Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

25 апреля 2024 г.

Бесплатный вебинар КИОУТ: освобождение работников от обучения по охране труда

12 апреля прошел бесплатный вебинар по теме «Освобождение работников от обучения по охране труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента аутсорсинга охраны труда КИОУТ Алена...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Профессиональные стандарты: комментарий Минтруда России

31 мая 2016 г.

В последнее время Минтрудом России было разработано около 800 профессиональных стандартов. Приказами Минтруда России введено в действие более 800 профессиональных стандартов для различных категорий работников. В статье сложившуюся ситуацию с разработкой и утверждением профессиональных стандартов комментирует заместитель министра труда и социальной защиты РФ, кандидат экономических наук Любовь Юрьевна Ельцова, которая в этом федеральном органе исполнительной власти курирует вопросы по разработке профессиональных стандартов... 
В последнее время Минтрудом России было разработано около 800 профессиональных стандартов. Приказами Минтруда России введено в действие более 800 профессиональных стандартов для различных категорий работников. В статье сложившуюся ситуацию с разработкой и утверждением профессиональных стандартов комментирует заместитель министра труда и социальной защиты РФ, кандидат экономических наук Любовь Юрьевна Ельцова, которая в этом федеральном органе исполнительной власти курирует вопросы по разработке профессиональных стандартов. В частности, она подробно остановилась на таких профессиональных стандартах, как «Специалист по противопожарной профилактике», «Специалист в области охраны труда» и др., ответила на ряд вопросов, касающихся контроля по соблюдению требований, установленных профессиональными стандартами для работников и специалистов, разработки типовых инструкций по охране труда и др.

 
Учитывая интерес читателей к этой теме, редакция журнала «Охрана труда и социальное страхование» обратилась к Любови Юрьевне ЕЛЬЦОВОЙ с просьбой дать изданию интервью и разъяснить сложившуюся ситуацию.
 
– В журнале «Охрана труда и социальное страхование (№ 7 за 2015 г.) был опубликован професси­ональный стандарт «Специалист по противопожарной профилактике». Был ли этот стандарт согласован с МЧС России (федеральным органом исполнительной власти, в компетен­цию и полномочия которого входят вопросы пожарной безопасности)?
 
– Профессиональный стандарт «Специалист по противопожарной профилактике» утвержден приказом Минтруда России от 28.10.2014 г. № 814н (зарегистрирован Минюстом России 21.11.2014 г., № 34 822). Проект проф­стандарта был согласован с Феде­ральным государственным бюджет­ным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-иссле­довательский институт противопо­жарной обороны Министерства Рос­сийской Федерации по делам граж­данской обороны, чрезвычайным си­туациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ФГБУ ВНИИПО МЧС России). При наличии предложений и заме­чаний Минтруд России готов рассмо­треть их в установленном порядке и учесть при актуализации данного профессионального стандарта.
 
– Распространяются ли требова­ния данного стандарта на работни­ков Федеральной противопожарной службы МЧС России, Государствен­ной противопожарной службы субъ­ектов РФ и ведомственной пожар­ной охраны, занимающихся профи­лактикой пожаров?

– В ст. 195.3 Трудового кодекса (ТК) РФ определен порядок применения профессиональных стандартов. Со­гласно данной статье характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ТК РФ, другими федеральными зако­нами и иными нормативными право­выми актами РФ, применяются ра­ботодателями в качестве основы для определения требований к квалифи­кации работников с учетом особенно­стей выполняемых работниками тру­довых функций, обусловленных при­меняемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
 
Вопросы установления квалифи­кационных требований к претенден­там на замещение должностей граж­данской службы урегулированы за­конодательством РФ о гражданской службе. Если сотрудники Федераль­ной противопожарной службы яв­ляются гражданскими служащими, то квалификационные требования к специалистам противопожарной безопасности, содержащиеся в профес­сиональных стандартах, носят реко­мендательный характер и применимы в части, не противоречащей законо­дательству о гражданской службе.
 
