Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

25 апреля 2024 г.

Бесплатный вебинар КИОУТ: освобождение работников от обучения по охране труда

12 апреля прошел бесплатный вебинар по теме «Освобождение работников от обучения по охране труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента аутсорсинга охраны труда КИОУТ Алена...

Публикации

24 апреля 2024 г.

Памятка для работника: обеспечение средствами индивидуальной защиты

Работники должны обеспечиваться СИЗ на работах: с вредными и (или) опасными условиями труда; выполняемых в особых температурных условиях; связанных с загрязнением. Различают индивидуальные средства...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Проходит общественное обсуждение Примерного положения о системе управления охраной труда

22 марта 2021 г.








Проходит общественное обсуждение Примерного положения о системе управления охраной труда
 
 

 
На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Regulation.gov.ru проходит общественное обсуждение и антикоррупционная экспертиза Проекта Приказа Минтруда России «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда». Мы участвуем в обсуждении и предлагаем вам присоединиться. Заполните электронную форму и внесите свой вклад в разработку Примерного положения о системе управления охраной труда.
 








Проектом Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации  «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» (далее  Проект Приказа Минтруда России о примерном положении о СУОТ) предусматривается предоставление права работодателю самостоятельно, исходя из осуществляемого им вида экономической деятельности и численности занятых у него работников, самостоятельно принимать решения о создании у себя системы управления охраной труда (далее  СУОТ), а в случае принятия решения о создании самостоятельно определять ее структуру и уровни управления.








 


Трудовой кодекс Российской Федерации
Статья 217. Система управления охраной труда



Система управления охраной труда  комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.

Примерное положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

 






















АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРИМЕРНОГО  
ПОЛОЖЕНИЯ О СУОТ


 
В настоящее время продолжает действовать Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» (далее  Приказ № 438н). Несмотря на то, что Приказ № 438н включен в перечень нормативных правовых актов, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 года, установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ  «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», соблюдение обязательных требований, содержащихся в данном документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), а их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
 
После вступления в силу Приказа № 438н у работодателя появился механизм реализации предусмотренной статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее  ТК РФ) обязанности по созданию и обеспечению функционирования у себя СУОТ.  Однако Приказом № 438н не было установлено условий его применения по отношению к различным группам и видам работодателей.
 



 
Необходимость обязательного создания и организации работы СУОТ для всех работодателей, независимо от вида деятельности, организационных форм, форм собственности и численности занятых у них работников, приводит к дополнительным избыточным затратам работодателей.


 
Требования Приказа № 438н стали обязательными для всех работодателей. Это привело к дополнительным затратам работодателей на создание, внедрение и обеспеченпие непрерывного функционирования корпоративной СУОТ. Возникла дополнительная административная нагрузка на работодателей. Наличие СУОТ и ее работа стали важным предметом контроля в отношении конкретных работодателей со стороны гострудинспекций.
 




 
Повышенная контрольная-надзорная нагрузка значительно осложнила деятельность малых предприятий, снизила их экономическую эффективность. Ведь малый бизнес, как правило, не располагают свободными средствами и ресурсами на создание СОУТ.  


 
Правоприменительная практика Приказа № 438н выявила отдельные негативные эффекты, связанные с применением действующего документа. Указанные недостатки планируется устранить путем прекращения действия Приказа № 438н, включив данное мероприятие в перечень оптимизационных процедур в сфере охраны труда в рамках реализации «регуляторной гильотины».



 
ПРЕИМУЩЕСТВА, СВЯЗАННЫЕ С ПРИНЯТИЕМ НОВОГО ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О СОУТ


 
В перечень важных задач, реализуемых в результате принятия Проекта Приказа Минтруда России о примерном положении о СУОТ, входят исключение избыточных затрат и административной нагрузки, связанных с созданием СУОТ, на работодателей, не осуществляющих производственную деятельность или являющихся субъектами малого предпринимательства.
 
Проектом Приказа Минтруда России о примерном положении о СУОТ предусматривается предоставление работодателю права самостоятельно, исходя из осуществляемого им вида экономической деятельности и численности занятых у него работников, принимать решение о необходимости создания СУОТ. В случае принятия решения о создании СУОТ работодатель получит право самостоятельно определять структуру СУОТ и уровни управления.
 




 
Проект Приказа Минтруда России о примерном положении о СУОТ предусматривает освобождение работодателей, являющихся субъектами малого предпринимательства, от обязательного создания СУОТ.


 
Также организации (предприниматели), не осуществляющие производственную деятельность, смогут не создавать  СУОТ. Если в процессе осуществления деятельности на рабочих местах данных работодателей отсутствуют вредные условия труда, а также существует малый риск наступления несчастных случаев и развития у работников  профессиональных заболеваний, то решение о необходимости (отсутствии необходимости) создания СУОТ работодатель сможет принимать самостоятельно.
 



 
НЕГАТИВНЫЕ МОМЕНТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА: КОНТРОЛЬ И НАДЗОР

 

Порядок разработки и утверждения СУОТ у работодателей устанавливается документами по стандартизации, которые в случае внедрения становятся обязательными у работодателя. Распространена практика разработки систем менеджмента качества, в рамках которой решаются вопросы управления состоянием условий и охраны труда в организации (СУОТ). Эффективность СУОТ обеспечивается развитым социальным партнерством и другими формами контроля, в первую очередь, внутреннего.
 
К сожалению, при реализации нововведений небросовестные работодатели могут проигнорировать, либо не полностью соблюдать отдельные требования вступившего в силу разработанного Приказа Минтруда России о примерном положении о СУОТ.  В этом случае особое значение приобретает планирование текущих и проведение внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых инспекторами Роструда при проведении проверок соблюдения работодателями требований законодательства об охране труда.
 







 

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ДОКУМЕНТА


 
Ознакомьтесь с текстом Проекта Приказа Минтруда России о примерном положении о СУОТ, представленного разработчиками документа на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Regulation.gov.ru.











В настоящее врямя проводится публичное обсуждение данного проекта и его антикоррупционная экспертиза. Продолжают поступать предложения о внесении изменений и дополнений в текст документа.  Предлагаем и вам принять участие в обсуждении — заполнить удобную электронную форму и направить разработчикам свои замечания и предложения.  
 


 



Вам предлагается ответить на ряд вопросов, в том числе на такие вопросы, как:

 
— Является ли предлагаемое регулирование оптимальным способом решения проблемы?

— Какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?

— Какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?

— Существуют ли альтернативные (менее затратные и (или) более эффективные) способы решения проблемы?

— Ваше общее мнение по предлагаемому регулированию?






 
Также у вас есть возможность сформулировать в письменном виде свое особое мнение о содержании Проекта Приказа Минтруда России о примерном положении о СУОТ. Прикрепите текстовый файл со своими предложениями.



 
 





















 
ВСТУПЛЕНИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА В СИЛУ


 
По замыслу разработчиков не позднее 1 сентября 2021 года должен утратить силу 
 Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», и соответственно вступить в силу  разработанный Приказ Минтруда России «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда».


 
Автор материала:
Игорь Волошин
 



 
 

 


 


 
БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
КЛИНСКОГО ИНСТИТУТА ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА 




 
Отборная и актуальная информация на электронную почту