Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Публикации

15 апреля 2024 г.

Памятка работодателю. Как реализовать мероприятия по охране труда?

В соответствии с положениями части 3 статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации в перечень обязанностей работодателя в области охраны труда входит реализация мероприятий по...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Система госконтроля на промышленных производствах будет усовершенствована

12 мая 2016 г.

Переход на риск-ориентированный контроль обеспечения промышленной безопасности будет продолжен. Особое внимание при этом будет уделено профилактике и предотвращению нарушений, и важную роль в этом процессе планируется отвести современным информационным технологиям для обеспечения дистанционного мониторинга рисков. Механизмы совершенствования контрольно-надзорной деятельности в промышленном секторе обсудили 16 мая участники Второго форума-диалога «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества».
Переход на риск-ориентированный контроль обеспечения промышленной безопасности будет продолжен. Особое внимание при этом будет уделено профилактике и предотвращению нарушений, и важную роль в этом процессе планируется отвести современным информационным технологиям для обеспечения дистанционного мониторинга рисков. Механизмы совершенствования контрольно-надзорной деятельности в промышленном секторе обсудили 16 мая участники Второго форума-диалога «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества».
 

 
«Ростехнадзор первым в Российской Федерации реализовал принципы риск-ориентированного контроля и надзора», – напомнил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил АБЫЗОВ. Теперь этот подход зафиксирован в утверждённой Правительством 1 апреля «дорожной карте» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в РФ на 2016–2017 годы. Министр напомнил, что дополнения в закон о промышленной безопасности, предполагавшие реорганизацию контрольно-надзорной деятельности в этой сфере, обсуждались в формате Открытого правительства ещё 4 года назад. С тех пор специалисты федерального и регионального уровня провели масштабную ревизию всех поднадзорных объектов и распределили их по классам опасности, что позволило значительно оптимизировать контрольно-надзорную деятельность Ростехнадзора.




 
В результате этой титанической работы был внедрен подход, в рамках которого постоянный контроль и надзор, который ранее осуществлялся на более чем 290 тыс. опасных объектов, был реорганизован. На сегодняшний день количество объектов, которые входят в режим постоянного надзора, составляет порядка 9 тыс. Остальные объекты распределены по категориям меньшего риска. «Таким образом, мы смогли сфокусировать основные направления надзора на объектах, которые представляют наибольшие риски и опасность, и реализуем систему надзора, как планового, так и внепланового, исходя из оценки уровня и степени рисков у этих объектов», — отметил Михаил АБЫЗОВ.
 
Эта работа, по его словам, уже дает серьезные положительные результаты: за последние 2,5 года снижается количество происшествий на опасных объектах, положительная динамика наблюдается в области промышленного травматизма и смертельных случаев.
 
«Показатели смертельного травматизма на опасных объектах сейчас находятся на минимальном уровне с 1995 года», – подтвердил глава Ростехнадзора Алексей АЛЕШИН. По его данным, в прошлом году на таких предприятиях погибло 193 человека – на 7 меньше, чем в 2014 году. Внедрение риск-ориентированного подхода также позволило значительно снизить административную нагрузку на предпринимательское сообщество, подчеркнул руководитель ведомства.




 
«В первый год после внедрения статической модели риск-ориентированного контроля и надзора – это был 2014 год – мы сократили на 58% общее количество плановых проверок, а вместе с внеплановыми это количество сократилось на 27%. В прошлом году количество плановых проверок по отношению к 2014 году сократилось ещё на 17%. Почти на 30% сократилось число проверок в рамках строительного надзора. Можно подсчитать экономию, полученную бизнесом от этих мер, – речь идет о сотнях миллиардов рублей», – сказал Алексей АЛЕШИН.
 
Работа по совершенствованию промышленного надзора будет продолжена, подчеркнул Михаил АБЫЗОВ. Так, в соответствии с поручениями Президента РФ, необходимо провести масштабную работу по ликвидации избыточных требований, которые сохранились в контрольно-надзорной деятельности. Это касается и работы других контрольно-надзорных органов, уточнил министр. С учетом стремительно меняющихся технологий подходить к промышленным объектам с точки зрения требований, некоторые из которых были сформированы в середине прошлого века, по его словам, неправильно.




 

«Нужно провести ревизию всей системы требований. А с учетом того широкого спектра функций, которыми обладает Ростехнадзор (он обеспечивает надзор и на атомных объектах, и на энергетических объектах, и на химических предприятиях), чтобы провести по каждой отрасли такую ревизию и отказаться от избыточных требований, нужны масштабные усилия, много времени и финансирование». «Учитывая ограниченность бюджета, нам надо будет смотреть, каким образом реализовать эту работу за счет внутренних и дополнительных источников, где-то привлекая, в том числе, бизнес-сообщество, которое заинтересовано в разработке современной системы контроля и надзора. Для них – это в перспективе серьезное снижение затрат и издержек», – сказал Михаил АБЫЗОВ.
 
«Кроме того, по его словам, будет продолжена работа по ликвидации дублирующих полномочий на стыках деятельности Ростехнадзора и других ведомств. Крайне важно при осуществлении контрольно-надзорной деятельности делать акцент на предотвращении аварий, используя в этих целях современные технологии»,  – подчеркнул Михаил АБЫЗОВ.
 