– Обеспечение пожарной безопас­ности сопряжено с необходимостью выполнения большого количества работ и услуг. Это, например, про­ведение огнезащитой пропитки де­ревянных конструкций, огнезащита электрических кабелей и других конструкций, устройство и обслужи­вание систем пожарной автоматики, зарядка огнетушителей, трубочист­ные работы и т.д. Как предполага­ется решить вопрос с профессио­нальными стандартами для работ­ников, которые выполняют работы и услуги в области пожарной бе- зопасности? Кто будет их разраба­тывать?
 
– Перечень необходимых к разра­ботке профессиональных стандартов формируется с учетом стратегий и программ развития секторов эконо­мики по предложениям федераль­ных и региональных органов госу­дарственной власти, объединений работодателей, профсоюзов и других заинтересованных организаций. Раз­работка проектов профессиональных стандартов осуществляется за счет бюджетных средств, а по инициативе разработчиков – за счет их средств.





 
В перечень необходимых к разра­ботке профессиональных стандартов в 2016 г. по предложениям МЧС Рос­сии вошли проекты профессиональ­ных стандартов «водолаз» и «спаса­тель». При поступлении соответству­ющих предложений от МЧС России Минтруд России готов организовать разработку профессиональных стан­дартов для работников, выполняю­щих работы и услуги в области по­жарной безопасности.
 
Проекты профессиональных стан­дартов согласно Правилам разра­ботки, утверждения и применения профессиональных стандартов (по­становление Правительства РФ от 22.01.2013 г. № 23) разрабатываются объ­единениями работодателей, работо­дателями, профессиональными со­обществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммер­ческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и дру­гих заинтересованных организаций.
 
– Минтрудом России на феде­ральном уровне формируется Спра­вочник профессий. Какие профессии работников, осуществляющих ра­боты и услуги в области пожарной безопасности, будут в него вклю­чены?
 
– Минтрудом России утвержден Справочник востребованных на рынке труда новых и перспективных про­фессий, в том числе требующих сред­него профессионального образования (приказ Минтруда России от 02.11.2015 г. № 832 в ред. приказа от 10.02.2016 г. № 46). В Справочник включены сле­дующие должности/профессии: лесной пожарный, парашютист (де­сантник) – пожарный, специалист по противопожарной профилактике, аналитик в области охраны лесов, горнорабочий по предупреждению и тушению пожаров, инструктор па­рашютной и десантно-пожарной службы и др.
 
– Приказом Минтруда России от 04.08.2014 г. № 524н утвержден профес­сиональный стандарт «Специалист в области охраны труда». Для вы­полнения требований указанного приказа требуется организовать подготовку специалистов по этому направлению деятельности. Необхо­дим ли федеральный государствен­ный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессиональ­ного образования), который регла­ментирует подготовку специалистов (бакалавр, магистр) в области ох­раны труда?
 
– Профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда» утвержден приказом Минтруда Рос­сии от 04.08.2014 г. № 524н (зарегистри­рован Минюстом России 20.08.2014 г., рег. № 33 671). После утверждения данный проф­стандарт был направлен в установ­ленном порядке в Министерство об­разования и науки РФ для учета при формировании федеральных государственных образовательных стан­дартов профессионального образо­вания. Приказом Минобрнауки России от 14.12.2009 г. № 723 утвержден и введен в действие федеральный государствен­ный образовательный стандарт выс­шего профессионального образова­ния по направлению подготовки «Тех­носферная безопасность».




 
– В ведении Минтруда России на­ходится Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), кото­рая осуществляет федеральный го­сударственный надзор за соблюде­нием трудового законодательства и иных нормативных правовых ак­тов, содержащих нормы трудового права. Осуществляют ли должност­ные лица Роструда и подчиненных ему инспекций труда в субъектах РФ контроль за соблюдением тре­бований, установленных професси­ональными стандартами для работ­ников и специалистов?
 
