Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

21 марта 2024 г.

Планируется уточнить порядок расчета ежемесячной страховой выплаты в случае смерти работника

В соответствии с Законопроектом планируется внесение изменений в пункт 8 статьи 12 «Размер ежемесячной страховой выплаты» Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

2012: итоги реализации мероприятий в рамках государственной политики в области охраны труда

5 сентября 2013 г.

Реализация государственной политики в области охраны труда в 2012 году основывалась на положениях Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, поручениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и осуществлялась в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 г. № 367-р, Планом мероприятий по реализации Протокола заседания Правительств Российской Федерации от 27 октября 2011 года № 36.
 
Основной целью реформирования системы управления охраной труда является переход от компенсационной, затратной модели управления охраной труда к современной системе, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья и жизни работников на производстве, а также сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда.
 
Для достижения данной цели в 2012 году проводилась работа по совершенствованию законодательства в области охраны труда, осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением требований законодательства в области охраны труда, обеспечению общественного контроля за состоянием условий и охраны труда.
 
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
 
Совершенствование законодательства в области охраны труда в 2012 году осуществлялось в целях планомерного замещения рабочих мест с вредными условиями труда.
 
В соответствии с п.15 Плана мероприятий по реализации в 2011 – 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 г № 367-р был разработан и принят приказ Минздравсоцразвития России от 14 февраля 2012 г. № 125 «Об утверждении комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве на 2012-2015 годы». Утвержденным Комплексом мероприятий предусматривалась реализация в 2012 году мероприятий по совершенствованию трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере охраны труда, системы нормативов в области охраны труда, внедрение механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда, повышение качества обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и обучения в области охраны труда.
 
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОТНИКОВ
 
Одним из основных направлений работы Минтруда России в области совершенствования законодательства стала разработка и внедрение экономических механизмов стимулирования работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах.
 
В целях ужесточения ответственности субъектов трудовых отношений за нарушения законодательства об охране труда подготовлен и в декабре 2012 года внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации». Законопроект предусматривает существенное повышение размеров штрафных санкций, налагаемых на юридических лиц за наиболее значимые и прямо влияющие на состояние производственного травматизма правонарушения в области охраны труда.
 
Кроме того, с целью замены сертификации организации работ по охране труда декларированием соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, подготовлен и в декабре 2012 года внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
 
С 1 января 2012 года вступили в действие поправки, внесенные Федеральным законом от 06.11.2011 № 300-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона об «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в целях совершенствования механизма установления скидок и надбавок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
 
Поправки предусматривают увязку расчета скидок (надбавок) к страховым тарифам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с итогами работы страхователя за три года, а не только за предшествующий год, как это было ранее. Правила установления скидок и надбавок к страховым тарифам были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 года № 524 «Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
 
Приказом Минтруда России от 1 августа 2012 года № 39н была утверждена новая методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Методика определяет механизм расчета скидок и надбавок к страховым тарифам и направлена на усиление экономической заинтересованности работодателя в создании здоровых и безопасных условий труда.
 
Так, для получения скидки страхователь обязан вести хозяйственную деятельность не менее 3 лет, своевременно уплачивать страховые взносы, не иметь задолженности по ним на момент подачи заявления, не иметь несчастных случаев со смертельным исходом в предшествующем году и иметь определенный набор показателей, значения которых лучше средних показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен страхователь.
 
Кроме того, должны быть предоставлены сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенным обязательным предварительным и периодическим медосмотрам работников.
 
На 2012 г. скидки к страховым тарифам установлены более 1000 страхователям. Более чем в три раза по сравнению с 2011 г. возросло количество установленных надбавок (16,6 тыс.), что связано с увеличением до
3 лет периода наблюдения за деятельностью страхователя.
 
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДУПРЕДТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СОКРАЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ РАБОТНИКОВ
 
Важной мерой, стимулирующей работодателя к улучшению условий труда, является  финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет средств страховых взносов, которое ФСС РФ осуществляет, начиная с 2001 года.
 
В целях повышения эффективности использования средств, выделяемых на финансирование мероприятий по охране труда, был принят приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков». Данный нормативный акт позволил систематизировать и упорядочить деятельность, которую осуществляют работодатели во исполнение положений статьи 226 Трудового кодекса Российской Федерации о финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
 
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» были разработаны и утверждены приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее – Правила, предупредительные меры).
 
