Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

25 апреля 2024 г.

Бесплатный вебинар КИОУТ: освобождение работников от обучения по охране труда

12 апреля прошел бесплатный вебинар по теме «Освобождение работников от обучения по охране труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента аутсорсинга охраны труда КИОУТ Алена...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

В каждой строчке – доля ответственности: «Нововведения и изменения в сфере охраны труда — 2016. Внедрение профессиональных стандартов и система независимой оценки квалификации»

30 декабря 2016 г.

11 октября 2016 года на базе столичной ГК «ТехноПрогресс» прошла ежегодная практическая конференция, посвященная вопросам безопасности рабочих мест. Основная тема мероприятия — «Нововведения и изменения в сфере охраны труда — 2016. Внедрение профессиональных стандартов и система независимой оценки квалификации». Конференция была ориентирована на руководителей предприятий, кадровиков, инженеров и специалистов по охране труда...
11 октября 2016 года на базе столичной ГК «ТехноПрогресс» прошла ежегодная практическая конференция, посвященная вопросам безопасности рабочих мест. Основная тема мероприятия — «Нововведения и изменения в сфере охраны труда — 2016. Внедрение профессиональных стандартов и система независимой оценки квалификации». Конференция была ориентирована на руководителей предприятий, кадровиков, инженеров и специалистов по охране труда.
 
 
В ходе практической конференции участники обсудили самые актуальные аспекты охраны труда, в том числе формирование национальной системы квалификаций, особенности применения Федерального закона от 02.05.2015 г. № 122-ФЗ, внедрение профессиональных стандартов в организациях, а также изменения в законодательстве о специальной оценке условий труда (СОУТ) и примеры из судебной практики разрешения споров. Дискуссии прошли в рамках двух тематических секций:
 
«Охрана труда: актуальные изменения и тенденции»;
– «Практическое применение законодательства в области охраны труда».




ЗНАКОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 

Вначале микрофон был предоставлен начальнику отдела политики охраны труда Департамента условий и охраны труда Минтруда России Владимиру СОЛДУНОВУ.
 


 

Владимир Андреевич рассказал о проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)».
 
В результате планируется внести важные поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О специальной оценке условий труда», а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
Цели указанных изменений законодательства — гармонизация законодательства с лучшими мировыми практиками (внедрение системы управления профрисками). В 2017 г. в Трудовом кодексе РФ должна появиться новая редакция раздела Х «Охрана труда».
 
Раздел будет представлен пятью главами (сейчас четыре главы):
 
— «Общие положения»;
— «Государственное управление охраной труда»;
— «Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда»;
— «Управление охраной труда у работодателя»;
— «Расследование, оформление и учет случаев повреждения здоровья работников, связанных с исполнением трудовых обязанностей».

 
Всего новая редакция раздела содержит 42 статьи (сейчас 29 статей). Раздел будет структурирован и дополнен с учетом правоприменительной практики трудового законодательства. Упорядочены нормы, связанные с предоставлением гарантий и компенсаций. Кроме того, вводятся нормы, связанные с добровольным аудитом и приоритетом информирования государственной инспекцией труда работодателей.

В главе 35 «Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда» будут структурированы основные процедуры управления охраной труда у работодателя.
 
Согласно действующей редакции Трудового кодекса работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда. Но как это сделать — пока Трудовой кодекс не указывает. Процедуры (медицинские осмотры, обучение, выдача молока, обеспечение СИЗ) не связаны общей целью — выявлением и ликвидацией опасностей.
 
Поэтому вводятся общие системные типовые правила и действия работодателей по обеспечению безопасных условий труда работников.
 
В перечне обязанностей — определять политику в области охраны труда, выявлять, оценивать и устранять опасности, обеспечивать учет микроповреждений.
 
При этом работодатель имеет право выбора средств обеспечения безопасности труда и сохранения здоровья работников (изменение технологического процесса, приобретение современных средств защиты), а также на проведение внутреннего контроля (самоконтроля) соблюдения требований трудового законодательства.
 



ПРЕЗЕНТАЦИЯ СПИКЕРА:


 

В главе 36 «Управление охраной труда у работодателя» вводится оценка вероятности реализации опасностей в виде травмирования или профзаболевания работника при осуществлении мероприятий по их предупреждению. Это, по сути, и есть управление профессиональными рисками. Структура управления ими состоит из:
 
— определения видов профессиональных рисков в зависимости от источника (травмоопасность и вероятность получения профессионального заболевания);
— определения видов профессионального риска в зависимости от его значимости (приемлемый, условно допустимый, повышенный, недопустимый);
— определения перечня мероприятий по снижению профессионального риска;
— возможности учета результатов оценки профессиональных рисков при определении скидок и надбавок тарифов на пенсионное и социальное страхование.
 
