Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 апреля 2024 г.

Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда

5 апреля 2024 года состоялся бесплатный вебинар по теме «Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента образования КИОУТ...

Публикации

18 апреля 2024 г.

Материалы обучения искусственного интеллекта охране труда: к вебинару КИОУТ

Вебинар провел генеральный директор КИОУТ Олег Александрович Косырев. Он доложил об основных принципах работы искусственного интеллекта в сфере организации охраны труда на производстве. Непосредственным...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Консультация: вопросы начисления страховых взносов на обязательное страхование в зависимости от СОУТ

17 апреля 2020 г.

Как начисляются дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование в случае, если у организации имеются результаты оценки условий труда только части рабочих мест? Возможна ситуация, когда у организации есть результаты оценки условий труда только части рабочих мест по условиям труда, оформленные до 31 декабря 2013 г., и отсутствуют результаты специальной оценки 

ВОПРОС: 


Как начисляются дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование в случае, если у организации имеются результаты оценки условий труда только части рабочих мест?

 


ОТВЕТ:
 

Возможна ситуация, когда у организации есть результаты оценки условий труда только части рабочих мест по условиям труда, оформленные до 31 декабря 2013 г., и отсутствуют результаты специальной оценки оставшейся части рабочих мест, которые оформляются с 1 января 2014 г.

Возникает вопрос: по каким именно дополнительным тарифам начисляются страховые взносы в отношении физических лиц, занятых на работах, поименованных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ? С 1 января 2014 г. организация обязана начислять страховые взносы по дополнительным тарифам на основании ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ и п. 2.1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ по результатам специальной оценки условий труда или на основании оформленной до 31 декабря 2013 г. включительно аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно которой последние признаны вредными и (или) опасными (ч. 1, 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ, ч. 1 ст. 28 Закона № 426-ФЗ, Письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

Если по результатам аттестации условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми либо результаты специальной оценки или аттестации отсутствуют, дополнительные тарифы страховых взносов начисляются в соответствии с ч. 1 или ч. 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, п. 1 или п. 2 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ.

В связи с этим при наличии аттестации только части рабочих мест по условиям труда Минтруд России рекомендует следующее (Письмо от 13.03.2014 № 17-3/В-113). В случае если по результатам аттестации части рабочих мест условия труда на них признаны вредными и (или) опасными, организация обязана начислять в отношении выплат физическим лицам, которые заняты на этих рабочих местах, дополнительные тарифы страховых взносов на основании ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ. А по выплатам работникам, занятым на остальных рабочих местах, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми по результатам аттестации либо в отношении них отсутствуют результаты аттестации, дополнительные тарифы начисляются на основании ч. 1 или 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ.



ВОПРОС:
 

Как документально подтвердить класс (подкласс) условий труда, если вредные и (или) опасные условия труда установлены аттестацией рабочих мест? Как определить величину дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование при отсутствии документального подтверждения подкласса условий труда?



ОТВЕТ:


Напомним, что с 1 января 2014 г. организация обязана начислять страховые взносы по дополнительным тарифам на основании ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ и п. 2.1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ по результатам специальной оценки условий труда или на основании оформленной до 31 декабря 2013 г. включительно аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно которой последние признаны вредными и (или) опасными (ч. 1, 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ, ч. 1 ст. 28 Закона № 426-ФЗ, Письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113 (п. п. 2, 3.5)).


 






Дополнительные тарифы страховых взносов в отношении выплат физическим лицам, которые заняты на видах работ, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, применяются в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест по условиям труда класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, п. 2.1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ, ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

Однако, в связи с тем что по результатам аттестации рабочих мест также устанавливались уровень травмоопасности рабочих мест и обеспеченность работников индивидуальными средствами защиты, возникает вопрос о том, какие факторы должны подтверждать результаты аттестации. Минтруд России разъяснил, что для целей определения тарифа страховых взносов результаты аттестации учитываются только в части указанного в них класса (подкласса) условий труда, выявленного при оценке соответствия условий труда гигиеническим нормативам (Письмо от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579 (п. 1)).

При этом класс (подкласс) условий труда, установленный по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, может быть подтвержден картой аттестации рабочего места по условиям труда и сводной таблицей классов условий труда (Письмо Минтруда России от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579 (п. 2)).

Относительно ситуации, когда отсутствует документальное подтверждение подкласса условий труда аттестованного рабочего места, Минтруд России сообщил следующее (Письмо от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579 (п. 2)). Если в отношении рабочего места документально не подтвержден подкласс условий труда, для такого рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов в размере 7,0%, который соответствует классу условий труда  вредный, подклассу  3.4.


