Новости
11 июня 2025 г.
12 июня вся страна отмечает День России!
Законодательство
22 апреля 2025 г.
Роструд разъясняет применение Правил по охране труда при работе на высоте
Статистика
19 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Специальная оценка условий труда
5 июня 2025 г.
Доплата за вредные условия труда: Минтруд России разъясняет
Совершенствование системы подготовки специалистов в области охраны труда - важное звено модернизации СУОТ
22 ноября 2013 г.
Модернизация системы управления охраной труда требует новых подходов к подготовке специалистов. В связи с этим в Минобрнауки России был направлен проект государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Охрана труда и управление профессиональными рисками.
Валерий КОРЖ, директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
В рамках реализации поручений Правительства РФ, направленных на формирование комфортных и безопасных рабочих мест как следствие, снижение производственного травматизма и профзаболеваемости, на всех уровнях управления проводится работа по модернизации системы управления охране труда (далее – СУОТ). Основной целью ее модернизации, заключающейся в постоянном улучшении условий труда работников является переход от «компенсационной» модели управления охраной труда к современной системе управления профессиональными рисками, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда.
В настоящее время за высокими показателями производственного травматизма кроются несоблюдение нормативных требований охраны труда, а также непроведение обучения по охране труда.
К наиболее типичным нарушениям требований охраны труда можно отнести следующие:
- руководители и специалисты предприятий не проходят обучение и проверку знаний по охране труда, в их должностных инструкциях отсутствуют обязанности по охране труда;
- инструктажи по охране труда проводятся с нарушениями установленных сроков, отсутствуют планы проведения инструктажей, не разрабатываются инструкции по охране труда;
- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ) осуществляется с нарушениями сроков и норм выдачи;
- не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ).
Нередки случаи, когда на работу принимаются граждане, не имеющие профессиональной подготовки, соответствующей ее характеру, без проведения инструктажа и обучения по вопросам охраны труда.
Основными выявленными причинами нарушений являются:
- недостаточное внимание ряда руководителей организаций к вопросам охраны труда работников;
- отсутствие достаточного финансирования на закупку необходимого количества СИЗ, проведение АРМ, медицинских и профилактических осмотров.
Проводимая системная работа потребует привлечения значительного количества квалифицированных кадров. В этой связи особое место должна занимать подготовка специалистов по охране труда организаций – должностных лиц, призванных организовывать процессы управления охраной труда, осуществлять контроль за безопасным производством работ.
Проведенный анализ действующих федеральных государственных образовательных стандартов и нормативной базы в области повышения квалификации специалистов по охране труда показал, что система их подготовки требует совершенствования. Подготовка управленческих и инженерно-технических кадров по охране труда должна осуществляться на основе компетентного подхода к формированию образовательных стандартов и соответствующих основных образовательных программ.
Удовлетворение потребностей работодателей в специалистах по вопросам охраны труда с учетом требований трудового законодательства о создании служб охраны труда в организациях обусловливает необходимость обеспечения подготовки в системе высшего профессионального образования бакалавров по новому направлению подготовки «Охрана труда и управление профессиональными рисками» в дополнение к существующей специальности «Техносферная безопасность».
Статья 217 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) содержит требование о создании службы по охране труда или введении должности специалиста по охране труда у каждого работодателя, численность работников которого превышает 50 человек.
В соответствии со ст. 225 ТК РФ государство обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.
В настоящее время в отечественной системе высшего профессионального образования отдельные вопросы по проблемам безопасности труда рассматриваются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (далее – ФГОС ВПО) в рамках двухуровневой подготовки (бакалавр – магистр) по направлению подготовки (специальности) 280700.62 «Техносферная безопасность».
Входящие в состав этого направления подготовки (специальности) профили 280101.65 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» и 280102.65 «Безопасность технологических процессов и производств» являются основанием для присвоения выпускнику вуза квалификации (степени) «бакалавр», а профиль 280200.68 «Защита окружающей среды» – «магистр».
Однако полученных по окончании обучения по указанным направлениям знаний недостаточно для надлежащего исполнения специалистом по охране труда своих обязанностей, в т. ч. в части организации и координации работ по охране труда на предприятии, участия в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда и профессиональными рисками на предприятии в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.