Правила определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер, а также устанавливают источники финансового обеспечения предупредительных мер и перечень предупредительных мер, подлежащих финансовому обеспечению за счет средств страховых взносов.
 
В 2012 году средствами ФСС РФ воспользовались около 27,7 тыс. страхователей и объем финансирования предупредительных мер составил 6,3 млрд. рублей, что превышает  уровень финансирования  в 2011 году (5,4 млрд.) на 16,7%. Всего за период с 2001 года по 2012 год расходы ФСС РФ на финансовое обеспечение предупредительных мер составили свыше 36,4 млрд. рублей.
 
За счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2012 году были осуществлены следующие мероприятия:
 
  • приобретены для работников, занятых на работах с вредными производственными факторами, специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (в количестве 1 355 625 шт.), а также смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами на сумму 2,41 млрд. рублей, или 38,1% от общей суммы;
  • оплачено санаторно-курортное лечение 54 956 работников, занятых на работах с вредными производственными факторами, на сумму 1,59 млрд. рублей, или 25,1 % от общей суммы выданных путевок;
  • проведена аттестация 626 179 рабочих мест по условиям труда на сумму 1,32 млрд. рублей, или 20,9% от общей суммы;
  • проведены обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) 562 255 работников, занятых на работах с вредными производственными  факторами, на сумму 0,88 млрд. рублей, или 13,9 % от общей суммы;
  • проведены мероприятия по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда на 1 660 рабочих местах на сумму 74,2 млрд. рублей, или 1,2% от общей суммы;
  • оплачено обучение по охране труда 15 060 человек; израсходовано 35,1 млн. рублей, или 0,6% от общей суммы;
  • обеспечено 1 193 работников лечебно-профилактическим питанием на сумму 7,8 млн. рублей, или 0,12% от общей суммы;
  • приобретены страхователями, работники которых заняты на подземных работах, а также на работах, связанных с движением транспорта, для проведения предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров 435 приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры) на сумму 5,9 млн. рублей, или 0,09% от общей суммы;
  • приобретены страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, 72 прибора контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографы) на сумму 2,0 млн. рублей, или 0,03% от общей суммы.
 
Расходы ФСС РФ на выплаты обеспечения по страхованию за 2012 год составили 50,96 млрд. рублей, из них 2,18 млрд. рублей – на пособия по временной нетрудоспособности, 0,66 млрд. рублей – на единовременные страховые выплаты, 41,42 млрд. рублей – на ежемесячные страховые выплаты, 6,7 млрд. рублей – на оплату дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
 
Общая численность получателей ежемесячных страховых выплат в 2012 году составила 504,1 тыс. человек.
 
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОРЯДКА ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
 
Важным направлением работы в 2012 году стало совершенствование порядка оценки условий труда.
 
К настоящему моменту сформирована независимая система оказания услуг в области охраны труда на основе процедуры аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»).
 
По состоянию на 31 декабря 2012 года общее количество организаций, внесенных в реестр аккредитованных организаций,  составило 2 656 (за год увеличилось на 466 организации), в том числе:
 
  • по осуществлению функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, – 719 организаций (увеличилось на 128);
  • по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда – 785 организаций (увеличилось на 139);
  • по обучению работодателей и работников по вопросам охраны труда – 1531 организаций (увеличилось на 216).
 
Аттестация рабочих мест по условиям труда в 2012 году проводилась в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, введенным с 1 сентября 2011 года приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. № 342н. Аттестация проведена в 50 097 организациях с численностью работников свыше 3 123 тыс. человек (в 2011 году в 25 109 организациях с численностью свыше 2 438 тыс. человек).
 
Всего с 1 сентября 2008 г. по 1 января 2013 г. представлена информация о проведении аттестации рабочих мест 110 724 хозяйствующими субъектами, что составляет 2% от действующих хозяйствующих субъектов; аттестация по условиям труда проведена более чем на 5 311 тыс. рабочих мест с количеством работающих более 8 554 тыс. человек.
 
За 2012 год было аттестовано более 1 846,6 тыс. рабочих мест с количеством занятых на них работников  2 626,5 тыс. человек, что на 30,1%  и на 21,3% выше соответствующих показателей 2011 года (аттестованы 1 419,7 тыс. рабочих мест с количеством работников более 2 165,8 тыс. человек).
 