В качестве примера зависимости уровня профриска Владимир СОЛДУНОВ рассмотрел работы на высоте.
 
Среди негативных факторов тут может выступить работа неподготовленного персонала без ограждений, страховочной привязи, а в перечне позитивных — обеспечение должного уровня подготовки, применение современных СИЗ, проведение технологических мероприятия (ограждения, разметка и т.д.).




ПРЕЗЕНТАЦИЯ СПИКЕРА:


 

В главе 35 также дополнены основные права и обязанности работника.
 
Дополнительное право: возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, включая компенсацию морального вреда.
 
При этом работник обязан:
 
— лично участвовать в обеспечении безопасности условий труда на своем рабочем месте;
— правильно использовать оборудование, инструменты, сырье и материалы, применять технологию;
— следить за исправностью используемых оборудования и инструментов;
— устранять и информировать о неисправностях оборудования и инструментов.
 

Работа в опасных условиях труда (недопустимых по уровню риска для жизни и здоровья) однозначно запрещена. Работодатель обязан приостановить либо прекратить свою деятельность, если по результатам спецоценки на его рабочих местах условия труда будут отнесены к опасному классу или им будет определен недопустимый уровень профриска работника.
 
Исключение составляют работы по устранению чрезвычайных ситуаций, отдельные виды деятельности по перечню Правительства Российской Федерации. В действующей редакции ТК работа возможна, но очень большие затраты на компенсации (сокращенный рабочий день до 36 часов в неделю, семь дней дополнительного отпуска, 4-процентная надбавка к зарплате).
 
В главе 36 «Управление охраной труда у работодателя» должен быть сделан упор на то, что средства индивидуальной защиты — это последний рубеж безопасности.

Сегодня существует лишь «списочный» подход в организации обеспечения работников средствами индивидуальной защиты. Решить эту проблему можно установлением единых норм обеспечения СИЗ в зависимости от имеющегося вредного производственного фактора. При этом защита работников от реально существующих вредных факторов поможет и работодателю в плане оптимизации его расходов.
 



ПРЕЗЕНТАЦИЯ СПИКЕРА:


 

Владимир СОЛДУНОВ акцентировал внимание и на новинках в главе 57.1 ТК РФ, характеризующих понятие и порядок проведения самоконтроля работодателя.
 
Внутренний контроль (самоконтроль) — это добровольная оценка работодателем соответствия своей деятельности обязательным требованиям трудового законодательства. Она осуществляется по «проверочным листам», представляющим собой специальные интернет-сервисы, содержащие список критериев (показателей) для оценки соответствия требованиям трудового законодательства.
 
Полученные результаты применяются при формировании плана проверок (отложение или проведение с ограниченным объемом контрольных мероприятий).




ПРЕЗЕНТАЦИЯ СПИКЕРА:




Кроме того, Владимир Андреевич уточнил, что в рамках построения системы предупредительного контроля будут внесены изменения в ст. 358 — в части дополнения ее нормой, предусматривающей обязанность государственного инспектора труда выносить предупреждение в качестве административного наказания за впервые совершенное работодателем нарушение трудового законодательства, за исключением нарушений, связанных с выплатой заработной платы, при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, угрозы техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.


 
ШТРАФЫ: КОРРЕКТИРОВКА И УТОЧНЕНИЕ
 
«Применение Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штрафные санкции как метод стимулирования работодателя». Такова была тема выступления Оксаны ЛАБАЗОВОЙ, руководителя Государственной инспекции труда в городе Москве.
 
«Государственная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе посредством составления протоколов об административных правонарушениях, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; осуществляет рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях», — напомнила в начале выступления Оксана Николаевна.
 
Руководитель столичной Госинспекции отметила, что прошло уже почти два года (с 01.01.2015) как вступили в силу положения Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”», которые значительно ужесточили ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства, в том числе требований охраны труда.
 



 
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (кроме ч. 3, 4 и 6), влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
 
— на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 руб.;
— на юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

 
Вместе с тем с 03.10.2016 вступили в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 г. №272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда», согласно которым указанная статья была дополнена следующими положениями и изложена в новой редакции.
 
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа:
 
— на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
— на юридических лиц — от 50 тыс. до 70 тыс. руб. (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

 
Частями 6 и 7, которыми отдельно вводится ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений (если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния), установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством (ниже МРОТ), влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
 
— на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, — от 1000 до 5000 руб.;
— на юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ).

