Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

25 апреля 2024 г.

Бесплатный вебинар КИОУТ: освобождение работников от обучения по охране труда

12 апреля прошел бесплатный вебинар по теме «Освобождение работников от обучения по охране труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента аутсорсинга охраны труда КИОУТ Алена...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Опыт Финляндии: в центре внимания безопасность и здоровье водителей автотранспорта

26 мая 2021 г.

Несчастные случаи на доро­гах представляют собой се­рьезную проблему для об­щественного здравоохранения во всем мире. С позиций охраны гру­да практическая значимость этой проблемы обусловлена тем, что большая часть дорожно-транспортных происшествий (ДТП) может классифицироваться как «несчаст­ные случаи, связанные с работой».





Опыт Финляндии: в центре внимания безопасность и здоровье водителей автотранспорта  




Несчастные случаи на доро­гах представляют собой се­рьезную проблему для об­щественного здравоохранения во всем мире. С позиций охраны гру­да практическая значимость этой проблемы обусловлена тем, что большая часть дорожно-транспортных происшествий (ДТП) может классифицироваться как «несчаст­ные случаи, связанные с работой».




 
В любой стране мира ДТП явля­ются также ведущей причиной свя­занных с работой случаев травма­тизма, потери трудоспособности и гибели работников. Смертные слу­чаи в результате ДТП, связанных с работой, составляют около 40% от общего числа случаев производс­твенного травматизма с фатальным исходом, даже если не учитывать не­счастные случаи по пути на работу или с работы. Таким образом, рек­тор дорожного транспорта следует признать высокорисковой отрас­лью, в которой реальная статистика несчастных случаев предопределя­ет особую актуальность скорейшего внедрения общепризнанных стра­тегий управления рисками.
 
Общая годовая численность пострадавших в ДТП по разным оценкам, колеблется от 20 до 50 миллионов человек, при этом до 1,3 миллиона случаев заканчива­ются фатальным исходом. Согласно данным, приведенным в аналити­ческом обзоре Всемирной органи­зации здравоохранения (ВОЗ) о со­стоянии безопасности на дорогах за 2009 год, примерно в 40% случаев в ДТП оказываются вов­леченными люди, выполнявшие в этот момент свои трудовые фун­кции. Если эта оценка верпа, то можно ориентировочно рассчитать и пределы вариаций общего числа связанных с работой несчастных случаев в дорожно-транспортном секторе мировой экономики: от 6 до 15 миллионов в год, при этом большая часть из них заканчивают­ся гибелью пострадавших.
 

Анализ тенденций развития ситуации в глобальном масштабе дает основания для предсказания дальнейшего углубления кризиса. По оценкам ВОЗ, в течение сле­дующих 20-30 лет ожидается удво­ение числа смертельных случаев в результате ДТП. Эта безрадостная перспектива может быть изменена в лучшую сторону, если предпринять целенаправленные действия по ук­реплению безопасности дорожного движения, особенно в тех странах, где моторизация развивается уско­ренными темпами.
 
В странах с вы­соким уровнем доходов большинс­тво жертв дорожных происшествий составляют водители и пассажиры моторизованных транспортных средств. Статистические данные по дорожным происшествиям в странах с умеренными и низкими доходами весьма ограничены, тем не менее, по ним можно заключить, что в этой группе стран среди пострадавших преобладают пешеходы и водители легких транспортных средств. Перед ВОЗ встает пробле­ма выбора приоритетов в перечне факторов, угрожающих здоровью и формирующих «глобальное бре­мя болезней», поскольку при сохра­нении тенденции к росту доли фа­тальных исходов ДТП они могут превзойти малярию и туберкулез в рейтинге ведущих причин смерт­ности населения.






Фото: Shuttersttock.com.






Европейский Союз (ЕС) учре­дил ряд программ улучшения безо­пасности на дорогах, призванных снизить почти вдвое число жертв в результате ДТП на территории ЕС. Например, более чем в 100 странах была успешно реализована программа ООН «Десятилетие действий по обеспечению безопас­ности дорожного движения в 2011-2020 г.г.», целью которой было предотвращение в этот период гибели в дорожных происшествиях не менее пяти миллионов человек.
 
За последние несколько десяти­летий сектор дорожного транспор­та во всем мире значительно увеличился, а технологический прогресс привел к существенным изменени­ям условий труда в этом секторе экономики. Европейский фонд улучшения усло­вий жизни и труда провел обследо­вание современных условий труда, состояния здоровья и благосостоя­ния трудящегося населения во всех странах-членах ЕС. Выяснилось, что дорожно-транспортный сектор почти по всем факторам риска име­ет показатели хуже средних. Для сектора характерны риски, обус­ловленные особенностями окружа­ющей рабочей среды (шум, испаре­ния, опасная производственная обстановка, вибрация, повышенная или пониженная тем­пература), эргономическими условиями и нерегламентированностью рабочего времени.
 
