Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

25 апреля 2024 г.

Бесплатный вебинар КИОУТ: освобождение работников от обучения по охране труда

12 апреля прошел бесплатный вебинар по теме «Освобождение работников от обучения по охране труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента аутсорсинга охраны труда КИОУТ Алена...

Публикации

24 апреля 2024 г.

Памятка для работника: обеспечение средствами индивидуальной защиты

Работники должны обеспечиваться СИЗ на работах: с вредными и (или) опасными условиями труда; выполняемых в особых температурных условиях; связанных с загрязнением. Различают индивидуальные средства...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Cпециальная оценка, аттестация рабочих мест и МРОТ – важнейшие темы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

1 августа 2013 г.

Формирование льготной пенсии досрочникам привяжут к результатам аттестации рабочих мест, работникам позволят выбирать между государственным и негосударственным пенсионным фондом, а правительство неожиданно обнаружило, что в России крайне низкий МРОТ, и с этим надо что-то делать. Обо всем этом говорили на последнем очередном заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
 
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

Рассматриваемый на заседании РТК законопроект «О специальной оценке условий труда» является лишь частью пакета документов, затрагивающих аттестацию рабочих мест, пенсионное страхование и другие вопросы. По сути, создается новая система.
Сейчас работодатель должен проходить две процедуры исследований условий труда:

 
  • аттестацию в соответствии со ст. 209 ТК РФ, чтобы установить сокращенное рабочее время, дополнительный отпуск и т.д.;
  • специальную оценку согласно ст. 58.3 ФЗ № 212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в целях освобождения от уплаты дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд.

Предполагается же объединить эти процедуры, чтобы результаты исследования рабочего места использовались и для определения суммы взносов в Пенсионный фонд, и для предоставления компенсаций и гарантий работникам. При этом новая система подразумевает переход от «списочного» подхода к предоставлению компенсаций к учету фактического влияния вредных условий труда на работника, что уже давно обсуждалось.

Что касается процедуры самой специальной оценки, то обязанность ее организовывать и финансировать ложится на плечи работодателя и должна осуществляться не реже одного раза в пять лет. Для этого работодателем создается комиссия, в состав которой, кроме его представителей, входят представители профсоюза и эксперты, аттестованные Минтрудом. Результаты проверки обязательно доводятся до сведения работников, а также направляются в единый госреестр результатов оценки рабочих мест. При этом работник вправе лично участвовать в проведении специальной оценки на своем рабочем месте.

Если же в процессе спецоценки на рабочем месте не выявлены вредные и опасные факторы, то работодатель подает об этом соответствующую декларацию в территориальный орган исполнительной власти. Декларация действительна в течение пяти лет, после чего продляется еще на столько же, но только если за это время на производстве не произошло несчастных случаев и не обнаружилось профзаболеваний.

В случае разногласий работник или профсоюзная организация вправе обжаловать результаты в суде.

ВОПРОСЫ НАЗНАЧЕНИЯ ДОСРОЧНЫХ ПЕНСИЙ

 
Спецоценка условий труда станет единым комплексом процедур по идентификации потенциально вредных и опасных факторов производственной среды. По ее итогам будет устанавливаться класс опасности (от 1 до 4), и ее результаты будут применяться в разнообразных целях: для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, установления сокращенного рабочего времени, определения дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд и т.д.

С 2013 года для работодателей, у которых работники попадают в Списки № 1 и № 2 (дающие право на льготное пенсионное обеспечение), установлен дополнительный тариф взносов в Пенсионный фонд. Этот тариф постепенно повышается и с 2015 года будет составлять 9 и 6% от сумм выплат и иных начислений в пользу работников по Спискам № 1 и № 2 соответственно.

Однако работодатель сможет предложить работнику участие в системе негосударственного пенсионного обеспечения, и в случае согласия работодатель будет платить тариф обязательного пенсионного страхования в систему негосударственного пенсионного обеспечения.

Профсоюзная сторона на заседании высказала сомнения в том, что работники будут добровольно переходить в негосударственные фонды, скорее, это будет делаться добровольно-принудительно. Ведь минимальный размер взносов, которые работодатель должен перечислять в систему негосударственного пенсионного обеспечения, ниже, соответственно и пенсию работник будет получать меньше. Так, в НПФ достаточно платить 2,4%, тогда как в государственный фонд – от 2 до 9% в зависимости от класса опасности.