 





Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 указанной статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение (если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния), влечет:
 
— для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, — от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;
— на юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ).

 
С 01.07.2016 сумма минимального размера оплаты труда составляет 7500 руб. (ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ).
 
Размер минимальной заработной платы в Москве значительно выше — с 01.01.2016 он составляет 17 300 руб. (п. 3.1 Московского трехстороннего соглашения на 2016–2018 гг. между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей).
 
Вместе с тем на работников, состоящих в трудовых отношениях с федеральными учреждениями (иными организациями, финансируемыми из федерального бюджета), действие регионального соглашения о минимальной заработной плате не распространяется.
 
Таким образом, установление указанной ответственности является стимулом для работодателя не только своевременно, но и в полном объеме выплачивать заработную плату работникам.
 
Административная ответственность за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор — ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ), и уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ), осталась прежней, но изложена в новой редакции:
 
— на граждан — наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.;
— на должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб. (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ);
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5000 до 10 тыс. руб.;
— на юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

 
Совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 3, 4 данной статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет:
 
— на граждан — наложение административного штрафа в размере 5000 руб.;
— на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 тыс. до 40 тыс. руб.;
— на юридических лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. руб. (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ).





 
Административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, осталась прежней: нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2–4 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
 
— на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 руб.;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 2000 до 5000 руб.;
— на юридических лиц — от 50 тыс. до 80 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

 
Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
 
— на должностных лиц в размере от 5000 до 10 тыс. руб.;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5000 до 10 тыс. руб.;
— на юридических лиц — от 60 тыс. до 80 тыс. руб. (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

 
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа:
 
— на должностных лиц в размере от 15 тыс. до 25 тыс. руб.;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 15 тыс. до 25 тыс. руб.;
— на юридических лиц — от 110 тыс. до 130 тыс. руб. (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

 
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа:
 
— на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб.;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 тыс. до 30 тыс. руб.;
— на юридических лиц — от 130 тыс. до 150 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

 
Совершение указанных выше правонарушений лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа:
 
— на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 тыс. до 40 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— на юридических лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 
В указанной выше статье выделены наиболее опасные для жизни и здоровья работников нарушения законодательства об охране труда.
 
Например, ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает весьма серьезную в денежном выражении ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований; административный штраф назначается за допуск каждого работника, что стимулирует работодателя соблюдать требования действующего законодательства в сфере охраны труда и направлено на соблюдение основных задач законодательства об административных правонарушениях: охрана здоровья граждан, защита законных экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, непосредственно предупреждение административных правонарушений.
 
Под аналогичным правонарушением, отметила Оксана ЛАБАЗОВА, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения трудового законодательства, в том числе требований охраны труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника).




 
Лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
 
Руководитель Госинспекции труда по городу Москве также подчеркнула, что с 03.10.2016 ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ введена отдельная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений (если действия не содержат уголовно наказуемого деяния), которой увеличен размер административного штрафа:
 
— на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
— на юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (осталась прежней).

 
При этом сумма административных штрафов, взимаемых должностными лицами Государственной инспекции труда, и без того существенно растет. Так, в Москве за 2014 г. общая сумма штрафов составила 151 801 000 руб., в 2015 г. — уже 193 135 000 руб., а за девять месяцев 2016 г. — 320 020 800,00 руб.
 
Участники конференции, представляющие руководство предприятий, обратились к Оксане Николаевне с просьбой прокомментировать ситуацию, когда при грубом нарушении или несчастном случае, по их мнению, виноват сам беспечный работник. Речь шла о случаях, когда работодатель предоставил все необходимые технические средства защиты и провел необходимые инструктажи.
 
«Государственная инспекция труда по определению стоит на страже закона и не занимает позицию какой-либо из сторон, — отметила Оксана ЛАБАЗОВА. — Но полномочий наказывать работника у нас не было и нет. В любом случае нарушений техники безопасности есть вина работодателя — он обязан донести до каждого работника все пункты охраны труда, отладить дисциплину на каждом объекте». По словам руководителя столичной государственной инспекции, во многом проблема кроется в нашем российском менталитете. На предприятиях развитых и в этом отношении стран работник никогда не приступит к заданию, если ему не предоставлены установленная инструкциями гарантия безопасности и исправные средства защиты. Привитая внутренняя самодисциплина не позволит ему пренебречь правилами.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СПИКЕРА:




 
СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА — ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ
 
Заместитель начальника отдела стандартов безопасности труда Департамента условий и охраны труда Минтруда России Сергей ЧУХАНОВ заострил внимание на новых правилах в сфере охраны труда.
 



