Новости
11 июня 2025 г.
12 июня вся страна отмечает День России!
Законодательство
22 апреля 2025 г.
Роструд разъясняет применение Правил по охране труда при работе на высоте
Статистика
19 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Специальная оценка условий труда
5 июня 2025 г.
Доплата за вредные условия труда: Минтруд России разъясняет
Основные направления совершенствования системы управления охраной труда в Нижегородской области
30 июля 2013 г.
Как показывает практика, наиболее аффективной формой реализации государственной политики в сфере сохранения жизни и здоровья работающего населения является создание системы управления охраной труда (далее – СУОТ), служащей инструментом непрерывного совершенствования профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В Нижегородской области формирование региональной СУОТ началось с середины 1990-х гг. С тех пор региональная СУОТ постоянно совершенствуется с учетом правовых и социально-экономических изменений, а также актуальных потребностей Нижегородской области. Основу региональной СУОТ составляет Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ), а также закон Нижегородской области от 03.02.2010 № 9-3 «Об охране труда в Нижегородской области» (далее – Закон № 9-3).
Организационная структура региональной СУОТ включает в себя три уровня: областной (государственное управление охраной труда), муниципальный, уровень работодателя (предприятия).
Государственное управление охраной труда на областном уровне обеспечивает:
- нормативное и правовое регулирование охраны труда;
- целевое планирование;
- взаимодействие субъектов управления;
- осуществление государственной экспертизы условий труда;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ);
- формирование системы обучения;
- создание и поддержка системы информационных ресурсов по охране труда;
- мониторинг состояния условий и охраны труда в Нижегородской области.
В соответствии с действующим законодательством государственное управление осуществляют:
- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
- правительство Нижегородской области;
- Министерство социальной политики Нижегородской области (далее – Министерство);
- иные министерства и органы исполнительной власти Нижегородской области.
Реализация системных мероприятий позволила за последние пять лет снизить уровень производственного травматизма со смертельным исходом более чем на 40,6%, профессиональной заболеваемости – на 16%. Ежегодно повышается уровень охвата рабочих мест АРМ, который за этот же период вырос на 18% и составил 48% от общего числа рабочих мест в регионе.
Вместе с тем остается достаточно высоким уровень общего производственного травматизма – 1,8 пострадавших на 1000 работающих. Кроме того, согласно данным государственной статистики каждый третий работник в Нижегородской области занят в неудовлетворительных условиях труда. Все это приводит к возникновению профессиональных заболеваний, потере трудоспособности, преждевременной смертности. Также неудовлетворительные условия труда, несчастные случаи и профессиональные заболевания являются причиной серьезных экономических потерь.
Ситуация в этой сфере продолжает оставаться сложной в связи с высокой степенью износа основных фондов, отсутствием достаточного финансирования мероприятий по охране труда и программ по реконструкции и техническому перевооружению предприятий, а также нехваткой экономических стимулов, побуждающих работодателей обеспечивать безопасные условия труда, проводить автоматизацию и модернизацию производства и технологических процессов.
В этих условиях усилия по совершенствованию региональной СУОТ сосредоточены на следующих направлениях:
- актуализация системы государственного и муниципального управления охраной труда;
- создание современных и эффективных СУОТ на предприятиях;
- непрерывное повышение компетентности работников и работодателей в области охраны труда;
- обеспечение работников современными средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ);
- мониторинг состояния условий и охраны труда у работодателей;
- обеспечение широкого доступа работников и работодателей к информационным ресурсам в сфере охраны труда, пропаганда здорового и безопасного труда.
Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее.
Для координации работы и организации взаимодействия субъектов управления охраной труда образована областная межведомственная комиссия по охране труда, состав которой утвержден правительством Нижегородской области.
Актуализация системы государственного и муниципального управления охраной труда осуществляется на основе:
- взаимодействия субъектов управления охраной труда как на областном, так и муниципальном уровнях;
- обеспечения реализации областной и муниципальных целевых программ по охране труда;
- развития системы отраслевого управления охраной труда;
- расширения информационного и консультационного обеспечения охраны труда.
профессиональных союзов и их объединений.
