Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

25 апреля 2024 г.

Бесплатный вебинар КИОУТ: освобождение работников от обучения по охране труда

12 апреля прошел бесплатный вебинар по теме «Освобождение работников от обучения по охране труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента аутсорсинга охраны труда КИОУТ Алена...

Публикации

24 апреля 2024 г.

Памятка для работника: обеспечение средствами индивидуальной защиты

Работники должны обеспечиваться СИЗ на работах: с вредными и (или) опасными условиями труда; выполняемых в особых температурных условиях; связанных с загрязнением. Различают индивидуальные средства...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Письмо Минздрава России от 23.07.2013 N 12-3/10/2-5338

7 августа 2013 г.

Разъяснены отдельные вопросы лицензирования и оплаты медицинской деятельности, проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров

На основе анализа норм законодательных и новых подзаконных актов Минздрав России разъяснил соотношение содержащихся в них определений видов медицинской деятельности, сделав при этом вывод, что издание вступившего в силу приказа Минздрава России от 11.03.2013 N 121н , установившего требования к оказанию медицинской помощи, не влечет за собой необходимость переоформления лицензий на осуществление медицинской деятельности.
До получения лицензии на осуществление такого вида медицинской помощи, как профилактические медицинские осмотры, медицинская организация вправе проводить диспансеризацию и профилактические медицинские осмотры как комплекс необходимых осмотров и исследований, на основании действующей лицензии, позволяющей их осуществлять, в том числе с учетом права медицинской организации привлекать медицинских работников иных медицинских организаций на основании договоров. Медицинская организация, проводившая профилактический медицинский осмотр и диспансеризацию, вправе предъявить к оплате объемы выполненных работ на основании перечней осмотров медицинскими работниками и исследований, предусмотренных некоторыми упомянутыми подзаконными актами (приказами Минздрава России).

Оплате подлежит и медицинская помощь, оказанная в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам медицинскими организациями в период переоформления лицензии на осуществление медицинской деятельности.




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 июля 2013 г. N 12-3/10/2-5338

Министерство здравоохранения Российской Федерации в связи с вступлением в силу приказа Минздрава России от 11.03.2013 N 121н "Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях" (далее - приказ Минздрава России N 121н) в целях формирования единой правоприменительной практики сообщает следующее.

1. Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 (далее - Положение), и приказ Минздрава России N 121н сформированы с учетом:

1) дефиниции "медицинская деятельность", установленной пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), определяющей медицинскую деятельность как профессиональную деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональную деятельность, связанную с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

2) введенной Федеральным законом N 323-ФЗ классификации медицинской помощи по видам (первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь и паллиативная медицинская помощь) и условиям ее оказания (амбулаторно, стационарно и в дневном стационаре);

3) дифференцирования требований к лицам, осуществляющим медицинскую деятельность, в зависимости от объема оказываемых ими услуг на основе порядков оказания медицинской помощи, где требования к оказанию медицинской помощи того или иного профиля, включая стандарты оснащения и рекомендуемые штатные нормативы, сгруппированы по видам и условиям оказания медицинской помощи;

4) сохранения перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, установленного Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, в целях преемственности правового регулирования.
Положением предусмотрен перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, который в большей части дублирует перечень работ (услуг), предусмотренный ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности", а ряд новых работ (услуг) был включен в указанный перечень на основании положений Федерального закона N 323-ФЗ, устанавливающих новые виды медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, и номенклатуры специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.2009 N 210н.

Приказ Минздрава России N 121н издан во исполнение пункта 3 Положения, устанавливающего полномочия Минздрава России по утверждению в целях лицензирования требований к организации и выполнению работ (услуг), предусмотренных приложением к Положению, в связи с этим указанный приказ не следует расценивать как введение новых работ (услуг), для осуществления которых требуется внесение изменений в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, предусмотренный лицензией.

Кроме того, частью 15 статьи 100 Федерального закона N 323-ФЗ установлено переходное положение, согласно которому лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные до 1 января 2012 года медицинским организациям, не подлежат переоформлению в связи с изменением классификации видов медицинской помощи и перечня оказываемых услуг, установленного положением о лицензировании медицинской деятельности, и действуют до истечения указанного в них срока.

Следовательно, издание приказа Минздрава России N 121н не влечет за собой необходимость переоформления лицензий на осуществление медицинской деятельности, если отсутствуют основания, установленные частью 1 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ.

Новыми работами (услуги) являются лишь работы (услуги), которые перечислены в приложении к Положению и которые лицензиат намерен осуществлять, но они не указаны в имеющемся у лицензиата приложении к лицензии.

При этом следует учитывать, что в некоторых случаях также не следует относить к новым работам (услугам) те работы (услуги), наименования которых частично изменены Положением. Так, отсутствует необходимость в переоформлении лицензии, предусматривающей работы (услуги) по оказанию акушерству и гинекологии, отсутствует в связи с дифференциацией указанной услуги на акушерство и гинекологию (использование вспомогательных репродуктивных технологий) и акушерство и гинекологию (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий), если до вступления в силу Положения лицензиат осуществлял деятельность по применению вспомогательных репродуктивных технологий и вид медицинской помощи, а также условия ее оказания не изменились (специализированная медицинская помощь в рамках амбулаторно-поликлинической или стационарной медицинской помощи).