 
Прежде всего, спикер отметил, что в Минюсте России были зарегистрированы 12 из 25 действующих межотраслевых правил по охране труда и 24 из 68 действующих отраслевых правил по охране труда.
 
Между тем, согласно Указу Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763, «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний». На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
 
В период с 2013 г. по I квартал 2016 г. были официально приняты 10 так называемых «отраслевых» правил по охране труда, в их числе:
 
— Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (утверждены приказом Минтруда России от 24.07.2013 г. № 328н, зарегистрированы Минюстом России 12.12.2013 г., № 30593, вступили в силу 4 августа 2014 г.);
— Правила по охране труда в строительстве (утверждены приказом Минтруда России от 01.06.2015 г. № 336н, зарегистрированы Минюстом России 13.08.2015 г., № 38511, вступили в силу 28 августа 2015 г.);
— Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве (утверждены приказом Минтруда России от 07.07.2015 г. № 439н, зарегистрированы Минюстом России 11.08.2015 г., № 38474, вступили в силу 28 августа 2015 г.);
— Правила по охране труда при производстве цемента (утверждены приказом Минтруда России от 15.10.2015 г. № 722н, зарегистрированы Минюстом России 25.01.2016, № 40760, вступили в силу 30 апреля 2016 г.);
— Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ (утверждены приказом Минтруда России от 02.11.2015 г. № 835н, зарегистрированы Минюстом России 09.02.2016, вступили в силу 13 мая 2016 г.);
— Правила по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов (утверждены приказом Минтруда России от 16.11.2015 г. № 873н, зарегистрированы Минюстом России 28.01.2016 г., № 40876, вступили в силу 4 мая 2016 г.).

 
Кроме того, в указанный период приняты семь правил по охране труда, которые носят межотраслевой характер, среди которых:

— Правила по охране труда при работе на высоте (утверждены приказом Минтруда России от 28.03.2014 г. № 155н, зарегистрированы Минюстом России 05.09.2014, № 33990, вступили в силу 4 августа 2015 г.);
— Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (утверждены приказом Минтруда России от 17.09.2014 г. № 642н, зарегистрированы Минюстом России 05.11.2014 г., № 34558, вступили в силу 1 июля 2015 г.);
— Правила по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ (утверждены приказом Минтруда России от 23.12.2014 г. № 1101н, зарегистрированы Минюстом России 20.02.2015 г., № 36155, вступили в силу 27 мая 2015 г.);
— Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями (утверждены приказом Минтруда России от 17.08.2015 г. № 552н, зарегистрированы Минюстом России 02.10.2015 г., № 39125, вступили в силу 8 января 2016 г.);
— Правила по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования (утверждены приказом Минтруда России от 23.08.2016 г. № 310н, зарегистрированы Минюстом России 15.07.2016 г., № 42880, вступили в силу 19 октября 2016 г.).
 




ПРЕЗЕНТАЦИЯ СПИКЕРА:




 
В соответствии с утвержденной программой пересмотра (разработки) правил по охране труда до конца 2018 г. планируется принять следующие правила по охране труда, связанные со сферой строительства:
 
— Правила по охране труда при проведении работ, связанных с повышенной опасностью;
— Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный, конвейерный, трубопроводный и другие виды транспортных средств непрерывного действия);
— Правила по охране труда при выполнении окрасочных работ;
— Правила по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций;
— Правила по охране труда при выполнении охранных функций и оказании охранных услуг;
— Правила по охране труда при проведении технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств и самоходных машин;
— Правила по охране труда при производстве строительных материалов;
— Правила по охране труда в морских и речных портах;
— Правила по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.

 
Согласно постановлению Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 1160, проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются:
 
— организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами;
— федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.

Проекты представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в бумажном и электронном виде.
 
 
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА
 
Следом слово было предоставлено начальнику отдела по надзору за энергоустановками потребителей и энергосбережением Управления государственного энергетического надзора Владимиру ЗОРИНУ.
 
Он рассказал о реальном применении обновленного закона на примере действия работодателя при вступлении в силу изменений в Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (приказ № 74н).
 
Согласно ст. 29.1 (введена Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ), под федеральным государственным энергетическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований безопасности в сфере электроэнергетики, в том числе особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности.
 



 
Федеральный государственный энергетический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
 
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного энергетического надзора, организацией и проведением проверок субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
 
Органы государственного энергетического надзора рассматривают дела об административных правонарушениях:
 
– ст. 9.7 «Повреждение электрических сетей»;
– ст. 9.8 «Нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт»;
– ст. 9.9 «Ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов»;
– ст. 9.10 «Повреждение тепловых сетей, топливопроводов, совершенное по неосторожности»;
– ст. 9.11 «Нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки»;
– ст. 9.16 «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»;
– ст. 9.17 «Нарушение нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива»;
– ст. 9.18 «Нарушение порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт».

