Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

21 марта 2024 г.

Планируется уточнить порядок расчета ежемесячной страховой выплаты в случае смерти работника

В соответствии с Законопроектом планируется внесение изменений в пункт 8 статьи 12 «Размер ежемесячной страховой выплаты» Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

17 января 2024 г.

Трудовой кодекс: уточнят права работников на проценты за задержку зарплаты

В Государственной Думе проходит второе чтение законопроекта, который уточняет права работников на проценты в случае задержки работодателем выплаты заработной платы и других выплат. В...

Минтруд: Максим Топилин – о развитии пенсионной системы в рамках «правительственного часа» в СФ

26 ноября 2013 г.




20 ноября 2013  Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин принял участие в «правительственном часе» в Совете Федерации. Выступление было посвящено вопросам долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.




                                  
                                  

Выдержки из выступления  Министра Максима ТОПИЛИНА:
 
ОБ УРОВНЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
 
«На протяжении двухтысячных годов нам удалось совместными усилиями вывести уровень пенсии на достаточно приемлемый уровень, и по сравнению с началом двухтысячных годов, когда уровень пении составлял один прожиточный минимум пенсионера, осуществить ряд мероприятий, в том числе установить порядок индексации, ввести такие мероприятия, как валоризация пенсионных прав, то есть перерасчет пенсионных прав тех, у кого был достаточно длительный стаж в советский период, а также осуществить ряд других мероприятий по поддержке пенсионеров, в том числе, хотел бы на это обратить особое внимание, в момент кризиса 2008–2010 годов. 
 
И на сегодняшний день мы уже имеем совершенно другую ситуацию с пенсионным обеспечением: средний уровень пенсии составлял в 2012 году 9,7 тыс. рублей, средний уровень пенсии, и сейчас мы подошли почти к 11 тысячам, чуть-чуть недотягиваем до 11 тысяч средний размер пенсии по старости. Это в сравнении с прожиточным минимумом пенсионера составляет 1,7–1,8 раза, то есть по сравнению с той границей, с которой мы, как правило, сравниваем пенсии, этот уровень за двухтысячные годы удвоился. То есть нам удалось преодолеть полностью, как нам представляется, бедность среди пенсионеров и кроме этого ввести такие изменения, которые были связаны с поддержкой низкодоходных групп пенсионеров. Сегодня существует норма в законодательстве, по которой пенсии не должны быть ниже прожиточного минимума, и соответствующие доплаты установлены».
 
О СТРАХОВОЙ НАГРУЗКЕ НА РАБОТОДАТЕЛЯ
 
«Мы исходили из того, что страховая нагрузка на работодателей в рамках данных предложений по реформированию пенсионной системы должна остаться на прежнем уровне, она должна не вырасти, имея в виду, что она сегодня находится на достаточно высоком уровне. И мы в последнее время приняли ряд решений, связанных с оптимизацией страховых тарифов, которые отчисляются в Пенсионный фонд, и, как нам представляется, вышли путем принятия разных решений на приемлемый уровень страховых тарифов».
 
О ВОЗРАСТЕ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ
 
«Также мы решали в рамках предлагаемой пенсионной реформы задачу, связанную с более справедливым распределением пенсионных прав в солидарной системе и стимулированием граждан к более позднему выходу на пенсию. При этом я хотел бы обратить внимание на то, что мы исходили однозначно из следующего тезиса и следующих ограничений: пенсионный возраст, который сегодня установлен – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, должен остаться на этом же уровне. И мы исходили из того, что сейчас не существует экономических и демографических предпосылок для того, чтобы увеличивать пенсионный возраст.
 


Когда нам говорят о том, что во многих европейских странах пенсионный возраст гораздо выше, естественно, это надо сравнивать с уровнем жизни и с продолжительностью жизни в этих странах. Те страны, которые установили пенсионный возраст за пределами 60 лет, 65 лет и выше, да, безусловно, таких стран большинство, но надо сказать, что при той средней продолжительности жизни, а это не более 70 лет в Российской Федерации сегодня, мы не можем и не имеем экономических и демографических предпосылок для реализации таких предложений.
 
Да, когда продолжительность жизни увеличится, а вы знаете, что в соответствии с указом Президента № 597 продолжительность жизни… как показатель, к которому мы стремимся, 2018 год – это 74 года, когда мы выйдем на очень серьезные прорывы в этом отношении, тогда, наверное, можно будет обсуждать эту тему. Сейчас это нецелесообразно и экономически, и с точки зрения демографических тенденций».
 
О ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ РАБОТАЮЩИМ ПЕНСИОНЕРАМ
 
«Мы очень долго дискутировали и обсуждали с экспертами и внутри Правительства вопросы, связанные с определенными ограничениями или невведением ограничений выплат для работающих пенсионеров. Разные предложения звучали: полностью не платить пенсию или не платить базовую пенсию, допустим. Но хотел бы также обратить ваше внимание на то, что в этой части ничего не меняется и сохраняется правило, при котором пенсия работающим пенсионерам платится в полном объеме. То есть мы исходили из того, что сегодня уровень пенсий не такой высокий, и это не позволяет нам сегодня говорить о каких-либо ограничениях. Хотя напомню, что в советское время пенсии платились только тогда, когда человек оставлял работу и не получал заработную плату. Но когда в начале 90-х годов уровни пенсионного обеспечения и уровни заработных плат, прежде всего в бюджетном секторе, резко снизились и было принято решение о выплате пенсий работающим пенсионерам… мы исходим из того, что сейчас эту конструкцию необходимо сохранить с целью поддержания прежде всего уровня потребления и уровня жизни пенсионеров».
 
О ПЕНСИЯХ РАБОТАЮЩИХ ПО СПИСКАМ 1 И 2
 
«Был принят ряд решений, связанных с началом реформы досрочных пенсий, а именно были введены дополнительные страховые тарифы в Пенсионный фонд для тех рабочих мест, которые относятся к спискам 1 и 2. Тем самым мы начали балансировку пенсионной системы с точки зрения обеспечения источников для выплаты досрочных пенсий на вредных рабочих местах. Но при этом мы говорили о том, что необходимо установить дополнительные тарифы (там предлагалась и была соответствующая линейка по годам) – 2,4, 4,6 и 6,9 процента в зависимости от списков. Мы тогда еще договорились о том, что мы предложим механизмы выхода из дополнительных тарифов в том случае, если работодатели будут готовы и примут меры для улучшения условий труда.
 
Так вот, в пакете пенсионных проектов, проектов, которые приняты Госдумой в первом чтении, я хотел бы обратить ваше внимание на законопроект о специальной оценке условий труда, который готовится сейчас ко второму чтению в Государственной Думе. И в этом законопроекте <...> будет предусмотрен механизм специальной оценки условий труда. <...> И в случае, если по согласованию с профсоюзными организациями на том или ином рабочем месте аттестация рабочего места, специальная оценка условий труда показала, что  на списочном рабочем месте с помощью применения тех или иных приспособлений, внедрения новых технологий, достигнуто изменение условий труда, и они стали нормальными или допустимыми, то в этом случае предусматривается данными законопроектами освобождение работодателя от дополнительного тарифа, от тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, то есть эти взносы не будут платиться.
 
Но в связи с тем, что рабочее место будет признано в этой ситуации отвечающим всем требованиям безопасности и условия труда на этих рабочих местах будут признаны нормальными, уже не будут формироваться льготные права на досрочное пенсионное обеспечение применительно к этим спискам. Хочу обратить внимание, что это касается только списков 1 и 2. Эта тема не касается досрочных пенсий работников бюджетной сферы, которая не связана с условиями труда».
 
«Как я сказал, мы меняем в предлагаемой конструкции порядок формирования досрочных пенсий тем, кто находится у нас в списках № 1 и № 2, потому что там реально можно оценить условия труда. И мы знаем, что по сравнению с теми периодами, когда списки были введены вне зависимости от реальных условий труда, но прошло уже много десятилетий, и условия труда изменились с точки зрения технологий, там мы предлагаем поменять конструкцию, исходить из реальной оценки условий труда».
 
О ПЕНСИЯХ РАБОТАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И БЮДЖЕТНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
 


«Мы применительно к досрочным пенсиям, которые у нас сегодня существуют в районах Крайнего Севера и приравненных к ним регионах, и досрочные пенсии для работников бюджетной сферы оставляем без каких-либо изменений. И мы проводили очень плотные консультации и с работодателями, и с профсоюзами, и на сегодняшний момент приняли решение это сохранить в прежнем объеме и в прежнем порядке, так как мы сегодня не можем предложить каких-либо альтернативных вариантов для данных отраслей. Будем в этом направлении дальше работать. Но пока, еще раз повторю, досрочные пенсии для работников бюджетной сферы (учителей, врачей и для Крайнего Севера мы сохраняем в прежнем объеме».
 
О БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ И ЗНАЧЕНИИ СТАЖА
 

«Сама по себе солидарная система с неким элементом накопления создает в перспективе очень серьезные риски несбалансированности и непрогнозируемого роста дефицита Пенсионного фонда. В этой связи и было предложено определить как подход для формирования пенсионных прав формирование их в условных единицах, в баллах. Как формируются баллы? В качестве примера хочу привести следующее: максимальное количество баллов (это 10 баллов) будет получать гражданин, у которого заработная плата составляет ту величину, с которой взимаются страховые взносы. Сейчас это 568 тыс. рублей в год. Соответственно, если гражданин работает и получает среднюю заработную плату, то у него количество баллов, а сегодня средняя заработная плата – это 30 тыс. рублей в год, которые он может получить за год, составляет 6,2 балла. Это соотношение между 30 тысячами и 45 тысячами в месяц, которые распределяются по шкале распределения заработных плат.
 
В последующем каждый год количество набранных баллов, это показано на одном из слайдов, которые предложены вашему вниманию (это слайды 17, 18 и 19 презентации), будет складываться, и мы исходим из того, что мы придаем в данной формуле очень серьезное внимание такому показателю, как стаж. Речь идет о стаже, потому что сегодня мы не учитываем в действующей пенсионной формуле стажевые показатели. Задача, которая была перед нами поставлена, – это все-таки учет трудового стажа. И мы, постоянно общаясь с действующими пенсионерами, с теми, кто сегодня работает, видели, что неучет страхового стажа является очень серьезным недочетом действующей системы.
 
По опросам, включение в пенсионную формулу стажа и достаточно весомое значение стажевого показателя и в зависимости от стажа усиление дифференциации в пенсионном обеспечении воспринимается гражданами как справедливое изменение. И мы сегодня, наоборот, как раз в качестве упреков слышим зачастую, что вне зависимости от того, сколько человек работал – 20 лет или 40 лет, пенсии практически не дифференцированы. И поэтому формула предусматривает именно подход, при котором стажевый показатель, количество отработанных лет является ключевым параметром образования пенсионных прав.
 
Хотел бы обратить внимание на то, что мы предлагаем повысить уровень входа в систему солидарного пенсионного обеспечения. Сегодня, как вы знаете, достаточно пяти лет работы для того, чтобы обеспечить себе право на страховую пенсию.
 
Опросы показали, что большинство граждан считает этот показатель крайне низким, то есть всего пять лет отработал человек – и уже имеет право на страховую пенсию. В действительности пять лет работы не формируют достаточного количества пенсионных прав с тем, чтобы выйти на нормальный уровень пенсии, и тем самым в рамках действующей пенсионной системы происходит очень серьезное перераспределение в пользу тех, у кого низкий стаж.
 
Поэтому предлагается в рамках пенсионной реформы увеличить, но при этом (обратите внимание, это слайд 13) мы предлагаем каждый год прибавлять по одному году требований к стажу. Это связано с тем, чтобы граждане могли, если не хватает стажа, иметь впереди год для того, чтобы достичь этого показателя. То есть вводятся переходные положения и только в течение 10 лет это требование (15 лет) будет введено. Мы исходим из того, что это позволит адаптироваться всем тем, кто хочет войти в систему страхового пенсионного обеспечения. Это мягкий переходный период, как нам представляется, достаточно комфортный и выполнимый всеми, кто желает обеспечить себе получение страховой пенсии.
 
Кроме этого, в качестве ограничения для входа в систему предлагается такое условие, как 30 баллов. То есть не только 15 лет стажа, которые будут введены через 10 лет, а поэтапно год от года предлагается увеличивать требования к количеству баллов, и через 10 лет оно также увеличится до 30 баллов. Это связано с тем, что необходимо в балльной системе тоже иметь достаточный уровень заработной платы.
 
Здесь я хотел бы обратить ваше внимание на то, что сегодня нам иногда в качестве замечания говорят о том, что тем самым низкооплачиваемые категории работников могут каким-то образом потерять в правах. Хотел бы сказать, что да, мы это понимаем, для этого также вводится переходный период. Эти требования вводятся постепенно, каждый год с определенным увеличением, и мы исходим из того, что все-таки это будет серьезным стимулом для легализации заработной платы и вся конструкция пенсионной формулы настроена на то, чтобы стимулировать, как я уже сказал, более продолжительную в разумных пределах работу и на то, чтобы заработная плата выходила из тени. То есть мы исходим из того, что заработная плата должна все-таки стремиться к легализации».