Присущи транс­портному сектору и такие многие орга­низационные проблемы, как требования выполнять операции с большими физическими нагрузками, недостаточность контроля, отсутс­твие перспектив у работников для повышения квалификации. Несмотря на положительные сдвиги по некоторым из упомянутых факторов (эргономика, планирование рабочего времени), в целом проблема обеспечения охра­ны и гигиены труда остается одной из наиболее злободневных проблем дорожно-транспортного сектора.


















 



 
РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ТРАВМИРОВАНИИ ВОДИТЕЛЕЙ


 
Международная организация по стандартизации (ИСО) разработала стандарт ИСО 39001, содержащий современные норма­тивные требования к организации управления безопасностью дорож­ного движения. Этот стандарт служит практическим инструмен­том для правительственных орга­нов. предприятий и организаций, заинтересованных в снижении смертности и травматизма в резуль­тате ДТП.
 
Обеспечение безопасности учас­тников дорожного движения, вов­леченных в него в силу выполнения своих трудовых обязанностей, те­перь становится специальной зада­чей подразделений дорожной поли­ции и автоинспекции, и этот подход заслуживает дальнейшего развития и всеобщего содействия.
 
Одним из позитивных откликов на эту ново­явленную потребность стал проект PRAISE «Профилактика дорожных происшествий и травматизма для повышения безопасности работ­ников транспорта», начатый Евро­пейским Советом по транспортной безопасности (ЕСТБ) на условиях софинансирования со стороны Ев­ропейской Комиссии. Целью проек­та является внедрение передовых методов управления безопасностью дорожного движения и обеспече­ние консультативной поддержки работодателям, сталкивающимися с этой проблемой. Следует заметить, что осуществление профилактичес­ких мероприятий сулит опреде­ленные выгоды предпринимателям, поскольку приводит к снижению расходов на выплату компенсаций пострадавшим в дорожных инци­дентах, уменьшает потери товар­ной продукции и расходы па стра­хование.

 
Транспортные средства с мак­симальной разрешенной полной массой более 3,5 т принято отно­сить к группе большегрузных ав­томобилей (БГА). ДТП с участием БГА обычно имеют более серьезные последствия, чем другие дорожные происшествия, вследствие крупных размеров и массы этих транспорт­ных средств.






Фото: Shuttersttock.com.




 
Неясной и неразрешимой ос­тается проблема умышленных су­ицидных столкновений легковых автомобилей с грузовиками. По последним данным, полученным при анализе материалов эксперт­ных групп, расследовавших ДТП, наиболее типичным инцидентом с участием БГА является столкнове­ние со встречным легковым автомо­билем. В этих столкновениях почти четверть случаев представляет со­бой конечный результат суицидной попытки со стороны водителя лег­кового автомобиля.
 
Согласно неопубликованным результатам недавних исследований Койсаари и Терво, около 71% ДТП было связано с крупнотоннажны­ми грузовиками и автопоездами с трейлерами. У попавших в аварии профессиональных водителей БГА могут проявляться симптомы тя­желых психических расстройств, в результате чего им может потребо­ваться длительное пребывание па больничном, а иногда они и вовсе лишаются возможности продолжать свою водительскую карьеру. Другой нераскрытой до кон­ца проблемой является внезапная смерть водителя вследствие нару­шения здоровья. Наиболее распро­страненной причиной этого явле­ния служат сердечно-сосудистые заболевания. Судя по последним неопубликованным результатам финских исследований, припадки и сердечные приступы случаются у водителей гораздо чаще, чем пред­полагалось ранее (устное сообще­ние Т. Терво).




 
В последние годы для противо­действия риск-факторам, ведущим к ДТП, была реализована охарактеризованная ниже серия мероп­риятий в поддержку безопасности дорожного движения.


 
Было установлено, что труд води­телей грузовиков ассоциируется с рядом патологических состояний, обусловленных их нездоровой системой питания и сидячим ма­лоподвижным стилем жизни, при­водящим в итоге к появлению избы­точного веса. В связи с этим в Финляндии в настоящее время предпринимаются разнообразные профилактические контрмеры с ис­пользованием способов активного воздействия па здоровье водителей БГА. Вот некоторые примеры ре­зультативных действий.
 
