Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

3 мая 2024 г.

Клинические рекомендации Минздрава России «Потеря слуха, вызванная шумом

Авторы клинических рекомендаций дали определение профессионального заболевания работников, которое проявляется потерей слуха. В Российской Федерации предельно допустимый уровень шума в производственных помещениях нормируется в...

Публикации

8 мая 2024 г.

Медицинские осмотры: Роструд разъясняет

Обязательные медицинские осмотры могут быть предварительными (при поступлении на работу), периодическими (в течение трудовой деятельности), внеочередными (по медицинским показаниям), постоянными (каждый рабочий день/смену)......

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Профессиональные заболевания работников воздушного транспорта в Арктике

5 июля 2019 г.

Работники воздушного транспорта имеют особые условия труда, характеризующиеся высокой психоэмоциональной нагрузкой в сочетании с воздействием вредных производственных факторов. Предлагаем вашему вниманию публикацию, обобщающую результаты исследований, цель которых заключалась в изучении условий труда и профессиональной патологии у работников авиационного транспорта в Арктике.




Работники воздушного транспорта имеют особые условия труда, характеризующиеся высокой психоэмоциональной нагрузкой в сочетании с воздействием вредных производственных факторов. Предлагаем вашему вниманию публикацию, обобщающую результаты исследований, цель которых заключалась в изучении условий труда и профессиональной патологии у работников авиационного транспорта в Арктике.
 


Авторы публикации:

С.А. Сюрин,
д.м.н., главный
научный сотрудник

С.А. Горбанев,
д.м.н., директор



ФБУН «Северо-Западный научный центр
гигиены и общественного здоровья»
Роспотребнадзора, г. Санкт-Петербург
 
 


В ходе исследований были изучены данные шаблонов социально-гигиенического мониторинга по разделу «Условия труда и профессиональная заболеваемость» населения арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) в 2007-2017 гг. Было установлено, что у работников воздушного транспорта в АЗРФ наиболее распространенными вредным производственным фактором (ВПФ) был шум (31,3%), а в структуре профессиональной патологии доминирует нейросенсорная тугоухость (99,6%).
 
Профессиональные заболевания развиваются преимущественно вследствие конструктивных недостатков машин, механизмов, оборудования, приспособлений и инструментов. Наиболее подвержены развитию тугоухости пилоты при стаже 20-40 лет, условия труда которых соответствуют классу вредности 3.2 и выше.

Повышенный риск возникновения профессиональных заболеваний, по сравнению с работающим населением в АЗРФ, отмечался у пилотов (ОР=2,77; ДИ 2,45-3,15) и бортмехаников (ОР=1,21; ДИ 1,00-1,48). Уровень профессиональной заболеваемости среди работников воздушного транспорта в АЗРФ превышал общий региональный в 2,59-7,58 раза, а общероссийский по всем видам экономической деятельности – в 22,2-46,5 раза.
 
Значимого влияния природно-климатических условий Арктики на распространенность и структуру профессиональной патологии у работников воздушного транспорта выявить не удалось. По результатам анализа результатов исследований был сделан вывод о том, что реальным инструментом для сохранения здоровья работников воздушного транспорта и продления их профессионального долголетия является снижение уровня шума, возникающего при эксплуатации воздушных судов и другого авиационного оборудования.
 

 
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ

 
Летный состав гражданской авиации (пилоты, бортинженеры, бортпроводники) имеют особые условия труда, характеризующиеся высокой психо-эмоциональной нагрузкой в сочетании с воздействием вредных производственных факторов преимущественно физической природы: шума, вибрации, неионизирующих электромагнитных полей и излучений, ионизирующих излучений и других [2, 3, 4].
 
Наибольшее негативное влияние на здоровье работников воздушного транспорта оказывает шум, а нейросенсорная тугоухость (шумовые эффекты внутреннего уха) в течение многих лет доминирует в структуре профессиональных заболеваний (ПЗ) [5, 9]. Профессиональная заболеваемость работников воздушного транспорта отличается стабильно высоким уровнем [3], уступая в 2017 году только показателям в угольной промышленности (41,97 и 103,11 больных на 10000 работников). Удельный вес ПЗ на воздушном транспорте составил 65,02% от всех впервые зарегистрированных в 2013 г. ПЗ на всех видах транспорта [4].






 
Трудовая деятельность в природно-климатических условиях Арктики сопровождается напряжением регуляторно-адаптационных систем и функциональных резервов организма, повышая риск развития нарушений здоровья, в том числе профессиональной этиологии [11, 13].
 