Удельный вес рабочих мест с классами условий труда 1 и 2 (оптимальные и допустимые условия труда) по итогам аттестации в 2012 году составил чуть больше половины (51,8%). Удельный вес занятых на этих рабочих местах – 49,3% (в 2011 году 32,6%).
 
Наибольший удельный вес занятых на рабочих местах с классами 1 и 2 в 2012 году наблюдается в Центральном (54,3%) и Северо-Кавказском (55,0%) федеральных округах. В Сибирском федеральном округе этот показатель составляет 35,8%, Дальневосточном – 38,0%.
 
Из 2 626 521 работников, занятых на рабочих местах, на которых в 2012 году проведена аттестация рабочих мест, 1 332 228 работников (50,7%) заняты на рабочих местах, аттестованных с классами 3 и 4.
 
В целях устранения излишней административной нагрузки, прежде всего, на непроизводственный сектор экономики, приказом Минтруда России от 12 декабря 2012 г. № 590н «О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 342н» из процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда были исключены отдельные категории рабочих мест, а сроки проведения повторной аттестации будут устанавливаться работодателем исходя из следующего:
 
  • на рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации установлены вредные условия труда, аттестация проводится не реже одного раза в пять лет;
  • на рабочих местах, где условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми), проводится только внеплановая аттестация в порядке, установленном пунктами 47 – 51 Порядка.
 
В рамках реализации отдельных положений Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 26 декабря 2012 г. № Пр-3499 и Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р, осуществлялась работа по поэтапному совершенствованию института досрочных пенсий и оценки условий труда.
 
Результатом первого этапа указанной работы явилось принятие в декабре 2012 года Федерального закона № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 243-ФЗ) и разработка проекта федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – законопроект).
 
Федеральным законом № 243-ФЗ для плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяются с 1 января 2013 года дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Законом предусмотрено, что освобождение от уплаты взносов по дополнительным тарифам допускается по результатам специальной оценки условий труда, что также призвано стимулировать работодателей к улучшению условий труда.
 
Основной целью принятия законопроекта является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного законодательством о пенсионном обеспечении механизма освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в ПФР и механизма предоставления предусмотренных законодательством об охране труда гарантий и компенсаций одновременно с формированием мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.
 
Это позволит, с одной стороны, максимально объективно решать вопрос о необходимости компенсации вредных (опасных) условий труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте, и, с другой стороны, экономически стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда в целях оптимизации своих дальнейших издержек (по предоставлению гарантий и компенсаций и по уплате дополнительных страховых взносов в ПФР).
 
Законопроектом предусматривается использование результатов специальной оценки условий труда во всех процедурах в сфере охраны труда, которые обязательны для реализации всеми работодателями и предполагают привязку к реальным условиям труда на рабочих местах, в том числе при:
 
  • предоставлении работникам компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
  • подготовке перечня должностей (профессий) работников, подлежащих направлению на медицинские осмотры;
  • расчете скидок (надбавок) к страховым тарифам в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • оценке уровня профессиональных рисков.
 
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАБОТНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
 
Следующим приоритетным направлением деятельности Минтруда России стало обеспечение эффективной защиты работников от воздействия факторов производственной среды путем применения современных средств индивидуальной защиты.
 
С 1 июня 2012 года вступил в действие Технический регламент Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 878 «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), который устанавливает минимальные требования безопасности к средствам индивидуальной защиты. В основе регламента заложены действующие национальные стандарты, в том числе гармонизированные с нормами Евросоюза.
 
Для обеспечения соблюдения требований к качеству продукции, а также последовательной гармонизации базы стандартов на средства индивидуальной защиты с законодательством стран Евросоюза предусматривается ежегодная актуализация прилагаемых к техническому регламенту перечней стандартов.
 
Во исполнение указанного Технического регламента приняты постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 435 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982» и от 4 мая 2012 г. № 436 «Об отмене и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам безопасности средств индивидуальной защиты».
 
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2012 года № 22 утвержден План мероприятий, необходимых для реализации Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты».
 
В соответствии с пунктом 1 Плана мероприятий в решением Евразийской экономической комиссии от 9 апреля 2013 г. № 72 утверждена Программа по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.
 