2. По вопросу проведения диспансеризации отдельных категорий граждан и профилактических медицинских осмотров.

Правила проведения указанных профилактических мероприятий определены приказами Минздрава России:
от 03.12.2012 N 1006н "Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения" (далее - приказ Минздрава России N 1006н);
от 06.12.2012 N 1011н "Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра" (далее - приказ Минздрава России N 1011н).

Согласно указанным приказам Минздрава России для проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров необходимо наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей работы (услуги) по "медицинским осмотрам профилактическим", которая введена приложением к Положению.

Данное требование обусловлено тем, что в объем диспансеризации и профилактического медицинского осмотра включено проведение одного из видов профилактического консультирования граждан, что отличает обследование в рамках диспансеризации и профилактического медицинского осмотра от осмотров врачами (медицинскими работниками) и исследований при оказании медицинской помощи.

Вместе с тем основу диспансеризации и профилактического медицинского осмотра составляет комплекс осмотров врачами (медицинскими работниками) определенных специальностей и диагностических исследований, которые проводятся на основании лицензии, содержащей соответствующие этим осмотрам (исследованиям) работы (услуги), указанные в приказах Минздрава России N 1006н и N 1011н, в том числе на основании лицензий, выданных до вступления в силу Положения.

Таким образом, медицинская организация вправе до получения лицензии на проведение профилактических медицинских осмотров проводить диспансеризацию и профилактические медицинские осмотры как комплекс необходимых осмотров и исследований, на основании действующей лицензии, позволяющей их осуществить, в том числе с учетом права медицинской организации привлекать медицинских работников иных медицинских организаций на основании договоров.

По вопросу оплаты диспансеризации и профилактических медицинских осмотров сообщаем следующее.

Согласно положениям приказов Минздрава России N 1006н и N 1011н профилактический медицинский осмотр и первый этап диспансеризации считаются законченными в случае выполнения не менее 85% от объема обследования, установленного для данного возраста и пола гражданина (с учетом осмотров врачами-специалистами и исследований, выполненных ранее вне рамок диспансеризации и профилактического медицинского осмотра (в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу проведения диспансеризации и профилактического медицинского осмотра), и отказов гражданина от прохождения отдельных исследований). Выполнение второго этапа диспансеризации оценивается в зависимости от осмотров (исследований), проведенных по медицинским показаниям, определяемых по результатам первого этапа.

Учитывая изложенное, медицинская организация, проводившая профилактический медицинский осмотр и диспансеризацию, вправе предъявить к оплате объемы выполненных работ на основании перечней осмотров врачами (медицинскими работниками) и исследований, предусмотренных вышеуказанными приказами Минздрава России, за исключением различных видов профилактического консультирования (краткое, углубленное, групповое).

3. По вопросу оплаты медицинской помощи, оказанной в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), предусмотренный приложением 8 к Порядку организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденному приказом ФОМС от 01.12.2010 N 230, включены нарушения, связанные с включением в реестр счетов нелицензированных видов медицинской деятельности, в частности услуг по неотложной медицинской помощи и медицинской помощи, оказанной в дневных стационарах.

При этом следует учитывать, что дневной стационар, как условие оказания медицинской помощи, не является новой работой (услугой), если ранее лицензиат оказывал медицинскую помощь в дневном стационаре соответствующего профиля в рамках амбулаторно-поликлинической или стационарной медицинской помощи, в связи с чем для продолжения оказания медицинской помощи того же профиля лицензия не подлежит переоформлению. Следовательно, оплата медицинской помощи, оказанной в дневных стационарах, в данном случае должна осуществляться на основании ранее выданной лицензии.

Что касается работы (услуги) по неотложной медицинской помощи, то данная работа (услуга) введена для лицензирования деятельности медицинских организаций, которые в соответствии с частью 7 статьи 33 Федерального закона N 323-ФЗ создали в своей структуре подразделения для оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме. В иных случаях оказания медицинской помощи в неотложной форме получение лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по неотложной медицинской помощи, не требуется.

При этом отмечаем, что нормами статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ не предусмотрено приостановление деятельности лицензиата на период переоформления лицензии, за исключением случая, когда при реорганизации юридического лица в форме преобразования не соблюден пятнадцатидневный срок подачи заявления о переоформлении лицензии. До переоформления лицензии лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 вышеуказанной статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.

Таким образом, лицензия на период ее переоформления является действующей.

Кроме того, учитывая, что медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, реализуют конституционные гарантии в сфере охраны здоровья и не вправе в силу положений статьи 11 Федерального закона N 323-ФЗ отказать в оказании такой медицинской помощи, медицинская помощь, оказанная этими медицинскими организациями в период переоформления лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе в случае реорганизации медицинской организации в форме преобразования или слияния, подлежит оплате.
 
Т.В.ЯКОВЛЕВА