Основными направлениями деятельности Комиссии являются:
- рассмотрение вопросов и подготовка предложений по проблемам охраны труда;
- обеспечение взаимодействия и координации деятельности органов государственного надзора и контроля, органов исполнительной власти Нижегородской области и местного самоуправления, работодателей, профессиональных союзов и иных общественных организаций с целью реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда.
Основой деятельности Комиссии является сотрудничество с объединениями работодателей и профсоюзов. Региональная СУОТ не может функционировать без эффективного социального диалога и полноценного участия в процессах всех заинтересованных сторон. Сегодня в Нижегородской области действует 111 соглашений различных уровней, заключено более 6 тыс. коллективных договоров, содержащих мероприятия по охране труда, что обеспечило охват 87% занятых в экономике и социальной сфере региона.
Одним из центральных элементов региональной СУОТ является перспективное планирование, осуществляемое в форме областных целевых программ улучшения условий и охраны труда
Особенно актуальный вопрос – организация социального партнерства в малом и среднем бизнесе Нижегородской области, где занято более 500 тыс. человек. Значительная часть из них не охвачена коллективно-договорной деятельностью, что, как показывает практика, ведет к нарушению трудовых прав работников, включая право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Использование программно-целевого метода обеспечивает целенаправленное и устойчивое развитие процессов, связанных с профилактикой производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. С учетом этого постановлением Правительства Нижегородской области от 10.07.2012 № 422 утверждена пятая областная целевая программа «Улучшение условий и охраны труда в Нижегородской области на 2013 – 2015 годы». Аналогичные программы приняты и реализуются во всех муниципальных образованиях.
В Законе № 9-З значительная роль отводится управлению охраной труда, осуществляемому министерствами и иными органами исполнительной власти в соответствующих видах экономической деятельности. Для повышения эффективности этого управления Министерством подготовлены и утверждены Комиссией рекомендации по управлению охраной труда в закрепленных видах экономической деятельности. На основе указанных рекомендаций разработаны отраслевые СУОТ в сфере здравоохранения, образования и культуры, и эта работа продолжается.
Основу территориального управления в региональной СУОТ составляют органы местного самоуправления. Фактически во всех муниципальных образованиях Нижегородской области имеются специалисты по труду, созданы и успешно действуют межведомственные комиссии по охране труда, ставшие объединяющим и координирующим органом по охране труда на соответствующих территориях. Органы местного самоуправления являются полноправными участниками процесса реализации государственной политики в сфере охраны труда в муниципальных образованиях.
Действующая СУОТ на предприятии является наиболее эффективным инструментом, направленным на сохранение жизни и здоровья его работников. Во многих организациях региона при активном участии сторон социального партнерства внедряются современные системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, реализуются мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда работников.
С опытом предприятий, успешно реализующих современые СУОТ и предлагаемых к распространению среди организаций Нижегородской области, можно ознакомиться в подразделе «Охрана труда в Нижегородской области» раздела «Общество» официального интернет-сайта правительства Нижегородской области.
В ТК РФ закреплены понятия «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками». В настоящее время Минтрудом России разработано Положение о системе управления профессиональными рисками.
Успешная разработка и реализация трудоохранных мероприятий во многом зависят от уровня компетентности персонала, и прежде всего специалистов по охране труда, являющихся своего рода генераторами современных систем управления охраной труда и профессиональными рисками.
Сегодня уже все понимают, что охрана труда является косвенным показателем состояния экономики. Вместе с тем решение основных проблем, связанных с кадровым обеспечением охраны труда на предприятии, во многом зависит от позиции работодателя, а не закона. Такое положение дел формирует соответствующее отношение к охране труда и в конечном итоге приводит к высокому уровню производственного травматизма, отсутствию профилактики профессиональной заболеваемости, неудовлетворительным условиям труда работников, нарушению их трудовых прав.
Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н утвержден раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Данный приказ вступил в силу с 1 июля 2013 г.
ТК РФ содержит требование о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда при наличии у работодателя более 50 работников. По данным мониторинга, проведенного в Нижегородской области, укомплектованность такими специалистами составляет порядка 70%. Однако при этом на должность специалиста по охране труда нередко назначаются лица, не имеющие соответствующей подготовки или опыта работы в данной сфере.