С целью организации государственного надзора и контроля за соблюдением требований указанного технического регламента принято постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г.
№ 1223 «Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», в соответствии с которым государственный контроль (надзор) возложен на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
В целях применения современных средств индивидуальной защиты Минтруд России в 2012 году продолжал работу по подготовке типовых норм  бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым во вредных условиях труда.
 
В 2012 году были подготовлены проекты приказов Минтруда России:
 
  • «Об утверждении Стандарта безопасности труда «Процедуры и критерии оценки эффективности использования средств индивидуальной защиты в зависимости от условий труда на рабочих местах»;
  • «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам действующих и строящихся шахт, разрезов и организаций угольной и сланцевой промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»;
  • «О внесении изменений в приложение № 1 к приказу Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации  от 17 декабря 2010 г. № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами».
 
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
 
В настоящее время в Российской Федерации действует 29 межотраслевых правил по охране труда; 69 отраслевых правил по охране труда; более 200 межотраслевых типовых инструкций по охране труда; более 500 отраслевых типовых инструкций; 99 правил безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации; 13 правил электробезопасности; 15 правил пожарной безопасности; более 150 – государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (санитарные правила, санитарные нормы, санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы, методические указания, распоряжения и рекомендации); около 30 строительных норм и правил, своды правил по проектированию и строительству (в настоящий момент полностью отнесены к сфере технического регулирования); 416 стандартов системы стандартов безопасности труда (ССБТ).
 
Основная часть всех указанных документов разработана и утверждена в период с 1996 по 2003 годы.
 
Кроме того, в период с 1970 года по настоящее время было принято около 300 различных нормативных правовых акта (приказы, постановления, письма, рекомендации) федеральных органов исполнительной власти, осуществлявших функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
 
Таким образом, в настоящее время в числе действующих насчитывается свыше 1000 нормативных документов по охране и безопасности труда, большая часть из которых являются устаревшими и не пересматривались в установленном порядке.
 
Вступив в Совет Европы, Россия взяла на себя обязательства по обеспечению и приведению в соответствие с международными стандартами российского законодательства, в связи с чем, был предпринят целый ряд шагов по имплементации международных норм в отечественную правовую систему (Конвенции МОТ, Рекомендации МОТ, Рекомендации ЕС, ВТО, технические регламенты Таможенного союза).
 
В указанных целях Минтрудом России была проделана существенная работа по модернизации правил по охране труда для видов экономической деятельности и отдельных работ. В частности, за истекший год были подготовлены:
 
Правила охраны труда при эксплуатации электроустановок;
Правила охраны труда на судах морского и речного флота (в рамках  реализации положений Конвенции МОТ 2006 года «О труде в морском судоходстве»);
Правила по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
 
НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОТ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА
 
В 2012 году проводилась работа по внесению изменений в нормативные правовые акты по вопросам регулирования работ во вредных условиях труда.
 
В целях гармонизации законодательства Российской Федерации в сфере охраны труда с законодательством развитых стран был подготовлен и внесен в 2012 году в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и иные законодательные акты Российской Федерации» (от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ).
 
Указанным Федеральным законом в Федеральный закон от 20 июня 1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» внесены нормы, обязывающие организации по добыче угля (горючих сланцев) создавать в организации единые системы управления промышленной безопасностью и охраной труда и вспомогательные горноспасательные команды.
 
В развитие положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2012 году разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении в зависимости от характера выполняемой работы отдельным категориям медицинских и иных работников ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и отдельным категориям ветеринарных и иных работников сокращенной продолжительности рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска».
 
С 1 января 2012 года вступил в действие приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», принятый в развитие норм частей 2 и 3 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации.
 
Перечни максимально охватывают основные вредные производственные факторы рабочей среды и трудового процесса, воздействующие на работника, которые могут привести к заболеваниям, а также основные виды работ, при выполнении которых обязательные медосмотры проводятся с целью охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и развития заболеваний.
 
Одновременно, указанным Порядком регламентируются процедуры проведения медосмотров, а также установлены конкретные сроки их реализации работодателями и медицинскими организациями.
 
Подготовлены проекты приказов Минтруда России:
 
  • «Об установлении работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам аттестации рабочих мест, сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимального размера повышения оплаты труда»;
  • «Об утверждении условий предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
 
Кроме того, Минтрудом России разработан проект Стандарта безопасности труда «Процедуры проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работников предприятий по добыче и переработке угля».
 