 

ВОПРОС:

С какой даты уплачиваются дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование на основании результатов специальной оценки условий труда?

 

ОТВЕТ:
 

Страхователи в отношении работников, поименованных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, по результатам специальной оценки условий труда применяют тарифы, которые установлены ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, п. 2.1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ.

Возникает вопрос, с какой даты страхователи должны начислять страховые взносы по этим дополнительным тарифам при проведении специальной оценки условий труда. После проведения специальной оценки условий труда организация получает отчет с ее результатами (ч. 1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Он должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден председателем комиссии по специальной оценке (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

В связи с этим дополнительные тарифы по страховым взносам по результатам проведенной у страхователя специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета. К такому выводу пришел Минтруд России в Письме от 13.03.2014 № 17-3/В-113. При этом Минтруд России указал, что в случае если отчет о проведении специальной оценки условий труда утвержден в середине месяца, то организация вправе применять дополнительные тарифы страховых взносов со дня его утверждения (Письмо от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

Напомним, что страхователи платят взносы по дополнительным тарифам в отношении лиц, занятых на работах, поименованных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, даже если ранее не проводилась ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест по условиям труда. В таком случае применяются дополнительные тарифы, установленные ч. 1, 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, п. п. 1, 2 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ.




ВОПРОС:


Как определить сумму взносов на обязательное социальное страхование по дополнительным тарифам при частичной занятости физического лица в течение месяца на работах по пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ с разными классами (подклассами) условий труда?

 

ОТВЕТ:

Физическое лицо может работать в течение месяца на нескольких рабочих местах, которым по результатам специальной оценки (аттестации) присвоены разные классы (подклассы) условий труда. Тарифы страховых взносов по дополнительным тарифам, в соответствии с ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, п. 2.1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ, определяются в зависимости от класса (подкласса) условий труда.

Напомним, что страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным согласно ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, п. 2.1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ, применяют те страхователи, у которых есть хотя бы один из следующих отчетов: 


— отчет о специальной оценке условий труда;
— утвержденный до 1 января 2014 г. отчет об аттестации рабочих мест, в соответствии с которым условия труда признаны опасными либо вредными (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ, ч. 1 ст. 28 Закона № 426-ФЗ, п. 44 Порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н).

​При отсутствии отчета страхователи применяют тарифы согласно ч. 1, 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, п. п. 1, 2 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ.







 

Возникает вопрос: по каким тарифам и в каком порядке страхователь определяет сумму страховых взносов в таком случае? Законом № 212-ФЗ напрямую не установлен особый порядок определения страховых взносов по дополнительным тарифам при частичной занятости физического лица на разных видах работ в течение одного месяца. В то же время необходимо учесть следующее. Страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются на суммы выплат и вознаграждений физическим лицам, которые непосредственно заняты на видах работ, поименованных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ (ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ).

В связи с этим Минтруд России рекомендует начислять страховые взносы по каждому дополнительному тарифу пропорционально количеству отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве дней (часов) (с учетом работы сверхурочно, в выходные, праздничные дни) в данном месяце. Рассматриваемые страховые взносы начисляются на всю сумму выплат и вознаграждений, которые начислены в пользу данного работника в течение месяца, независимо от того, за какие периоды производятся выплаты (Письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).



ВОПРОС:
 

Облагается ли взносами на обязательное социальное страхование по дополнительным тарифам премия в пользу работницы, которая занята на видах работ, поименованных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, в случае, если она находится в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет?



ОТВЕТ:
 

Необходимо определить размер страховых взносов по дополнительным тарифам, начисляемых на премию в пользу физических лиц, которые заняты на видах работ, перечисленных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ. Начисление страховых взносов в такой ситуации по дополнительным тарифам в случае, если работница находится в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, является целесообразным.

Дело в том, что дополнительные тарифы страховых взносов применяются в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, которые заняты на видах работ, указанных в пп. 1- 18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ (ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ). За работницей, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, сохраняется место работы. Следовательно, есть вероятность, что проверяющие сочтут ее полностью занятой на рассматриваемых работах. Таким образом, на выплаченную ей в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет премию начисляются страховые взносы по дополнительным тарифам.

Минтруд России дал аналогичные разъяснения по данному вопросу (Письмо от 04.09.2014 № 17-3/В-424). Полагаем, что контролирующие органы займут аналогичную позицию. Учитывая изложенное, если страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты в пользу работницы, занятой на поименованных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ видах работ и находящейся в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, не будут начислены, существует риск возникновения споров с контролирующими органами.





ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:  


«Путеводитель по налогам. Практическое пособие по страховым взносам на обязательное социальное страхование», электронный ресурс: СПС КонсультантПлюс.