Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

13 августа 2020 г.

Роструд: ликвидировать организацию, не рассчитавшись с работниками, теперь нельзя

Сегодня, 13 августа 2020 года, вступают в силу изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных...

Законодательство

13 августа 2020 г.

Судебная практика: ответственность за непроведение вводного инструктажа

Как считать срок давности привлечения к административной ответственности за непроведение инструктажа по охране труда? Государственная инспекция труда привлекла должностное лицо казенного учреждения к административной...

Статистика

13 августа 2020 г.

13 августа 2020 года: статистика COVID-19

Заразиться новым коронавирусом (COVID-19) могут представители всех возрастных категорий. Как представляется, пожилые люди и люди, больные определенными заболеваниями (например, астмой, диабетом, болезнью сердца),...

Специальная оценка условий труда

13 августа 2020 г.

СОУТ: нормативная база

С 1 января 2014 года для исследования рабочих мест введена специальная оценка условий труда. Данная процедура заменила ранее действовавшую аттестацию рабочих мест. Специальная оценка...

Инструкции по охране труда для работников: официальные разъяснения

14 июля 2020 г.

В соответствии с требованиями ст. 212 ТК РФ организация-работодатель разрабатывает документы по охране труда. Какими нормативными правовыми актами следует руководствоваться при разработке и утверждении инструкций по охране труда? Должен ли работодатель вести журнал выдачи инструкций работникам и фиксировать их выдачу под подпись?
РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА,
А ТАКЖЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НИМИ РАБОТНИКОВ
 
 

ВОПРОС:

 
В соответствии с требованиями ст. 212 ТК РФ организация-работодатель разрабатывает документы по охране труда. Какими нормативными правовыми актами следует руководствоваться при разработке и утверждении инструкций по охране труда? Должен ли работодатель вести журнал выдачи инструкций работникам и фиксировать их выдачу под подпись?


 
ОТВЕТ:



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА В ГОРОДЕ МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 9 июня 2020 г. № 77/10-21205-ОБ/18-1299
 

Рассмотрев очередное (при многочисленности) обращение по вопросу соблюдения трудового законодательства, сообщаем следующее.
 
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ― ТК РФ) работодатель обязан обеспечить в том числе разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, наличия комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности.
 




Источник фото: pixabay.com.




Согласно письму Министерства труда и социальной защиты РФ (Минтруда России) от 30 июня 2016 г. № 15-2/ООГ-2373 порядок разработки локальных нормативных актов, содержащих требования охраны труда, в том числе программ обучения по охране труда работников, правил и инструкций по охране труда, в каждом конкретном случае устанавливается работодателем в соответствии со спецификой своей деятельности. При этом следует отметить, что работодатель организует разработку и утверждение инструкций по охране труда по профессиям и видам работ в зависимости от производственной деятельности хозяйствующего субъекта. Таким образом, работодатель самостоятельно определяет, какие инструкции необходимо разработать в организации.
 
Кроме того, Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденными постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80, также предусматривается, что инструкции по охране труда разрабатываются исходя из должностей, профессий работников или вида выполняемой работы. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 (ред. от 30.11.2016) «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее ― Постановление 1/29) утвержден «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее ― Порядок).





Источник фото: pixabay.com.



 
В соответствии с п. 2.1.3 Порядка проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
 
Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях ― в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа. Таким образом, работодатель знакомит работника с инструкциями по охране труда во время проведения инструктажа, с регистрацией в журнале факта его проведения.
 
Мнение Государственной инспекции труда в городе Москве по вопросам, содержащимся в обращении, не является нормативным правовым актом и не обязательно в правоприменительной практике.
 
И.о. начальника отдела
Е.С. Артюхова
















 
 




АКТУАЛИЗАЦИЯ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
 


ВОПРОС:

 
В течение какого времени необходимо пересмотреть инструкцию по охране труда работников, если изменились их условия труда? Какова ответственность, если работодатель не пересмотрит инструкцию в течение года?
 


ОТВЕТ:

 
Действующим законодательством не установлено, в течение какого срока должны быть пересмотрены инструкции по охране труда для работников при изменении условий труда. Однако, если работодатель не следит за обновлением инструкций по охране труда работников, в том числе не пересматривает их в течение года со дня изменения условий труда, полагаем, существует риск привлечения к административной ответственности.
 


ОБОСНОВАНИЕ:

 
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
 
Работодатель обязан обеспечить ознакомление работников с требованиями охраны труда, разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников (абз. 22, 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).





Источник фото: pixabay.com.



 
Под требованиями охраны труда понимаются государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда (ч. 10 ст. 209 ТК РФ).
 
Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 № 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (далее ― Методические рекомендации), согласно которым инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы на основе требований безопасности, изложенных в соответствующей документации с учетом конкретных условий производства (п.п. 5.1-5.3 Методических рекомендаций).
 
Указанные Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом и носят рекомендательный характер (Письмо Минтруда России от 03.03.2017 № 15-2/ООГ-546).
 
Пунктом 5.6 Методических рекомендаций определено, что проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель, при этом пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет. Вместе с тем п. 5.7 Методических рекомендаций предусмотрены условия, при которых инструкции по охране труда для работников могут пересматриваться досрочно, в том числе из-за изменений условий труда работников.
 
При этом условия труда на рабочем месте определяются посредством проведения специальной оценки. Так, в силу ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее ― Закон № 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. Классы (подклассы) условий труда на рабочих местах устанавливаются по результатам проведения специальной оценки условий труда.
 
Нормы Закона № 426-ФЗ устанавливают, что с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах работодатель обязан ознакомить работников под подпись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (п. 4 ч. 2 ст. 4, ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
 
При этом в силу абз. 6 ч. 2 ст. 21, ст. 214 ТК РФ работник обязан соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.
 
Соответственно, действующая нормативно-правовая база свидетельствует о том, что инструкция по охране труда должна являться актуальной, поскольку данный внутренний документ направлен на обеспечение безопасного рабочего процесса. Тем не менее действующим законодательством не установлен срок пересмотра работодателем инструкций по охране труда для работников, в частности при изменении условий труда.
 
Между тем согласно абз. 22, 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работников с требованиями охраны труда, обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников. За нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что также подтверждается сложившейся судебной практикой (например, Решение Липецкого областного суда от 22.06.2017 по делу № 21-100/2017).





Источник фото: pixabay.com.



 
Следовательно, в случае изменения условий труда в интересах работодателя следить за скорейшим обновлением инструкций по охране труда работников и позаботиться о приведении содержания внутренних документов организации (в данном случае ― инструкции по охране труда) в точное соответствие с требованиями законодательства. В противном случае несоответствие инструкции по охране труда действующим условиям труда может быть выявлено в ходе надзорных мероприятий со стороны надзорных органов.
 
В рассматриваемой ситуации, поскольку законом не определен срок для выполнения обязанности по приведению внутренних документов в должное соответствие ввиду изменений условий труда, непересмотр инструкции по охране труда в течение года будет являться длящимся административным правонарушением, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
 
Таким образом, действующее законодательство не содержит норм, ограничивающих срок пересмотра работодателем инструкций по охране труда для работников. Однако, если работодатель не утвердит обновленную инструкцию по охране труда, за нарушение абз. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ при обнаружении административного правонарушения.
 

В.И. Неклюдов
Государственная инспекция труда
в Нижегородской обл.

 

 



ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:
 

Официальные разъяснения экспертов Федеральной службы по труду и занятости были включены в информационный банк СПС «КонсультантПлюс»; электронный ресурс: www.consultant.ru.  
 
 
















Еженедельный дайджест новостей  портала на электронную почту