Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

25 апреля 2024 г.

Бесплатный вебинар КИОУТ: освобождение работников от обучения по охране труда

12 апреля прошел бесплатный вебинар по теме «Освобождение работников от обучения по охране труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента аутсорсинга охраны труда КИОУТ Алена...

Публикации

24 апреля 2024 г.

Памятка для работника: обеспечение средствами индивидуальной защиты

Работники должны обеспечиваться СИЗ на работах: с вредными и (или) опасными условиями труда; выполняемых в особых температурных условиях; связанных с загрязнением. Различают индивидуальные средства...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Вузы ограничат заключение краткосрочных контрактов с преподавателями

29 января 2020 г.

Соответствующее решение Министерства науки и образования РФ принято в результате проведенной работы по исполнению поручения Председателя Совета Федерации, сообщается на официальном сайте верхней палаты российского Парламента.






 
Соответствующее решение Министерства науки и образования РФ принято в результате проведенной работы по исполнению поручения Председателя Совета Федерации, сообщается на официальном сайте верхней палаты российского Парламента.
 



Вузам будет рекомендовано исключать практику суперсрочных трудовых договоров с профессорско-преподавательским составом на срок до одного года включительно, и заключать контракты на более продолжительный период, в частности, на срок реализации образовательных программ. Об этом сообщила член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина РУКАВИШНИКОВА.
 
«В феврале текущего года Министерство науки и образования РФ направит в организации высшего образования методические рекомендации по оформлению «эффективных контрактов». Там будет также отмечена необходимость всестороннего учета деятельности преподавателя, а не только его научной и публикационной активности», — сообщила сенатор.
 
Она подчеркнула, что решение Министерства принято в результате проведенной работы по исполнению поручения Председателя Совета Федерации Валентины МАТВИЕНКО от 23 октября 2019 года.
 
На 471-м заседании Совета Федерации, прошедшем 23 декабря 2019 года, Ирина РУКАВИШНИКОВА проинформировала о промежуточных итогах исполнения поручения об ограничении практики заключения преподавателями вузов краткосрочных трудовых контактов.





Источник фото: council.gov.ru.


 

По результатам проведенного профильным Министерством мониторинга трудовых договоров, заключенных образовательными организациями высшего образования с профессорско-преподавательским составом и научными работниками, 20 процентов составляют контракты, заключенные на срок до одного года включительно.


 

 
До конца апреля 2020 г. Министерство науки и образования РФ проведет дополнительный мониторинг содержания «эффективных контрактов».
 

 
«Сформировалась устойчивая практика необоснованного заключения трудовых договоров с педагогическими работниками сроком на один год по основному месту работы. Бессрочные трудовые договоры, которые предусмотрены сейчас Трудовым кодексом, или договоры на более длительный срок в вузах сейчас практически не заключаются. Это ставит профессорско-преподавательский состав вузов в положение крайней неопределенности, не позволяет им планировать собственную жизнь и карьерную траекторию, брать ипотечные кредиты и так далее», — добавила Ирина РУКАВИШНИКОВА.
 
Сенатор также сообщила, что до конца апреля 2020 г. Министерство науки и образования РФ проведет дополнительный мониторинг содержания «эффективных контрактов», заключаемых подведомственными ему образовательными организациями высшего образования с научно-педагогическими работниками. Результаты мониторинга будут представлены на совместном с Советом Федерации «круглом столе», сказала парламентарий.
 





ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:
 


Публикуется с официального разрешения правообладателя. Материал первоначально был опубликован на официальном сайте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.



 









 
 



 

 
АКТУАЛЬНОЕ ПО ТЕМЕ:

 

 


 
ЛЕКТОР ПРИДЕТ НАДОЛГО: 70 ПРОЦЕНТОВ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА СТАНЕТ ПОСТОЯННЫМ КАДРОВЫМ СОСТАВОМ ВУЗОВ


 
Сегодня пятая часть договоров, которые вузы заключают с преподавателями  краткосрочные. То есть длятся всего лишь год или того меньше. В такой ситуации сотрудникам сложно планировать жизнь и карьеру. Минобрнауки рекомендует вузам уменьшать практику заключения краткосрочных трудовых договоров и уже в феврале направит в университеты соответствующие методические рекомендации. О том, каким должен быть эффективный контракт с преподавателем и появятся ли бессрочные договоры, рассказала в своем интервью корреспонденту «Российской газеты» замминистра науки и высшего образования Марина Боровская.