Целью предлагаемого регулирования является обеспечение специалистов аттестующих организаций стандартом безопасности труда, устанавливающим единые требования к процедурам и критериям оценки эффективности средств индивидуальной защиты при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда работников предприятий по добыче и переработке угля.
 
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОРЯДКА ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
 
На протяжении прошлого года существенное внимание уделялось системе подготовки работников по вопросам охране труда.
 
Российская статистика показывает, что более половины причин производственного травматизма носят организационный характер или обусловлены так называемым «человеческим фактором». Данные причины во многом связаны с недостатками в подготовке работников и работодателей по вопросам охраны труда и отсутствием мотивации к исполнению требований охраны труда.
 
В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации «все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда  в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
 
Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» обучение по охране труда осуществляется в обучающих организациях, аккредитованных в установленном порядке.
 

 
Количество таких организаций на конец 2012 года составило 1531. Наибольшее количество обучающих организаций сосредоточено в Центральном (379 организаций), Приволжском (343 организации), Сибирском (221 организация) федеральных округах.
 
По информации, предоставленной исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в этих организациях в 2012 году прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда 873 146 человек, что несколько больше численности прошедших обучение в аккредитованных организациях в 2011 году (804,9 тыс. чел.) В среднем на одну аккредитованную обучающую организацию в истекшем году пришлось 570 обученных.
 
В целях совершенствования порядка подготовки работников по охране труда в 2012 году был подготовлен проект приказа Минтруда России «Об утверждении Порядка и проверки знания требований охраны труда» взамен действующего постановления Минтруда России и Минобрнауки России от 13 января 2003 г. №1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Целью разработки проекта данного документа является устранение существенных недостатков действующего нормативного акта.
 
В частности, приведение в соответствие с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, а также устранение избыточных требований к работодателям по направлению определенных категорий работников на обучение по охране труда только в обучающие организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, региональным органам власти, а также органу власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, что ликвидирует условия для проявления коррупционных рисков.
 
В 2012 году существенная работа была проведена по совершенствованию подготовки специалистов по охране труда в системе профессионального образования.
 
Профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда в настоящее время осуществляется более чем в ста пятидесяти высших учебных заведениях страны по следующим направлениям подготовки:  «Техносферная безопасность» – 28070028, «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» – 280101, «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» – 280201, «Безопасность технологических процессов и производств» – 280102, «Защита в чрезвычайных ситуациях» – 280103, «Пожарная безопасность» – 280104, «Защита окружающей среды» – 280200, «Инженерная защита окружающей среды» – 280202.
 
Выпуск инженеров по указанным специальностям составляет более 40 тысяч человек в год.
 
В целях совершенствования подготовки специалистов по охране труда  был разработан и направлен в Минобрнауки России проект федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «Охрана труда и управление профессиональными рисками», подготовлены предложения по внесению изменений в отдельные федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки, подтверждаемым присвоением лицам квалификации (степени) «бакалавр».
 
Кроме того, Минтрудом России были подготовлены:
 
– предложения о внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по следующим инженерным специальностям:
 
  • 130400 Горное дело (квалификация (степень) «специалист»);
  • 270800 Строительство (квалификация (степень) «бакалавр»);
  • 150700 Машиностроение (квалификация (степень) «бакалавр»);
  • 110800 Агроинженерия (квалификация (степень) «бакалавр»);
  • 140400 Электроэнергетика и электротехника (квалификация (степень) «бакалавр»);
  • 150400 Металлургия (квалификация (степень) «бакалавр»).
 
– предложения о внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования основных управленческих специальностей:
 
  • 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»);
  • 221400 Управление качеством (квалификация (степень) «бакалавр»);
  • 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»);
  • 080400 Управление персоналом (квалификация (степень) «бакалавр»).
 
Отбор указанных специальностей обусловлен тем, что соответствующие виды экономической деятельности традиционно относятся к числу наиболее травмоопасных.
 
В связи с повышенными требованиями, предъявляемыми к работникам,  занятым на подземных работах, постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 г. № 506 были утверждены «Правила проверки соответствия знаний и умений лица, принимаемого на подземные работы, соответствующим квалификационным требованиям». Во второй половине 2012 года  была проведена проверка знаний и умений 1 397 лиц, принимаемых на подземные работы, на предмет соответствия квалификационным требованиям, утвержденным этим постановлением. В результате проверок 70 человек были отстранены от работы.
 