Сохранение здоровья трудоспособного населения в Арктической зоне страны определяются положениями «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» от 18.09.2008 г. [7]. Решение этой задачи включает изучение влияния на здоровье населения вредных факторов окружающей, в том числе производственной среды, обоснование комплекса мероприятий, направленных на сохранение среды обитания и здоровья населения. Очевидно, что эффективная профилактика ПЗ у работников здравоохранения возможна только на основе объективных данных о причинах их возникновения, структуре и распространенности.
 
Цель исследований состояла в изучении условий труда и профессиональной патологии у работников воздушного транспорта в Арктике.
 

 
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

 
Экспертами ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора были изучены данные шаблонов социально-гигиенического мониторинга по разделу «Условия труда и профессиональная заболеваемость» населения арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) с 2007 г. по 2017 г. (предоставлены ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, г. Москва).
 
Шаблоны включали информацию о числе лиц, имеющих контакт с вредными производственными факторами (ВПФ), характере ВПФ, хозяйственных объектах, находящихся под контролем Роспотребнадзора и их типе. Для характеристики профессиональной заболеваемости населения региона использованы данные о ежегодном числе первично выявленных больных ПЗ, видах экономической деятельности, в которых они были заняты, нозологических формах ПЗ.






 
Согласно Указу Президента Российской Федерации № 296 от 02.05.2014 г. (ред. от 27.06.2017 г.) «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации», в состав АЗРФ входят Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, а также отдельные муниципальные образования Республики Карелия, Республики Коми, Республики Якутии, Красноярского края и Архангельской области.
 
Результаты исследований обработаны с применением программного обеспечения Microsoft Excel 2010 и IBM SPSS Statistics v.22. Определялись t-критерий Стьюдента для независимых выборок, критерий согласия χ2, относительный риск (ОР) и 95% доверительный интервал (ДИ), коэффициент линейной корреляции Пирсона (r). Числовые данные представлены в виде среднего арифметического и стандартной ошибки (M±m). Критический уровень значимости нулевой гипотезы принимался равным 0,05.
 

 
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 

 
Проведенный анализ показал, что у работников авиационного транспорта в АЗРФ наиболее распространенными ВПФ были шум (31,3% всех случаев), общая вибрация (11,3%), напряженность и тяжесть трудового процесса класса 3.1 и более (8,8% и 7,9% соответственно), неудовлетворительные параметры микроклимата и освещения (4,2% и 1,6% соответственно), химические факторы (3,3%), локальная вибрация (2,8%). Частота воздействия каждого из остальных ВПФ была незначительной – менее 1% (аэрозоли, биологический факторы, инфразвук, ионизирующие излучения). Сочетанное воздействие нескольких ВПФ отмечалось в 18,8% случаев.

На объектах надзора первого типа (с удовлетворительными условиями труда) были заняты 19,4% работников авиационного транспорта, второго типа (с неудовлетворительными условиями труда) – 60,9%, третьего типа (с крайне неудовлетворительными условиями труда) – 19,7% работников.
 
В течение 2007-2017 гг. ПЗ были выявлены у 450 работников авиационного транспорта в АЗРФ. Их наибольшее число проживало в Архангельской области (188 чел.) и Ямало-Ненецком автономном округе (146 чел.). Значительно реже ПЗ диагностировались в Ненецком и Чукотском автономных округах (41 и 35 чел.), Красноярском крае (37 чел.) и Мурманской области (3 чел.). В арктических зонах Республик Карелия, Коми и Якутия случаев ПЗ у работников авиационного транспорта не отмечалось. У 48 (10,7%) работников развитию ПЗ предшествовала трудовая деятельность в условиях соответствовавших классу 3.1, у 207 (46,0%) – классу 3.2, у 104 (23,1%) – классу 3.3 и у 3 (0,7%) – классу 4.
 
Обстоятельствами, приведшими к формированию ПЗ, в 374 (82,7%) случаях были признаны конструктивные недостатки машин, механизмов, оборудования, приспособлений и инструментов. В 62 (13,7%) случаях таковыми считались несовершенство технологических процессов. Остальные причины (неисправность машин, механизмов, оборудования, приспособлений и инструментов; несовершенство рабочих мест, несовершенство и неприменение средств индивидуальной защиты) имели значение в единичных случаях ПЗ.
 
Из 450 работников с впервые установленными ПЗ мужчин было 447 (99,3%) человек и женщин – 3 (0,7%) человек. Их средний возраст составил 56,5±0,2 лет, а стаж – 29,2±0,4 лет. Стаж менее 10 лет (8 лет) отмечался только в одном случае развития ПЗ при классе условий труда 3.3 (по шуму). У остальных работников продолжительность стажа колебалась от 18 до 51 лет (рис. 1). Корреляционную связь между продолжительностью стажа работы на воздушном транспорте и степенью вредности условий труда (класс труда) выявить не удалось (r = 0,031).
 
