Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 апреля 2024 г.

Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда

5 апреля 2024 года состоялся бесплатный вебинар по теме «Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента образования КИОУТ...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Совершенствование системы организации безопасности условий и охраны труда в строительстве

3 сентября 2018 г.

В статье исследуются вопросы безопасности условий и охраны труда в строительстве, а также роль саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в организации охраны труда в строительстве.
В статье исследуются вопросы безопасности условий и охраны труда в строительстве, а также роль саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в организации охраны труда в строительстве.
 


На первое место среди целей саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее – СРО) ст. 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) ставит «предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц... вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций».







Это особенно актуально в условиях:

– роста количества банкротств строительных организаций (с 1 184 в 2014 г. до 3 183 в 2016 г., на 17,3% больше, чем в 2015 г.) <по материалам доклада Президента Российского союза строителей В.А. Яковлева «О деятельности Российского союза строителей за период с апреля 2012 по апрель 2017 года и задачах на ближайшую перспективу» // http://stroyresurs.i№fo/mai№№ews/4076; по материалам отчета Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) // https://rask.ru>;
– регулярных выявлений Счетной палатой РФ финансовых нарушений в Министерстве строительства и ЖКХ РФ (за 2015 г. на сумму 3,1 млрд руб., за 2016 г. на сумму 4,5 млрд руб.) <см.: http://www.ach.gov.ru>;
– выработки (амортизации) российскими организациями производственного сектора более 80% основных фондов <см.: Сидельникова О.П. Проблемы безопасности труда в строительстве // Интернет-вестник ВолгГАСУ. Сер.: Политематическая. 2013. Вып. 2(27)>;
– доли строительной отрасли по видам экономической деятельности в структуре смертельного травматизма за последние годы от 21% (в 2010 г.) до 24,1% (в 2012 г.) при занятости в ней около 8% всех работников <по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, Федеральной службы по труду и занятости России, Росстата и Фонда социального страхования; по данным Министерства труда и социальной защиты РФ, производственный травматизм в нашей стране в 5,5 раза выше, чем во Франции, в 4,5 раза, чем в США // http://rosmintrud.ru> (в абсолютных величинах это означает в среднем смерть 2 человек, занятых в строительстве, в день);
– наличия около 100 нормативных и технико-нормативных документов по охране и безопасности труда в строительстве <см.: СПС «КонсультантПлюс». Только за последние пять лет с 2013 г., по словам Министра труда и социальной защиты РФ М. Топилина, утверждены 24 правила по охране труда для разных видов деятельности и работ // http://rosmintrud.ru/labour/safety/2535>.
 
Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее 
 ТК) обязанность по организации безопасности условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя.

Сегодня в расходные обязанности работодателя по общему правилу <см.: ч. 6 ст. 52 ГрК; Приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» // Российская газета. 2012. 28 марта (с изм.); Правила по охране труда в строительстве, утв. Приказом Минтруда России от 1 июня 2015 г. № 336н // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 17.08.2015; п. 5.1 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» // СПС «КонсультантПлюс»> входят:

– проведение специальной оценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков <Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» // СЗ РФ. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6991>;
– реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда и оценки уровней профессиональных рисков;
– внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами;
– приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении;
– устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов;
– устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
– нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности;
– внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
– внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током;
– установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты производственных коммуникаций, оборудования и сооружений;
– механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве;
– механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства;
– механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей;
– модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового);
– устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений;
– приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами;
– устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений <см.: п. 5.14 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»>;
– приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой;
– обеспечение в установленном порядке работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами <см.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 39; п. 5.13 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»>;
– обеспечение хранения средств индивидуальной защиты, а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение их ремонта и замена;
– приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда;
– организация в установленном порядке обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников <см.: Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 17>;
– организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
– обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов;
– проведение в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) <Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» // Российская газета. 2011. 28 окт. (без приложений 1 и 2), 2012. 4 апр. (приложения 1-2)>;
– оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи <см.: п. 5.14 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»>;
– устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников;
– организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством <Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588; Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» // СЗ РФ. 1999. № 11. Ст. 1305; Долинская В.В., Долинская Л.М. Унификация понятия и содержания безопасности в отраслях права // Проблемы модернизации гражданского законодательства: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 2011>;
– издание (тиражирование) инструкций по охране труда;
– перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников;
– проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах;
– реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах.

Представляется, что половина этих мероприятий может осуществляться работодателями на коллективной основе (например, издание (тиражирование) инструкций по охране труда; организация обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников; организация обучения их оказанию первой помощи пострадавшим на производстве; а также не приобретение в собственность, а аренда:

а) средств индивидуальной и коллективной защиты работнико;
б) предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств, в) материалов для проведения инструктажей по охране труда и др.).
 
Проекты организации строительства (ПОС), согласно СП 12-136-2002 «Безопасность труда в строительстве. Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ», разрабатываются генеральной проектной организацией.
 