 
Нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа:
 
– на граждан в размере от 500 до 1000 руб.;
– на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.;
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 2000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
– на юридических лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 
Плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года.
 
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
 
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
 
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
 
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
 
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.




 
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
 
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
 
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
 
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
 
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
 
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
 
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
 
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подп. «а» и «б» п. 2 ч. 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (в ред. Федерального закона от 26.04.2010 г. № 66-ФЗ).
 
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п. 2 ч. 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (в ред. федеральных законов от 17.07.2009 г. № 164-ФЗ, от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ).
 
В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 г. № 93-ФЗ).
 



ПРЕЗЕНТАЦИЯ СПИКЕРА:



 
Владимир ЗОРИН перечислил основные типовые нарушения, выявляемые в ходе проверок энергоустановок:
 
— в перечень нормативных документов организаций, эксплуатирующих сетевые объекты наряду с энергопринимающими установками, не включаются Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (приказ Минэнерго России от 19.06.2003 г. № 229, зарегистрирован в Минюсте 20.06.2003 г., № 4799), что не позволяет в полной мере обеспечить реализацию обязательных требований к организациям электроэнергетики как сетевой организации;
— критический уровень износа строительных конструкций энергообъектов, эксплуатирующихся более 20 лет (стены зданий; отмостка; фундаменты опор и стоек порталов; железобетонные опоры, железобетонные стойки порталов и фундамент под электрооборудование; железобетонные конструкции кабельных каналов).
 

 
ПРОФСТАНДАРТЫ: КАК ИХ ВНЕДРЯТЬ?
 
О направлениях применения профессиональных стандартов подробно рассказала директор по развитию системы профессиональных стандартов ФГБУ «НИИ труда и социального страхования» Ирина ВОЛОШИНА. А о внедрении профстандартов в организациях рассказал ведущий специалист в области трудового законодательства и кадрового делопроизводства НОЧУ ДПО «Институт профессионального кадровика» Александр ЮЖАЛИН, который представил пошаговую схему.
 
На этапе подготовки нужно:
 
— провести информационное совещание по обсуждению профессиональных стандартов для руководителей всех структурных подразделений;
— сформировать рабочую группу по внедрению профессиональных стандартов в следующем рекомендованном составе:
 
председатель;
представители профсоюзной организации;
юрист;
специалист службы управления персоналом по всем функциональным подразделениям;
руководитель ОТИЗ;
руководители производственных подразделений;
другие сотрудники с учетом специфики организации;

 
— утвердить группы и разработать график проекта с контрольными точками отсчета.

На этапе сбора и анализа информации необходимо ознакомиться со всеми профессиональными стандартами, которые вышли, в реестре (www.profstandart.rosmintrud.ru).




 
Затем нужно начать работу на сайте с анализа отраслевых стандартов, а следом составить список всех профессиональных стандартов, которые «при первом приближении» могут относиться к тем видам деятельности, по которым есть работники в компании.
 
Шаг третий — сверка целей профстандарта и должностей. Надо определить цели структурных подразделений и отдельных должностей по однородным видам деятельности, сравнить цели структурных должностей (подразделений) и сверить с основной целью вида деятельности в профессиональном стандарте. Затем принять решение, какие профессиональные стандарты распространяются на отдельные должности и подразделения, и задокументировать решения, например, в виде протокола комиссии.
 
Шаг 4 — это анализ соответствия должностных обязанностей, установленных работникам в трудовом договоре, должностной инструкции и иных документах, обобщенной трудовой функции (ОТФ) с трудовыми функциями, установленными профессиональным стандартом.
Если здесь выявлены отклонения, то нужно исключить «непрофильную» функцию: передать ее работнику, в чью профессию входит этот вид работ, или оставить работнику (по процедуре совместительства, совмещения или расширения зоны обслуживания).
 
Шаг 5 — сверка наименований должностей. Необходимо сверить наименование профессии в штатном расписании с «возможным наименованием должности» в профессиональном стандарте, документально зафиксировать результаты сравнения наименования должности (профессии):
 
нет расхождений;
есть расхождения наименования должности (профессии) в должности «инспектор отдела кадров».





 
В результате нужно принять решение о необходимости переименования должностей в соответствии со ст. 57 ТК РФ.

Если решение положительное, то есть два варианта.
 
Первый вариант:
 
1. Введение новых позиций.
2. Перевод работника на новую должность.