 
 


Рисунок 1. Стаж и число впервые диагностированных больных профессиональными заболеваниями
 

 
Наиболее распространенными профессиями были пилот (244 чел.) и бортмеханик (105 чел.). Значительно реже ПЗ развивались у работников других профессий: у 38 авиационных механиков (техников), у 25 штурманов, у 17 инженеров и у 21 работника прочих специальностей. Всего к летному составу относились 395 (87,8%) работников. Обслуживанием авиационной техники и аэродромов были заняты 55 (12,2%) человек. У всех 450 человек выявлялась одно ПЗ – нейросенсорная тугоухость (шумовые эффекты внутреннего уха). У 2 человек она сочеталась с вибрационной болезнью. Таким образом, в структуре профессиональной патологии доля нейросенсорной тугоухости составила 99,56%, а вибрационной болезни – 0,44%. В 425 (94,0%) случаях ПЗ было установлено по результатам периодического медицинского осмотра, а в 27 (6,0%) – при обращении работника за медицинской помощью.

Установлено, что средний возраст летного состава на момент выявления ПЗ был меньше, чем у наземного персонала (56,1±0,3 и 59,4±1,1 лет, p<0,01), при этом различий по продолжительности стажа не отмечалось (29,4±0,4 и 28,2±1,6 лет, p>0,2). Условия труда, оцененные по классу вредности, были хуже у наземного персонала: чаще определялись класс 3.2 (40,0% и 20,5%, p<0,01) и класс 3.3 (40,0% и 17,2%, p<0,01).
 
Реже всего ПЗ выявлялись в начале и в конце изученного периода времени, т.е. в 2007-2008 гг. и 2016-2017 гг., а пик профессиональной заболеваемости был отмечен в 2009 г. Уровень профессиональной заболеваемости среди работников воздушного транспорта в АЗРФ превышал общий региональный в 2,59-7,58 раза, а общероссийский по всем видам экономической деятельности – в 22,2-46,5 раза [6, 8] (табл.). Риск развития ПЗ у работников воздушного транспорта был выше, чем у всего работающего населения АЗРФ (ОР=4,99; ДИ 4,56-5,48;χ2=1355,6; p<0,001). Из различных профессий работников воздушного транспорта повышенный риск возникновения ПЗ отмечался только у пилотов (ОР=2,77; ДИ 2,45-3,15; χ2=269,5; p<0,001) и бортмехаников (ОР=1,21; ДИ 1,00-1,48; χ2=3,95; p=0,047).

 

Таблица. Показатели профессиональной заболеваемости работников авиатранспорта
  
Показатели Год
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Число случаев профессиональных заболеваний у работников авиатранспорта в АЗРФ 21 25 57 50 40 46 50 45 54 37 25
Профессиональная заболеваемость работников авиатранспорта в АЗРФ (на 10000 работников 29,60 35,24 79,06 63,73 50,84 61,83 60,95 50,62 69,26 43,13 29,14
Общая профессиональная заболеваемость в АЗРФ (на 10000 работников 7,87 7,20 10,48 8,85 8,75 8,40 11,93 11,44 13,31 11,02 11,23
Общая профессиональная заболеваемость в России (на 10000 работников 1,53 1,47 1,70 1,64 1,92 1,71 1,79 1,74 1,65 1,47 1,31
 
 
 
Динамика этих показателей в течение 2007-2017 гг. имела существенные различия. У работников воздушного транспорта в АЗРФ отмечались выраженные колебания, но показатели в начале и конце срока наблюдения практически не отличались. В это же время уровень региональной профессиональной заболеваемости для всех видов экономической деятельности имел тенденцию к увеличению, а общенациональный – к снижению (рис. 2).
 


 

Рисунок 2. Динамика уровней профессиональной заболеваемости (на 10000 работников)


 
В связи с отсутствием общероссийских статистических данных о профессиональной заболеваемости на воздушном транспорте, сравнение регионального и национального уровней затруднительно. Однако в 2017 г. общероссийский показатель у работников воздушного и космического транспорта (41,97 на 10000 работников) превышал отраслевой региональный уровень в АЗРФ в 1,44 раза.
 

 
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ

 
Проведенные исследования подтвердили, что у работников воздушного транспорта основным ВПФ, вызывающим развитие ПЗ, является шум (преимущественно класс условий труда 3.2 и выше), а доминирующее положение в структуре профессиональной патологии занимает нейросенсорная тугоухость (шумовые эффекты внутреннего уха) [2, 3, 5].
 