При отсутствии прямого указания предполагаем, что эта норма не отменяет предусмотренное в п. 4.7 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» сотрудничество заинтересованных лиц из числа строительных организаций:
 
«Генеральный подрядчик или арендодатель обязан при выполнении работ на производственных территориях с участием субподрядчиков или арендаторов:

разработать совместно с ними график выполнения совмещенных работ, обеспечивающих безопасные условия труда, обязательный для всех организаций и лиц на данной территории;

обеспечивать выполнение общих для всех организаций мероприятий охраны труда и координацию действий субподрядчиков и арендаторов в части выполнения мероприятий по безопасности труда согласно акту-допуску и графику выполнения совмещенных работ»

(выделено авт., 
– прим. ред.).
 
О необходимости такого сотрудничества свидетельствует и п. 4 Правил по охране труда в строительстве (в отношении работодателя и застройщика).
 
Пункт 5.2 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» содержит примерный перечень лиц, ответственных за обеспечение охраны труда в пределах порученных им участков работ, с оговоркой «как правило».
 
Пункт 3 Правил по охране труда в строительстве говорит об обязанности работодателя только организовать разработку инструкций по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ, не называя конкретного исполнителя-разработчика.
 
Толкование п. 5.5 и 5.6 (особенно абз. 3 п. 5.5) СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» позволяет рекомендовать работодателям заключать договоры в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением с таким их добровольным объединением, как саморегулируемая организация.
 
Перечисленные в п. 4.1 и 5.9 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» документы могут разрабатываться саморегулируемой организацией для нужд всех ее участников.
 
Это же вытекает из п. 3 Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160 <СЗ РФ. 2011. № 2. Ст. 342> («Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются: организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами...» (выделено авт.), так как СРО является одной из организационно-правовых форм ассоциаций (союзов) (п. 1 ст. 55.2 ГрК, ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» <СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6076>, пп. 3 п. 3 ст. 50, п. 2 ст. 123.1, ст. 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК)).
 
В содержание деятельности СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства входят разработка и утверждение ряда документов (ч. 2 ст. 55.1, ст. 55.5 ГрК), в число которых рационально включить и типовые (примерные) документы в сфере охраны труда в строительстве.
 
Это может осуществляться как на возмездной основе (§ 4 гл. 37 ГК «Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ», гл. 38 ГК «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ», гл. 39 ГК «Возмездное оказание услуг»), так и безвозмездной («Член ассоциации (союза)... вправе на равных началах с другими членами ассоциации (союза) безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми ею услугами» – п. 1 ст. 123.11 ГК «Права и обязанности члена ассоциации (союза)») – в рамках членских взносов.
 
Помимо прав членов СРО и самих этих объединений в сфере строительства следует обратить внимание и на их обязанности.
 
Лицу, осуществляющему строительство, ч. 6 ст. 52 ГрК вменяет в обязанность соблюдать требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда.
 
В содержание деятельности СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства входят также контроль за деятельностью своих членов, соблюдением членами такой саморегулируемой организации требований документов СРО (ч. 2 ст. 55.1, ст. 55.13 ГрК).
 
Таким образом, наряду с классической системой управления охраной труда <см., например: Анохин А.В., Иванов Г.С. Охрана труда в Российской Федерации: Монография. М., 2016; Папаев С.Т., Кузнецов О.В., Трумель В.В., Сорокин Ю.Г. Правовое регулирование охраны труда: Учебное пособие / Под общ. ред. С.Т. Папаева. М., 2013> по трем уровням – федеральному, региональному, местному – современное законодательство позволяет совершенствовать охрану труда за счет построения системы управления ею по субъектному составу – непосредственно работодателем, объединениями работодателей, имеющими право давать обязательные для исполнения их членами указания <см.: Долинская В.В. Корпоративные отношения в предмете гражданского права // Вопросы правоведения. 2015. № 5>, государством (федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации). Иначе говоря, система организации безопасности условий и охраны труда на предприятии может быть на индивидуальном уровне, на коллективном уровне и на уровне властных государственных структур.
  
Помимо цели снижения финансовой нагрузки на работодателей коллективная деятельность в сфере охраны труда будет способствовать реализации программно-целевого метода управления охраной труда, внедряемого Минтрудом России с 2015 г.
 
Так, этим государственным органом была разработана и рекомендована к использованию Типовая государственная программа субъекта Российской Федерации (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда на 2015 - 2017 годы <см.: Письмо Минтруда России от 14 августа 2014 г. № 15-3/10/П-4574 // СПС «КонсультантПлюс»; письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 января 2017 г. № 15-3/10/П-535 «О направлении типовой государственной программы субъекта РФ (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда» // СПС «КонсультантПлюс»>.
 
В настоящее время программы по улучшению условий и охраны труда актуализированы и утверждены более чем в 80 субъектах Российской Федерации.
 
Мероприятия программ предусматривают совершенствование региональной нормативной правовой базы охраны труда, непрерывную подготовку работников по охране труда на основе современных технологий обучения, информационное обеспечение и пропаганду охраны труда, а также улучшение лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.
 