В ходе анализа действующих ФГОС ВПО по направлениям подготовки инженерных и управленческих специальностей по охране труда выявлен ряд несоответствий их компетентностных характеристик современным требованиям охраны труда и управления профессиональными рисками.
Установлено, что набор компетенций в сфере охраны труда и управления профессиональными рисками включен в указанные ФГОС ВПО бессистемно, непонятны механизм и логика отнесения компетентностных характеристик в сфере охраны труда и управления профессиональными рисками к общекультурным и профессиональным.
Например, в компетенции ФГОС ВПО специальности «металлургия» квалификации «бакалавр» (150400) требования в сфере охраны труда и управления профессионалъными рисками включены как в общекультурные, так и в профессиональные. При этом владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных аварий и катастроф отнесено к общекультурным, а умение оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов – к профессиональным компетенциям.
В то же время квалификация «магистр» этого же ФГОС ВПО специальности «металлургия» (150400), которая должна предусматривать более глубокое владение компетентностными характеристиками, вообще не содержит профессиональных компетенций в сфере охраны труда и управления профессиональными рисками.
Между тем к общекультурным компетенциям отнесено умение «понимать, излагать и использовать в практической деятельности основы трудового законодательства и правовых норм», что соответствует уровню рядового рабочего.
В этой связи разработан и направлен в Минобрнауки России для последующего утверждения в установленном порядке проект ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) «Охрана труда и управление профессиональными рисками» (квалификация (степень) «бакалавр»), а также изменений, которые необходимо внести в действующие ФГОС ВПО ряда инженерных и управленческих специальностей.
Одним из путей решения названной проблемы является формирование нормативной правовой базы для более качественной целевой подготовки специалистов-управленцев в сфере охраны труда с учетом потребностей работодателей и задач государственной политики в области безопасности труда и охраны здоровья работников.
Именно поэтому в ходе подготовки указанных проектов были сформулированы предложения по введению компетенций в области охраны труда и управления профессиональными рисками не только во ФГОС ВПО инженерных, но и ряда управленческих специальностей, а именно:
- направление подготовки (специальности) 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»);
- направление подготовки (специальности) 221400 «Управление качеством» (квалификация (степень) «бакалавр»);
- направление подготовки (специальности) 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр»);
- направление подготовки (специальности) 080400 «Управление персоналом» (квалификация (степень) «бакалавр»).
Кроме того, непрерывному повышению уровня профессиональных знаний и умений специалистов, адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности, совершенствованию профессиональной квалификации, а также подготовке к выполнению новых видов профессиональной деятельности будут способствовать дополнительные профессиональные образовательные программы в области охраны труда.
В целях эффективной реализации таких программ и обеспечения унифицированного подхода к обучению специалистов разработаны и направлены в Минобрнауки России федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки руководителей служб охраны труда и специалистов по охране труда.
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ НОВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Специфика работы специалистов по охране труда и управлению профессиональными рисками определяется требованиями ТК РФ и перспективой внедрения системы управления профессиональными рисками в рамках модернизации СУОТ в Российской Федерации.
Указанные специалисты должны обладать достаточной квалификацией для организации и координации работ по охране труда, определения направления развития системы управления профессиональными рисками на предприятии на основе мониторинга изменений законодательства и передового опыта в области охраны труда, а также исходя из модернизации технического оснащения, целей и задач предприятия.
При разработке проекта ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) «Охрана труда и управление профессиональными рисками» требуемые компетенции и структура основной образовательной программы подготовки бакалавров сформированы с учетом:
- модернизации СУОТ в Российской Федерации;
- внедрения концепции управления профессиональными рисками;
- тесной увязки состояния условий труда на предприятии с системой социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также системой пенсионного и медицинского обеспечения.
Обучающиеся по соответствующему направлению подготовки (специальности) будут способны осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
- организационно-управленческая;
- экспертно-консультационная;
- информационно-аналитическая;
- нормотворческая;
- правоприменительная;
- проектно-внедренческая;
- научно-исследовательская.
Реализация программы подготовки кадров позволит значительно повысить эффективность функционирования системы управления профессиональными рисками в Российской Федерации.
Источник: «Справочник специалиста по охране труда», № 6, 2013.