ПЗ формируются преимущественно у летного состава при стаже работы более 20 лет вследствие конструктивных недостатков машин, механизмов, оборудования, приспособлений и инструментов. Важно, что 94% ПЗ были выявлены по результатам периодических медицинских осмотров, что может свидетельствовать об их высоком качестве [12]. Показатели профессиональной заболеваемости работников воздушного транспорта в АЗРФ в 2007-2017 гг. существенно колебались, но в начале и в конце 11-летнего периода практически не отличались между собой, тогда как в целом по региону отмечалась тенденция к их повышению.
 
Какого-то значимого влияния природно-климатических условий Арктики на распространенность и структуру профессиональной патологии у работников воздушного транспорта выявить не удалось. Более того, по статистическим данным профессиональная заболеваемость работников воздушного транспорта в АЗРФ в 1,44 раза ниже, чем в целом по Российской Федерации.






 
Следует отметить, что известный факт психо-эмоциональных перегрузок, наблюдаемых у летчиков при управлении воздушным судном, мало отражается при характеристике условий их труда. Доля напряженности трудового процесса класса 3.1 и более составила только 8,8% от всех действующих на работников ВПФ. В структуре профессиональной патологии отсутствуют ПЗ, связанные с воздействием напряженности трудового процесса. В то же время в литературе представлены данные о влиянии психо-эмоциональных перегрузок летчиков на состояние их здоровье, в частности на артериальную гипертензию и другие заболевания системы кровообращения [1, 6].
 
Профессиональная патология работников воздушного транспорта в Арктике почти полностью связана с воздействием шума, а в ее структуре более 99% занимает профессиональная тугоухость. Реальным инструментом для сохранения здоровья работников воздушного транспорта и продления их профессионального долголетия является снижение уровня шума, возникающего при эксплуатации воздушных судов и другого авиационного оборудования.
 
 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
1. Бабанов С.А., Бараева Р.А. Профессиональные поражения сердечно-сосудистой системы. РМЖ. 2015. №15. С. 900-907.
2. Бисмильдин Ф.Б., Дюсетаев Д.Б. Анализ заболеваемости среди летного состава гражданской авиации в Республике Казахстан. Гигиена труда и медицинская экология. 2015; 4 (49): С. 91-98.
3. Бухтияров И.В., Прокопенко Л.В., Лашина Е.Л. Современное состояние и перспективы профпатологической помощи в гражданской авиации (гигиенические и клинико-экспертные вопросы). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docplayer.ru/32100640 (дата обращения: 02.11.2018).
4. Верещагин А.И., Пилишенко В.А., Куркин Д.П., Виноградов С.А. Условия труда и профессиональная заболеваемость летного состава гражданской авиации. Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 3 (264). С. 11-13.
5. Кругликова Н.В., Ромейко В.Л., Ивлева Г.П., Харитонова О.И. Гигиенические аспекты профессиональной нейросенсорной тугоухости у лиц летного состава гражданской авиации. Медицина труда и экология человека. 2015. № 4 С.163-165. 6. Наговицын А. В. Клинико-функциональная диагностика, восстановительное лечение и экспертная оценка некоронарогенных нарушений сердечного ритма у летного состава государственной авиации Российской Федерации: автореф. канд. мед. наук. М., 2012. 24 с.
7. Об основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу: Утв. Президентом РФ Д. Медведевым. Российская газета. № 4877. 2008. 18 сентября.
8. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2017 году: Государственный доклад.– М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2018. 268 с.
9. Панкова В.Б., Скрябина Л.Ю., Каськов Ю.Н. Распространенность и особенности экспертных решений при профессиональной тугоухости у работников транспорта (на примере железнодорожного и воздушного транспорта). Вестник оториноларингологии. 2016; 81(1): 13-18.
10. Российский статистический ежегодник. 2012 г: Стат. сб. Росстат. М., 2012.
11. Хаснулин В.И. Введение в полярную медицину. Новосибирск: СО РАМН, 1998.
12. Хоружая О.Г., Горблянский Ю.Ю., Пиктушанская Т.Е. Критерии оценки качества медицинских осмотров работников //Медицина труда и промышленная экология. 2015. № 11. С. 33-37.
13. Чащин В.П., Деденко И.И. Труд и здоровье человека на Севере. Мурманск: Книжное издательство, 1990.


 
 

Материал для публикации был любезно предоставлен редакцией
журнала «Безопасность и охрана труда».
 
Источник публикации: biota.ru.