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
 
С учетом новых требований, предъявляемых современной системой управления охраной труда к компетенциям сотрудников служб охраны труда, в 2012 году принят приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», а также подготовлен проект приказа Минтруда России «О внесении изменений в постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 г. № 37 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», которым были подготовлены к утверждению новые квалификационные характеристики руководителя службы охраны труда и специалиста по охране труда (утверждены приказом Минтруда России от 15.05.2013 № 205).
 
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
 
В 2012 году важным результатом работы на международном уровне стало подписание «Программы сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2013-2016 гг.» и подготовка к ратификации Конвенции 1995 года «О безопасности и гигиене труда на шахтах» (Конвенция № 176). Соответствующий законопроект был поддержан Правительством Российской Федерации и в мае 2013 года Конвенция была ратифицирована Государственной Думой ФС РФ.
 
УТВЕРЖДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
 
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг», а также во исполнение положений статей 4 и 14 Федерального закона № 294-ФЗ, в 2012 году были разработаны и утверждены административные регламенты деятельности органов, подведомственных Минтруду России:

 
  • Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (приказ Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 354н);
  • Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг при оказании социальных услуг и при производстве средств индивидуальной защиты (приказ Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 355н);
  • Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (приказ Минтруда России от 18 мая 2012 г. № 581н).
 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НОРМ ТРУДОВОГО ПРАВА
 
В рамках совершенствования государственного надзора за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации». Данное Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
 
В целях обеспечения прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, в 2012 году госинспекциями труда было проведено более 59,1 тыс. проверок по охране труда, в ходе которых было выявлено более 427,8 тыс. нарушений трудовых прав работников.
 
Основное внимание госинспекторов труда было уделено обеспечению требований трудового законодательства, непосредственно направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, в том числе регламентированных правовыми нормами Трудового кодекса Российской Федерации, содержащихся в статьях 215 «Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда», 221 «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты», 225 «Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда» и др.
 
ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЯМИ ТРЕБОВАНИЙ СТАТЕЙ 212 И 225 ТРУДОВОГО КОДЕКСА В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ, ИНЫТРУКТАЖЕЙ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ РАБОТНИКОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА 
 
Практика надзорно-контрольной деятельности свидетельствует, что из ежегодно выявляемых госинспекторами труда нарушений по вопросам охраны труда наибольшее количество стабильно составляют нарушения, связанные с обучением и инструктированием работников по охране труда.
 
В частности, в 2012 году госинспекторами труда было проведено около 51 тыс. тематических проверок соблюдения работодателями требований статей 212 и 225 Трудового кодекса Российской Федерации в части обеспечения установленного порядка проведения обучения, инструктажа и проверки знаний работников по охране труда, в ходе которых было выявлено и устранено свыше 86,9 тыс. нарушений.
 
Наиболее распространёнными нарушениями законодательства в этой сфере являются не прохождение руководителями и специалистами проверки знаний по охране труда, допуск работников к самостоятельной работе без обучения и проверки знаний по охране труда, стажировки на рабочих местах.
 
По результатам проверок в связи с не прохождением в установленном порядке и в установленные сроки обучения, инструктажа, стажировки на рабочих местах и проверки знаний работников по охране труда по требованию госинспекторов труда в 2012 году было отстранено от работы более 66,5 тыс. работников организаций.
 
ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ СТАТЬИ 221 ТРУДОВОГО КОДЕКСА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАБОТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДЕЖДОЙ, СПЕЦОБУВЬЮ И ДРУГИМИ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ
 
В течение 2012 года госинспекторами труда было проведено 17,3 тыс. тематических инспекционных проверок соблюдения требований статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации по обеспечению работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты.
 
В ходе проведенных проверок госинспекторами труда было выявлено более 49,6 тыс. нарушений требований статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации в части обеспечения работников специальной  одеждой, специальной обувью и другими средствами  индивидуальной защиты, предусмотренными Типовыми отраслевыми нормами.
 
Анализ результатов надзорно-контрольной деятельности госинспекций труда свидетельствует также о том, что во многих организациях работники, занятые на работах с вредными условиями труда, в нарушение требований статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации не обеспечивались специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, предусмотренными Типовыми отраслевыми нормами.
 
