Новости
10 декабря 2024 г.
Публикации
6 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Проект приказа Минтруда России "Об утверждении Порядка проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда"
19 августа 2014 г.
Направлен на государстсвенную регистрацию в Министерство юстиции РФ проект приказа Минтруда России, определяющий Порядок проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда
При этом наименование процедуры в виде специальной оценки условий труда не позволяет применить к ней нормы, регулирующие проведение существующей процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда, в связи с чем возникает задача совершенствования правового регулирования вопросов предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В настоящее время законодательством Российской Федерации фактически предусмотрены три процедуры исследования условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, а именно: - аттестация рабочих мест, осуществляемая на основании статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации с целью установления сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимального размера повышения оплаты труда и иных предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций; - специальная оценка условий труда, которая согласно статье 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ должна осуществляться на основании отдельного федерального закона в целях освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам; - государственная экспертиза условий труда, осуществляемая федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в соответствии со статьей 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации в целях оценки соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
Очевидно, что указанные процедуры, по сути, должны быть объединены и унифицированы с тем, чтобы работодатель проводил исследование рабочего места своих работников однократно, а результаты данного исследования использовались как в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и в целях предоставления иных гарантий и компенсаций в процессе осуществления работником своей трудовой деятельности. При этом указанная объединенная процедура должна представлять собой универсальный инструмент перехода от формального «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций к подходу, учитывающему в указанных целях исключительно фактическое воздействие на организм работника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Такой подход позволит, с одной стороны, максимально объективно решать вопрос о необходимости компенсации вредных (опасных) условий труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте, и, с другой стороны, экономически стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда, в том числе в целях оптимизации своих дальнейших издержек (по предоставлению гарантий и компенсаций и по уплате дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации). Таким образом, основной целью принятия разрабатываемого в рамках реализации отдельных положений Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 26 декабря 2012 г. № Пр-3499 федерального закона «О специальной оценке условий труда» является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и механизма предоставления предусмотренных законодательством об охране труда гарантий и компенсаций одновременно с формированием мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.
С целью обеспечения преемственности существующих процедур контроля качества оценки условий труда статья 23 федерального закона "О специальной оценке условий труда" предусматривает проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, которая должна прийти на смену государственной экспертизе условий труда, осуществляемой в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и которая согласно федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» будет упразднена.
ПРИКАЗЫВАЮ:
С.Ф. Вельмяйкин