 
Второй вариант:
 
1. Введение позиций в соответствии с профстандартом.
2. Сокращение существующей позиции в компании.
3. Предложение перевода, включая вновь введенную позицию в компании.

 
На этапе шага 6 работник проверяется на соответствие базовым требованиям профессионального стандарта (опыт и образование) ОТФ.
 
В случае выявления несоответствия образования сотрудника требованиям профессионального стандарта формируется план обучения.
 
Следующий шаг (№ 7) — проверка работников на соответствие требований ПС по знаниям и умениям.
 
После проверки оценки работника на соответствие указанным требованиям необходимо оформить процедуру проверки документально (например, в виде протокола аттестационной комиссии).
 
Восьмой, возможный шаг — базовая проверка соответствия уровней зарплаты квалификационным уровням (для исключения рисков обвинения в дискриминации).
 
Шаг 9 — организация мониторинга выхода новых профессиональных стандартов и изменения существующих.




 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СПИКЕРА:




На вопросе обязательности применения профессиональных стандартов остановился вице-президент Ассоциации содействия обеспечению безопасных условий труда «Эталон» Владимир САВИНОВ.
 



 
Владимир Вениаминович отметил ключевое значение ст. 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов» Федерального закона от 02.05.2015 г. № 122-ФЗ (введена в действие с 1 июля 2016 г.).
 
Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
 
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
 
 
          ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА



ПРЕЗЕНТАЦИЯ СПИКЕРА: 




Минтруд вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.
 
Требования по профстандартам обязательны при условии:
 
— если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (см. ст. 57 ТК РФ);
— в случаях, если требования установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (см. ст. 195.3 ТК РФ);
— для ГУП и т.п. применяются поэтапно на основе утвержденных планов по организации применения профстандартов.

 
Реализацию мероприятий планов завершить не позднее 1 января 2020 г.
 
Во всех остальных случаях работодатель не обязан применять ни квалификационные справочники, ни профессиональные стандарты и ответственность за их неприменение трудовым законодательством не предусмотрена.
 





                     




 
 



ЧЕМ РУКОВОДСТВУЮТСЯ СУДЫ
 
О судебной практике разрешения споров, связанных с нарушениями законодательства по охране труда, рассказал Иван БЕРДИНСКИХ, директор департамента юридического сопровождения и контроля ManpowerGroup.
 


 

Иван Викторович, в частности, привел в пример несколько судебных процессов в разных регионах России.
 
Так, в Челябинской области истец требовал признать предписание Государственной инспекции труда незаконным в части пунктов о том, что должностным лицам обучение по охране труда не проведено в соответствии с трудовым законодательством РФ.
 
Мотивировка:

— в соответствии с п. 2.3.2 Порядка обучения руководители и специалисты могут пройти обучение в самой организации при условии, что в ней имеется комиссия по проверке знаний требований охраны труда;
— в ЗАО имеется комиссия по проверке знаний из числа обученных по ОТ;
— ЗАО не оказывает услуги по обучению по ОТ сторонним организациям, соответственно, на него не распространяется требование об аккредитации.

 
Областной суд своим апелляционным определением решил: частично удовлетворить требования истца в отношении лиц, не относящихся к п. 2.3.2 Порядка обучения по ОТ (специалисты, не осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах), в отношении остальных должностных лиц апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
 
Обоснование:
 
— ошибочное толкование Порядка обучения, в силу которого не все руководители и специалисты могут проходить обучение и проверку знаний членами созданной на предприятии комиссии;
— довод о том, что работодатель не оказывает услуги в сфере обучения по ОТ сторонним организациям, соответственно, на него не распространяется требование об аккредитации, не является основанием к отмене решения суда.

 
Еще один показательный процесс — дело, рассмотренное судом Ненецкого АО.
 
Обстоятельства таковы:
 
— в соответствии с постановлением зам. главного государственного инспектора труда городская администрация признана виновной в совершении административного правонарушения в части обучения по ОТ;
— администрация обжаловала постановление ГИТ в городском суде, но суд жалобу не удовлетворил;
— администрация обжаловала решение городского суда в суде автономного округа, в своей жалобе просила решение отменить, производство по делу прекратить.

 
Мотивировка: городская администрация имеет внутреннюю комиссию по проверке знаний требований по ОТ, состоящую из лиц, прошедших обучение в аккредитованных учебных центрах, в этой связи имеет право проводить обучение по ОТ внутри организации.
 
Решение суда: жалобу городской администрации удовлетворить.
 
Обоснование: приказ от 01.04.2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» возлагает обязанность аккредитации в целях оказания услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.
 