В ряде случаев приобретаемые работодателями средства индивидуальной защиты не имели сертификатов соответствия требованиям охраны труда, надлежащий учёт и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты и установленный порядок их хранения не был организован работодателем, не проводился инструктаж работников по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности средств индивидуальной защиты, не производилась своевременная замена средств индивидуальной защиты, а в случаях их порчи до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника, не были организованы стирка, чистка и ремонт специальной одежды и обуви.
 
По результатам проведенных госинспекторами труда за 2012 год различных видов  проверок было запрещено использование 92,6 тыс. единиц средств индивидуальной защиты, не имевших сертификатов соответствия и не отвечающих требованиям охраны труда.
 
По результатам проверок из-за выявленных нарушений требований охраны труда, представлявших непосредственную угрозу жизни и здоровья работников, по требованию государственных инспекторов труда  в 2012 году были приняты решения о временном запрете деятельности 158 структурных подразделений и производственных участков организаций и эксплуатации 1117 единиц различного производственного оборудования.
 
ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОВ СОКРЫТИЯ РАБОТОДАТЕЛЯМИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
 
В ходе осуществления системных мероприятий по выявлению фактов сокрытия работодателями несчастных случаев на производстве в 2012 году должностными лицами федеральной инспекции труда было выявлено и расследовано в установленном порядке 1 321 сокрытый несчастный случай на производстве, включая 338 несчастных случаев со смертельным исходом.
 
При этом количество выявленных сокрытых несчастных случаев имеет тенденцию к сокращению на 11 – 14% в год, а количество выявленных сокрытых несчастных со смертельным исходом остается примерно на одном уровне (около 10% от общего числа пострадавших со смертельным исходом).
 
В целях реализации полномочий по привлечению к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях трудового законодательства, в 2012 году государственными инспекторами труда (по охране труда) по результатам проведенных проверок в установленном порядке были приняты решения о наложении административных наказаний на 55,2 тыс. виновных лиц на общую сумму 296 385,9 тыс. рублей.
 
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ
 
В целях реализации прав членов профсоюзов на безопасные условия труда технической инспекцией труда профсоюзов в 2012 году было проведено 97,2 тыс. проверок выполнения требований норм трудового законодательства в области охраны труда и иных нормативных правовых актов. В ходе проверок было выявлено 242,7 тыс. нарушений требований, норм и правил по охране труда. По результатам выявленных нарушений работодателям выдано 50,9 тыс. представлений (предписаний).
 
Из общего числа проведенных техническими инспекциями труда профсоюзов проверок (17,9 тыс.) составили тематические проверки по вопросам труда женщин и молодежи (3,4 тыс. проверок), обеспечения работников средствами индивидуальной защиты – 8,7 тыс., гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных условиях труда – 3,2 тыс., рабочего времени и времени отдыха – 2,6 тыс.
 
В ходе тематических проверок, осуществлённых техническими инспекциями труда профсоюзов, было выявлено около 20 тыс. нарушений требований трудового законодательства. По результатам этих проверок работодателям было выдано 9,7 тыс. представлений (предписаний).
 
Технические инспекции труда профсоюзов использовали своё право на проведение независимых экспертиз условий труда. В отчётном году инспекциями труда было проведено 507 таких экспертиз. По результатам проведённых экспертиз было выдано 460 заключений, из них 116 – неудовлетворительных.
 
В отчетном году техническими инспекциями труда профсоюзов было рассмотрено 18,6 тыс. личных обращений, заявлений и жалоб членов профсоюзов, связанных с нарушениями их прав в области охраны труда. Из них было разрешено в пользу работников 16,2 тыс. или 87,3%.
 
В целях защиты прав работников, пострадавших на производстве, технические инспекции труда принимали участие в расследовании несчастных случаев на производстве и осуществляли контроль за соблюдением установленного порядка расследования несчастных случаев.
 
За нарушение требований, норм и правил по охране труда, а также в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников техническими инспекторами труда было предъявлено 1,5 тыс. требований работодателю о приостановке работ, в том числе 1,4 тыс. – станков, машин, оборудования и транспортных средств, 181 – производственных участков.
 
