мире от болезней и травм, связанных с неумеренным употреблением алкоголя, умирает 2,5 миллиона человек. А это не может не тревожить.