Государственной программой (подпрограммой) субъекта Российской Федерации предусматривается реализация скоординированных действий по следующим основным направлениям:
 
– обеспечение проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;
– реализация превентивных мер по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения;
– координация непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
– содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих совершенствованию условий и охраны труда;
– совершенствование нормативной правовой базы субъекта Российской Федерации в области охраны труда;
– информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.
 
Формирование перечня программных мероприятий с указанием сроков их реализации, объемом финансирования, исполнителей должно базироваться на приоритетности мер, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний и улучшения условий труда. Особое внимание должно быть уделено минимизации затрат на реализацию программных мероприятий при одновременной ориентации на достижение высокой социально-экономической эффективности в результате их достижения.
 
Заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Григорий ЛЕКАРЕВ в своем выступлении на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) 11 апреля 2017 г. в рамках Всероссийской недели охраны труда сказал: «Модель санкций как управления охраной труда себя исчерпала, и сейчас мы стремимся к скорейшему законодательному внедрению предупредительной модели. Минтруд предлагает реализовать возможность снижения частоты контрольно-надзорных мероприятий. Посредством интернет-сервисов, проверочных листов и других сервисов работодатель сможет самостоятельно оценивать соблюдение норм труда на своем предприятии» <см.: https://www.aetalon.ru/single-post/2017/05/15/РТК-Работодатель-сможет-оценить-ситуацию-с-охраной-труда-на-предприятии-без-помощи-инспектора> (выделено авт.).
 
Применительно к проблеме средств индивидуальной защиты работника на производстве генеральный директор Клинского института охраны и условий труда Андрей МОСКВИЧЕВ назвал новый подход механизмом социального партнерства <см.: https://www.aetalon.ru/single-post/2017/05/16/Новый-подход-к-выдаче-СИЗ-обсудили-участники-ВНОТ>.
 
Включение СРО в систему организации безопасности условий и охраны труда на предприятии соответствует таким мерам достижения цели Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 2776-р <СЗ РФ. 2016. № 2 (ч. II). Ст. 458>, как:
 
– совершенствование стандартизации деятельности в системе саморегулирования;
– повышение эффективности контроля СРО за предпринимательской и профессиональной деятельностью своих членов.
 
 


 
Библиографический список
 
 
1. Анохин А.В., Иванов Г.С. Охрана труда в Российской Федерации: Монография. М., 2016.
2. Долинская В.В., Долинская Л.М. Унификация понятия и содержания безопасности в отраслях права // Проблемы модернизации гражданского законодательства: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 2011.
3. Папаев С.Т., Кузнецов О.В., Трумель В.В., Сорокин Ю.Г. Правовое регулирование охраны труда: Учебное пособие / Под общ. ред. С.Т. Папаева. М., 2013.
4. Сидельникова О.П. Проблемы безопасности труда в строительстве // Интернет-вестник ВолгГАСУ. Сер.: Политематическая. 2013. Вып. 2(27); http://vestnik.vgasu.ru/attachments/Sidelnikova-2013_2(27).pdf.
 
Автор:
Долинская Людмила Михайловна,

помощник члена Общественной палаты
Российской Федерации.



Данная публикация 23.11.2017 г. была включена в информационный банк СПС КонсультантПлюс.

 
Источник публикации: Долинская Л.М. Совершенствование системы организации безопасности условий и охраны труда в строительстве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 12. С. 71 – 76; электронный ресурс: www.consultant.ru.
 


ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИСТОЧНИКЕ ПУБЛИКАЦИИ
 

Ежемесячный тематический правовой журнал
«Законы России: опыт, анализ, практика»

 
Каждый номер посвящен определенному вопросу права. Соответствующее законодательство и практику его применения исследуют и оценивают видные ученые и практики. Кроме того, журнал регулярно комментирует текущее законодательство, публикует статьи по самому широкому кругу вопросов, знакомит с лучшими образцами правовой мысли прошлого.

В первую очередь журнал адресован тем, кто профессионально интересуется нормотворчеством, правоприменением, сравнительным правоведением.

Подписчики и читатели журнала — ученые, практикующие юристы, студенты профильных вузов, судьи, работники налоговых, таможенных органов и других государственных структур, руководители предприятий различных форм собственности.

Журнал «Законы России: опыт, анализ, практика» включен в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.

Главный редактор и учредитель – доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, действительный член (академик) Российской академии адвокатуры и нотариата, вице-президент Федерального союза адвокатов России, член диссертационного совета  Д 212.123.01, созданного на базе Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА),  Николай Иванович КАПИНУС.

Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-24180 от 20 апреля 2006 г.

ISSN 1992-8041

Подписку на журнал «Законы России: опыт, анализ, практика»
можно оформить:

– по каталогам: Каталог «Газеты и Журналы» Агентства «Роспечать» Индекс – 36223
– через агентство ООО «Урал-Пресс», тел.: (495) 789-86-36.
  
Подписаться на журнал «Законы России: опыт, анализ, практика» также можно через Интернет:

http://www.presscafe.ru

http://www.vipishi.ru

http://www.akc.ru

http://www.ural-press.ru


Оформить подписку можно и непосредственно в редакции журнала.

По вопросам подписки обращаться по тел. (495) 772-4272,
а также по электронной почте: info@bukvoved.ru.