– Согласно ст. 57 ТК РФ обяза­тельными для включения в трудовой договор условиями являются трудо­вая функция работника, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписа­нием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работы. Требование о строгом соответ­ствии наименования должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним предусматривается только в отно­шении тех должностей, профессий и специальностей, выполнение работ по которым в соответствии с феде­ральными законами связано с пре­доставлением компенсаций и льгот либо с наличием ограничений.
 
Таким образом, наименования должностей должны указываться в трудовом договоре, штатном распи­сании и трудовых книжках в строгом соответствии с квалификационными справочниками или положениями профессионального стандарта. В этой связи в случае выявления при проведении проверки государ­ственным инспектором труда несоот­ветствий к работодателю могут быть применены меры инспекторского ре­агирования, в том числе выдано обя­зательное для исполнения предписа­ние о приведении должностей в соот­ветствие с требованиями профессио­нального стандарта.
 
– В ряде профессиональных стан­дартов содержатся различные по объему требования по вопросам охраны труда и смежных с ней на­правлений безопасности. Так, на­пример, приказом Минтруда России от 04.08.2014 г. № 534н утвержден про­фессиональный стандарт «Ведущий телевизионной программы». В со­ответствии с ним ведущий телеви­зионной программы должен знать правила охраны труда, производ­ственной санитарии и пожарной безопасности.
 
В профессиональном стандарте «Ветеринарный врач», который ут­вержден приказом Минтруда Рос­сии от 14.08.2014 г. № 540н (зарегистри­рован в Минюсте России 20.08.2014 г., рег. № 33 672) содержится требо­вание о знании только требований охраны труда. Этому специалисту не надо знать требования производственной санитарии, хотя по роду деятельности для него знание вопросов производственной санитарии является приоритетным.


 


В профессиональном стан­дарте для овощевода, утвержден­ном приказом Минтруда России от 04.08.2014 г. № 525н (зарегистрирован в Минюсте России 01.09.2014 г., рег. № 33 913) предусмотрено, что он должен знать правила охраны труда при проведении сельскохо­зяйственных работ. Это узкий сег­мент требований по охране труда. В реальности овощеводу необходимо знать и ряд других нормативных документов, в которых установлены требования охраны труда.

В отдельных профессиональных стандартах к работникам не предъ­являют требования о необходимо­сти знать правила охраны труда.
 
Так, например, в профессио­нальном стандарте «Специалист казначейства банка», введенном в действие приказом Минтруда Рос­сии от 29.07.2015 г. № 525н (зарегистри­рован в Минюсте России 18.08.2015 г., № 38 576), требование о необходи­мости знать нормы и правила ох­раны труда отсутствует.
 
Чем обусловлена такая разница в требованиях профессиональных стандартов? Кто и по каким крите­риям устанавливает в профессио­нальных стандартах необходимость знания работниками требований ох­раны труда, пожарной безопасно­сти, производственной санитарии и промышленной безопасности?
 
– В процессе разработки проекты профессиональных стандартов прохо­дят профессионально-общественное обсуждение в рамках «круглых сто­лов», конференций, семинаров и в ин­формационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://profstandart.rosmintrud.ru, www.regulation.gov.ru). Проекты согласовываются с про­фессиональными сообществами, профсоюзами и федеральными ор­ганами исполнительной власти в со­ответствующей сфере деятельности. В процессе обсуждения и согласо­вания устанавливается необходимый для конкретной должности объем требований о знаниях правил охраны труда.
 
В ст. 212 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя обеспе­чить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструк­таж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и про­верку их знаний требований охраны труда. Ввиду того, что требования к знаниям охраны труда закреплены законодательством РФ, в некоторых профессиональных стандартах эти требования не были отражены.
 
Вопрос о наличии специальных знаний по охране труда должен рас­сматриваться в отношении конкрет­ной должности или профессии, и если в каких-либо нормативных пра­вовых актах установлены требова­ния к должности/профессии, но они не указаны в профессиональных стандартах, то это не значит, что их не нужно выполнять.
 
– Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 1160 было утверж­дено Положение о разработке, ут­верждении и изменении норматив­ных правовых актов, содержащих государственные нормативные тре­бования охраны труда. В соответ­ствии с ним к нормативным право­вым актам, содержащим государ­ственные нормативные требования охраны труда, относятся типовые инструкции по охране труда.
 
Приказами Минтруда России, как уже было сказано, введено в дей­ствие более 800 профессиональных стандартов для различных катего­рий работников. Например, для ра­ботников лифтовой отрасли подго­товлено девять профессиональных стандартов, в которых предусмо­трены требования о знании правил охраны труда. В то же время Мин­трудом России не утверждена ни одна типовая инструкция по охране труда для работников лифтового хо­зяйства.
 
Получается своеобразный раз­рыв цепочки требований, предъяв­ляемых в нормативных правовых ак­тах, издаваемых Минтрудом России. Работник должен знать требования охраны труда, которые никто не раз­работал и в установленном порядке не ввел в действие. Получается, что он должен знать то, чего нет в действительности.
 
За период, прошедший с мо­мента издания постановления Пра­вительства РФ № 1160, Минтрудом России не была введена в действие ни одна типовая инструкции по ох­ране труда. Считаете ли Вы необхо­димым вместе с профессиональным стандартом утверждать и вводить в действие типовые инструкции по ох­ране труда?
 
Как предполагается решить во­прос с изданием типовых инструк­ций по охране труда для тех катего­рий работников, деятельность кото­рых урегулирована профессиональ­ными стандартами? Не скажется ли отрицательно от­сутствие государственных норма­тивных требований по охране труда в виде типовых инструкций на вне­дрении в практику профессиональ­ных стандартов?
 
– В соответствии с Положением о разработке, утверждении и измене­нии нормативных правовых актов, со­держащих требования охраны труда (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 1160), к норматив­ным правовым актам, содержащим государственные нормативные требо­вания охраны труда, относятся стан­дарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпиде­миологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, сани­тарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанав­ливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса) (далее – акты, содержащие требования охраны труда).
 
Акты, содержащие требования ох­раны труда, в соответствии с полно­мочиями, установленными постанов­лением Правительства РФ от 19.06.2012 г. № 610, издаются Министерством труда и социальной защиты РФ, яв­ляющимся органом, уполномочен­ным на осуществление функций по выработке и реализации государ­ственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Так, например, в 2013-2015 гг. Минтрудом России было принято 16 правил по охране труда.
 
Следует отметить, что в соответ­ствии с п. 5.1 раздела «Разработка и утверждение инструкций по охране труда для работников» Методиче­ских рекомендаций по разработке государственных нормативных тре­бований охраны труда (утв. постанов­лением Минтруда России от 17.12.2002 г. № 80) инструкция по охране труда для работника разрабатывается ис­ходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы.
 
Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на ос­нове межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии – межотрасле­вых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, из­ложенных в эксплуатационной и ре­монтной документации организаций – изготовителей оборудования, а также в технологической документации ор­ганизации с учетом конкретных усло­вий производства. На основе инструк­ций по охране труда проводится ин­структаж работника по охране труда на его рабочем месте.
 
С учетом изложенного и в соот­ветствии с требованиями правил по охране труда, утвержденных Минтру­дом России, работодатель в установ­ленном в ст. 8 ТК РФ порядке должен организовать разработку инструкций по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ. Эти ин­струкции утверждаются локальными нормативными актами работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками пред­ставительного органа. В этой связи представляется, что в настоящее время отсутствует необ­ходимость в разработке и утвержде­нии Минтрудом России типовых ин­струкций по охране труда.

 
Материал подготовлен редакцией журнала «Охрана труда и социальное страхование» при содействии пресс-службы Минтруда России.