Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 апреля 2024 г.

Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда

5 апреля 2024 года состоялся бесплатный вебинар по теме «Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента образования КИОУТ...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Основные направления совершенствования законодательства в области охраны труда: статистика и приоритеты

25 ноября 2014 г.



На сегодняшний день в нашей стране сложились все предпосылки для реформирования системы оценки условий труда. Проиллюстрировать это можно некоторыми цифрами. Всего в экономике России 48,7 млн рабочих мест, на которых занято 71,7 млн работников. При этом численность работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда в базовых отраслях экономики постоянно и неуклонно увеличивается: 27,5% – 2009 г., 29% – 2010 г., 30,5% –2011 г., 31,8% – 2012 г., 32,2% – 2013 г., наиболее вредными производствами традиционно остаются:  обрабатывающие производства – 33,4%; транспорт – 35,1%; добыча полезных ископаемых – 46,2%.
 

 





 

Сергей ВЕЛЬМЯЙКИН,
первый заместитель
Министра труда и социальной защиты РФ

Анализируя данные о впервые выявленных профессиональных заболеваниях можно сделать вывод о том, что за последние пять лет снизилось количество случаев профзаболеваемости, но незначительно, с 6 105 случаев в 2009 г. до 5 789 в 2013 г. (по данным ФСС России).
 
Структура профессиональной заболеваемости в стране также остается стабильной (по данным ФМБА России):
 
  • нейросенсорная тугоухость – 33%;
  • вибрационная болезнь – 21%;
  • пояснично-крестцовая радикулопатия – 22%;
  • профессиональный бронхит – 10%;
  • пневмокониоз – 3%.
В отношении несчастных случаев на производстве за последние пять лет неуклонно снижается численность пострадавших со смертельным исходом в Российской Федерации, с 3 931 в 2008 г. до 2 630 смертельных исходов в 2013 г. (по данным Роструда).

Распределение данных о количестве погибших в результате несчастных случаев на производстве по видам экономической деятельности в 2013 г. следующее:
 
  • строительство – 610 чел.;
  • обрабатываюбщие производства – 459 чел.;
  • транспорт и связь – 289 чел.;
  • сельское хозяйство – 304 чел.;
  • добыча полезных ископаемых – 188 чел.;
  • производство и распределение электроэнергии – 137 чел.;
  • оптовая и розничная торговля, ремонт транспортных средств, бытовых изделий и др. – 130 чел.;
  • предоставление социальных, коммунальных и др.услуг – 120 чел.;
  • госуправление и военная безопасность – 106 чел.;
  • образование – 47 чел.
В целом, экономические потери, связанные с неблагоприятными условиями труда в 2013 г. составили:
 
  • потери работодателей (включая потери вследствие производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, предоставления дополнительного отпуска и сокращенной продолжительности рабочей недели) – 956 млрд руб. (2,1% ВВП);
  • суммарные экономические потери (включая выплаты пособий и страховые выплаты по обязательному социальному страхованию, выплаты досрочных пенсий, расходы работодателей на компенсации и средства индивидуальной защиты) – 1,94 трлн руб. (4,3% ВВП).
 
Изменить ситуацию в лучшую сторону представляется проблематичным, так как в настоящее время в российском законодательстве существует конфликт правовых норм. С одной стороны, существует Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который запрещает работу на рабочих местах с вредными условиями труда. С другой, Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, таким образом допуская наличие таких рабочих мест.
 
До настоящего времени отечественная система охраны труда базировалась на концепции абсолютной безопасности, которая подразумевает полное устранение факторов, способных оказать нежелательное воздействие на организм, но в действительности таких идеальных, свободных от любых вредных воздействий, видов деятельности, не существует. Любая деятельность потенциально опасна, поэтому обеспечить нулевой риск фактически невозможно.
 
Первым шагом в преобразовании систему охраны труда является переход от доктрины абсолютной безопасности к оценке приемлемого риска. В качестве второго шага необходимо внести поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации. Вместе с тем, некоторые важные шаги в изменении законодательства уже предприняты.
 
  • Принят федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №421-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона  «О специальной оценке условий труда».
  • Федеральными законами №426-ФЗ и №421-ФЗ в стране введена современная система оценки условий труда в части выявления вредных и опасных производственных факторов,  влияющих на здоровье человека.
  • Создан законодательный механизм стимулирования работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах, а  также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда.
  • Установлены размеры дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, исчисляемые по принципу – «чем безопасней труд, тем ниже страховой взнос».
  • Снижена административная и финансовая нагрузка на работодателей в области охраны труда в результате введения декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и упразднением сертификации организации работ по охране труда.
  • Усилена административная ответственность за нарушения требований охраны труда.
  • Сформирован законодательный механизм дифференцированного подхода предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными (опасными) условиями труда в зависимости от класса условий труда на рабочих местах.
Вместе с тем необходимо создать законодательно закрепленную систему гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда, которая включает:
 
  • повышение уровня защиты работников путем закрепления минимальных объемов гарантий и компенсаций в Трудовом кодексе Российской Федерации;
  • повышение уровня защиты прав работников за счет активизации деятельности социальных партнеров в рамках отраслевых и коллективных переговоров;
  • поправки в Трудовой Кодекс Российской Федерации, предусматривающие возможность дифференцированного установления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций.
Система гарантий и компенсаций должна строиться на принципе «Чем выше уровень вредности на рабочем месте – тем больше объем гарантий и компенсаций». И в этой ситуации необходимо придать особый статус эксперту, проводящему специальную оценку условий труда. Необходимо установить, что эксперт:
 
  • является самостоятельным субъектом в сфере специальной оценки условий труда – статус подтверждается сертификатом эксперта;
  • не входит в комиссию по проведению специальной оценки условий труда.
Эксперт принимает юридически значимые решения по проведению измерений вредных и опасных факторов, по использованию данных производственного контроля, несет персональную административную ответственность, вплоть до 3-х лет дисквалификации.
 
В связи с изложенной концепцией, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Российской Федерации на 2014 год ставит перед собой следующие основные задачи:

 
  • подготовить концепции проекта Федерального закона о безопасности и гигиене труда, предусматривающего переход от доктрины абсолютной безопасности к оценке приемлемого риска;
  • проработать вопрос о необходимости внесения изменений в раздел «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации.
  • разработать типовое положение о системе управления охраной труда.


 
 



 
Источник: 8hours.ru, aetalon.ru.