 
Марина Боровская: Чем больше грантов, тем активнее аспиранты идут в лаборатории. 
Источник фото:
РИА Новости.

 


― Марина Александровна, почему экспресс-контракты превратились в тормоз для преподавателей?  

 
― Эта проблема возникла примерно 10 лет назад, когда российская система образования стала переходить на нормативно-подушевое финансирование по принципу «деньги идут за школьником/студентом». Тогда университеты часто получали госзадание на один год. Короткие контракты можно было объяснить тем, что руководство не могло осуществить планирование, в том числе фонда оплаты труда, на более длинный цикл. И сегодня в Трудовом кодексе возможность заключения контрактов от 1 года до 5 лет сохранена. Университет может использовать любую из этих «линеек».

 


― Но сегодня преподаватели активно «мигрируют» между вузами, читают отдельные курсы...

 
― Вот для таких случаев, в том числе, и существует контракт «от года». Кроме того, вузы могут иногда заключать контракты на 2-3 месяца ― когда речь идет о научном эксперименте или дополнительном образовании. Но с основным базовым преподавательским составом желательно заключать более длительные контракты.


 
― Появятся ли бессрочные договоры? Для молодых ученых, планирующих продолжить работу в вузе, это стало бы подспорьем.

 
― Желательно, чтобы сроки контракта были с понятным «горизонтом» планирования. Но, возможно, появится и такая форма сотрудничества. Естественно, при условии проведения аттестации сотрудников. И если какие-то из обязательств не будут выполняться, условия контракта можно будет пересмотреть.
 
Но эффективные контракты имеют важное преимущество: они позволяют сформулировать четкие требования к конкретному работнику. Уточнить «функции», соответствующие занимаемой позиции.


 
― Будет ли учитываться в долгосрочном контракте научная деятельность преподавателя?
 

 
― Конечно. Но мы за то, чтобы в документах отражена была не только научная и публикационная активность преподавателя, но и его всесторонняя занятость. Ведь что входит в обязанность преподавателя вуза? Первая половина дня ― это образовательная деятельность, учебная нагрузка. Вторая половина дня, условно, ― профессиональная практика, научная работа. В этом смысле все виды трудовой деятельности преподавателя должны находить отражение в эффективном контракте и учитываться в Положении об оплате труда.


 
― Есть мнение, что эффективные контракты дадут возможность преподавателям больше заниматься наукой.

 
― Для университета очень важна такая многоплановая занятость сотрудников. Чем больше грантов, тем больше объем исследований, тем активнее идут аспиранты в лаборатории. И мы это понимаем. Но идеальная схема эффективного контракта видится так: доход от основной деятельности, средства, полученные из фондов (гранты), и средства, полученные на открытом рынке за счет разных образовательных программ или сотрудничества с бизнесом. Важен баланс, чтобы работа по совместительству и основная работа выполнялись качественно и ответственно.
 


― То, что профессор может требовать от вуза долгосрочный контракт 
 понятно, а какие требования к самому кандидату?

 
― Задача каждого сотрудника, желающего побороться за более длинный контракт, ― показать себя не только сейчас, но и «анонсировать» те результаты, которые он готов обеспечить вузу через 5 лет: научные публикации, методические труды, новые курсы, программы, позволяющие вывести студентов на международный уровень и пр.
 


― Какой процент долгосрочных договоров должны обеспечить вузы?

 
― Нас сегодня интересует стабильный кадровый состав университетов, где долгосрочные контракты должны быть у 70 процентов профессоров. Причем, контракты должны быть по срокам сопоставимы со сроками реализации образовательных программ, при условии полной занятости (работы на полную ставку).


 
Автор публикации:
Мария Агранович