Наша задача не просто обеспечивать надзор, а за счет применения современных технологий максимально реализовывать предупредительные мероприятия, предотвращая риски. Здесь не обойтись без вовлечения научного сообщества, применения новых технологий – как российских, так и международных. Сегодня в рамках реализации функций государственного надзора мы настаиваем на активном внедрении информационных технологий, которые позволяли бы обеспечить дистанционный надзор и дистанционный режим мониторинга рисков. Для этого необходима серьёзная база данных, платформа, другой режим взаимодействия с поднадзорными субъектами. Основы этих подходов мы уже закладываем во взаимодействие с Ростехнадзором», – отметил Михаил АБЫЗОВ.





 
Ростехнадзор уже использует современные технологии при осуществлении госконтроля, отметил Алексей АЛЕШИН. Система дистанционного мониторинга ситуации на опасных технических объектах сейчас испытывается на ряде предприятий, относящихся к пониженному классу опасности, и даёт возможность в режиме реального времени получать информацию о том, что происходит на конкретном предприятии. Если зафиксированы технологические отклонения, то специалисты Ростехнадзора имеют возможность оперативно отреагировать на них, пояснил глава ведомства.
 
Михаил АБЫЗОВ, в свою очередь, подчеркнул, что для объектов первого, максимального, класса опасности дистанционный надзор будет лишь дополнительным инструментом, он не будет замещать постоянный государственный контроль, а скорее облегчит взаимодействие поднадзорного объекта с контрольными органами. Что касается объектов четвёртой категории риска, то такая замена, по его словам, вполне возможна.





 
«Для повышения промышленной безопасности Ростехнадзор планирует ввести институт общественных инспекторов, – сообщил Алексей АЛЕШИН. – К надзорной деятельности планируется привлекать технических инспекторов профсоюзов». Михаил АБЫЗОВ эту идею поддержал, отметив, что для этого потребуется обеспечить нормативную базу и провести разъяснительную работу в профсоюзных организациях.
 
«Важным профилактическим инструментом в контрольно-надзорной деятельности должны стать проверочные листы, их внедрение также предусмотрено «дорожной картой» совершенствования контрольно-надзорной деятельности на 2016–2017 годы. Когда мы говорим о человеческом факторе, мы в первую очередь говорим о невыполнении обязательных требований. Мы предполагаем внедрить в ближайшее время целый набор информационных технологий, в том числе электронные проверочные листы, когда нарушения будут выявляться на этапе эксплуатации самим персоналом. Для этого необходимо сделать технологическую платформу, где бы эти отклонения фиксировались», – сообщил Михаил АБЫЗОВ.
 
Первым такую систему, по его словам, планирует внедрять Росатом, госкорпорация уже использует ее при строительстве новых объектов. Затем опыт планируется  масштабировать. Успехов в совершенствовании контрольно-надзорной деятельности Ростехнадзору удалось добиться в том числе и благодаря повышению открытости своей работы, активному взаимодействию с экспертным и деловым сообществом, констатировал Михаил АБЫЗОВ. Этот факт отмечают и представители деловых объединений.




 
Нам сложно переоценить сегодняшний разворот Ростехнадзора в сторону общения с нами, с предпринимателями. Деятельность ведомства становится более открытой, мы можем делиться своими бедами и проблемами, вносить свои предложения. То, что сейчас происходит, мы можем только приветствовать и одобрять», – отметила вице-президент «Опоры России» Марина БЛУДЯН.




 
О важности использования ресурса общественности в решении задач Ростехнадзора сказал и член Общественной палаты Валерий ВАСИЛЬЕВ. Для этого, по его словам, нужно использовать такие механизмы, как общественный контроль, общественные слушания и общественный мониторинг.
 
«Совместная работа представителей органов власти, профессиональных и общественных объединений будет способствовать повышению уровня промбезопасности», – согласился первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей МАЙОРОВ.




 

«В качестве эффективной площадки для такого взаимодействия себя уже зарекомендовал общественный совет при Ростехнадзоре. Позитивных изменений в работе ведомства и в повышении безопасности на промышленных предприятиях удалось добиться благодаря «союзу науки, правильного, грамотно организованного контроля и правильной организации общественной работы в целом в Правительстве», – считает председатель общественного совета при Ростехнадзоре Владимир ГРАЧЕВ.

Он высоко оценил работу Открытого правительства по формированию общественных советов при федеральных органах исполнительной власти и вручил министру РФ Михаилу АБЫЗОВУ орден В.И. Вернадского. Эта награда учреждена Неправительственным экологическим фондом имени В.И. Вернадского, президентом которого является Владимир ГРАЧЕВ. «Сначала общественные советы возникали спонтанно, сейчас всё это в масштабах Экспертного совета при Правительстве, в масштабах Открытого правительства структурировано и служит достижению результатов. Я надеюсь, что при реорганизации органов надзора всё это будет учтено», – сказал Владимир ГРАЧЕВ.
 


Источник:
open.gov.ru.