В ответ на важный и часто встречающийся на практике вопрос: «Где вправе проходить обучение по охране труда руководители и специалисты?» — Иван БЕРДИНСКИХ ответил комментарием, размещенным на сайте онлайн-инспекции труда:
 
«Если организация имеет комиссию по проверке знаний требований охраны труда, то руководители и специалисты (кроме членов комиссии) могут проходить обучение и проверку знаний в самой организации при условии наличия программы обучения на основе примерных учебных планов и программ, утвержденных Минтрудом России. В противном случае обучение должно быть пройдено в специализированной обучающей организации».
 
Кроме того, Иван Викторович остановился на вопросе субсидиарной ответственности по обязательствам работодателя, если гражданин принимается на работу посредством обращения в частное агентство занятости (ЧАЗ). В этом случае ЧАЗ ответственно за вводный инструктаж, а также за осуществление контроля за соблюдением принимающей стороной норм трудового права; обязанностей по обеспечению безопасных условий труда.
 
Принимающая сторона, в свою очередь, ответственна за:
 
— обучение безопасным методам и приемам выполнения работ;
— инструктаж на рабочем месте, стажировку, проверку знания требований ОТ;
— медицинские осмотры;
— СОУТ;
— СИЗ;
— инструкции;
— соблюдение иных требований ОТ.



ПРЕЗЕНТАЦИЯ СПИКЕРА:





 
«Несчастные случаи на производстве: актуальная судебная практика». Такова была тема выступления юриста практики трудового права Ольги ТЯНГАЕВОЙ.
 
Ольга Васильевна отметила, что наиболее актуальными спорами с Федеральным фондом социального страхования являются прения по вопросам:
 
— ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ: пособие по больничному — от работодателя, остальное — от ФСС России;
— ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ: по больничному листу с кодом 04 полагается максимальное пособие — 100 % средней зарплаты независимо от стажа работы;
— п. 7 ст. 15 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ: работодатель может зачесть пособие в счет уплаты страховых взносов;
— п. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 184: работодатель обоснованно и без нарушений выплатил пособие работнику.

 
Основными вопросами для квалификации несчастного случая являются:
 
— наличие травмы;
— больничный лист;
— связь травмы с работой, акт Н-1.

 
Позиция судов такова: если работодатель признал, что травма работника связана с производством, то случай считается страховым.
 
ФСС же при этом настаивает на следующих доводах:
 
— работник получил травму не на рабочем месте / в нерабочее время;
— нет связи между травмой и последующей смертью работника;
— работник обратился к врачу через несколько дней после травмы;
— нет свидетелей несчастного случая;
— нет доказательств трудовых отношений.
 



 

Спикер привела пример судебной практики по нескольким знаковым делам.
 
1. Работник получил травму на территории работодателя, но не на своем рабочем месте.
 
Работодатель заявляет, что провел расследование, составил акт о несчастном случае на производстве и оплатил больничный в полном размере (100 % средней зарплаты). ФСС России при этом отказал в зачете пособия в счет уплаты страховых взносов, так как несчастный случай не связан с трудовой деятельностью.
 
Позиция суда: решение фонда неправомерно, так как несчастный случай произошел на территории работодателя, налицо связь повреждения с работой в акте Н-1.
 
2. Работник получил травму на работе в обеденный перерыв.
 
Работодатель также заявляет, что провел расследование, составил акт о несчастном случае на производстве и оплатил больничный в размере 100 % от средней заработной платы.

ФСС России отказал в зачете пособия в счет уплаты страховых взносов, так как несчастный случай произошел в нерабочее время.
 
Суд также признал решение фонда неправомерным, опять-таки ввиду того, что несчастный случай произошел на территории работодателя (налицо связь повреждения с работой в акте Н-1).
 
Существенное значение имеет апелляционное определение Новосибирского областного суда от 12.07.2016 по делу № 33а-6955/2016. Речь шла о работнике, который регулярно превышал нормы пребывания на производстве и скончался в рабочее время.
 
Позиция Госинспекции труда была обозначена так: ГИТ проведено дополнительное расследование по несчастному случаю и вынесено заключение о том, что работа пострадавшего в течение пяти рабочих дней в количестве 43,15 часа вместо положенных не более 36 часов в неделю во вредных условиях труда 3-й степени могла повлечь перенапряжение организма и привести к острой коронарной недостаточности, повлекшей смерть. Данный несчастный случай подлежит квалификации как связанный с производством.
 