О СТИМУЛИРОВАНИИ БОЛЕЕ ПОЗДНЕГО ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ
 
«Мы предлагаем достаточно серьезным образом увеличивать пенсионные права тем, кто добровольно в силу собственного решения примет предложение о том, что при условии отказа от назначения пенсии в общеустановленном возрасте (это 55 и 60 лет) гражданин, продолжая работать, получит определенное увеличение пенсии при ее назначении в более позднем возрасте.
Если вы обратите внимание на слайд 22, то увидите, что в этом случае фиксированная выплата будет увеличена (если назначение пенсии будет отложено на 5 лет) на 36 процентов, а страховая – почти в полтора раза. Мы проводили соответствующие консультации и соответствующую экспертизу в международных организациях, и такое увеличение эксперты оценивают как достаточно существенное. То есть в большинстве стран эти стимулирующие коэффициенты значительно ниже».
 
О НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИИ
 
«Сегодня в Государственной Думе законопроект о праве выбора в рамках накопительной пенсионной системы будет рассматриваться во втором чтении. Что он предполагает? Он предполагает все-таки решение вопроса о выборе гражданином либо 6 процентов в накопительную составляющую, либо принятие решения о том, что 6 процентов будет направлено в распределительную составляющую. То есть мы ушли от вопросов, связанных с разделением тарифа – 2 процента или 6 процентов. Предлагается все-таки, чтобы гражданин полностью определился, в какой системе он формирует свои права в рамках 6 процентов – полностью в солидарной либо частично в накопительной составляющей. При этом законопроектом предусмотрено, что это право продлевается до 31 декабря 2015 года, а для тех, кто будет вступать в правоотношения, в трудовые отношения с работодателем вновь, в первый раз, такое право будет у гражданина на протяжении пяти лет. То есть гражданину дается право определиться с моделью своего пенсионного поведения и, соответственно, формирования пенсионных прав».
 
О НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИИ В 2014 ГОДУ
 
«Так как одновременно с этим законопроектом Правительством в Государственную Думу внесены два законопроекта – о гарантиях обеспечения прав в накопительной составляющей и создании гарантийных фондов, что тоже было задачей, которую мы решали в рамках предлагаемой пенсионной реформы, и законопроект, который предусматривает акционирование НПФов, то в 2014 году в накопительную составляющую могут пойти средства только в том случае, если негосударственные пенсионные фонды пройдут соответствующую процедуру и будут включены в реестры Центрального банка, то есть подтвердят свою надежность и будут акционированы. То есть до тех пор, пока процедуру подтверждения надежности и акционирование негосударственные пенсионные фонды не пройдут, средства будут направляться в распределительную составляющую.
 
Мы исходим из того, что до тех пор, пока Центральный банк, соответствующие финансовые службы не убедятся в надежности негосударственных пенсионных фондов, их финансовой устойчивости, до этого времени дополнительные средства, новые средства в эти структуры направляться не будут. Но при этом хотел бы обратить ваше внимание на то, что есть некоторые замечания о том, что это конфискация пенсионных прав, на наш взгляд, это не соответствуют действительности, потому что пенсионные права будут формироваться в распределительной системе. Это конституционное право каждого гражданина. У нас оно говорит о формировании именно пенсионных прав, а не формы и вида этих пенсионных прав. И каждый гражданин в этой конструкции ничего не потеряет, в нашей ситуации, возможно, даже приобретет, потому что и индексация, и пересчет пенсионных прав в рамках распределительной составляющей в большом количестве случаев превышают тот инвестиционный доход, который приносят негосударственные пенсионные фонды».
 
О ЛЕГАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
 

«Ключевой задачей Министерства труда является подготовка предложений по легализации трудовых отношений. Мы этой работой будем заниматься в следующем году. Мы исходим из того, что без наведения порядка на рынке труда, без легализации трудовых отношений нам будет сложно обеспечить доходность Пенсионного фонда».
 
ОБ ИНДЕКСАЦИИ ПЕНСИЙ И КОНВЕРТАЦИИ ПРАВ
 
«В предлагаемой конструкции индексация будет также сохранена практически в тех объемах и в тех параметрах, которые сегодня предусмотрены в рамках действующего законодательства».
 
«Мы не можем пересчитать каким-то образом и изменить пенсионные права, которые на сегодняшний день сформированы, то есть для тех пенсионеров, которые сегодня находятся на пенсии. Для них будет, как я уже сказал, сохранен тот порядок индексации, который действует в сегодняшний момент. То есть они пенсионные права сформировали по тому законодательству, в котором жили и работали, и уровень пенсионного обеспечения с точки зрения поддержания уровня пенсий с параметрами индексации не ниже инфляции, но сохраняются и параметры индексации сверх инфляции по доходам Пенсионного фонда, то есть это некий рост реальных пенсий, мы всегда исходим из того, что должен быть рост реальных пенсий, – это сохраняется». 
 
Источник: rosmintrud.ru