За нарушение нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, техническими инспекциями труда было составлено 2,2 тыс. требований о привлечении к ответственности должностных лиц, на основании которых к административной ответственности привлечено 808 должностных лиц.
 
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
 
В 2012 году Рабочей группой по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Рабочая группа) было проведено 14 заседаний.
 
На указанных заседаниях были рассмотрены 18 проектов нормативных актов, в том числе:
 
  • 6 проектов федеральных законов;
  • 5 проектов постановлений Правительства Российской Федерации;
  • 7 проектов приказов Минтруда России (Минздравсоцразвития России).
 
Анализ деятельности Рабочей группы показал высокую эффективность механизма регулирования социально-трудовых отношений на основе социального партнерства.
 
Для повышения эффективности взаимодействия с территориальными органами федеральных органов государственного надзора и контроля, объединениями работодателей, профессиональными союзами, другими заинтересованными организациями по вопросам условий и охраны труда, изучения, обмена и распространения передового опыта работы по охране труда, консультирования работодателей, определения приоритетных направлений по улучшению условий и охраны труда при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации создаются и функционируют совещательные органы.
 
К таковым относятся координационные советы по охране труда (например, совет функционирует в Республике Карелия, в Чувашской Республике принято решение о создании такого совета); экспертные советы (например, экспертный совет по охране труда Новосибирской области); межотраслевые советы руководителей служб охраны труда (Кемеровская область); межведомственные комиссии по охране труда (Камчатский край).
 
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВОПРОСАМ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
 
В соответствии с Перечнем научно-практических мероприятий по вопросам демографического развития на 2012 год, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 27 марта 2012 г. № 272, были проведены следующие научно-практические мероприятия по вопросам охраны труда.
 
1. II Всероссийский съезд обучающих организаций (г. Санкт-Петербург, июнь 2012 г.), на котором обсуждались вопросы повышения эффективности и качества учебного процесса на основе принципов практикоориентированного обучения, деятельности обучающих организаций и содержания методической работы, учитывающей особенности обучения взрослой аудитории.
 
2. Международная конференция «Профессиональный стандарт специалиста по охране труда: Компетентность. Образование и подготовка. Сертификация» (июль 2012 г.), с участием специалистов США, Канады, Англии, Австралии, Италии, Германии и др. стран, по вопросу установления требований, предъявляемых к специалистам по охране труда в условиях реформирования системы управления охраной труда.
 
3. II Всероссийский съезд организаций, оказывающих услуги по осуществлению функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек (г. Нижний Новгород, август 2012 г.), на котором обсуждались вопросы реформирования системы охраны труда, пути совершенствования полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны труда.
 
4.Семинар-совещание «Вопросы охраны труда работников, занятых на работах с вредными производственными факторами» (г. Владивосток, сентябрь 2012 г.) по вопросам совершенствования нормативно-правового обеспечения в области охраны труда работников, занятых на предприятиях с вредными условиями труда, а также оценки профессиональных рисков, путей профилактики производственного травматизма, эффективности использования средств индивидуальной защиты на рабочих местах.
 
5. Международный семинар-конференция «Гармонизация системы управления охраной труда в Российской Федерации и Республике Беларусь» (Псковская область, сентябрь 2012 г.) по обмену опытом, с обсуждением путей и возможностей максимального снижения травматизма на предприятиях, с оценкой экономических последствий.  
 
6. Международная конференция по проблемам гармонизации законодательства в сфере охраны труда в условиях глобализации мировой экономики (г. Москва, октябрь 2012 г.), проведенная в соответствии с «Программой сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2010 – 2012 гг.».
 
7. VI Международная конференция по вопросам охраны труда (г. Москва, декабрь 2012 г.), проведенная в рамках XVI Международной специализированной выставки «Безопасность и охрана труда – 2012», на которой обсуждались итоги года и первоочередные задачи совершенствования нормативной правовой базы по охране труда, практика оценки профессиональных рисков, пути и методы сокращения производственного травматизма, вопросы изготовления и использования средств индивидуальной защиты, информационного обеспечения охраны труда и другие актуальные проблемы.
 
8. Международная конференция высокого уровня по вопросам достойного труда (г. Москва, декабрь 2012 г.), по вопросам влияния глобализации на рынки труда и трудовые нормы, создания безопасных и комфортных рабочих мест.

 
Источник: материалы доклада Минтруда России "О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2012 году".