Финским институтом профессионального здоровья 
было доработа­но, усовершенствовано и внедрено в практику деятель­ности всех учреждений, обеспечивающих охрану здоровья и медицинское обслуживание профессиональных водителей Типовое руководство по подде­ржанию профессионального здо­ровья водителей. В этой обновленной модели обслу­живания первостепенное внима­ние уделяется выявлению ранних признаков таких риск-факторов как сердечно-сосудистые забо­левания, нарушения внимания и сна, поскольку именно они требу­ют своевременного медицинско­го вмешательства.

По ини­циативе Финской ассоциации автомобильных грузоперевозок (SKAE) были созданы группы поддержки для оказания психологической по­мощи профессиональным води­телям, попавшим в серьезные ДТП. В роли консультантов в них выступают добровольцы из автотранспортных компаний, прошедшие в большинстве своем специальную подготовку в ор­ганизациях Финского Красного Креста. Услуги групп поддержки предоставляются на всей терри­тории страны, и для их получе­ния водителю, пострадавшему в ДТП и нуждающемуся в помощи для восстановления душевного равновесия, достаточно в любое время позвонить по телефону 02008080 (круглосуточное обслу­живание на дорогах обеспечива­ет Клуб автомобилистов и путе­шественников Финляндии).
 
Проводится первоначальное обучение и последующая регулярная пе­реподготовка профессиональ­ных водителей в соответствии с требованиями директивы ЕС 2003/59, регулирующей подго­товку профессиональных водигелей па европейском уровне. В Финляндии эта система стала применяться с 2008 года для под­готовки водителей автобусов, а с 2009 года была распространена и на водителей грузовиков. Програм­ма переподготовки предусматри­вает прохождение каждые пять лег 35 часовых тренингов, наце­ленных на развитие готовности профессиональных водителей к решению потенциальных про­блем, возникших за прошедший отрезок времени.
 




 

Фото: Shuttersttock.com.




 
РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ


 
Использование ремней безопас­ности законодательно вменено в обязанности профессиональных водителей в Финляндии с 2006 года. До этого игнорирование ремней безопасности было наибо­лее распространенным фактором риска. До 2006 года, когда применение ремней безопасности не считалось обязательным для профессиональных водителей, регулярно использовали их толь­ко 21% водителей трейлерных автопоездов. После обновления закона этот показатель возрос до 73%.
 

Технологии, обеспечивающие бе­зопасность автомоби­лей: па смену пассивным средс­твам типа ремней и подушек безопасности пришли такие ак­тивные технологии как АБС (антипробуксовочные тормозные системы) и ЭКС (электронные системы курсовой стабилизации). Если раньше автомобильные средства пассивной безопасности должны были защитить пассажи­ров и водителя от повреждений в случае аварии, то новые актив­ные средства призваны предо­твратить саму аварию.
 
В практику транспортных компаний была внедрена программа «Алколок». Ус­тановка систем антиалкогольной блокировки автомобиля типа «Алколок» стала обязательной в Финляндии для школьных авто­бусов и автомобилей, используе­мых для ежедневных пассажир­ских перевозок. Несмотря на то, что управление автомобилем в нетрезвом состоянии в среде профессиональных водителей допускается исключительно ред­ко (менее 1% водителей БГА, вовлеченных в ДТП с фатальным исходом), для финской культуры дорожного движения значительной проблемой все еще остаются ДТП, обусловлен­ные воздействием на водителей различных интоксикантов. Ста­тистика показывает, что каждая четвертая жертва ДТП расстает­ся с жизнью по вине пьяных во­дителей, а среди участников До­рожного движения в Финляндии один из 700 водителей управля­ет транспортным средством в со­стоянии алкогольного опьянения.
 





















 
РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ


 
Повышение безопасности до­рожного движения путем уста­новки разделительных барьеров на главных магистралях с двух­рядным движением горячо под­держивается водителями БГА. Лобовые столкновения представ­ляют собой одну их наиболее тя­желых дорожных проблем в сель­ской местности (37% от числа всех смертельных случаев в этих районах). Наименьшим уров­нем риска ДТП со смертельным исходом характеризуются авто­страды, хайвеи и другие дороги с разделительными барьерами.
 
Возрастающее количество «роко­чущих полос» служит примером малозатратных решений, спо­собных повысить безопасность дорог за счет своевременного привлечения внимания подустав­шего водителя к потенциальной опасности при помощи ощути­мой вибрации или хорошо слы­шимого рокота, передающегося с дорожного покрытия через коле­са внутрь автомобиля.




 
Увеличение количества автома­тических регистраторов скоро­сти уже зарекомендовало себя как скорейший путь к достижению поставленной цели 
 снижению смертности па дорогах, особен­но па перегруженных участках с высокой интенсивностью до­рожного движения, характери­зующихся высокой плотностью и частотой фатальных ДТП.
 