 
Статс-секретарь Минтруда Андрей ПУДОВ успокоил участников заседания, сообщив, что по умолчанию все работники остаются в системе государственного пенсионного страхования. Для того чтобы перейти в негосударственную систему, работнику необходимо не только подписать договор добровольного пенсионного обеспечения, но и дополнение к трудовому договору. Тем самым появляется повышенная ответственность работодателя. Кроме того, самый высокий тариф взносов платится только за класс опасности 3.4 и 4, а людей, чьи профессии подпадают под эти категории, довольно мало. Наибольшее число льготников работают в классах 3.1 – 3.3, а взносы за них в государственный и негосударственный пенсионные фонды сопоставимы.
 
Обсуждения законопроекта продолжаются, причем интенсивно. Правки вносятся чуть ли не еженедельно, координаторы сторон проводят совещания у вице-премьера Ольги Голодец. Окончательной версии проекта пока нет, однако он будет дорабатываться и приниматься в ближайшее время. Предполагается, что до 2018 года продлится переходный период, в течение которого результаты уже проведенной аттестации будут в силе, но после 2018 года все организации перейдут на специальную оценку рабочих мест.

ЗАРПЛАТЫ ВОЗЬМУТ НА КОНТРОЛЬ

А вот по вопросу увеличения МРОТ в следующем году до 5554 рублей разногласий не было. Были концептуальные возражения.

По оценке Минтруда, в этом году соотношение минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума трудоспособного гражданина составляет 67%, а в следующем – вырастет до 67,9%. По словам замминистра труда и социальной защиты Любови ЕЛЬЦОВОЙ, повышение затронет 1,3 млн человек, причем около половины из них заняты в бюджетном секторе экономики. При этом повышение «не окажет негативного воздействия на реальный сектор экономики».

 
Председатель ФНПР Михаил ШМАКОВ возмутился этими словами: «К сожалению, все дискуссии по поводу МРОТ ведут люди, которые никогда не существовали на эту сумму в течение месяца. Те, кто обсуждают проблему минимального размера оплаты труда, получают минимум в десять раз больше. И когда здесь говорится, что повышение МРОТ не окажет негативного воздействия на реальный сектор экономики, я категорически не согласен. Сегодняшний МРОТ оказывает самое большое разрушительное воздействие и на реальный, и на «нереальный» секторы экономики. С таким уровнем оплаты труда уничтожаются граждане РФ, они вымирают, и их место занимают трудящиеся-мигранты,
которые находятся на положении рабов. И никогда у нас не будет высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике».

 
 
По его мнению, цифра «1,3 млн человек», которых затронет это повышение, неправильная, потому что МРОТ лежит в основе тарифных систем на многих предприятиях. Так, оклад первого разряда устанавливается в размере одного, полутора, двух МРОТ, и далее, с межразрядными коэффициентами, формируется тарифная сетка.

«По опубликованным данным, некоторые заместители председателя Центробанка получили годовую зарплату в 24 млн рублей. Простой пересчет показывает, что их зарплата – 12 тысяч рублей в час. А мы с вами обсуждаем 5 с половиной тысяч рублей в месяц! О чем мы говорим?» – удивляется Михаил ШМАКОВ.

Министр труда Максим ТОПИЛИН согласился с Михаилом ШМАКОВЫМ Викторовичем, что проблема существует. Например, во время встречи с партнерами по G20 выяснилось, что «даже в Бразилии МРОТ раза в три выше, чем у нас». Максим ТОПИЛИН напомнил, что министерство работает над этим, однако возникла системная проблема.
 
По мнению Минтруда, около 12 лет назад был сделан неверный шаг: привязали МРОТ к прожиточному минимуму. Отсюда, дескать, все проблемы. «Прожиточный минимум носит региональный характер, в нем заложены различные ценовые изменения. Мы не можем установить МРОТ на уровне ПМ в среднем по России, потому что тогда очень сильно ударим по южным и центральным территориям. Надо каким-то образом нетривиально выйти из этого положения», – поясняет Максим ТОПИЛИН. 
По его мнению, в нашей стране не может быть единого МРОТ.
 
С наличием диспропорции в уровне оплаты труда, причем не только относительно минимальной оплаты, согласна и вице-премьер Ольга ГОЛОДЕЦ. «Такой ситуации, как в РФ, когда по уровню оплаты труда лидирует финансовый сектор, нет больше нигде. Даже в США на первом месте по оплате труда стоят врачи общей практики», – отметила она. 
 
Вице-премьер также напомнила о договоренности с социальными партнерами взять на особый контроль политику оплаты труда в стране. И попросила Минтруд организовать соответствующую рабочую группу, в которую войдут представители правительства, работодателей и профсоюзов.
 
Юлия Рыженкова

Источник: solidarnost.org