Компания же заявила, что случай смерти не указан в перечне событий, которые квалифицируются как несчастные случаи. Ранее работник на ухудшение здоровья не жаловался, ежегодно проходил обязательные медицинские осмотры, противопоказаний к работе не имел. Смерть произошла от заболевания после окончания рабочего дня, по дороге к выходу с территории работодателя. Данное происшествие не является несчастным случаем на производстве.
 
Суд признал наличие причинно-следственной связи смерти работника с его переработкой. Довод апелляционной жалобы о том, что произошедший случай со смертельным исходом не подлежит квалификации как связанный с производством на основании ст. 229.2 ТК РФ, поскольку смерть наступила вследствие общего заболевания, судебная коллегия отклонила.

«Причина смерти... отраженная в данных документах, — острая коронарная недостаточность, не свидетельствует о том, что смерть произошла вследствие общего заболевания, не связанного с выполняемой работником работой в определенных созданных работодателем условиях и режиме работы», — говорится в решении суда.
 
Ольга ТЯНГАЕВА привела также несколько принципиальных доводов, касающихся иностранных работников российских предприятий. Она, в частности, напомнила, что высококвалифицированные специалисты не подлежат социальному страхованию, за исключением страхования от несчастных случаев на производстве. Иностранные же работники, нанятые по общей процедуре, подлежат всем видам социального страхования и социального обеспечения.
 
Что касается договоров предоставления персонала, то здесь знаковым является постановление Второго Арбитражного апелляционного суда от 30.08.2016 г. по делу № А29-1004/2016:
 
3. Пять работников А при выполнении работ в Б по договору предоставления персонала получили трудовые увечья, двое впоследствии скончались. ФСС направил в адрес Б претензию о возмещении материального ущерба в связи с выплатой страхового обеспечения на общую сумму более 3 млн руб.
 
Позиция Б: согласно договору предоставления персонала, А несет ответственность за выплату социальных и трудовых гарантий и льгот, компенсацию трудового увечья, за выплату пособий по социальному страхованию; является плательщиком страховых взносов в ФСС, поскольку является их работодателем.
 

Позиция ФСС: согласно Н-1, причинителем вреда признана Б. Взыскание страховщиком в регрессном порядке выплаченных сумм обеспечения по страхованию непосредственно с причинителя вреда соответствует действующему законодательству.
 
Позиция суда: как определено в подп. 8 п. 1 ст. 11 № 165-ФЗ, страховщики имеют право обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов. Право регрессного требования истца (ФСС) к причинителю вреда прямо предусмотрено законодательством.
 
Что касается дистанционных/надомных работников, то они, напомнила юрист, самостоятельно устанавливают свой режим рабочего времени и времени отдыха. Если во время работы у себя дома он получил травму, то работодатель обязан провести расследование, чтобы признать данную травму несчастным случаем.
 
Аргументы ГИТ таковы:
 
На дистанционных и надомных работников распространяется действие трудового законодательства, особый порядок квалификации НС для них не предусмотрен.
Работодатель обязан обеспечивать безопасность труда работников, в отношении дистанционных работников он исполняет ограниченный круг обязанностей по охране труда.
 
Дистанционный/надомный работник является застрахованным лицом.
 
Акт о НС нельзя отменить без медицинского заключения — это правило Ольга ТЯНГАЕВА подтвердила апелляционным определением ВС Республики Саха (Якутия) от 21.12.2015 по делу № 33а-4852/15.
 
Работник повредил спину при подъеме тяжестей. Медики квалифицировали травму как легкую. На основании медицинского заключения и заключения инспектора труда работодатель оформил акт о НС. Через пять месяцев работник обратился в поликлинику, и врач сделал томографию. Он установил признаки более серьезной травмы. Тогда работник попросил провести дополнительную проверку.
 
Аргументы ГИТ и суда первой инстанции: инспектор на основании результатов томографии обязал работодателя оформить новый акт о несчастном случае на производстве и указать в нем иной диагноз и степень травмы. Районный суд согласился с действиями инспектора.
 
Но судьи апелляционной коллегии разъяснили, что инспектор вправе отменить акт только на основании нового медицинского заключения. Результаты томографии не являются медицинским заключением. Поэтому инспектор не мог основывать на них свои выводы. Коллегия отменила решение районного суда и признала предписание инспектора незаконным.



ПРЕЗЕНТАЦИЯ СПИКЕРА:


  
Вячеслав Котоврасов,
по материалам, предоставленным ГК «ТехноПрогресс»
(директор по связям с общественностью — Сергей Сидоров)
 
 
Мы благодарим наших коллег в редакции журнала «Охрана труда и техника безопасности в строительстве» за предоставленный материал для публикации на нашем информационном портале.