 
СИСТЕМНЫЕ РИСКИ


 
Организационные факторы мо­гут оказать существенное влия­ние на безопасность дорожного движения, поскольку именно на управление трафиком возлага­ется основная ответственность за предотвращение ДТП. Учет рисков, провоцирующих ДТП, должен стать неотъемлемой час­тью культуры автоперевозок, но нельзя забывать и о других звеньях транспортной цепи, ко­торые могут выступать в качес­тве факторов, сдерживающих процесс улучшения безопаснос­ти дорожного движения.
 
Жесткие предписания и требования, предъявляемые к водителям, могут порождать излишне на­пряженные графики перевозок и спешку, что увеличивает риски в дорожном движении. Уровень системных рисков документиру­ется редко. Контроль общей длительности рабочих смен и времени непосредственного вож­дения автомобиля был в послед­ние годы значительно улучшен с помощью регламентирующих руководств и законодательных актов ЕС. Покупатели транспор­тных услуг могут со своей сто­роны оказывать влияние на усло­вия труда водителей грузовиков путем включения в контрактные соглашения особых требований по обеспечению безопасности грузоперевозок.







Фото: Shuttersttock.com.




 
Служба расследования ДТП может внести свою лепту в повышение бе­зопасности дорожного движения путем разработки рекомендаций по учету и профилактике риск-факторов, выявленных в процессе анализа обстоятельств конкретных происшествий. Согласно законам Финляндии, расследованию подле­жат все ДТП с фатальным исходом. Задача расследования 
 полу­чить практическую информацию, чтобы помочь в организации общенациональных и местных меропри­ятий по повышению безопасности па дорогах. В состав Службы вхо­дит 20 комплексных экспертных групп, состоящих из специалистов дорожной полиции, медицины и психологии, инженеров-механиков и дорожников. Работа групп регламентирована и базируется на проверенных опытом методах де­тальных исследований.
 


 
ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ


 
В перспективе ожидается даль­нейшее увеличение транспортных потоков на дорогах, поэтому транс­портная полиция тоже переходит к комбинированному использованию различных видов транспорта. Правительство Финляндии постоянно работает над решением проблемы снижения числа жертв фа­тальных ДТП на 50%. Для соот­ветствующего развития транспорт­ной полиции необходимо принять во внимание три ключевых на­правления в сфере безопасности дорожного движения.
 

Во-первых, необходимо сформулировать общие требования к автотранс­портным перевозкам в условиях глобализации экономики, подра­зумевающие обеспечение равномерности и регулярности транс­портных потоков и эффективное функционирование всех транс­портных служб.
 
Второе направление связано со снижением воздействия транспор­та на окружающую среду путем введения в действие националь­ных и международных полити­ческих программ и соглашений. Одним из практических шагов и для транспортных компаний, и для правительственных органов должно стать уменьшение энер­гопотребления в транспортном секторе.
 
Третье направление 
 обеспечение безопасности на до­рогах. Не следует успокаиваться при виде статистических дан­ных, свидетельствующих об улучшении безопасности дорожного движения. Риск гибели или тя­желого травмирования участни­ков дорожного движения должен быть сведен если не к нулю, то хотя бы к очень низкому уровню. Любые горы проблем мож­но перевернуть ради достижения этой цели. И на первом плане должна стоять профилактическая работа с человеческим фактором риска  одной из главных причин дорожных происшествий.






Фото: Shuttersttock.com.




 
Путем внедрения в автомобилестрое­ние активных систем безопаснос­ти и создания более безопасной среды на дорогах мы можем по­высить безопасность дорожного движения. Большую роль в этом процессе может сыграть также мониторинг здоровья профессиональных водителей, и в частнос­ти более глубокое понимание их профпатологических проблем.

Не менее важно раннее выявле­ние рисков для здоровья, эффек­тивное лечение заболеваний и адекватная реабилитация постра­давших в авариях. Хорошая ор­ганизация обучения и переподго­товки водителей-профессионалов поможет им сочетать готовность к выполнению запросов транс­портной индустрии с соблюдени­ем повышающихся требований к безопасности труда грузоперевозчиков, представляющих в на­стоящее время ту часть трудового населения, что сильно обделена заботой и услугами в части охра­ны здоровья на рабочих местах. И такое положение должно бы послужить призывом ко всем, кто работает в транспортном секторе, и в первую очередь к специалис­там по охране и гигиене труда, а также к политикам и законодате­лям: пора создать более здоровые и безопасные условия труда для водителей грузового автотранс­порта.
 





ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК: 



Данная публикация подготовлена на основе материалов Бюллетеня по охране и гигиене труда «Баренц».





 








БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
КЛИНСКОГО ИНСТИТУТА ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА 





Отборная и актуальная информация на электронную почту