Квалификациошгые характеристики специалистов по охране труда, содержащиеся в соответствующем разделе нового Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, призваны способствовать:
- правильному подбору и расстановке кадров;
- повышению их квалификации;
- рациональному разделению труда;
- созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности работников;
- установлению единых подходов при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований.
В соответствии с ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется работодателем. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н утвержден Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, предоставляющий реальную возможность конкретизировать финансовые затраты на охрану труда и обеспечить их эффективность на основе разработки с учетом специфики деятельности предприятия конкретной структуры расходов на охрану труда.
Контроль за целевым использованием этих средств в соответствии с новым Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих должен осуществлять специалист по охране труда.
Устойчивое функционирование региональной СУОТ невозможно без обеспечения непрерывного процесса повышения компетентности работников и работодателей в области охраны труда. Для этих целей в регионе имеется сеть из 37 аккредитованных организаций, предоставляющих услуги в сфере обучения по охране труда.
Отмечается ежегодный рост количества работников, прошедших такое обучение. Вместе с тем это вызывает и определенную озабоченность, так как рост числа обученных на фоне высокого уровня производственного травматизма свидетельствует о формальном подходе к проведению обучения. Исходя из этого, особые требования предъявляются к обучающим организациям, а также к работодателям, заключающих с ними договоры, которых, к сожалению, не всегда заботит высокое качество обучения.
Согласно данным государственной статистики, до 10% всех несчастных случаев на производстве прямо или косвенно связаны с нарушениями требований к применению СИЗ
Особое место в системе мер по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний занимают СИЗ. Их отсутствие или неправильное применение очень часто служит причиной несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
В последние годы отмечается рост рынка средств защиты, что связано с темпами роста экономики, совершенствованием трудового законодательства, активной профессиональной деятельностью самих участников данного рынка по продвижению современных и высокоэффективных средств защиты.
Министерство совместно с Ассоциацией средств индивидуальной защиты, Торгово- промышленной палатой Нижегородской области и Некоммерческим партнерством Центров Охраны Труда Поволжского федерального округа регулярно организует выставки спецодежды. Очередная выставка «Спецодежда и другие средства индивидуальной защиты – 2012» состоялась в октябре прошлого года. В ней приняли участие предприятия-производители, разработчики и продавцы всех видов сертифицированных СИЗ из Нижнего Новгорода, Нижегородской области, Москвы, Пермского края, Тверской области и других регионов.
В рамках выставки прошел круглый стол на тему «Современные средства индивидуальной защиты для обеспечения работающих во вредных и опасных условиях труда» на котором представители предприятий рассказывали об опыте использования тех или иных видов спецодежды, а производители СИЗ информировали потребителей о новинках.
Важной частью региональной СУОТ является мониторинг состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Нижегородской области. Положение о мониторинге состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Нижегородской области утверждено постановлением правительства Нижегородской области от 27.08.2010 № 557.
Итоговые материалы с анализом эффективности региональной СУОТ и меры по ее совершенствованию периодически рассматриваются Комиссией и размещаются на официальном сайте правительства Нижегородской области. Значимым направлением работы по реализации государственной политики в сфере охраны труда является обеспечение широкого доступа работников и работодателей к информационным ресурсам в области охраны труда, пропаганда здорового и безопасного труда. Для этих целей на официальных сайтах Министерства и правительства Нижегородской области функционирует раздел «Охрана труда в Нижегородской области», количество посещений которого за 2011 – 2012 гг. составило более 80 тыс. в год.
Мониторинг проводится по следующим направлениям:
- состояние условий труда и обеспечение охраны труда на рабочих местах;
- уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- проведение АРМ;
- подтверждение соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- профессиональная подготовка специалистов по охране труда в учреждениях среднего и высшего профессионального образования и повышение их квалификации;
- проведение обучения по охране труда работников организаций;
- реализация мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за счет средств, выделяемых ФСС России на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
нач. упр. по труду и занятости
Министерства социальной политики Нижегородской области
Источник: ВНИИ охраны и экономики труда Минтруда России